Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха.
· Юридическое и фактическое полновластие царя отнюдь не означало, что лишь он осуществлял всю деятельность по управлению государством.
· Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.
· В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Он часто менял свое название. До 1801 г. действовал Совет при Высочайшем дворе, затем был создан Непременный совет из 12 человек с чисто совещательными функциями. Он функционировал до создания Государственного совета.
· Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 г. и просуществовал с некоторыми изменениями до
1917 г. Инициатором создания этого органа являлся крупный государственный деятель М.М. Сперанской. Государственный совет был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов, которые получали юридическую силу после утверждения императором.
Членами Государственного совета (по должности или по назначению царя) являлись крупные чиновники и помещики, и общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Председательствовал в Государственном совете император, в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Последний департамент был создан после польского восстания 1830-1831 гг. Собирались и общие собрания Государственного совета. Делопроизводство велось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь. Государственный совет осуществлял свою главную первоначальную задачу (подготовку законопроектов) недолгое время.
Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном совете стало носить формальный характеру. Нередки были случаи, когда законопроекты вносились в Государственный совет с резолюцией царя: "желательно мне, чтоб принято было". "Собственная его величества канцелярия" постепенно приобретала особое значение, оттесняя на второй план Государственный совет. Она была органом, связывавшим царя с правительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам государственного управления. Во второй четверти XIX в. эта канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при царе и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, его структура усложнялась, появились ее подразделения: Первое, Второе и Третье отделения (с 1826 г.), Четвертое (с 1828 г.), Пятое (с 1836 г.) и Шестое (с 1842 г.).
Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.
- За Сенатом сохранялось еще право ревизовать местные органы, но принимать решения он сам не мог и передавал свои заключения другим учреждениям.
Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата усиливалась.
В начале XIX в. и в России на смену коллегиям пришли министерства. В соответствии с царским Манифестом "Об учреждении министерств", опубликованным в 1802 г., было создано восемь министерств:
1. военных сухопутных сил,
2. морских сил,
3. иностранных дел,
4. юстиции,
5. внутренних дел,
6. финансов,
7. коммерции,
8. народного просвещения.
Два из них были новыми и не имели предшественников - это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения.
На Министерство внутренних дел, кроме поддержания "порядка" в стране, возлагалась обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством.
Министерство просвещения решало задачи идеологической обработки масс, воспитания их в духе преданности царизму, а также подготовки кадров для государственного аппарата. Ему подчинялись: Академия наук, университеты и другие учебные заведения, типографии частные и государственные, библиотеки и музеи, оно осуществляло цензуру над издававшейся литературой.
В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Но фактически они несли ответственность перед императором. Издание в 1811 г. "Общего учреждения министерств", составленного при непосредственном участии М.М. Сперанского, завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств.
· Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавлявшиеся директорами.
· Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.
· Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось. Были созданы: Министерство полиции (вскоре упраздненное), Государственное казначейство, Ревизия государственных счетов (государственный контроль), Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных исповеданий. Комитет министров.
· С созданием министерств начал оформляться и новый орган - Комитет министров. В Манифесте 1802 г. не было четкой регламентации его деятельности. Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств и поэтому требовавшие совместного обсуждения министров. Председательствовал на его заседаниях император. В 1812 г. Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной, ежегодные отчеты министров, дела о "спокойствии и безопасности" страны, проекты законов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и т.д. Со второй четверти XIX в., с усилением роли царской канцелярии, значение Комитета министров стало падать.
· Широкую известность получил так называемый негласный комитет (1801-1803 гг.), подготовивший ряд реформ государственного аппарата (создание министерств и др.).
· Создавались комитеты по борьбе с голодом (1840 г.), по постройке Исаакиевского собора, секретные комитеты, управлявшие страной от имени временно отсутствующего императора (1828, 1849 гг.), и др.
· Местные органы управления в первой половине XIX в.почти не подвергались изменениям.
· В 1837-1838 гг. было упорядочено управление государственными крестьянами: в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах - окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волостные правления. Лица, избранные в волостное правление, подлежали утверждению палатой государственных имуществ.
В этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов.
В 1826 г. по именному указу Николая I Особая канцелярия Министерства внутренних дел была присоединена к Собственной его величества канцелярии и создано, таким образом, Третье отделение Собственной его величества канцелярии.
Компетенция Третьего отделения была весьма обширной:
- руководство полицией,
- борьба с революционерами, сектантами и раскольниками;
- высылка и размещение "людей подозрительных;
- управление тюрьмами, в которых находились "государственные преступники";
- наблюдение за всеми иностранцами в государстве.
Первая экспедиция (секретная) вела непосредственно борьбу с революционным движением в стране, проводила следствие по политическим делам, следила за деятельностью революционных организаций и отдельными революционерами. В ее распоряжении находилась многочисленная агентура.
Третье отделение опиралось в своей деятельности на созданный по Указу 1827 г. жандармский корпус. В 1836 г. было утверждено царем "Положение о корпусе жандармов". Жандармский корпус подразделялся на главное, окружные (всего в стране было 7 жандармских округов) и губернские управления.
Главное управление возлагалось на шефа жандармов. В непосредственном подчинении у окружных и губернских управлений находились жандармские команды губернских городов. Они были созданы также в некоторых крепостях и портовых городах.
На жандармские команды и дивизионы возлагалась задача "рассеяния законом запрещенных скопищ", "усмирения буйства и восстановления нарушенного повиновения" и т.д.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 556.