В условиях строительства суверенного Казахстана вопрос об интеллигенции приобретает особую актуальность. В связи с этим возникает необходимость изучить некоторые явления, имевшие место при становлении и развитии казахской интеллигенции и ее роли в обществе в конце Х1Х-начале ХХ веков.
По мнению историка Гульмиры Султангалиевой, на первом этапе программа национального движения соответствовала социальной структуре его участников. В Казахстане это движение во второй половине XIX века представляли выходцы из традиционной элиты, окончившие первые светские учебные заведения, —
Ч. Валиханов, Т. Сейдалин, М. Бабаджанов, С. Жантюрин.
Один из известных государственных и партийных деятелей Казахстана Турар Рыскулов пишет: «До революции 1905 года среди казахского населения можно было отличить два вида интеллигенции. Одни — интеллигенты, персонально выдвинувшиеся из остальной среды в разное время, вроде Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, правда, немногочисленные, получившие русское образование, которые стремились при содействии русской власти приблизить казахов к европейской культуре. Другие — получившие воспитание в татарских, башкирских и других мусульманских школах, стремящиеся путем распространения культуры Востока просветить казахский народ».
Перед Октябрьской революцией у казахов был очень тонкий слой интеллигенции: всего около ста человек имели высшее и незаконченное высшее образование, около тысячи являлись выпускниками гимназий, прогимназий, училищ, а также несколько тысяч лиц, окончивших восточные учебные заведения. Те из них, которые получили европейское образование, формировали своеобразный политический климат в начале XX века. На общем фоне среднеазиатского региона интеллигенция Казахстана выглядела значительной и в качественном, и в количественном отношении. Вот почему именно интеллигенты-казахи играли тогда очень важную роль в судьбе Средней Азии.
В статье «Казахи» крупнейший политический деятель начала XX века Алихан Букейханов отмечает наличие двух политических течений в казахской степи. Одно — взявшее ориентацию на Бухару и Туркестан, традиционное панисламистское течение. Это направление проповедовали различные деятели ислама, воспитанные в медресе Казани, Бухары, Уфы. Они пытались повернуть взоры казахов на Восток.
Второе течение — модернистское, ориентированное в основном на цивилизованный Запад. К этому течению относились выросшие в русской среде представители казахской интеллигенции, руководимые Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Мыржакыпом Дулатовым, Жакыпом Акпаевым, Алимханом Ермековым. Эта группа проявляла политическую сдержанность, осторожно реагировала на действия царского правительства, прежде всего прилагая усилия к тому, чтобы поднять самосознание народа и подготовить его для действия в целесообразных условиях. Они возлагали надежды на возможность соглашения с русской либеральной властью и левыми партиями.
Таким образом, в начале XX века на историческую арену выходит передовая казахская интеллигенция, которая считала главным в своей политической деятельности защиту как национальных, так и общечеловеческих ценностей. Руководителями движения стали Алихан Букейханов — ученый-экономист, член ЦК Конституционно-демократической партии России, депутат I и II Государственной Думы; Ахмет Байтурсынов — поэт, переводчик, лингвист, редактор газеты «Казах»; Мыржакып Дулатов, Жакып Акпаев, Мустафа Шокай, Мухамеджан Тынышбаев, Бахытжан Каратаев, Халел и Джанша Досмухамедовы и другие — в большинстве своем выпускники высших учебных заведений и училищ Петербурга, Москвы, Варшавы, Казани, Томска, Омска и Оренбурга.
В августе 1886 года Алихан Букейханов поступает в Омское техническое училище. Блестяще окончив его, он поступает в Императорский лесной институт в Санкт-Петербурге, который заканчивает в 1894 году. По данным видного государственного деятеля, профессора, участника движения «Алаш» Алимхана Ермекова, Алихан Букейханов в одно время с Лениным экстерном окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Свободно владел несколькими иностранными языками, в 24-летнем возрасте имел два столичных диплома о высшем образовании, был известен как знаток теории марксизма. После окончания института начинается его активная общественно-политическая и научная деятельность. Выполненные Букейхановым исследования в составе экспедиций Ф. Щербины, С. Швецова — объективный анализ жизни казахской кочевой общины — которые свидетельствуют о глубоких познаниях в этой области.
Одной из главных задач своей деятельности казахская национальная интеллигенция считала не только сохранение национальной самобытности казахского народа, но и воссоздание исторического прошлого и воспитание национальных чувств.
Участие казахских депутатов Алихана Букейханова, Ахмета Беремжанова, Бахытжана Каратаева, Мухаметжана Тынышбаева в Государственной Думе, накопленный ими опыт парламентской работы сыграли важную роль в их общественно-политической деятельности.
В период Первой мировой войны, в 1916 году, в Казахстане вспыхнуло восстание казахов против политики царского правительства. Поводом послужил Указ царя от 25 июня о реквизиции инородцев Средней Азии и Казахстана и ряда других областей «для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии». Причины восстания: массовое изъятие земель в Казахстане, политика русификации, Первая мировая война, которая принесла народам неисчислимые страдания. По указу царя набору подлежало все трудоспособное население в возрасте 19-43 лет. Тем самым царское правительство хотело освободить массу русских солдат и рабочих от работы по устройству оборонительных сооружений и других тыловых работ, реквизировав из Туркестана и Степного края более 500 тысяч мужчин. Люди видели, что часть соотечественников вообще не возвращалась, погибая при работах во время военных действий. С другой стороны, цены на основные виды продовольствия и налоги возросли в несколько раз. В таких условиях и началось восстание в Казахстане.
Каково же было отношение национальной интеллигенции Казахстана к восстанию шаруа? Ядро казахской революционной демократической интеллигенции, сплотившееся вокруг газеты «Казах», — Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов — в период апогея национально-освободительной борьбы казахов против метрополии допускало возможность репрессии со стороны царизма и предлагало отсрочить мобилизацию. «Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь», — писали представители национальной интеллигенции в воззвании в октябре 1916 года. Таким образом, лидеры алашской интеллигенции придерживались тактики разумного компромисса с колониальной империей, выдвигая на первый план идею выживания народа, сохранения его этнической целостности.
С июля по август 1916 года ход событий в немалой степени зависел от позиции лидеров общества. В этот драматический период деятели «Алаша» решили оградить народ от новых катаклизмов и сохранить его. Именно поэтому они призвали казахов выполнить Указ царя. Во-первых, они считали, что нависшая над Россией внешняя опасность в полной мере касается и казахов, являющихся их подданными. 11 июля 1916 года в обращении к гражданам Букейханов, Байтурсынов, Дулатов писали: «Соотечественники — русский народ, единоверцы — мусульмане, татарский народ, а также другие соседние народы горят в пламени пожара. Нельзя нам оставаться в стороне… Отказаться от приказов власти, подданными которой мы являемся, и сидеть дома, защищая себя, не вступая в защиту государства, это будет на пользу врагу» («Казах», 1916 г., 16 июля). Во-вторых, в случае победоносного для России исхода войны они надеялись на облегчение участи казахов и создании национальной автономии.
Часть казахской молодежи, обучавшейся в центральных российских вузах, активно помогала соотечественникам, призванным на строительство оборонительных сооружений. Об этом рассказывают письма Алихана Бокейханова, написанные из Москвы в декабре 1916 года и опубликованные в газете «Казах». Там говорится: «Через 2-3 дня я, Мырзагазы, Тел, Муса, Хасен — впятером выедем на Западный фронт, там будем оказывать помощь казахским джигитам. Возможно, поедем и на другие фронты». А в письме, написанном 26 декабря, он сообщает, что они знакомятся с условиями проживания казахов из Актюбинского, Костанайского уездов. Там же упоминаются его товарищи, московские студенты: Тел Жаманмурынов, Муса Сейдалин и Халел Бекентаев. К сожалению, имя нашего земляка Теля Жаманмурынова, одного из настоящих патриотов республики, стоявшего у истоков движения «Алаш» и внесшего огромный вклад в становление и развитие сельского хозяйства Советского Казахстана, мало известно широкой общественности.
Тел Жаманмурынов добровольно пошел на фронт в инородческое отделение для помощи казахам, работающим на оборонительных объектах (район Минска). В конце призыва казахских джигитов он организовывает возвращение простых рабочих с фронта. Об этом свидетельствуют строки из издания «Казах»: «До управления дошло и то, что актюбинские джигиты во главе с Телем Жаманмурыновым, джигиты из Семиречья с Билялом возвратились на родину».
Таким образом, казахские интеллигенты, среди них и Жаманмурынов, летом 1917 года приняли активное участие в ответственном деле — в деле оказания помощи казахам, работающим на трудовом фронте Первой мировой войны. Вот что он пишет в своей автобиографии, написанной в 1935 году для Актюбинского обкома ВКП(б): «В начале 1916 и конце 1917 годов добровольно отправлялся на Западный фронт для исследования положения казахов, призванных на тыловые работы, и оказания им помощи. По возвращении в мае 1917 года по мобилизации Тургайского областного гражданского комитета был направлен в Тургайский уезд на создание волостных комитетов. Здесь, на уездном съезде (июль 1917 года) был избран председателем уездного земельного комитета». В этом же году он вошел в руководящий состав организации «Еркін дала», созданной в Оренбурге. Целью данной организации было просвещение и повышение общественно-политической активности народа.
21 июля 1917 года Жаманмурынов в качестве делегата участвует в работе съезда казахов Тургайской области (I-общеказахский). В сентябре 1917 года его как представителя партии «Алаш» выдвинули в депутаты Всероссийского учредительного собрания. Жаманмурынов исполнял обязанности секретаря II съезда казахов Тургайской области, который проходил 20-25 августа 1917 года в Актюбинске. На этом собрании была принята программа, основанная на демократических принципах. К сожалению, впоследствии Жаманмурынова постигла участь многих достойнейших людей своего времени. Он был репрессирован тоталитарной системой.
Современное состояние исторической науки Казахстана создает значительные возможности для разработки одной из актуальных и животрепещущих задач отечественной истории — исследование формирования и деятельности национальной интеллигенции Казахстана. Интеллигенция являлась носителем духовной и нравственной культуры народа. Она первой предвидела результаты и последствия исторического события и призывала к решению проблем мирным способом, пытаясь уберечь народ от кровопролития.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 703.