Участие казахских депутатов в I и II Государственных Думах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской области - Ахмет Беремжанов, Уфимской губернии - Салимгерей Жанторе, Акмолинской области - Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области - Алихан Бокейханов и другие. Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государственной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их инициативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов.

 

 

В 1907 году в состав II Государственной Думы России вошли: от Акмолинской области Шаймерден Косшегулулы, Тургайской - Ахмет Беремжанов, Семипалатинской — Темиргали Нурекенов, Семиреченской — Мухамеджан Тынышпаев, Уральской — Бахытжан Каратаев и др. Эта Дума заседала тоже недолго: всего лишь 104 дня.

 

Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию. Совместно с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан. Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов. В своем пламенном выступлении он подчеркивал: «Вы должны понять, сегодня для высвобождения участков для крестьян-переселен-цев киргизов изгоняют не только с исконных земель, но и из собственных жилищ».

Во II Думе произошел раскол мусульманских депутатов - под влиянием левого крыла была образована отдельная Мусульманская трудовая группа («Мусульман хезмат тейфасэ»). В нее вошли шесть депутатов: Г.Атласов, Г.Бадамшин, З.Зейеалов, Х.Мессагутов, А.Неджметдинов, К.Хасанов, составлявшие особую мусульманскую группу трудовиков.

С апреля 1907 г. группа стала издавать свой печатный орган «Дума». Поэтому эта группа получила также название «Думчелар» («Думцы»). Мусульманская трудовая группа вступила в полемику с основной мусульманской фракцией, образованной на базе партии «Иттифак аль-Муслимин», утверждая что «Иттифак» защищает интересы только богачей и для подлинного возрождения мусульманской нации необходимо организовать мусульманскую трудовую партию, которая смогла бы отстаивать интересы широких масс трудового населения.

Программа самого «Иттифака» также была значительно скорректирована в сторону уменьшения радикализма и сосредоточилась в основном на решении религиозно-культурных вопросов. Либерально настроенные мусульманские политики отстаивали свою новомодную программу введения комплексного светского образования на родном языке как альтернативу системе русско-инородческих школ, разработанную в свое время Н.И.Ильминским и поддерживавшейся правительством. Они же выдвинули идею культурно-национальной автономии мусульманских народов, существовавшую в двух вариантах - территориальном и экстерриториальном.

В «Мусульманская трудовая группа» были отделившиеся шесть депутатов - мусульман. Мусульманская фракция приняла программу «Мусульманского союза». Ее члены председателем избрали М. А. Биглова, а также двух секретарей.

В первой Думе депутаты - мусульмане подписывали кадетские проекты, поскольку не были еще организационно оформлены. Из 12 разработанных кадетами законопроектах имеются пять подписей депутат - мусульман. Мусульманская группа самостоятельно внесла три из 44 законопроектов II Государственной Думы.

31 марта 1906 г. С.Каратаевым был подготовлен третий проект «О переселенческой политики властей».

Следующий проект «Проект основных положений об отмене ограничений в политических и гражданских правах связанных с вероисповеданием и национальностью» был поддержан и подписан 18 мусульманами. Среди них имеются подписи С.Каратаева, Ш.Кощегулова и А.Беремжанова. Этот проект был внесен 18 мая 1907 г/5/.

Власти стремились контролировать процесс выборов и регулировать избрание удобных для себя кандидатов. В поле зрения властей было не только регулирование количества, а также качества депутатов. Таким образом, неугодных кандидатов они отсекали на разных этапах под различными предлогами и обвинениями. При помощи «Выборгского воззвания» власти смогли убрать видных депутатов.

Создание и деятельность мусульманской фракции в Государственной думе стали важным показателем развития политического самосознания российских мусульман. В центре внимания мусульманской фракции во II Государственной думы были три основных вопроса: аграрный, проблемы демократизации политической жизни и проблема национально-религиозных взаимоотношений. Таким образом, мусульманская фракция играла заметную роль в деятельности II Думы. Несмотря на утвержденное Николаем II 17 апреля 1905 г. Положение «Об укреплении начал веротерпимости», декларировавшее свободу вероисповеданий, в российском законодательстве сохранялся ряд правовых ограничений, связанных с религиозной принадлежностью граждан. Правительство опубликовало указ и Манифест о роспуске Думы II-го созыва, обвиняя Думу в затягивании рассмотрения законопроектов и государственной росписи доходов и расходов, а также в том, что некоторые депутаты участвовали в заговоре против государства.

О заметном подъеме политического сознания казахов свидетельствует участие лидеров казахской интеллигенции в работе Государственной Думы. В Государственной Думе следующих созывов интересы казахского населения открыто защищали прогрессивные русские депутаты Т.И. Седельников, Н. Скалозубов и другие. В частности, депутат от Оренбургской губернии Т.И. Седельников подчеркивал: «Сотни тысяч киргизов являются безземельными в буквальном смысле слова, а если возьмем малоземельных киргизов, то их наберется не менее миллиона». В защиту земельных прав казахов выступили представители от башкир Ш. Сыртланов, от татар — С. Максудов. Депутат от Закавказья Х. Мамедов с трибун III Государственной Думы выступал от имени мусульманской фракции. Он призывал прекратить переселение крестьян в Казахстан до тех пор, пока не будут решены земельные права самих казахов. Один из известных политических деятелей Мустафа Шокай, не являясь депутатом, вошел в мусульманскую фракцию III и IV Государственных Дум России.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 5151.