Становление феодального общества и проблема формирования основ национальных государства в Западной Европе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство,ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Система вассалитета. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу

 

11.Особенности образования Византийской империи. Государственный строй и культура

 

В отличие от Западной Рим­ской империи, Восточная Римская империя устояла перед нашествиями варваров. Ее столицей был Константинополь. Просуществовала Восточная империя более тысячи лет, до 1453 г., когда была захвачена турками. Историки нового времени (начиная с ХУШ в.) называют Восточную Римс­кую империю Византией (по имени древнегреческого города Византии, на месте которого был основан Константинополь).

Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населяв­ших империю, был греческий.Власть императора Византии была огромной, император был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наем­ного войска.В 1204 г. объединенное войско крестоносцев из различ­ных стран Европы штурмом овладело Константинополем (Четвертый крестовый поход) и разгромило ослабевшую Византийскую империю. На землях Византии захватчикисоздали новое государство — Латинскую империю. Власть византийского императора сохранилась в Малой Азии. Ви­зантийцам постепенно удавалось отвоевывать у Латинской империи некоторые области, в 1261 г. они освободили Кон­стантинополь, но восстановленная Византия была тенью некогда могущественной империи и уже не играла значи­тельной роли в мировой политике. Первый период.Первый простирается до начала VIII века, исходные же его моменты хронологически не поддаются определению, подобно тому, как не отыскана дата, разграничивающая конец древней и начало новой истории. Второй период, от Льва III Исавра до Василия Македонянина (717—867), характеризуется такими чертами, в которых византинизм находит себе полное и всестороннее выражение. Через весь этот период проходит живая борьба идей, нашедшая себе внешнюю формулу выражения в системе иконоборчества.Третий период — от вступления на престол Василия Македонянина до Алексея I Комнена (867—1081). Существенные черты его истории заключаются в высоком подъеме византинизма и в распространении культурной миссии его на юго-восточную Европу. Трудами братьев Кирилла и Мефодия славянские народы введены в число культурных стран Европы; Четвертый период — от вступления на престол Алексея I Комнена до 1261 года. Весь интерес периода главным образом сосредоточивается на борьбе европейского Запада с азиатским Востоком. Крестоносное движение (см. Крестовые походы) неминуемо должно было затронуть Византийскую империю и поставить ее в необходимость озаботиться охранением собственных владени.Пятый период обнимает время от 1261 до 1453 года. Факты внешней и внутренней истории этого последнего периода определяются исключительными условиями, в которых находилось царство Палеологов. По завоевании Константинополя Михаил Палеолог употребляет все усилия к тому, чтобы соединить под своей властью находившиеся под чуждым господством провинции империи.

Культурное наследие Византии бесценно. Достаточно сказать, что мы почти ничего не знали бы о Древней Греции, если бы Византия не сберегла достижения античности. Нельзя переоценить и роль Византии как создательницы общей православной культуры сербов, болгар, грузин, румын, русских, украинцев. Константинопольский патриарх продолжал играть роль духовного наставника этих народов многие столетия, определенный авторитет сохраняет он и поныне

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 268.