Норманнская теория. Многие историки "норманнской" теории, которая приписывает норманнам - скандинавским викингам (варягам) -создание Русского государства. Основанием для этой теории послужил летописный рассказ о призвании на княжение в 862 г. варяжских князей Рюрика,Синеуса и Трувора. Новгородское летописание сообщает о том, что в IX веке легендарный князь Гостомысл собрал воинскую дружину и прогнал за море варягов, нападавших на славян. По легенде, Рюрик в то время был вождем одной из варяжских дружин. Он приплыл вместе со своими воинами и двумя братьями Трувором и Синеусом, согласился защищать призвавшие его племена от врагов и княжить по старому обычаю и правде. Рюрик посадил княжить брата Синеуса в Белоозеро, Трувора - в Изборск, а сам остался в Новгороде. В этой легенде многое до сих пор неясно. Большинство историков считают Синеуса и Трувора вымышленными личностями. Историчность Рюрика целым рядом исследователей не отвергается.
Княжил Рюрик недолго. Как-то на охоте он простудился, заболел и умер. Князем у славян стал малолетний сын Рюрика Игорь. Пока Игорь рос, княжил родственник Рюрика князь Олег -руководитель дружины Рюрика. Увидев, как удобно расположен Киев, как он богат, красив и надежен, Олег перенес в него столицу из Новгорода, сказав: "Да будет Киев матерью городам русским". Это было в 882 году.
Если до взятия Киева Олегом можно говорить о существовании у восточнославянских племен государственности, то с этого момента можно говорить о создании Древнерусского государства.
После объединения Новгорода и Киева Олег освободил многих славян от уплаты дани хазарам. Он подчинил себе почти все славянские племена от Балтийского моря до Карпатских гор. Договоры Руси с Византией устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялись порядок и условия поступления русских дружинников на византийскую службу.
Договоры создавали благоприятные условия для русских купцов, предоставляли им право беспошлинной торговли. После Олега на киевский престол вступил сын Рюрика Игорь.
Погиб Игорь в 945 г. во время сбора дани с древлян. После сбора дани Игорю показалось, что дани взято мало. Узнав об этом, древляне на совете решили убить его, что и сделали. У Игоря в Киеве остались малолетний сын Святослав и жена Ольга. Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась устройством государства. Она объехала все города Киевской Руси. Для уплаты дани разделила всю страну на погосты (слово "погост" означало место, где останавливался князь, собирая дань), установила точный размер дани (до Ольги размер дани фиксирован не был).
Ольга одной из первых приняла христианство.В IX - первой половине XI вв. князья собирали дань со свободных общинников. Поэтому преобладание среди непосредственных производителей материальных благ свободных общинников, использование труда холопов и отсутствие феодальных вотчин послужило основанием для гипотезы о том, что Древнерусское государство еще не было феодальным.
Большинство исследователей считает Древнерусское государство раннефеодальным.
Древнерусского государства включал в себя как черты новой феодальной формации, так и старой, первобытно-общинной. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. По всем вопросам князь советовался с дружиной. Дружинники могли спорить с князем и требовать от него большей щедрости. Для Киевской Руси был характерен высокий для того времени уровень культуры.
Еще до принятия христианства на Руси была некая письменность ("черты и резы"), образцы которой сохранились на обломках глиняной посуды, камнях. С начала Х в. преобладающее распространение получила "кириллица" - система славянского письма, разработанная для Моравии и Болгарии на основе греческого алфавита византийскими монахами - миссионерами братьями Кириллом (в миру Константин Философ) и Мефодием. После крещения Руси центрами письменности и книжного дела стали возникшие монастыри, при которых создавались школы и библиотеки. В XI в. грамотность проникает в среду феодалов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 257.