Киевская Русь: политическое, социально-экономическое и культурное развитие, взаимоотношения с соседями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Норманнская теория. Многие историки "норманнской" теории, которая приписывает норман­нам - скандинавским викингам (варягам) -создание Русского государства. Основанием для этой теории по­служил летописный рассказ о призвании на княжение в 862 г. ва­ряжских князей Рюрика,Синеуса и Трувора. Новгородское летописание сообщает о том, что в IX веке легендарный князь Гостомысл собрал воинскую дружину и про­гнал за море варягов, нападавших на славян. По легенде, Рюрик в то время был вождем одной из варяж­ских дружин. Он приплыл вместе со своими воинами и двумя бра­тьями Трувором и Синеусом, согласился защищать призвавшие его племена от врагов и княжить по старому обычаю и правде. Рюрик посадил княжить брата Синеуса в Белоозеро, Трувора - в Изборск, а сам остался в Новгороде. В этой легенде многое до сих пор неясно. Большинство историков считают Синеуса и Трувора вымышленными личнос­тями. Историчность Рюрика целым рядом исследователей не от­вергается.

Княжил Рюрик недолго. Как-то на охоте он простудился, заболел и умер. Князем у славян стал малолетний сын Рюрика Игорь. Пока Игорь рос, княжил родственник Рюрика князь Олег -руководитель дружины Рюрика. Увидев, как удобно расположен Киев, как он богат, красив и надежен, Олег перенес в него столицу из Новгорода, сказав: "Да будет Киев матерью городам русским". Это было в 882 году.

Если до взятия Киева Олегом можно говорить о существовании у восточ­нославянских племен государственности, то с этого момента мож­но говорить о создании Древнерусского государства.

После объединения Новгорода и Ки­ева Олег освободил многих славян от уплаты дани хазарам. Он под­чинил себе почти все славянские племена от Балтийского моря до Карпатских гор. Договоры Руси с Византией устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялись порядок и условия поступления русских дружинников на византийскую службу.

Договоры создавали благоприятные условия для русских купцов, предоставляли им право беспошлинной торговли. После Олега на киевский престол вступил сын Рюрика Игорь.

Погиб Игорь в 945 г. во время сбора дани с древлян. После сбора дани Игорю показалось, что дани взято мало. Узнав об этом, древляне на совете решили убить его, что и сделали. У Игоря в Киеве остались малолетний сын Святослав и жена Ольга. Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась устройством го­сударства. Она объехала все города Киевской Руси. Для уплаты дани разделила всю страну на погосты (слово "погост" означало место, где останавливался князь, собирая дань), установила точ­ный размер дани (до Ольги размер дани фиксирован не был).

 Ольга одной из первых приняла христианство.В IX - первой половине XI вв. князья собирали дань со свободных общинников. Поэтому преобладание среди непосред­ственных производителей материальных благ свободных общин­ников, использование труда холопов и отсутствие феодальных вотчин послужило основанием для гипотезы о том, что Древне­русское государство еще не было феодальным.

Большинство исследователей считает Древнерусское госу­дарство раннефеодальным.

Древнерусского государства включал в себя как черты новой феодальной формации, так и старой, пер­вобытно-общинной. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. По всем вопросам князь советовался с дружи­ной. Дружинники могли спорить с князем и требовать от него боль­шей щедрости. Для Киевской Руси был характерен высокий для того вре­мени уровень культуры.

Еще до принятия христианства на Руси была некая пись­менность ("черты и резы"), образцы которой сохранились на об­ломках глиняной посуды, камнях. С начала Х в. преобладающее распространение получила "кириллица" - система славянского пись­ма, разработанная для Моравии и Болгарии на основе греческого алфавита византийскими монахами - миссионерами братьями Ки­риллом (в миру Константин Философ) и Мефодием. После креще­ния Руси центрами письменности и книжного дела стали возник­шие монастыри, при которых создавались школы и библиотеки. В XI в. грамотность проникает в среду феодалов.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 257.