Разработка инструментария исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

После определение метода сбора информации наступает этап разработки инструментария социологического исследования.

Действительно, в ходе подготовки исследования одно из главных мест занимает именно разработка инструментария, под которой понимается совокупность методических и технических средств, а именно - анкеты, учетные карточки, бланки-интервью, дневники наблюдений и другие вспомогательные материалы. Для успешного составления инструментария необходимо знать все тонкости, специфику и особенности разных видов вопросов для того, чтобы полученные данные более точно и полно отражали данную проблему. В данном случае, так как используется электронный вид анкеты, необходимо уметь пользоваться платформой, с помощью которой будет составляться данный опросник. Ко всему этому важно правильно, грамотно и четко формулировать вопросы и логически выстраивать их в цепь. Все это дает возможность быстро, качественно и без лишних затрат получить достаточно большой массив необходимой информации для дальнейшего анализа. Этим и обусловлен выбор данного анкетирования, которое покажет и раскроет особенности отношения молодежи к службе в армии.

Доступ к информации, полученной в ходе данной работы, имеет только интервьюер, ведь только он может посмотреть результаты исследования на интернет ресурсе – Google Диск, поскольку анкета создавалась с его учетной записи. Но при желании и необходимости все данные можно перенести на электронный носитель, и даже отправить информацию на печать.

Следовательно, разработка инструментария играет важную роль в получении качественных результатов работы, поэтому к данному этапу исследования стоит относиться очень внимательно, впрочем, как и ко всем элементам проведения исследования.

Итак, во вводной части анкеты должна содержаться вся информация о целях и организаторах исследований, и инструкция заполнения данной анкеты. Кроме этого, указывается информация о благодарности за участие в опросе и дается гарантия анонимности, то есть это означается, что данные будут использоваться только в обобщенном виде и в объявленных целях.

Шапка анкеты данного исследования выглядит следующим образом: «Уважаемый, респондент! Просим Вас принять участие в опросе с целью изучения отношения молодежи к службе в армии. Заполнять анкету совсем несложно. Нужно выбрать и отметить из предложенных ответов тот, который отражает Ваше мнение. Заранее спасибо за участие в опросе!».

Сама анкета состоит из нескольких блоков, а именно из основной части анкеты, включающей 22 вопроса, и заключительной части, то есть паспортички, состоящей из 4 вопросов (см. Приложение).

Первый вопрос анкеты – «Служили ли Вы в армии?» является фильтрующим, поскольку он помогает отсортировать людей, служивших в армии. Поэтому следующий вопрос относится не ко всем, а только к тем, кто не проходил службу в армии, то есть второй вопрос является обязательным не для всех в отличие от первого. В остальном все последующие вопросы являются обязательными для всех респондентов.

В данной анкете 12 вопросов основной части из 22 являются закрытыми, то есть ответы на них респондент выбирает из уже заранее определенных и подготовленных вариантов.

Например, вопрос – «Как Вы оцениваете российскую армию?» имеет свой перечень ответов:

· отлично;

· хорошо;

· удовлетворительно;

· не удовлетворительно.

Такие вопросы не вызывают затруднения у респондентов, то есть анкета заполняется легко и понятно, также такие вопросы в дальнейшем проще обрабатываются, что экономит время и материальные ресурсы исследователя.

Остальные 10 вопросов являются полузакрытыми – вопросы, которые занимают промежуточное положение между открытыми и закрытыми вопросами. Другими словами, респонденту предоставляется несколько вариантов ответа на вопрос, из которых он должен выбрать тот, который отражает его точку зрения, но так же если ни один из вариантов ему не подходит, опрашиваемый может предложить свой вариант ответа. Это позволяет уменьшить недостаток выбора заранее подготовленных вариантов, поскольку порой данные варианты ответов могут не полно отражать мнение респондента. Таким примером может служить вопрос – «На основе чего формируется отношение молодых людей к службе в армии?». Варианты ответов на этот вопрос являются:

· рассказы родственников/знакомых;

· информация в СМИ;

· информация в Интернете;

· свой ответ.

Можно сделать вывод, что если из перечисленных вариантов ответов ни один не подходит респонденту, то он может дать «свой ответ».

Так же в анкете заявлены 3 вопроса с выбором нескольких вариантов ответа. Из них в двух вопросах можно выбрать не более двух вариантов ответа, и в одном не более трех вариантов. Один из таких вопросов направлен на выявление причин нежелания молодежи служить в армии. Поэтому такие вопросы очень удобны, и помогают более точно отразить специфику данной проблемы, ведь вполне логично, что причина тут может быть не одна.

Заключительная часть анкеты называется паспортичкой, которая представляет собой социально-демографические характеристики опрошенных, а именно в данной анкете необходимо указать: пол, возраст, образование и семейное положение респондента. Все эти характеристики имеют большое значение с точки зрения правильной интерпретации результатов.

В конкретном социологическом исследовании участвовала молодежь, поэтому пределы возрастной категории от 18 до 27 лет, именно этот возраст является ещё и призывным.

На заполнение анкеты ограничений по времени установлено не было, это делает прохождение опроса комфортным и увеличивает шансы привлечения широкого круга респондентов. Респондентам так же нельзя изменять ответы на вопросы после заполнения анкеты и просматривать результаты всех полученных данных. Контролировать двойное прохождение опроса не удастся, поскольку тогда пришлось бы вводить регистрацию респондентов, а это отразилось бы на количестве опрошенных.

В конце прохождения опроса на платформе Google Form появляется окно с надписью: «Спасибо за участие!».

Анкета была размещена с помощью ссылки[20] в социальной сети «Вконтакте», и сопровождалась пояснительной заметкой, о том, что необходимы люди именно определенной возрастной категории.

Таким образом, был выбран и описан необходимый инструментарий для сбора социологической информации, а именно была разработана анкета, отражающая проблему исследования.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 417.