Методом сбора информации в исследовании выступает опрос.
Опрос – это «метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов»[15]. В конкретной работе используется письменный вид опроса, а именно анкетирование – форма опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты.
В качестве анкеты представляется структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования[16].
Метод анкетирования является одним из основных методов исследования во всех сферах деятельности[17].
И на сегодняшний день анкетирование выступает самым популярным методом, который используется не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках. Оно, действительно, занимает одно из важных мест среди основных методов социологического исследования, так как дает наиболее полные и объективные результаты, обладает оперативностью, организационной простотой и экономичностью.
Итак, в данном случае проводился онлайн интернет-опрос, который предполагал самостоятельное заполнение респондентом анкеты, созданной на электронной базе Google Forms[18]. Анкета была распространена в социальной сети «Вконтакте»[19], поскольку нас интересует молодежная среда, а именно люди в возрасте от 18 до 27 лет. Данная социальная сеть больше всего подходит для поиска нужного контингента, так как является наиболее популярной среди интересующей нас молодежи, нежели чем другая социальная сеть.
Выборка в данном исследовании используется стихийная, то есть опрос осуществляется наиболее доступных единиц наблюдения по субъективным критериям, а именно по наличию доступа к сети Интернет и социальной сети. Данный тип выборочной совокупности относится к невероятностному виду выборки. Состав и размер такой выборки заранее не может быть известен, поскольку все определяется таким параметром как активность респондентов.
Исследования, осуществляемые с помощью сети Интернет, обладают определенной привлекательностью, поскольку позволяют опрашивать респондентов дистанционно, что очень удобно. Это позволяет сэкономить время, деньги и человеческие ресурсы. Полученная первичная социологическая информация обрабатывается уже автоматически. Интернет-опросы также позволяют быстро и без дополнительных материальных затрат изменять инструмент исследования в процессе исследования. Такие исследования помогают добиться существенно большего объема выборочной совокупности, позволяя снизить случайную величину ошибки измерения.
Еще одним существенным преимуществом таких опросов является возможность изучать специфические проблемы, которые люди не готовы порой обсуждать в личной беседе. Это происходит благодаря тому, что респондент, сидящий за компьютером или использующий соответствующий гаджет, во-первых, не стесняется интервьюера, во-вторых, может сам выбрать удобное время и место для заполнения анкеты, находясь при этом в привычной для него среде, и, в-третьих, уверен, что полученные данные в ходе опроса будут использоваться и представляться только в агрегированном виде. Уверенность в такой полной анонимности позволяет добиться от респондентов более высокого уровня доверия, искренних и честных ответов на вопросы.
Интернет-опрос можно считать гибким и очень удобным, и в то же время простым, благодаря использованию дополнительных мультимедийных средств, можно получать правильно заполненные данные, установив определенную и необходимую форму ответов.
К тому же специальное программное обеспечение позволяет исключить традиционные ошибки, которые характерны для интервьюеров. В таком опросе соблюдается точность перехода от вопроса к другому вопросу, то есть следующий вопрос не может быть задан, пока респондент не дал ответ на предыдущий вопрос. Плюс ко всему этому есть возможность выявления логических противоречий в ответах респондента и решение неполных ответов, поскольку специальная программа проверяет заполнение всех полей в анкете и в случае пропуска напомнит о том, что необходимо ответить на остающиеся вопросы.
Но и у такого метода опроса есть и свои минусы, которые необходимо указать и принять во внимание при дальнейшей обработке данных:
· стихийность выборки, то есть при формировании выборки происходит «метод самоотбора», поскольку на анкету в основном отвечают добровольцы, те люди, которых данная тема заинтересовала. Это осложняет возможность контролировать соответствие между выборочной и генеральной совокупностью;
· отсутствие возможности отслеживать респондентов и контролировать процесс заполнения, что может привести к ложным данным и снижению репрезентативности;
· потенциальным респондентом может стать только интернет-пользователь, то есть имеется лимит респондентов по наличию доступа к сети;
· существует проблема с установлением факта уникальности участия респондента в опросе, а именно некоторые индивид могут принимать неоднократное участие в опросе, оказывая тем самым влияние на итоговый результат исследования;
· возможно намеренное искажение данных респондентами, чаще всего связанных с социально-демографическими характеристиками;
· могут произойти сбои в работе системы компьютера, а также потеря связи с интернетом и аннулирование полученных ответов;
· возможное искажение восприятия респондентом текстового и графического материала, на которое оказывает влияние тип программного обеспечения, установленного на девайс на котором происходит заполнение анкеты. Действительно, различные браузеры по-разному отображают, например, одну и ту же веб-страницу, отсюда внешний вид анкеты может значительно отличаться.
После сбора первичной информации, необходима обработка данных.
Результаты из электронной системы Google Form можно автоматически перенести в таблицы Microsoft Office Excel 2007 для последующей обработки. Далее данные можно отобразить в виде графиков и диаграмм, показывая результаты в процентном соотношении.
Для реализации данного социологического исследования необходимы такие ресурсы как:
· электронная техника с возможностью свободного доступа в Интернет, это может быть компьютер, ноутбук, мобильный телефон, планшет и любые другие гаджеты с выходом во всемирную «паутину»;
· непосредственно сам доступ к Интернет-ресурсам, в данном случае к платформе Google Form на котором содержится сама анкета, и необходимо наличие регистрации в социальной сети «Вконтакте»;
· специальное программное обеспечение, а именно Яндекс.Браузер, Microsoft Office World 2007 и Microsoft Office Excel 2007.
Таким образом, … и были определены необходимые ресурсы для последующей обработки полученной первичной социологической информации.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 462.