Социологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социологического исследования

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В АРМИИ

 

 

Выполнил студент: 9509 ____________ Савосина Юлия Вячеславовна

(группа) (подпись)                            (Ф.И.О.)

 

Научный руководитель: ________ канд. ист. наук.     Филькина О. Ю.

                             (подпись) (уч.степень, звание)        (Ф.И.О.)

 

Рязань, 2018 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 7

1.1. Обоснование проблемы, цели и задач исследования. 7

1.2. Логический анализ понятий. Ошибка! Закладка не определена.

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 14

2.1. Выборочная совокупность исследования. 14

2.2. Характеристика используемых методов сбора и обработки первичной социологической информации. 16

2.3. Логическая структура инструментария для сбора социологической информации. Ошибка! Закладка не определена.

ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 25

3.1. Анализ результатов социологического исследования. 25

3.2. Выводы и рекомендации. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 57

ПРИЛОЖЕНИЕ. 60

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современно мире на данном этапе развития все чаще обсуждаются и анализируются проблемы и вопросы, связанные с социальными институтами. И в свою очередь важное место в этих дискуссиях занимает армия, которая является неотъемлемой частью любого общества, поскольку выступает гарантом безопасности, порядка и спокойной жизни. Любому государству необходима армия, способная в любой момент ответить на возможную агрессию других государств.

Во все времена воинская служба была делом чести каждого гражданина, а верное служение своему Отечеству – высшим смыслом жизни и службы воина. Но на сегодняшний день, к сожалению, статус нынешней армии стремительно падает. Отсюда возникает проблема нежелания служить во благо родины. И данная проблема очень актуальна в среде молодежи, поскольку именно ей приходится служить.

Служба в армии в первую очередь это гражданский долг каждого мужчины. Обязанность, которая прописана в законе.

В России с принятием Конституции Российской Федерации, каждый мужчина в возрасте 18-27 лет должен отслужить в армии[1]. Следовательно, основная часть армии формируется за счет граждан, прошедших срочную военную службу. Поэтому очень важно выявить отношение молодых людей к службе в армии, поскольку именно от них, их отношения и взглядов на данный социальный институт, зависит будущее государства и мир над головой.

Следовательно, актуальность темы исследования обусловлена тем, что престиж современной российской армии в настоящее время в глазах молодежи в большинстве случаев стремительно падает и предстает в негативных красках. Все больше молодых людей пытаются каким-либо образом уклониться от обязательной службы в армии.

Данную проблему необходимо изучить и выяснить причины такого негативного настроя в среде молодежи и возможные пути её разрешения.

К тому же, отношение российской молодежи к современной армии выступает ключом к пониманию и определению места армии в системе ценностей современной молодежи.

Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблеме …, что также обуславливает необходимость и актуальность данного исследования. Поскольку … .

Степень научной разработанности проблемы. При анализе изученной литературы по проблеме военной службы и отношения к ней молодежи призывного возраста, было выявлено недостаточное обращение внимания на причины и условия, формирующие отношение молодых людей к срочной службе в армии. Следовательно, данная проблема детально и масштабно не исследовалась.

Однако можно выделить работы таких исследователей, как Верещагину А.В., Сажину Л. В. И Самыгина С.И., которые в своих работах рассматривали теоретические и прикладные аспекты исследования военно-политической безопасности как важной составляющей системы национальной безопасности, обеспечение которой предполагает необходимость учета специфики такого актуального фактора, как отношение современной студенческой молодежи к службе в армии[2].

Кроме этого, стоит отметить О.М. Алексеенко, изучавшего ценности военной службы и проблемы повышения её престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации[3].

Исследователь В.В. Алешин посвятил свою работу изучению социально-психологических аспектов формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся[4].

Необходимо также отметить работы, В.И. Добрыниной и А.Ф. Ноздрачева[5], посвященные изучению формирования и динамики ценностей молодых людей призывного возраста, связанных со сменой поколений, в которых авторы пытаются отразить пути молодежи в поисках социальных ориентиров в современном мире.

Объектом исследования является срочная служба в армии как социальная проблема.

Предметом исследования выступают особенности отношения молодежи призывного возраста к службе в армии.

Целью исследования является понимание и усвоение теоретико-методологических принципов разработки программы социологического исследования, инструментария, порядка организации и проведения исследования, а также анализ результатов социологического исследования в контексте изучения и выявления особенностей отношения современной молодежи призывного возраста к проблеме прохождения срочной службы в армии, написание выводов и рекомендаций проведенного исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. овладеть методологией и методикой проведения социологического исследования для решения конкретных задач в соответствии с тематической направленностью курсовой работы;

2. проявить умение поиска необходимой для исследовательской работы литературы и осуществить логический анализ основных понятий по проблеме исследования;

3. развить навыки самостоятельной аналитической деятельности;

4. развить навыки комплексного применения эмпирической и статистической информации для изучения проблемы отношения молодежи к службе в армии;

5. проанализировать отношение молодежи к проблеме службы в армии;

6. сделать выводы и разработать рекомендации на основе эмпирических данных, полученных в ходе исследования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, которые, в свою очередь разбиты на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируютсяся объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе описывается методология социологического исследования.

Во второй главе определяется выборочная совокупность, обосновываются методы сбора и обработки первичной социологической информации, а также описывается логическая структура инструментария исследования.

В третьей главе проводится анализ эмпирических данных и результатов социологического исследования, а также разрабатываются рекомендации на основе проведенного исследования.

В заключении курсовой работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и теоретические обобщения, намечаются перспективы развития темы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день существует тенденция уклонения современной молодежи от воинской службы в армии. Образ армии в глазах молодежи постепенно приобретает непатриотичный оттенок, мотивы службы в армии меняются и утрачиваются.  Молодое поколение уже не рассматривает службу в армии как долг перед Родиной и почетную обязанность. Это связано с множеством причин, среди которых можно выделить боязнь службы как таковой, в которую входит наличие неуставных отношений, жесткая дисциплина, неудовлетворительное состояние бытовых условий и оторванность от дома. Так же одной из важных причин является мнение о бесполезности военной службы вообще, которое необходимо переубедить. Ко всему прочему, можно добавить, что уклоняющиеся от военной службы зачастую получают общественную поддержку и оправдание своих действий.

Причины подобного отношения молодежи к службе в армии возможно кроются в слабом военно-патриотическом воспитании допризывной и призывной молодежи, которое стало следствием несовершенства школьных программ и большинства общественных организаций и предприятий. К тому же, негативное восприятие службы в армии может исходить со стороны некоторых средств массовой информации. Все это настраивает современную молодежь на безразличное, а порой негативное отношение к армии.

Данная проблема о нежелании молодых людей призывного возраста служить в армии понимается всеми уровнями военной службы, начиная с государства и заканчивая молодежью. Но, не смотря на актуальность и значимость этой проблемы, возникающие задачи по устранению причин препятствующих прохождению военной службы молодыми людьми не разрешаются с обеих сторон.

Также ярко наметилась тенденция привлечения девушек на военную службу, а именно сами девушки изъявляют желание пройти службу в армии, а возможно выбрать для себя военную сферу как место для постоянной работы и дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.

Снижение престижа военной службы в обществе, её бедственное материальное положение, принижение значимости патриотических, нравственных и коллективистских стимулов служения Отечеству создают реальную угрозу для планов привлечения молодежи для формирования состава армии Вооруженных сил России.

Для повышения престижа армии среди молодежи и в современном обществе необходимо объединить усилия органов государственного управления и общественных институтов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, ст. 59.

2. Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113-ФЗ (последняя редакция) ст.1. КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37866/ - Загл. с экрана.

3. Алексеенко, О. М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации :дис. канд. филос. наук. / О.М. Алексеенко. – Москва, 2015. – 45 с.

4. Алешин, В.В. Социально-психологические аспекты формирования военно- профессиональной ориентированности учащихся: дис. канд. психол. наук. / В.В. Алешин. – Москва, 2011. – 47 с.

5. Баранов, Н. А. Армия, политика, человек [Текст] / Н. А. Баранов // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: Сб. статей / Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – С. 43-51.

6. Верещагина Анна Владимировна, Сажина Лилия Валерьевна, Самыгин Сергей Иванович Отношение студенческой молодежи к армии как фактор национальной безопасности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. №3. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-studencheskoy-molodezhi-k-armii-kak-faktor-natsionalnoy-bezopasnosti - Загл. с экрана.

7. Война и мир в терминах и определениях: военно-политический словарь / А. А. Данилевич, Д. В. Лоскутов, О. К. Рогозин и др. — Вече Москва, 2011. — 640 с.

8. Долженко Ю.Ю., Позднякова А.С. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования // ТДР. 2015. №1. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-anketirovanie-kak-sovremennyy-i-effektivnyy-sposob-issledovaniya - Загл. с экрана.

9. Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. — 2011. — № 3. — С. 112-116.

10. Котельникова Е.А. Проблема отношения молодежи к службе в армии // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/06/3235 - Загл. с экрана.

11. Краткий словарь по социологии [Текст]: авт. кол: Э.М. Коржев, Н.Ф. Наумов; под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапин. - М.: Политиздат. 1989 - 479 с.

12. Кузнецов С.А., Большой толковый словарь русского языка [Текст]/ Кузнецов С.А. – СПб.: «Норит», 2000. – 1536 с.

13. Лисовский В. Т. Эскиз к портрету: жизненные планы молодежи. М.,1962. С. 7.

14. Метелкин О. И. Военная служба как вид государственной службы в Российской Федерации // Вестник ЗабГУ. 2011. №4. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/voennaya-sluzhba-kak-vid-gosudarstvennoy-sluzhby-v-rossiyskoy-federatsii - Загл. с экрана.

15. Ноздрачев А. Ф., Добрынина В. И. Государственная служба. М., 2011.

16. Отношение молодежи к службе в армии [Электронный ресурс] Режим доступа:https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSc3hu3uaw4PJPjBHeYVahhblNJrgUwTxx_utD9fDE4WkJ2rcQ/viewform - Загл. с экрана.

17. Политология: Краткий словарь основных терминов и понятий [Электронный ресурс] / под ред. проф. В.С. Пусько. - М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. - http://www.medcollegelib.ru/book/bauman_0291.html - Загл. с экрана.

18. Словарь-справочник по социологии [Текст] / А. А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. - М.: Дашков и К°, 2010. - 303 с.

19. Социология массовой коммуникации : учеб. пособие / О. Г. Филатова. — М.: Гардарики, 2006. — 303 с.

20. Социальная сеть Вконтакте [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vk.com - Загл. с экрана.

21. Google Формы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.google.com/intl/ru_ru/forms/about/ - Загл. с экрана.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

Уважаемый, респондент! Просим Вас принять участие в опросе с целью изучения отношения молодежи к службе в армии. Заполнять анкету совсем несложно. Нужно выбрать и отметить из предложенных ответов тот, который отражает Ваше мнение. Заранее спасибо за участие в опросе!

Служили ли Вы в армии?

· да

· нет

социологического исследования

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В АРМИИ

 

 

Выполнил студент: 9509 ____________ Савосина Юлия Вячеславовна

(группа) (подпись)                            (Ф.И.О.)

 

Научный руководитель: ________ канд. ист. наук.     Филькина О. Ю.

                             (подпись) (уч.степень, звание)        (Ф.И.О.)

 

Рязань, 2018 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 7

1.1. Обоснование проблемы, цели и задач исследования. 7

1.2. Логический анализ понятий. Ошибка! Закладка не определена.

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 14

2.1. Выборочная совокупность исследования. 14

2.2. Характеристика используемых методов сбора и обработки первичной социологической информации. 16

2.3. Логическая структура инструментария для сбора социологической информации. Ошибка! Закладка не определена.

ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 25

3.1. Анализ результатов социологического исследования. 25

3.2. Выводы и рекомендации. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 57

ПРИЛОЖЕНИЕ. 60

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современно мире на данном этапе развития все чаще обсуждаются и анализируются проблемы и вопросы, связанные с социальными институтами. И в свою очередь важное место в этих дискуссиях занимает армия, которая является неотъемлемой частью любого общества, поскольку выступает гарантом безопасности, порядка и спокойной жизни. Любому государству необходима армия, способная в любой момент ответить на возможную агрессию других государств.

Во все времена воинская служба была делом чести каждого гражданина, а верное служение своему Отечеству – высшим смыслом жизни и службы воина. Но на сегодняшний день, к сожалению, статус нынешней армии стремительно падает. Отсюда возникает проблема нежелания служить во благо родины. И данная проблема очень актуальна в среде молодежи, поскольку именно ей приходится служить.

Служба в армии в первую очередь это гражданский долг каждого мужчины. Обязанность, которая прописана в законе.

В России с принятием Конституции Российской Федерации, каждый мужчина в возрасте 18-27 лет должен отслужить в армии[1]. Следовательно, основная часть армии формируется за счет граждан, прошедших срочную военную службу. Поэтому очень важно выявить отношение молодых людей к службе в армии, поскольку именно от них, их отношения и взглядов на данный социальный институт, зависит будущее государства и мир над головой.

Следовательно, актуальность темы исследования обусловлена тем, что престиж современной российской армии в настоящее время в глазах молодежи в большинстве случаев стремительно падает и предстает в негативных красках. Все больше молодых людей пытаются каким-либо образом уклониться от обязательной службы в армии.

Данную проблему необходимо изучить и выяснить причины такого негативного настроя в среде молодежи и возможные пути её разрешения.

К тому же, отношение российской молодежи к современной армии выступает ключом к пониманию и определению места армии в системе ценностей современной молодежи.

Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблеме …, что также обуславливает необходимость и актуальность данного исследования. Поскольку … .

Степень научной разработанности проблемы. При анализе изученной литературы по проблеме военной службы и отношения к ней молодежи призывного возраста, было выявлено недостаточное обращение внимания на причины и условия, формирующие отношение молодых людей к срочной службе в армии. Следовательно, данная проблема детально и масштабно не исследовалась.

Однако можно выделить работы таких исследователей, как Верещагину А.В., Сажину Л. В. И Самыгина С.И., которые в своих работах рассматривали теоретические и прикладные аспекты исследования военно-политической безопасности как важной составляющей системы национальной безопасности, обеспечение которой предполагает необходимость учета специфики такого актуального фактора, как отношение современной студенческой молодежи к службе в армии[2].

Кроме этого, стоит отметить О.М. Алексеенко, изучавшего ценности военной службы и проблемы повышения её престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации[3].

Исследователь В.В. Алешин посвятил свою работу изучению социально-психологических аспектов формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся[4].

Необходимо также отметить работы, В.И. Добрыниной и А.Ф. Ноздрачева[5], посвященные изучению формирования и динамики ценностей молодых людей призывного возраста, связанных со сменой поколений, в которых авторы пытаются отразить пути молодежи в поисках социальных ориентиров в современном мире.

Объектом исследования является срочная служба в армии как социальная проблема.

Предметом исследования выступают особенности отношения молодежи призывного возраста к службе в армии.

Целью исследования является понимание и усвоение теоретико-методологических принципов разработки программы социологического исследования, инструментария, порядка организации и проведения исследования, а также анализ результатов социологического исследования в контексте изучения и выявления особенностей отношения современной молодежи призывного возраста к проблеме прохождения срочной службы в армии, написание выводов и рекомендаций проведенного исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. овладеть методологией и методикой проведения социологического исследования для решения конкретных задач в соответствии с тематической направленностью курсовой работы;

2. проявить умение поиска необходимой для исследовательской работы литературы и осуществить логический анализ основных понятий по проблеме исследования;

3. развить навыки самостоятельной аналитической деятельности;

4. развить навыки комплексного применения эмпирической и статистической информации для изучения проблемы отношения молодежи к службе в армии;

5. проанализировать отношение молодежи к проблеме службы в армии;

6. сделать выводы и разработать рекомендации на основе эмпирических данных, полученных в ходе исследования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, которые, в свою очередь разбиты на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируютсяся объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе описывается методология социологического исследования.

Во второй главе определяется выборочная совокупность, обосновываются методы сбора и обработки первичной социологической информации, а также описывается логическая структура инструментария исследования.

В третьей главе проводится анализ эмпирических данных и результатов социологического исследования, а также разрабатываются рекомендации на основе проведенного исследования.

В заключении курсовой работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и теоретические обобщения, намечаются перспективы развития темы.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 523.