Организация взаимодействия линейных органов полиции с иными правоохранительными органами при проведении специальных операций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» одним из основных принципов деятельности полиции называет взаимодействие и сотрудничество (ст. 10), которые раскрываются в следующем:

· во-первых, полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами;

· во-вторых, полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством РФ;

· в-третьих, полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка;

· в-четвертых, государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

Взаимодействие полиции с другими субъектами правоохранительной системы и негосударственными формированиями в сфере обеспечения безопасности есть осуществляемые совместные действия полиции с другими государственными структурами правоохранительного назначения по созданию благоприятных условий, способствующих достижению состояния защищенности личности, общества и государства от всевозможных угроз на территории муниципального образования.

В современных условиях при проведении специальных операций органами внутренних дел совместно с подразделениями других министерств и ведомств значительно возрос объем задач, которые должен решать начальник оперативного штаба (руководитель специальной операции) при ее организации и осуществлении.

Фактор времени оказывает решающее влияние на процесс управления всеми компонентами, принимающими участие в проведении специальной операции, в том числе на организацию, уточнение, поддержание и восстановление утраченного взаимодействия между ними.

В этой связи крайне важно обеспечить взаимное знание возможных задач:

· согласование совместных действий в ходе проведения специальной операции;

· систематическое управление вопросов взаимодействия; организацию и поддержание непрерывной связи и постоянной взаимной информации об обстановке; создание единой системы управления, оповещения, опознания и целеуказания;

· четко налаженные и постоянно поддерживаемые контакты между взаимодействующими органами;

· постоянный контроль за соблюдением установленного порядка согласованных действий.

В специальной операции применяются самые разнообразные силы и средства. В ней участвуют не только сотрудники полиции особого и специального назначения, части и подразделения внутренних войск и других министерств, и ведомств, а также возможно применение средств огненного поражения, инженерных и других специальных структур, авиации.

Каждое средство борьбы, каждый вид боевой техники и вооружения от ее состава и вооружения, обладают определенными свойствами и возможностями, способностью решать определенные задачи, но при проведении специальной операции, совместных действий они должны действовать одновременно и решать общую задачу. Чтобы согласовать усилия подразделений, частей и различных структур, средств борьбы с целью наиболее полного использования сильных сторон каждого их них, необходимо организовать и поддерживать непрерывное взаимодействие между ними.

Принцип взаимодействия должен лежать в основание организации специальной операции.

Сущность взаимодействия заключать в согласованных действиях подразделений и частей, функциональных групп, средств поражения по задачам, направлениям, рубежам. Времени и способом выполнения поставленных задач.

Взаимодействие организуется и осуществляется в интересах тех подразделений, групп, которые действуют на важнейших направлениях и выполняют главные задачи. В то же время, тесная взаимопомощь и поддержка должны быть между всеми участвующими силами, а также между соседями. Значение взаимной помощи соседей в сложных современных условиях возрастает.

Порядок взаимодействия определяет руководитель оперативного штаба при принятии решения и дает указания по его организации при остановке задач. В последующем порядок взаимодействия уточняется с более детальной отработкой вопросов. В работе организации взаимодействия вместе с руководителем принимают участия заместители и члены оперативного штаба.

Взаимодействие – важнейшее условие успеха проведения специальной операции: там, где применяются разнородные, быстродействующие силы и средства, согласованное их использование является важнейшим условием выполнения поставленных задач. Поэтому умелая организация и постоянное поддерживание взаимодействия являются важнейшей обязанностью не только руководителя, но и всех должностных лиц оперативного штаба при подготовке и в ходе проведения операции.

Основные усилия в обучении должностных лиц органов внутренних дел служебно-боевой подготовке, при подготовке по вопросам организации выполнения задач в специальной операции необходимо направлять на выработку у сотрудников практических навыков по организации взаимодействия на местности, а сели не по позволяет обстановка – на макетах местности или на карте. Работа по организации может осуществляться либо методом указаний о с последовательности выполнения задачи, либо методом отдачи указаний и заслушивания докладов, подчиненных о порядке выполнения задачи их подразделением (группой).[25]

После их согласования находят свое отражение в документах планирования специальной операции, в частности главные вопросы взаимодействия отображаются в плановой таблице взаимодействия. Взаимодействие органов внутренних дел с разноведомственными структурами, регламентируются двухсторонними планами взаимодействия, являющимися основными административно-организационными документами, определяющими порядок деятельности разноведомственных сил и органов внутренних дел в интересах реализации задач, возлагаемых на взаимодействующие органы в соответствии с функциональным предназначением. Планы взаимодействия разрабатываются при наличии распоряжений вышестоящего начальника и соответствующих письменных указаний взаимодействующими органами по линии ведомственного подчинения. Планы, как правило, подписываются первыми заместителями и утверждаются начальниками взаимодействующих органов управления. План разрабатывается, как правило, текстуально с приложением карты.

Ведомственные нормативны и вопросы взаимодействия различных органов и должностных лиц с полицией урегулированы постановлениями Правительства РФ и актами. Такими как Приказ Министерства юстиции РФ №362, МВД РФ №810, ФСБ РФ №584 от 25 ноября 2010 года «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма».

Два основных направления деятельности полиции - защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Специальная операция - это комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации террористического характера, а также иного криминального характера, не связaнной с терроризмом.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и действий.

Органы внутренних дел на транспорте - это организационно-самостоятельная система органов внутренних дел, созданная для обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью на железнодорожном, воздушном, речном и морском каботажном транспорте. Условно ее называют транспортной полицией, но включает это понятие как полицейские, так и не полицейские подразделения.

В специальной литературе нет четкого, единообразного понимания комплексной операции. Разумеется, что это не могло не сказаться и на взглядах практических работников, которые под этим видом операций подразумевают любые сложные мероприятия, проводимые одной или несколькими службами, либо мероприятия, последовательно дополняющие или же сменяющие друг друга. «специальная операция» подразумевает комплекс мероприятий, согласованных по цели, задачам, месту и времени действий групп и отрядов специального назначения, проводимых на стратегическом, операционном направлении в стране предназначения или в определенном районе по единому замыслу и плану для решения поставленных задач. Специальные операции могут проводиться командованием войск специального назначения, управлениями фронтов (округов) по отдельному плану или являться составной частью операций объединений Вооруженных сил. Если они проводятся в рамках других операций, то их следует считать не одним из видов обеспечения, а самостоятельной составной частью.

Специальные операции классифицируются разными авторами по-разному: на разведывательные специальные операции; разведывательно-специальные операции; диверсионные специальные операции; специальные операции в интересах видов вооруженных сил; родов войск и служб; специальные операции по обеспечению внутренней безопасности государства; специальные операции по защите собственности и прав России и ее граждан за рубежами РФ; психологические специальные операции; специальные операции по формированию, поддержке и боевому применению регулярных сил, вспомогательные операции.

Анализ вышеприведенных определений специальной операции, а также нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, позволил выделить следующие основные особенности таких операций:

· специальные операции проводятся органами внутренних дел в условиях чрезвычайных обстоятельств или в случаях возможной угрозы их возникновения;

· каждая конкретная специальная операция проводится для выполнения достаточно «узкой» цели и на ограниченной территории;

· и, наконец, каждая специальная операция представляет собой не только комплекс оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий и силовых (боевых) действий, но и совокупность сил и средств органов внутренних дел, участвующих в ее проведении.  

Вопросы обеспечения правопорядка и общественной безопасности на транспорте занимают одно из ведущих мест в правоохранительной политике. Деятельность органов внутренних дел на транспорте нацелена на противодействие преступным проявлениям, создающим угрозу стабильности государственного и общественного строя.

Целями обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, а также защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Немаловажную роль в этом играет эффективное кадровое обеспечение сотрудников транспортной полиции.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции от 21 июля 2014 г.) // Российская газета, 1993, 25 декабря; 2014, 23 июля.

1.2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (в редакции от 03 октября 2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2018, № 41, ст. 6192.

1.3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (в редакции от 11 октября 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (часть 1), ст. 3; 2018, № 32 (часть 1), ст. 5097.

1.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (в редакции от 2 марта 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2018, № 41, ст. 5119.

1.5. Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. (в редакции от 03 августа 2018 г.) «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2018, № 41, ст. 6187.

1.6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. (в редакции от 05 октября 2015 г.) «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 2; 2015, (часть II), ст. 5639.

1.7. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900; 2018, № 31, ст. 4857.

1.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2018 г. «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 34, ст. 5488.

1.9. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) Министерства внутренних дел России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения» // Российская газета, 2014, 14 февраля.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 215.