Специальные операции линейных органов полиции в целях обеспечения общественной безопасности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Линейные отделы являются основным звеном в системе органов внутренних дел на транспорте и создаются на крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях, в авиационных, морских, речных портах в зависимости от штатной численности личного состава, объема работы, характеристики обслуживаемых ими объектов транспорта с учетом уровня преступности и других факторов, влияющих на состояние криминогенной обстановки.

Подразделения ОВД на транспорте служат для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспорта, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

Правовое положение системы ОВД на транспорте должно позволять оперативно решать вопросы охраны общественного порядка в пределах зоны оперативного обслуживания, разрабатывать и осуществлять совместно с субъектами транспортной инфраструктуры мероприятия по профилактике, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Для определения территории и сферы деятельности органов внутренних дел на транспорте приказом МВД России от 10 июля 2008 г. № 598 объявлен перечень объектов их обслуживания.

Под обеспечением общественного порядка и общественной безопасности на транспорте принято понимать систему мер по осуществлению надзора за соблюдением правил, действующих на его объектах, которые обеспечивают:

· общественное спокойствие, общественную нравственность, человеческое достоинство и здоровье граждан;

· нормальное функционирование средств транспорта и обслуживающих его систем;

· предупреждение и пресечение нарушений этих правил, применение мер государственного или общественного воздействия к нарушителям.

Железнодорожный транспорт по объему грузопассажирских перевозок занимает ведущее место в транспортной системе Российской Федерации. Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на этом виде транспорта определяется его особенностями и учитывает факторы, влияющие на распределение сил и средств подразделений органов, внутренних дел на транспорте.

К особенностям работы железнодорожного транспорта относятся: большая протяженность участков оперативного обслуживания, круглосуточный режим работы, постоянное перемещение больших масс людей и большого количества грузов, подверженность перевозок сезонным колебаниям, широкие возможности использования транспорта преступными элементами, притягательность железных дорог для несовершеннолетних и бродяг, значительное сосредоточение материальных ценностей и относительно свободный доступ к ним и т. д.

Все эти факторы оказывают влияние на организацию работы транспортной полиции. Так протяженность участков обслуживания значительно удаляет личный состав патрульно-постовых нарядов друг от друга и от линейных отделов внутренних дел, иногда до 200 километров. Это затрудняет управление, взаимодействие, контроль и оказание помощи нарядам полиции. В ряде случаев постовые и патрульные несут службу на одиночных постах и маршрутах. При сопровождении поездов на обслуживаемых участках имеется множество вокзалов, станций, платформ, железнодорожных составов, вагонов и других объектов транспорта.

Концентрация большого количества пассажиров на вокзалах дает возможность укрытия преступников. Ежегодно на транспорте задерживается около 30 % лиц, разыскиваемых правоохранительными органами. Наиболее криминальными зонами на железнодорожном транспорте являются платформы, поезда, кассовые залы и залы ожидания.[19]

Принимая решение на охрану общественного порядка, начальники линейных отделов внутренних дел должны учитывать специфику работы транспорта, возможности, особенности и назначение сил и средств, ее обеспечивающих, формы и методы их работы. Прежде всего, необходимо тщательно проанализировать оперативную обстановку, сложившуюся на участке обслуживания и возможности ее изменения в ближайшей и отдаленной перспективе. Затем всесторонне должны быть учтены такие факторы, как:

· время суток. В часы пик на объектах транспорта при большом скоплении людей чаще совершаются правонарушения, несчастные случаи с людьми. Поэтому иногда необходима быстрая перегруппировка сил и средств, непрерывный маневр ими;

· график следования транспортных средств - летний, зимний, время перехода работы транспорта с одного графика на другой;

· пораженность отдельных участков объектов транспорта преступлениями и нарушениями общественного порядка требует уплотнения закрываемости территориального обслуживания, усиления нарядов;

· виды транспортных средств, так как в зависимости от этого выделяются различные силы для их приема, обработки, сопровождения;

· виды станций (грузовые, сортировочные и участковые, пассажирские и промежуточные);

· наличие своих сил и средств и их возможности;

· расположение соседних органов и учреждений внутренних дел как транспортных, так и территориальных, а также их нарядов, нарядов ВОХР, воинских нарядов и их возможности;

· наличие дополнительных и приданных сил, сил и средств общественности и их возможности.

С учетом специфики работы объектов железнодорожного транспорта организуются виды нарядов, схожие по функциям с нарядами территориальных подразделений полиции. На станциях, вокзалах, платформах охрану общественного порядка осуществляют патрули, посты и оперативно-поисковые группы. В помещении вокзалов обычно выставляются посты в местах наиболее удобных для наблюдения за гражданами. В зависимости от интенсивности пассажиропотока на платформах выставляются посты, ведущие наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров и осуществляющие периодические обходы платформ и прилегающих к ним сооружений.

Важной организационно-тактической формой работы по обеспечению охраны общественного порядка являются заслоны. Эти наряды ОВДТ, блокирующие или перекрывающие одно или несколько железнодорожных направлений в целях недопущения проникновения преступных элементов в населенные пункты, где проводятся массовые мероприятия любой направленности. Заслоны также обязаны пресекать кражи грузов и своевременно задерживать правонарушителей. Организуют работу заслонов сотрудники из числа руководящего или оперативного состава ОВДТ. В состав заслонов входят: сотрудники криминальной полиции и полиция общественной безопасности, в том числе подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и другие. Количество личного состава заслона, как правило, не превышает 15 человек.

Органы внутренних дел на воздушном транспорте были созданы в 1971 году. Гарантия надежности воздушных перевозок потребовала создания этих специальных подразделений.[20] На воздушном транспорте есть свои специфические особенности. Это относительная ограниченность обслуживаемой территории, значительная концентрация людей и материальных ценностей на ней. Интенсивность миграционных факторов. Потенциальная возможность захвата самолетов преступными элементами и другие. Специфической функцией нарядов полиции является оказание помощи сотрудникам аэропортов при проведении досмотра пассажиров, ручной клади и багажа.

Основной задачей производства досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров этих судов с целью их захвата (угона) или могут явиться причиной чрезвычайного происшествия (авиационного).

В случае обнаружения запрещенных предметов и веществ, составляется протокол об административном правонарушении, производится изъятие таких предметов и вещества в случае необходимости - личный досмотр пассажира. Правом налагать административные наказания за различные нарушения на территории аэропортов наделены руководители органов внутренних дел (статья 23.3 КоАП РФ) и органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ст. 23.43 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Следует отметить, что в целях организации безопасности перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств и исключения возможности их использования для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Федеральной службой воздушного транспорта России и МВД России принят совместный Приказ об утверждении Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета от 30 ноября 1999г.№120/971.

С учетом имеющегося опыта работы воздушного транспорта комплекс безопасности воздушных перевозок включает в себя:

· ограждение территории и служебных помещений, изоляция их от территории общего пользования;

· поддержание пропускного и внутри объектового режима;

· охрана воздушных судов;

· предполетный осмотр самолетов и вертолетов по перечню мест осмотра;

· досмотр ручной клади, багажа, грузов и личный досмотр пассажиров;

· поддержание высокого уровня бдительности личного состава полиции и работников Аэрофлота.[21]

Во взаимодействии с сотрудниками пoлиции на предприятиях авиатранспорта осуществляются следующие меры по повышению безопасности полетов:

· изоляция кабин пилотов от пассажирских салонов пуленепробиваемыми переборками и специальными запорами;

· установка в самолете специальных сигнализационных и переговорных устройств;

· вооружение на время полета членов экипажа табельным огнестрельным оружием и специальными средствами в дежурных частях линейных

органов внутренних дел;

· обучение и тренировки летного состава действиям на пресечение правонарушений в полете и т. д.

Обеспечение безопасности работы водного транспорта тоже требует четкого соблюдения целого ряда норм и правил. При организации и осуществлении охраны общественного порядка на объектах водного транспорта следует учитывать целый ряд специфических условий.

Задачи по охране общественного порядка на объектах водного транспорта в ряде случаев совпадают с задачами на объектах железнодорожного и воздушного транспорта, но есть и некоторые отличия.

На органы внутренних дел на водном транспорте возложено обеспечение следующих функций:

· обеспечение общественного порядка при проведении водноспортивных мероприятий и праздников на воде;

· предупреждение несчастных случаев и спасение людей, терпящих бедствие на воде;

· санитарно-профилактическая охрана отдельных закрытых водных бассейнов;

· содействие пограничным войскам в поддержании пограничного режима;

· оказание содействия органам рыбоохраны;

· оказание содействия подразделениям Государственной инспекции по

маломерным судам;

· оказание содействия природоохранительным организациям.

Органы внутренних дел на водном транспорте для охраны общественного порядка на подведомственных объектах используют преимущественно патрульно-постовую службу. В организации этой деятельности принимают участие сотрудники полиции общественной безопасности, дежурные части и в ряде случаев оперативный состав. Расстановка сил и средств производится с учетом специфических особенностей водного транспорта.

К ним относятся:

· географическое положение обслуживаемой акватории;

· виды нарядов, профиль их работы и специализация;

· график движения судов;

· профиль водного пути;

· график стоянок и продолжительность отстоев судов;

· интенсивность грузоперевозок и пассажирских рейсов;

· сезонность работы, сроки навигации;

· планируемые перевозки грузов.

С учетом выше рассмотренного хотелось бы отметить, что вся работа также строится на основе взаимодействия с администрацией, общественными организациями, территориальными органами внутренних дел, государственными природоохранительными органами, пограничными и таможенными службами. В результате постоянной напряженной работы, несмотря на небольшие штаты служб, сотрудники подразделений органов внутренних дел транспорте вносят значительный вклад в дело борьбы с преступностью и охраны общественного порядка на территории России и особенно в приграничных районах.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 216.