Название средства | Пример | |
1. | Слова-заместители: • местоимения • наречия • синонимы • различные оценочные обозначения • родовидовые слова • имя собственное — имя нарицательное | ü девушка — она ü в лесу — там ü быстро — стремительно ü храбрец — богатырь ü деревья — берёзы ü Соболевский — офицер |
2. | Лексические повторы и повторы форм слова | В детстве с вещами устанавливаются особые отношения. В детстве вещи разговаривают, живут (Д. Гранин); Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку (Ю. Олеша). |
3. | Соответствие видовре менных глагольных форм | Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир — он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. |
4. | Предлоги | Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы (Ф. Искандер). |
5. | Анафора (единоначатие) | Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. |
6. | Параллелизм | ...что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь..., чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева). |
7. | Противопоставление | Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад (А. Чехов). |
8. | Вопросительные предложения | Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. |
9. | Союзы | Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим учёным (Д. Гранин); Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы — всё это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает (Д. Гранин). |
10. | Порядок слов в предложении (прямой, обратный) | Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя... Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... (И. Тургенев) |
11. | Последовательность в изложении мыслей | встал, умылся, позавтракал |
12. | Слова-организаторы логических связей | вот, почему, из этого следует и др. |
13. | Вводные слова, организующие порядок высказывания | итак, наконец, в заключение разговора |
Типичные ошибки:
Ø нарушена последовательность изложения мыслей;
Ø нарушена смысловая цельность и связность;
Ø не выделены абзацы или нарушено абзацное членение текста;
Ø отсутствуют связки между абзацами.
На этапе подготовки к экзамену текст сочинения можно вписывать в следующую таблицу, которая поможет вам правильно структурировать работу и разделить её на абзацы, не упустив ни одной части сочинения.
Проблема | |
Комментарий | |
Позиция автора | |
Моя позиция (обоснование моей позиции) | |
Заключение |
Поскольку содержание основной части сочинения мы рассмотрели ранее, обратимся к вступительной и заключительной частям работы.
Виды и формы вступления
Важно помнить, что основная цель вступления — подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.
Виды и формы вступления
Проблемный вопрос | Самый простой и часто используемый способ зачина. Когда не хватает времени (или фантазии) для написания развёрнутого вступления, просто начните с вопроса, формулирующего проблему текста. ü Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И. Ильин. ü Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев трудности, достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. |
Общие сведения о проблеме | Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, оттолкнитесь от типичных фактов, событий, в которых эта проблема проявляется (особенно в наши дни). Мы уже давно слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер потеснили книгу... Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской. |
Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой про-блеме | Психологи утверждают, что зависимость от телевидения — это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом — благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин. |
Создание определённого эмоционального настроя | Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор. Помните, что эмоциональное вступление предполагает не менее яркое продолжение, так что постарайтесь выдержать и провести через всю работу определённый эмоциональный настрой. |
Виды и формы вступления
Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста | Прочитав текст Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха... Сколько светлых детских воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора. Разумеется, ваши мысли должны быть связаны с текстом, с его проблемой. Нив коем случае не пишите что-нибудь вроде: Вот сижу я на экзамене, за окном светит солнце, поют птички, а в тексте говорится о Великой Отечественной войне... Помните: девиз «Что вижу, то пою» подходит для поэта-импрови- затора, но не для автора экзаменационного сочинения! |
Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой | «Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?» — пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества. Старайтесь подобрать цитату, непосредственно связанную с проблемой текста! |
Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям | Вся жизнь Валентина Распутина связана с Сибирью. В последние годы он жил в небольшом посёлке недалеко от знаменитого озера Байкал. Поэтому одна из важнейших проблем, к которой часто обращается писатель,—проблема сохранения для потомков Байкала, сбережения его красоты и природных богатств России. |
В любом случае не делайте вступление очень объёмным, оно должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.
Виды заключения
К сожалению, дефицит времени на экзамене приводит к тому, что многие сочинения остаются незавершёнными, то есть в них отсутствует важный композиционный элемент — заключение. Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над проблемой текста. Кроме того, как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.
Рассмотрим различные способы оформления заключения.
Виды заключения
Дата: 2019-02-02, просмотров: 308.