Основные средства связи между предложениями в тексте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  Название средства Пример
1. Слова-заместители: • местоимения • наречия • синонимы • различные оценочные обозначения • родовидовые слова • имя собственное — имя нарицательное   ü девушка — она ü в лесу — там ü быстро — стремительно ü храбрец — богатырь ü деревья — берёзы ü Соболевский — офицер
2. Лексические повторы и повторы форм слова В детстве с вещами устанавливаются особые отношения. В детстве вещи разговаривают, живут (Д. Гранин); Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку (Ю. Олеша).
3. Соответствие видовре менных глагольных форм Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир — он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность.
4. Предлоги Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы (Ф. Искандер).
5. Анафора (единоначатие) Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.
6. Параллелизм ...что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь..., чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).
7. Противопоставление Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад (А. Чехов).
8. Вопросительные предложения Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.
9. Союзы Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим учёным (Д. Гранин); Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы — всё это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает (Д. Гранин).
10. Порядок слов в предложении (прямой, обратный) Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя... Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... (И. Тургенев)
11. Последовательность в изложении мыслей встал, умылся, позавтракал
12. Слова-организаторы логических связей вот, почему, из этого следует и др.
13. Вводные слова, организующие порядок высказывания итак, наконец, в заключение разговора

Типичные ошибки:

Ø нарушена последовательность изложения мыслей;

Ø нарушена смысловая цельность и связность;

Ø не выделены абзацы или нарушено абзацное членение текста;

Ø отсутствуют связки между абзацами.

На этапе подготовки к экзамену текст сочинения можно вписывать в следующую таблицу, которая поможет вам правильно структурировать работу и разделить её на абзацы, не упустив ни одной части сочинения.

Проблема  
Комментарий  
Позиция автора  
Моя позиция (обоснование моей позиции)  
Заключение  

Поскольку содержание основной части сочинения мы рассмотрели ранее, обратимся к вступительной и заключительной частям работы.

 

Виды и формы вступления

Важно помнить, что основная цель вступления — подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

Виды и формы вступления

Проблемный вопрос Самый простой и часто используемый способ зачина. Когда не хватает времени (или фантазии) для написания развёрнутого вступления, просто начните с вопроса, формулирующего проблему текста. ü Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И. Ильин. ü Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев трудности, достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Общие сведения о проблеме Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, оттолкнитесь от типичных фактов, событий, в которых эта проблема проявляется (особенно в наши дни). Мы уже давно слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер потеснили книгу... Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской.
Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой про-блеме Психологи утверждают, что зависимость от телевидения — это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом — благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.
Создание определённого эмоционального настроя Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор. Помните, что эмоциональное вступление предполагает не менее яркое продолжение, так что постарайтесь выдержать и провести через всю работу определённый эмоциональный настрой.

 

Виды и формы вступления

 

Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста Прочитав текст Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха... Сколько светлых детских воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора. Разумеется, ваши мысли должны быть связаны с текстом, с его проблемой. Нив коем случае не пишите что-нибудь вроде: Вот сижу я на экзамене, за окном светит солнце, поют птички, а в тексте говорится о Великой Отечественной войне... Помните: девиз «Что вижу, то пою» подходит для поэта-импрови- затора, но не для автора экзаменационного сочинения!
Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой «Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?» — пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества. Старайтесь подобрать цитату, непосредственно связанную с проблемой текста!
Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям Вся жизнь Валентина Распутина связана с Сибирью. В последние годы он жил в небольшом посёлке недалеко от знаменитого озера Байкал. Поэтому одна из важнейших проблем, к которой часто обращается писатель,—проблема сохранения для потомков Байкала, сбережения его красоты и природных богатств России.

В любом случае не делайте вступление очень объёмным, оно должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

Виды заключения

К сожалению, дефицит времени на экзамене приводит к тому, что многие сочинения остаются незавершёнными, то есть в них отсутствует важный композиционный элемент — заключение. Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над проблемой текста. Кроме того, как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Рассмотрим различные способы оформления заключения.

 

Виды заключения

Обобщение основных мыслей автора Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к позициям автора, излагая её более широко и эмоционально. Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеьб самого себя ради других – это и есть подвиг! Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос В конце сочинения такое предложение возвращает читателя к прблеме текста, подчеркивая её актуальность. Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого долга! Разве имеет правокто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара? Призыв, обращение к читателю Особенно уместны в том случае, если сам автор нас к чему-либо призывает. Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы ходите быть - творцом своей жизни или просто зрителем? Использование цитат   Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Возможно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающие позицию автора исходного текста. Итак, текст К. Паустовского ещё раз заставил меня убедиться в том, что любая война приносит человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л. Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие...»!

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 290.