Композиция сочинения
Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продуманна композиция работы. Композиция — это построение сочинения, связь его частей в единое целое в соответствии с идеей.
Ваше сочинение-рассуждение может строиться по стандартной трёхчастной схеме: вступление — основная часть — заключение.
Во вступлении после одного-двух предложений, вводящих читающего в основное содержание сочинения, можно сформулировать проблему (или проблемы) текста (см. критерий К1).
В основной части можно прокомментировать проблему, представить позицию автора, выразить своё собственное к ней отношение и обосновать его (см. критерии К2, К3, К4).
Заключение обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких или одного предложения, которые могут, кстати, содержать и риторические вопросы.
Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым её будут проверять:
Проблемы
¯
Комментарий к проблеме
¯
Позиция автора
¯
Собственное мнение
¯
Отношение к позиции автора
По проблеме исходного текста
(обоснование своего мнения)
Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развёртывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки.
Виды и формы вступления
Важно помнить, что основная цель вступления — подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.
Виды и формы вступления
Проблемный вопрос | Самый простой и часто используемый способ зачина. Когда не хватает времени (или фантазии) для написания развёрнутого вступления, просто начните с вопроса, формулирующего проблему текста. ü Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И. Ильин. ü Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев трудности, достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. |
Общие сведения о проблеме | Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, оттолкнитесь от типичных фактов, событий, в которых эта проблема проявляется (особенно в наши дни). Мы уже давно слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер потеснили книгу... Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской. |
Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой про-блеме | Психологи утверждают, что зависимость от телевидения — это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом — благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин. |
Создание определённого эмоционального настроя | Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор. Помните, что эмоциональное вступление предполагает не менее яркое продолжение, так что постарайтесь выдержать и провести через всю работу определённый эмоциональный настрой. |
Виды и формы вступления
Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста | Прочитав текст Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха... Сколько светлых детских воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора. Разумеется, ваши мысли должны быть связаны с текстом, с его проблемой. Нив коем случае не пишите что-нибудь вроде: Вот сижу я на экзамене, за окном светит солнце, поют птички, а в тексте говорится о Великой Отечественной войне... Помните: девиз «Что вижу, то пою» подходит для поэта-импрови- затора, но не для автора экзаменационного сочинения! |
Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой | «Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?» — пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества. Старайтесь подобрать цитату, непосредственно связанную с проблемой текста! |
Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям | Вся жизнь Валентина Распутина связана с Сибирью. В последние годы он жил в небольшом посёлке недалеко от знаменитого озера Байкал. Поэтому одна из важнейших проблем, к которой часто обращается писатель,—проблема сохранения для потомков Байкала, сбережения его красоты и природных богатств России. |
В любом случае не делайте вступление очень объёмным, оно должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.
Виды заключения
К сожалению, дефицит времени на экзамене приводит к тому, что многие сочинения остаются незавершёнными, то есть в них отсутствует важный композиционный элемент — заключение. Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над проблемой текста. Кроме того, как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.
Рассмотрим различные способы оформления заключения.
Виды заключения
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет наличие всех композиционных частей сочинения, а также связность изложения мысли.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
|
Задания
СОЧИНЕНИЕ
(1)Экология — это наука, изучающая взаимодействие общества и природы с целью сохранения окружающей природной среды. (2)Однако есть и другая среда, которая также нуждается в защите, бережном отношении человека, — это культура, то есть всё, что создано творческой деятельностью людей. (3 )Именно проблеме экологии культуры, то есть проблеме сохранения культурного наследия человечества, посвящён текст Д. С. Лихачёва. (4)Автор напоминает нам о том, что утраты памятников культуры невосполнимы. (5)Если природа до определённых пределов обладает способностью к самовосстановлению, то объекты культуры исчезают навсегда. (6)Лихачёва тревожит угрожающее истощение «запаса» памятников культуры, поскольку с каждой такой потерей человечество лишается части своего прошлого. (7)Всё это приводит автора к мысли о необходимости создания новой серьёзной научной дисциплины, изучающей вопросы сохранения культуры. (8)Таким образом, Лихачёв хочет напомнить каждому из нас о том, что сохранение культурного наследия — одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством. (9)Трудно не согласиться с автором. (10)Стихийные бедствия, социальные катаклизмы и просто неразумная деятельность человека постоянно угрожают памятникам культуры. (11) Достаточно вспомнить историю дворцово-парковых ансамблей в Петергофе и Павловске, практически уничтоженных оккупантами во время Великой Отечественной войны. (12)Если бы не кропотливый труд реставраторов, мы бы никогда не увидели эти чудеса усадебнопарковой архитектуры, хранящие память о целой эпохе жизни России. (13)Подтверждением моей позиции может служить публицистика автора текста — Д.С. Лихачёва. (14)Например, в своём путевом очерке он описывает впечатления от поездки на теплоходе по Волге. (15)Сердце автора сжимается при виде разрушенных церквей и старых усадеб, которые «плачут глазницами своих пустых окон». (16) А ведь памятники старины воспитывают людей, помогают понять особое место России в истории. (17) И так, разрушение памятников культуры постоянно обедняет нашу жизнь: в каждом городе или селе есть свои памятные места, с утратой которых из «малой истории» нашей страны вычёркивается очередная страница. (18)Чем заполнить эти пустые места в исторической памяти? (275 слов)
Ответ:
Вступление, формулировка проблемы: предложение(-я) №_______________
Комментарий: предложение(-я) № _______________
Позиция автора текста: предложение(-я) № _______________
Отношение к авторской позиции автора сочинения: предложение(-я) № _______________
Обоснование позиции автора сочинения: предложение(-я) № _______________
Заключение: предложение(-я) № _______________
4. Прочитайте текст Д. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.
Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!
От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни. Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может : потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом». (Д. Лихачёв)
СОЧИНЕНИЕ
(1)Ради чего живёт человек? (2)Какова истинная цель жизни? (3)Такие вопросы возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (4)Автор пишет о том, что люди могут ставить перед собой различные цели. (5)«Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ...» — пишет Лихачёв, чтобы показать, что ценность человека не определяется количеством вещей или денег, которыми он владеет. (6) Симпатии автора на стороне тех, кто живёт, чтобы приносить добро окружающим: «Если человек живёт, чтобы приносить людям добро». (7)Противопоставляя разные взгляды на жизнь, Лихачёв показывает, как выбор жизненной задачи характеризует человека. (8)Разве может сравниться удовольствие от приобретения нового имущества с той радостью, которую дают человеку его добрые дела! (9)Таким образом, размышляя над проблемой, Лихачёв приходит к следующему выводу: истинная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы нести людям добро, делать наш мир лучше. (10)Трудно не согласиться с автором. (11)Я тоже считаю, что ценность человека определяется его добрыми делами. (12)Подумайте сами: что каждый из нас оставит после себя в мире? (13)Дома, дачи, машины, добытые нечестным путём, или добрую память тех, кому мы протянули руку помощи, кого не оставили в трудную минуту? (14)Подтверждение моей позиции можно найти в художественной литературе. (15)Например, Пьер Безухов, герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир», постоянно ищет достойную цель своей жизни: пытается облегчить жизнь крестьян, на свои средства снаряжает полк во время Отечественной войны 1812 года, пытается сделать всё от него зависящее, чтобы жизнь людей в России стала лучше. (16)Это ли не истинная цель, достойная настоящего человека?! (17)Таким образом, каждый из нас, кто задумывается о своём месте в мире, должен следовать народной мудрости: «Лихо помнится, а добро век не забудется». (228 слов)
Ответ:
Вступление, формулировка проблемы: предложение(-я) №_______
Комментарий: предложение(-я) №_______
Позиция автора текста: предложение(-я) №_______
Обоснование позиции автора сочинения: предложение(-я) №_______
Заключение: предложение(-я) №_______
Композиция сочинения
Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продуманна композиция работы. Композиция — это построение сочинения, связь его частей в единое целое в соответствии с идеей.
Ваше сочинение-рассуждение может строиться по стандартной трёхчастной схеме: вступление — основная часть — заключение.
Во вступлении после одного-двух предложений, вводящих читающего в основное содержание сочинения, можно сформулировать проблему (или проблемы) текста (см. критерий К1).
В основной части можно прокомментировать проблему, представить позицию автора, выразить своё собственное к ней отношение и обосновать его (см. критерии К2, К3, К4).
Заключение обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких или одного предложения, которые могут, кстати, содержать и риторические вопросы.
Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым её будут проверять:
Проблемы
¯
Комментарий к проблеме
¯
Позиция автора
¯
Собственное мнение
¯
Отношение к позиции автора
по проблеме исходного текста
(обоснование своего мнения)
Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развёртывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 321.