Напишите сочинение по прочитанному тексту. Какую часть фрагмента рецензии, размещённого после текста, вы могли бы использовать в своём сочинении?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)3десь я первый раз в жизни услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (6)Тревожно и горько мне, хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(7)Вася, не переставая играть, говорил:

(8)— Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (9)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (10)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (11)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (12)Написал на границе, прощаясь с родиной. (13)Он посылал ей последний привет. (14)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор.

(15)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (16)Голос её становился тише, тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (17)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (18)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (19)Но всё равно она оборвалась. (20)Печка потухла. (21)Слоясь, засыпали в ней угли. (22)Тишь. (23)Темень. (24)Грусть.

(25)— Уже поздно, — сказал Вася из темноты. — (26)Иди домой. (27)Бабушка будет беспокоиться.

(28)— Спасибо вам, дяденька, — прошептал я.

(29)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил: «За что?»

(30)— Я не знаю, за что...

(31)И выскочил из избушки. (32)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (33)Мне даже мимо кладбища не страшно было идти. (34)Ничего сейчас не страшно. (35)В эти минуты не было вокруг меня зла. (36)Мир был добр и одинок — ничего, ничего дурного в нём не умещалось. (37)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (38)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла, — это и была

моя родина.

(39)...Прошло много лет. (40)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (41)Кругом пахло гарью, пылью. (42)И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (43)Эта музыка разбередила воспоминания. (44)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (45)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (46)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (47)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (48)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

 

ФРАГМЕНТ РЕЦЕНЗИИ

Виктор Астафьев имел несколько любимых тем, к которым неизменно обращался в своём творчестве. Музыка является одной из них. Как, впрочем, и Великая Отечественная война, через которую прошёл писатель. В отрывке из рассказа «Далёкая близкая сказка» эти две темы неразрывно связаны между собой. Динамичность и экспрессивность тексту придают многочисленные ряды однородных членов (например, в предложениях 5, 6, 10, 14, 17), а также назывные предложения (22, 23, 24). Музыка, которую писатель боготворил, является в рассказе полноправным действующим лицом, чему способствует такое лексическое средство выразительности, как олицетворение («музыка хватала за горло», «звала», «заставляла», «властвовала») и сравнение (голос скрипки растягивался «тонюсенькой светлой паутинкой», «как вздох своей земли»).

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Используйте фрагмент рецензии, размещённый после текста. Какую часть рецензии вы не можете использовать в том виде, в каком она представлена? Объясните почему.

СТАРАЯ ЧЕРЕПАХА

(1)— Мама, смотри! — раздался ликующий Васин вопль.

(2)Она подошла к сыну. (3)В углу зоомагазина, на дне выстланного соломой ящика, шевелились две крошечные черепашки. (4)Они были не больше Васиного кулака, удивительно новенькие и чистенькие. (5)Черепашки бесстрашно карабкались по стенкам ящика, проворно двигая светлыми лапками с твёрдыми коготками.

(6)— Мама! — проникновенно сказал Вася, он даже не добавил грубого слова «купи».

(7)— Хватит нам возни с Машкой, — устало отозвалась мать.

(8)— Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!

(9)Вася никогда ни в чём не знал отказа, ему всё давалось по щучьему веленью. (10)Это хорошо в сказке, но для Васи сказка слишком затянулась. (11)Осенью он пойдёт в школу. (12)Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением? (13)Мать отрицательно покачала головой.

(14)— Нет, три черепахи в доме — это слишком!

(15)— Хорошо,— сказал Вася с вызывающей покорностью. (16)— Если так, давай отдадим Машку, она всё равно очень старая.

(17)Не было на свете более ненужного существа, чем Машка, но и она на что-то годилась: на ней можно было сидеть и даже стоять. (18)Днём старая черепаха всегда хоронилась в укромных местах, но сейчас Васе повезло: он сразу обнаружил Машку под своей кроватью. (19)Вася спрятал Машку под рубаху и быстро вышел на улицу.

(20)Над поредевшим, полусонным от жары базаром высоко и печально звучал детский голос:

(21)— Черепаха! (22)Продаётся черепаха!

(23)Вася произносил эти слова всё глуше, он словно и боялся и хотел быть услышанным.

(24)— Ого, черепаха! (25)Вот это-то мне и надо! (26)Продаёшь, малец?

(27)Перед Васей стоял рослый, плечистый человек и с каким-то детским восхищением глядел на старую черепаху.

(28) —Да...

(29)— Сколько просишь?

 (30)— Девять... — смущённо сказал Вася, припомнив цену, какую в зоомагазине просили за двух черепашек.

(31)Мужчина отдал деньги, сунул Машку в широкий карман своей куртки и пошёл к дому с палисадником, в котором он жил, а Вася растерянно глядел ему вслед. (32)В носу у него странно пощипывало, но он нахмурил брови, задержал на миг дыхание, и пощипывание прекратилось. (ЗЗ)Тогда он крепко зажал в кулаке деньги и со всех ног бросился к зоомагазину.

(34)Когда Вася принёс домой двух маленьких черепашек и в радостном возбуждении поведал матери о всех своих приключениях, она почему-то огорчилась, но не знала ни что сказать, ни как поступить в этом случае. (35)А раз так, лучше обождать и подумать — дети такие сложные и трудные люди...

(36)Ложась спать, он сказал матери счастливым, усталым, полусонным голосом:

(37)— Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!

(38)— Выходит, старый-то друг не лучше новых двух, — заметила мать, наклоняясь к сыну и накрывая его одеялом.

(39)Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, будучи сказаны ко времени, вновь и вновь возникают в памяти и не дают тебе жить.

(40)«Но что я такое сделал? — спрашивал он себя с тоской. (41)— Продал старую, совершенно ненужную мне черепаху». (42)— «Да, она тебе не нужна, — прозвучал ответ, — но ты ей нужен. (43)Всё, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был?» (44) — «Я кормлю птиц и рыб, я меняю им воду». (45) — «Да, пока тебе с ними весело, а не будет весело, ты сделаешь с ними то же, что и с Машкой». (46) — «А почему же нельзя так делать? »

(47)Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце, впервые познавшем простую, но неведомую прежде истину: не только мир существует для тебя, но и ты для мира. (48)И с этим новым чувством возникло в нём то новое неотвратимое веление, название которого — долг — Вася узнает гораздо позднее. (49)И это веление заставило Васю вскочить с кровати и быстро натянуть одежду.

(50)Возможно, что мать сквозь сон уловила какой-нибудь непривычный шум или почувствовала тревожную пустоту комнаты, в которой больше не было её сына. (51)Мать заглянула в черепаший ящик — черепашек не было, и она сразу всё поняла. (52)Набросив на плечи плащ, она вышла из дому и быстро зашагала туда, где, по рассказу Васи, находился белый домик с палисадником. (53)Вскоре она увидела впереди фигурку сына.

(54)Она шла и думала о том, что очень трудно вырастить человека, для этого надо глубоко и трудно жить, и какое счастье, если у её мальчика будет сильное и верное сердце. (55)Мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому доброму подвигу своего сына... (По Ю. Нагибину)

 

ФРАГМЕНТ РЕЦЕНЗИИ

Как и когда происходит взросление? Как и когда маленький человек начинает осознавать, что он тоже должен что-нибудь делать для окружающего его мира - например для животных, которых он приручил? Юрий Нагибин, признанный мастер коротких рассказов о детях и для детей, очень ярко, образно и эмоционально рассказывает нам об этом в простой житейской истории. И прибегает он к таким средствам речевой выразительности, как многочисленные разговорные слова ( «черепашки», «лапки», «коготки», «мордочки», «новенькие», «чистенькие» и др.), фразеологизмы («давалось по щучьему велению», «нахмурил брови», «бросился со всех ног» ), эпитеты («укромные места», «растревоженное сердце», «простая истина», «верное сердце»). Достоверность и живость рассказу автора придаёт также вопросно-ответная форма изложения (предложения 21-30 ), причём главный герой Вася вступает в диалог не только с окружающим миром, но и с самим собой (предложения 40-46).

 

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Фрагмент рецензии содержит анализ средств выразительности текста. Используйте эту информацию в своём сочинении, связав её с комментарием или с авторской позицией.

СТАРОЕ КИНО

(1) На фронте, будучи уже взрослым и тёртым воякой, сидел я как-то в тесно забитой бойцами украинской клуне[2]* прямо на земляном молотильном току и смотрел кинокартину о войне, смотрел и вдруг дрогнул сердцем, вскинулся, узнав знакомую с детства актрису.

(2) Исчезло вдруг ощущение условного действа, всё воспринималось въяве. (З)Может быть, причиной тому были звёзды, видные в разодранном соломенном верху кровли, перестук пулемётных очередей, доносившийся с передовой, — не знаю, но ощущение доподлинности захватило всех бойцов. (4)Когда дело дошло до того места в картине, где мать убитого дитяти, тайком от фашистов закопавшая его во дворе, притаптывала землю, чтобы «незаметно было», и глядела на нас широко открытыми глазами, в которых горе выжгло не только слёзы, но даже саму боль, и сделались они, эти глаза, как у младенца, прозрачны и голубы, хотя кино было не цветное, почудились они нам звёздами, они даже лучились, остро укалывали в самое сердце. (5)Отстранённая от мира, она ничего уже не видела, она топталась и топталась по своему дитяти, с кротким недоумением, с немой мольбой глядя куда-то, должно быть, в вечность, и казалось — живыми ногами наступает она на живое, думалось, дитяти больно и страшно в тёмной земле... (6)Хотелось остановить её, да не было сил крикнуть, шевельнуться — оторопь брала, костенела душа, стыла кровь.

(7)...Целую вечность спустя я поднимался по скрипучей лестнице старого замоскворецкого дома и на каждом пролёте переводил дух, решая про себя задачу: не задать ли стрекача? (8)Первый раз в жизни шёл я к настоящей живой артистке! (9)Страшно-то как!

(10)Пересилив-таки себя, дошёл я до нужной двери, перевёл ещё раз дух и позвонил. (11)Дверь отворила сама артистка и, приветливо улыбаясь, пропустила меня в прихожую.

(12)Я рассказал артистке о том, как мы смотрели кино на фронте, повзводно меняясь с передовой, и, конечно же, задал наивный вопрос — как это можно так вот всё доподлинно сыграть?

(13)— А я и не играла, — почти спокойно, с глубоким достоинством произнесла актриса и потупилась, чтоб я не заметил дрогнувших губ.

(14)— Вы и не представляете, какая мне награда ваш рассказ за ту мою работу...

(15)Чуть рвущимся голосом она поведала мне о той действительно тяжкой, а в моём нынешнем понимании до подвига поднимающейся работе.

(16)Столичная киностудия, эвакуированная в Алма-Ату, снимала фильм в полуразрушенной клуне. (17)Одну из второстепенных ролей в этом фильме играла уже пожилая замоскворецкая актриса, и роль ей, особенно центральный эпизод, не удавалась.

(18)В разгар работы над фильмом пришла телеграмма, которой срочно вызывали актрису в Москву — на похороны убитого в ополчении сына.

(19)Ей выписали пропуск, проводили на поезд, а через десять дней встретили. (20)Была поздняя ночь, холод, пустота. (21)Она удивилась, что на вокзал приехал сам постановщик фильма, прославленный режиссёр, занятой человек. (22)Привезли её почему-то в киностудию, где их уже ждала съёмочная группа.

(23)— Это бесчеловечно! — сказала актриса режиссёру. (24)— Я не могу сейчас работать! (25)Не могу... (26)Г1ощадите!..

(27)Она рыдала. (28)И тогда режиссёр шевельнул скорбно сжатым ртом и выдавил короткое, но такое в ту пору распространённое слово:

(29)— Надо!

(30)Режиесёр был опытный и хитрый. (31)Он дал актрисе ножик, мешок с мелконькой картошкой, какая только в войну вроде и рождается, усадил её на скамейку, а сам принялся тихонько расспрашивать про Москву, про сына, про похороны.

(32)Раз только, в самом начале съёмки, когда ослепили её светом, актриса зажмурилась, сжала руками голову:

(33)— Что вы со мной делаете? (34)Что вы со мной делаете?! (35)А потом послушно стала исполнять свою работу, чистить картошку, и ушла куда-то так далеко, что актёра, игравшего немца, а был он доподлинный немец, предупредили: (36)«Будьте осторожны. (37)У неё в руках нож...»

(38)Она работала всю ночь, чистила картошку и тихо рассказывала про Москву, про сына, про похороны, и всё, что от неё требовалось, сделала — весь кусок в фильме был отснят без репетиций и дублей.

(39)Когда закончились съёмки и измученные люди повалились спать кто где, режиссёр встал на колени перед актрисой и поцеловал её руки, вымазанные картошкой:

(40)— Прости!

(41)Ту военную картину больше не показывают на экранах, должно быть, лента износилась от долгого употребления или потеряла она свою силу, но мне всё помнится старая клуня с дырявым верхом, тесно набившиеся в неё бойцы, слышится вперемешку перестук пулемётов и движка, не гаснет в памяти танец — голыми ногами, по голой земле и видятся белые от ненависти, испепеляющие глаза русской женщины, которая так умеет страдать, терпеть и ненавидеть, как никто, наверное, на земле не умеет. (По В. Астафьеву)

 

ФРАГМЕНТ РЕЦЕНЗИИ

Эпизод встречи автора с актрисой вернул его в суровые военные годы, когда беда не обходила стороной ни одного человека. Фильм, который смотрели бойцы на фронте, стал воплощением людского страдания и горя, и невозможно было уже отделить жизнь от искусства.

Драматизм и высокий эмоциональный накал текста достигаются такими средствами выразительности, как восклицательные предложения (24, 26, 29, 40), ряды однородных членов (особенно в предложениях 31, 35, 38, 41 и др.), метафоры («дрогнул сердцем», «горе выжгло», «глаза остро укалывали», «костенела душа» и др.), гипербола («целую вечность спустя»). Рассказ Виктора Астафьева превращается в гимн многострадальной русской женщине.

 

5. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Используйте в своём сочинении содержание фрагмента рецензии, размещённого после текста.

(1)Вот они безмолвно стоят перед нами, книги, — дома ли, в библиотеке ли, в чужой ли квартире, на прилавке. (2)Если бы книги могли кричать! (З)Если бы они сами обладали способностью заставлять читать себя! (4)Какими бы мы все были умными и добрыми людьми!

(5)Молчат книги. (6)Сверкает экран телевизора, требует внимания радио, манит афишей кино. (7)Книги молчат. (8)Нет ничего на свете терпеливее их, послушнее, безропотнее. (9)Самые значительные книги были забыты, небрежно заброшены на чердаки, в чуланы, в подвалы. (10)Книга всё стерпит, погибнет, не издав ни стона. (11)Столетиями будет ждать своей очереди и неторопливо раскроется в незнакомых руках, ничем не выдавая своего волнения. (12)Книги не жалуются, когда их не читают, и не радуются, когда их открывают. (13)Полные страданий, мудрости, улыбок, иронии, лукавства, гнева, живые, каким и не всякий человек может быть, книги замирают на полках. (14)И всё-таки они кричат.

(15)Услышим их.

(16)«Ни дня без строчки», — сказал древний писатель. (17)«Ни дня без странички», — скажем мы, читатели, вслед за ним.

(18)Великая это радость — жить на земле ещё и читателем.

(19)Что ищем мы под книжным переплётом? (20)3ачем открываем его?

(21)Ищем наслаждения. (22)Ищем ответы на то, что мучит нас — может быть, бессознательно мучит. (23)Ищем мудрости. (24)И развлечения ищем — книга и развлечение даёт. (25)Ищем, конечно, и знания. (26)Мы хотим, чтобы книга рассказала про нас самих, и ищем в ней примеры, по которым мы могли бы определить свои цели. (27)Что хорошо, что плохо, что зло и что добро — об этом мы тоже узнаём из книг. (28)Мы ищем в книгах друзей. (29)Печорин и Наташа Ростова ближе нам, чем соседи по квартире: о Печорине и Наташе мы знаем больше. (30)Ни один живой человек не раскроет нам свою душу с такой искренностью, как герой хорошей книги.

(31)Что же определяет художественность книги? (32)Как научиться отличать хорошую книгу от плохой? (33)Укрепляющей вкус и расслабляющей?

(34)Не слово, не стиль определяет в конечном счёте качество книги, а её направленность, напор идей, насыщенность содержанием. (35)Говорят — «пустая» книга. (36)Как же «пустая»? (37)В ней триста страниц текста! (38)Но автору нечего было сказать такого, чего не знали бы до него. (39)Бывало и по триста, и по тысяче страниц написано и напечатано, но в них — пустота, идейная и художественная.

(40)Лишь очень немногие книги всегда достойны внимания истинного читателя. (41)Такие книги называются классическими. (По С. Соловейчику)

 

ФРАГМЕНТ РЕЦЕНЗИИ

С. Соловейчик приглашает читателя к задушевной беседе о книге, к совместным размышлениям о ней. Не случайно поэтому в его тексте так много вопросительных предложений (19, 20, 31, 32). Особую выразительность тексту придают и такие синтаксические средства выразительности, как параллелизм структуры с анафорой (предложения 21-23) и однородные члены (например, в предложениях 1,9,13 и др.). Книга для автора — близкий друг, недаром в тексте частотны метафоры (книги терпеливее, послушнее, безропотнее, они замирают, кричат).

6. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Используйте в своём сочинении содержание фрагмента рецензии, размещённого после текста.

(1)В первый день войны ребята Армянского переулка явились в военкомат. (2)Нас с Толей Симаковым забраковали: поначалу война была разборчивой. (3)В сентябре я получил от Павлика кое-как нацарапанную открытку с фронта: (4)«Эти мерзавцы здорово бомбят, но ничего — живём».

(5)А жить ему оставалось совсем немного. (6)Он погиб под Сухиничами. (7)Не от бомбы, не от осколка снаряда, не от прицельной или шальной пули — от своего характера. (8)Немцы предлагали советским солдатам, захваченным врасплох в здании сельсовета, сохранить жизнь, если они положат оружие на деревянный, изрешечённый пулями пол и выйдут по одному с поднятыми руками. (9)Но вот этого-то как раз и не могли сделать бойцы поредевшего отделения, которым командовал Павлик. (10)Потеряв многих людей, немцы подожгли сельсовет, из пламени и дыма ещё раздавались выстрелы. (11)Ни один человек не вышел. (12)Так рассказывали местные жители, когда вернулись наши. (13)К тому времени от всей деревни остались лишь зола да угли.

(14)Нет могилы Павлика, нет могилы Толи Симакова. (15)Он погиб в Бжезинке после неудачного побега из лагеря. (16)Серое небо третьей военной зимы приняло в себя ещё клубок чёрного дыма.

(17)Уходя в начале января 1942 года на фронт, я ничего не знал об участи моих друзей...

(18)Четверть века прошло с окончания войны, прожита лучшая, главная часть жизни, а мне до сих пор то чаще, то реже каждый год снится Павлик. (19)Сон — счастливый художник, ему не нужно заботиться о цельности сюжетной ткани, о правдоподобии, о достовер ности, мотивировках, он владеет тайной, заставляющей верить ему, прощать нескладицу и даже явную нелепость. (20)Мне всегда снится одно и то же, меняются лишь второстепенные подробности, улетучивающиеся по пробуждении и ничего не значащие в существе сна, — Павлик жив и вернулся. (21)Непонятно, где он был все эти годы, почему не давал о себе знать.

(22)Я просыпаюсь с мокрым лицом и долго думаю об этом сне, испытывая въяве острую душевную боль. (23)Я перебираю свою жизнь, поступки, отношения с людьми, всё наработанное и ненаработанное и не нахожу вины за собой, вины, заслуживающей такой казни. (24)Но может быть, там, откуда пришёл Павлик, иные мерила, быть может, мы сами некогда иначе мерили себя?..

(25)С каких-то пор мне стало казаться, что мой грех перед ним — в отсутствии чувства вины. (26)Если мерить мою жизнь последним поступком Павлика, разве могу я считать, что ни в чём не виноват? (27)Нет. (28)Виноват. (29)Виноват во всём: в том, что не отдал своей жизни за друга, не спас, не защитил миллионы погибших, виноват в тюрьмах и лагерях, в убийстве президентов и проповедников, в плохих книгах — не только в своих; в том, что правда ходит с поджатым хвостом, а ложь и клевета — задрав голову; что в мире не затихают выстрелы, не затухают пожарища, гибнут дети и не счесть обездоленных...

(30)Каждый погибший откупает другого у гибели. (31)Павлик дал себя сжечь, чтобы жил я. (32)А я плохо распорядился его подарком. (33)Не надо отрицать своей вины, мы все виноваты друг перед другом и во сто крат сильней — перед мёртвыми. (34)И надо всё время помнить

об этой своей вине — быть может, тогда исполнится самая святая мечта из всех доступных человеку: вернуть к жизни ушедших...

(35)Наша ответственность друг перед другом куда больше, чем мы позволяем себе думать. (36)В любой миг нас может призвать и обречённый смерти, и обречённый выбору между добром и злом, и просто усталый человек, и герой перед подвигом, и малый ребёнок— это зов на помощь, но одновременно и на суд. (По Ю. Нагибину)

 

ФРАГМЕНТ РЕЦЕНЗИИ

Бывший фронтовик, Юрий Нагибин никогда не забывал о Великой Отечественной войне: эта тема постоянно появляется в его произведениях, потому что «каждый погибший откупает другого у гибели». Глубокий философский смысл текста и его высокий эмоциональный накал создаются как лексическими средствами выразительности — эпитетами («шальная пуля», «святая мечта», «острая душевная боль»), развёрнутой метафорой (предложение 19), так и синтаксическими — парцелляцией (предложения 6-7), вопросительными предложениями (24, 26).

 

7. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Используйте в своём сочинении содержание фрагмента рецензии, размещённого после текста.

(1)Становясь старше, сильнее чувствуешь, как глубок смысл многих простых истин. (2)Выразить их трудно. (3)Так же как трудно описать пейзаж обычной и привычной, ничуть не экзотической природы. (4)Как трудно рассказать о простом и прекрасном человеческом лице. (5)Как трудно объяснить, почему столь поэтичны строки Пушкина: (6)«Я вас любил, любовь ещё, быть может...» или Заболоцкого: (7)«Не позволяй душе лениться». (8)Но чем острее ощущаешь, как сложна простая наша жизнь и как коротка она, даже если длится много лет, тем больше потребность задуматься над простыми истинами, выразить их словами. (9)И напоминать о них прежде всего самому себе. (10)И жить и действовать в согласии с ними.

(11)Мать моей знакомой, помню, на слова: (12)«Мамочка, я тебя так люблю!» — то ли в шутку, то ли всерьёз отвечала детям: (13)« Любовь должна быть действенной! (14)Ты вымой посуду, а ты убери комнату». (15)Жили они трудно. (16)Мать была детским врачом. (17)Работу свою любила. (18)Любила и своих маленьких пациентов. (19)К ней в любое время — и в полночь, и заполночь — звонили, стучали, приходили.

 (20)Из их дома. (21)Со всего квартала. (22)Издалека. (23)А позади рабочий день. (24)Немолодая и нездоровая, она, понятно, очень уставала. (25)Но никогда не отказывала тем, кто её звал.

(26)Тогда, во время войны и в первые послевоенные годы тоже, врачей не хватало. (27)«Неотложную» вызвать было не просто. (28)И женщина-врач шла на зов. (29)Не по обязанности, по долгу. (30)И часто задерживалась у больного. (31)И в трудное голодное время признавала один гонорар — слова благодарности. (32)Она знала — любовь ко всему, что любишь, должна быть действенной. (33)И напоминала об этом детям. (34)Хотя, конечно, как всякая мать, радовалась, когда они говорили, как её любят.

(35)Мой близкий друг пережил вместе с матерью большое общее горе. (36)На фронте погибли его отец и брат. (37)Мать, которая и прежде болела, совсем сдала. (38)Он отвёз её в больницу. (39)Надолго. (40)Усло- вия в больнице тогда были тяжёлые. (41)Мой друг недавно женился. (42)И ему очень хотелось повести жену в театр. (43)Особенно на «Мадемуазель Нитуш». (44)Этот спектакль театра им. Евгения Вахтангова шёл в Москве, изголодавшейся по беззаботному смеху, с огромным успехом. (45)Он выстоял ночь в очереди к театральной кассе и утром стал счастливым обладателем двух билетов. (46)Только дома сообразил: спектакль завтра, в единственный, кроме воскресенья, день, когда в больнице разрешены свиданья. (47)Успеть и в больницу, и в театр невозможно. (48)И поехать сегодня предупредить маму запиской, что придёт только в воскресенье, он тоже не успевал. (49)Весь день занят по службе. (50)Ажена в совхозе, «на картошке». (51)Вернётся к ночи. (52)Отдать билеты? (53)У него на это не хватало духу. (54)С трудом дозвонился в больницу. (55)Замороченная дежурная по справочной пообещала, что предупредят мать, чтобы та его завтра не ждала. (56) Но, говоря по правде, особой уверенности, что она об этом не забудет, у него не было. (57)Однако он отогнал свои сомнения. (58)И радостно встретил жену, вернувшуюся «с картошки»: (59)«Мы идём в вахтанговский театр!» (бО)Играл он тогда в помещении Театра юного зрителя. (61)Все, мимо кого они проходили по Мамоновскому переулку, спрашивали: (62)«Лишнего билетика нет?»

(63)Тот театральный вечер навсегда остался в его душе тягостным воспоминанием. (64)На сцене искрился, пенился, пел и танцевал легкомысленный водевиль. (65)3ал заходился от смеха. (66)А у друга моего было тяжко на сердце. (67)И тяжесть не проходила. (68)Смотрел на сцену, а видел больничную палату.

(69)Приехал в больницу на следующий день. (70)И узнал: в больнице карантин из-за гриппа. (71)С сегодняшнего дня. (72)Посещения отменены. (73)Мать ещё долго пролежала в больнице. (74)А свиданий больше не было: эпидемия затянулась, и запрет соблюдался строго.

(75)Он старался, как мог, искупить тревогу, которую мама пережила в тот день. (76)Её, как он и опасался, не предупредили, она ждала его и испугалась, что с ним что-то случилось, когда он не пришёл. (77)Мысль, что он просто пошёл в театр, ей и в голову прийти не могла. (78)Он потом в каждой записке объяснял ей, как это произошло. (79)Но разве объяснишь такое? (80)А год спустя она умерла. (81)Было ей сорок шесть лет...

(82)С тех пор прошло много лет. (83)А моего друга до сих пор мучает эта история. (84)Совесть не знает сроков давности.

(85)Говорят: спешите делать добро! (86)Это правильно. (87)Но добро, не сделанное вовремя, это полбеды. (88)Беда, когда вовремя не исправлено зло, пусть даже причинённое невольно. (89)Спешите исправить его! (90)Можете не успеть. (91)Моральный проступок, по-моему, искупается действием. (По С. Львову)

 

ФРАГМЕНТ РЕЦЕНЗИИ

Спешите делать добро, потому что совесть не знает сроков давности, — к этому призывает всех нас С. Львов. Поднимая актуальные морально-этические проблемы, автор связывает их с жизненными бытовыми эпизодами.

Яркой синтаксической чертой стиля С. Львова является многочисленная парцелляция (предложения 8-9, 19-20, 33-34, 38-39, 42-43, 70-71). Интересны и такие редкие приёмы, как градация (в предложениях 19, 20-22) и анафора (предложения 4-5). Встречаются в тексте и эпитеты («простые истины», «близкий друг», «тягостные воспоминания», «легкомысленный водевиль»).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 607.