Мышление - это движение идей, раскрывающей суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.
Язык – это знаковая система, которая служит орудием мышления и средством общения в процессе человеческой жизнедеятельности. Существует множество знаковых систем, служащих для приобретения, хранения и передачи информации. Среди них:
-язык мимики и жестов,
-язык цифр, формул, схем,
-искусственные языки (*азбука Морзе, язык компьютерных программ),
-знаки-символы, -знаки-сигналы (*звонок, аплодисменты),
-знаки-признаки (*озноб, туча) и др.
Язык как социальное явление выполняет в обществе ряд функций:
- отражательную,
- коммуникативную,
- познавательную,
- функцию социализации,
- ценностно-ориентационную,
- функцию механизма социальной наследственности и др.
Наука о строении и функционировании знаковых систем – семиотика. Язык – это универсальное средство выражения мысли, наиболее универсальная из знаковых систем, что объясняется его неразрывной связью с мышлением. Язык, являясь средством отражением действительности, изменяется вместе с ней и с ходом человеческой истории.
Мышление и язык взаимосвязаны в своем происхождении и историческом развитии. биологической предпосылкой формирования человеческой речи стали мимико-жестикуляторные и звуковые средства общения высших животных.
Закон логики – это внутренняя, необходимая и существенная связь между мыслями в процессе рассуждения, рассматриваемая со стороны ее формы. Цель законов логики – сформулировать основания, фундамент правил и рекомендаций, следуя которым можно достичь истины.
ЗАКОН ТОЖДЕСТВА
Предмет мысли понимается на всем протяжении суждения в одном и том же содержании его признаков. Требованиями закона тождества являются определенность и однозначность. Им запрещается многозначное использование терминов. Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Из закона тождества следует: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные.
ЗАКОН НЕПРОТИВОРЕЧИЯ
Логическое мышление характеризуется непротиворечивостью. Противоречия разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выражает формальнологический закон непротиворечия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно.
ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО
Закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих суждений. Он формулируется следующим образом: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно: а есть либо b, либо не-b. Истинно либо утверждение некоторого факта, либо его отрицание. Большое значение имеет этот закон в юридической практике, где требуется категорическое решение вопроса. Юрист должен решать дело по форме «или – или». Данный факт либо установлен, либо не установлен. Обвиняемый либо виновен, либо не виновен.
ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ
Требование доказанности, обоснованности мысли выражает закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Если есть b, то есть и его основание а.
40 Понятие практики в философии. Роль практики в познании. Практика и опыт в медицинской деятельности
Практика-деятельность человека, по преобразованию окружающего мира и самого человека. Особенности практики:
а) включает в себя знания;
б) способна порождать новые знания;
в) выступает основанием знания;
г) выступает конечной целью знания.
Формы практики:
1.Материальное производство (труд) - преобразование природы, естестественного бытия людей 2.Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение соответствующих социальных отношений путем революций, реформ, войн, изменения социальных структур
3. Научный эксперимент.
Практика выступает как:
1)источник познания, т.к. знания вызваны ее потребностями; (чел.нужно было электричество-стали изучать различные законы)
2)основа знания - все познавательные процессы обусловлены задачами практики, к тому же практика обеспечивает познания техническими средствами, приборами, оборудованием;
3)цель познания - оно осуществляется не ради любопытства, а для регулирования деятельности людей;(познаем только тогда, когда хотим получить результат, улучшаем что-то)
4)критерий истины, так как позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
Вместе с этим, практика не является единственным критерием истины.
Как критерий истины практика и абсолютна и относительна. Абсолютна потому, что все, подтвержденное практикой является истиной. Относительна потому, что и практика, и теория непрерывно развиваются. Поэтому на каждом этапе своего развития практика не может полностью подтвердить теорию. И только практика в ее развитии может быть критерием развивающегося знания.
В деятельности врача взаимосвязь познания и практики играет огромную роль. Для произведения практических манипуляций необходимы знания. Практика без знания слепа, так же как и знание без применения бесполезно.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 637.