Согласно ст. 2 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» от 2.12.1990 N 395-1 (ред. от 26.07.2017), в банковскую систему России входит Банк России (Центральный Банк), кредитные организации и представительства иностранных банков.
Понятие банковской системы более узкое, чем система кредитных организаций. Однако, согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» они используются как равнозначные.
Правовое регулирование банковской системы основывается на Конституции России, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России), другими Федеральными Законами, нормативными актами Банка России.
В научной литературе банковская система рассматривается как:
- кровеносная система государства,
- один из важнейших атрибутов государственности и суверенитета,
- одно из центральных мест в экономике любой страны,
- основной институт финансового рынка,
- институт, от которого зависят защищенность и устойчивость национальной валюты, что имеет первостепенное значение для государственного суверенитета [7, с.44].
Центральный Банк России:
- это публичное юридическое лицо, обладает своим наименованием, имеет печать, центральные органы расположены в г. Москве,
- осуществляет денежную эмиссию, защиту и обеспечение устойчивости рубля (денежной единицы РФ);
- независим от других органов государственной власти;
- его функции с учетом Конституции РФ относятся к функциям органа государственной власти, поскольку предполагают применение мер государственного принуждения;
- обладает правом нормотворческой деятельности;
- выступает от имени государства и наделен определенными властными полномочиями [8, с.114].
Правовой статус Банка определяет Конституция Российской Федерации и Федеральные законы. Наиболее важным является Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации», в котором говорится, что Банк России является юридическим лицом.
Правовой статус Центрального Банка имеет некую двойственность его положения. На данный момент законодательство не дает четкого определения организационно-правовой формы Банка как юридического лица, и в то же время не выделяет его в качестве органа государственной или муниципальной власти. При этом нельзя не отметить факт того, что Центральный Банк обладает многими признаками государственного органа (обладает государственно-властными полномочиями). Таким образом, дуалистическая сущность и определяет двуединый правовой статус Банка как органа публичной власти и как субъекта частноправовых отношений.
С точки зрения финансового права Ю.А. Крохина также выделяет Банк России как один из государственных органов, не входящий ни в одну имеющуюся ветвь власти. Она выделяет особенность финансово-правового статуса Банка России в том, что, являясь юридическим лицом и, имея органы управления, он не имеет учредителей.
В связи с тем, что Центральный Банк не относится ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин высказали точку зрения, согласно которой существует четвертая ветвь власти — «денежная власть». В теории также существует мнение о том, что Банк России является особым публично-правовым институтом, который имеет исключительное право денежной эмиссии и организации денежного обращения. Более того, Центральный Банк осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе» [19, с.98].
Согласно 83 ст. ФЗ «О ЦБ России» Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.
В 87 ст. упомянутого закона определено, что Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
С целью совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создан Национальный банковский совет, компетенция которого установлена в ст. 12 ФЗ №86.
Также Центральный Банк Российской Федерации вправе обращаться в суда с исками о признании недействительных нормативных правовых актов федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Резюмируя различные точки зрения ученых, наиболее подходящей является та, согласно которой ЦБ России – специфический субъект в форме юридического лица публичного права.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 305.