Любая организация состоит из трех подсистем: производительной, административной и подсистемы их обеспечения. Управление производством никогда не связывало напрямую создание благоприятных условий труда с экономическими выгодами, поэтому все жизнеобеспечивающие функции были закреплены за различными подразделениями организационной структуры. В основном все они находились в ведении главного инженера. Их делили между собой отдел главного энергетика, отдел главного механика, хозяйственный отдел, ремонтно-строительная группа, отдел охраны труда и техники безопасности, служба ведомственной охраны. Существовали также лаборатории по научной организации труда, но их деятельность носила больше исследовательский характер и не финансировалась без санкции руководства.
Практически любой объект недвижимости обладает солидным набором различных сервисных служб. Перечень служб хозяйственного подразделения университета, к примеру, достаточно внушителен. Структура служб гостиничного или больничного комплексов характеризуется еще большим разнообразием.
Управление сервисными службами организации во многом сводится к координации усилий этих подразделений, основанных для выполнения конкретных целей. Все эти службы, заметно различающиеся между собой, должны тем не менее действовать не порознь, а как единый комплекс. Однако в подавляющем большинстве российских организаций существующие службы функционируют практически автономно, вне всякой координации друг с другом. Подчинение одному административному лицу (зам. директору по общим вопросам, проректору по хозяйственной части или управляющему делами и т. п.) не устраняет того факта, что каждая служба ревностно оберегает собственную «территорию». Вся сервисная часть организации в целом представляет достаточно механический набор служб, выполняющих свои узкопрофессиональные обязанности. А это одна из причин того, что многие направления и сферы деятельности организации на сегодняшний день ускользают из поля зрения сервисных служб. Только в случае слаженного функционирования возможно достижение ими своей задачи. Таковой является периодическое снижение внутренних издержек организации. Именно это должно являться ключевым моментом в работе специалиста по управлению службами обеспечения. Так, например, важными направлениями экономии внутренних непроизводственных затрат могут являться такие комплексные мероприятия, как организация внутреннего пространства фирмы, обеспечение оптимальной конфигурации инженерных и информационных сетей, организация эффективного рабочего места, проведение конкурсов на выполнение ремонтных и эксплуатационных работ. Осознание хозяйственных служб как единого комплекса по обеспечению жизнедеятельности организации ¾ важное мировоззренческое изменение, которое должно произойти в отечественном менеджменте.
Другой важнейшей проблемой является то, что до самого последнего времени в стране не осуществлялась подготовка специалистов для работы в этой сфере.
Функционирование хозяйственных служб как единого комплекса требует появления на отечественном рынке труда специалистов по управлению всей инженерной и социальной инфраструктурой организации. Такими специалистами в развитых странах являются фасилити (Facility) менеджеры.
Этимология слова «фасилити» восходит к латинскому facilitas ¾ удобный, благоприятный. Латинско-русский словарь (С.-Петербург, Типография Тренке и Фюсно, 1909) определяет Facilitas как легкость, удобоисполнимость, готовность.
Вебстерский экономический словарь определяет facility как что-либо разработанное, построенное, установленное с целью сделать возможным выполнение специфической функции по обеспечению определенных условий или услуг. Еще одно значение рассматриваемого понятия, приведенное в этом словаре, ¾ что-то, что обеспечивает более легкое выполнение какого-либо действия.
Следует отметить, что в современном русском языке слово «фасилити» используется в основном в значении «удобства», к примеру, при описании категории гостиниц. Так, сообщается, что в отеле есть номера с ванной, кухней и другими фасилити. Или же (реже) в более близком к современному английскому значении ¾ «подсобные помещения». Обычно в этом значении слово «фасилити» употребляется в профессиональном сленге компьютерщиков и людей, работающих на инофирмах (так как это прямой перевод с английского).
В современном менеджменте английское facilities имеет несколько значений:
¾ удобства, средства обслуживания, возможности;
¾ оборудование, устройства;
¾ сооружения.
Все эти понятия отражаются в словосочетании «инфраструктура организации». Но понятие «управление инфраструктурой организации» намного шире, чем это может показаться из перевода с английского словосочетания «Facility management». Действительно, управление инфраструктурой организации ¾ это управление недвижимостью, инженерной и социальной инфраструктурой организации, пространством и внешним видом здания. Именно поэтому служба управления внутренней инфраструктурой в крупных западных компаниях весьма значительна (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Интегрированная служба управления инфраструктурой организации
В сочетании с другими словами facility образует целый ряд экономических терминов, помогающих уяснить отдельные аспекты этого понятия:
¾ community facilities ¾ районные предприятия бытового обслуживания;
¾ educational facilities ¾ средства обслуживания учебного процесса;
¾ housing facilities ¾ жилищные условия;
¾ office facilities ¾ служебные помещения.
Существует целый ряд классических определений фасилити менеджера и фасилити менеджмента.
Фасилити менеджер координирует физическое пространство вместе с людьми и работой в организации, комбинирует лучшие управленческие принципы с наиболее распространенными профессиональными и техническими знаниями для обеспечения эффективной работы оборудования и людей.
Фасилити менеджер является ответственным за координацию всех усилий в планировании, проектировании и управлении зданием и его системами, оборудованием для повышения возможности организации достичь успеха в постоянно изменяющемся мире.
Фасилити менеджмент ¾ это интегрированное управление (планирование и мониторинг) и реализация обеспечения жильем, помещениями, предоставление услуг и средств, из которых должна складываться эффективная, гибкая и созидательная реализация целей организации в изменяющейся окружающей среде.
Задача фасилити менеджера состоит в поиске путей снижения внутренних затрат по обслуживанию и эксплуатации систем здания, в котором располагается организация, с одновременным поддержанием качества услуг. В эпоху современных технологий, нехватки ресурсов, повышения потребительских требований организациям трудно выдержать жесткую конкурентную борьбу без постоянного снижения издержек. Именно это является ключевым моментом в деятельности фасилити менеджера.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 281.