Судебная-система:-
1. Верховный-суд-ЕС-с-1952-года;-
2. Трибунал-с-1989-года.-Компетенция-[-статья-256-ДФЕС;-
3. Специализированные-трибуналы-суды,-палаты.-Пример- [-Суд-по-рассмотрению-служебных-споров,-7-судей-на-6-лет;-
4. Функциональное-звено—национальные-суды-государств[членов-ЕС.-
Европейский Союз с самых первых лет своего существования располагает самостоятельной и авторитетной ветвью судебной власти, на вершине которой находится Суд Европейских сообществ. Будучи не только правоприменительным, но и правотворческим институтом, Суд сыграл выдающуюся роль в утверждении основополагающих начал правопорядка Сообщества и Союза, таких как принципы верховенства и прямого действия, приоритет основных прав человеческой личности, последовательная защита от нарушений свобод внутреннего рынка свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов.
Судебная практика, созданная Судом, — одна из важнейших категорий источников права Европейского Союза, распространяющая действие на все государства-члены и их органы правосудия см. вопрос N 28. Изучение этой практики — неотъемлемый элемент подготовки любого европейского юриста.
Посредством своих нормативных прецедентных решений Суд Европейских сообществ последовательно усиливает федеративные черты Союза.
Истина состоит в том, что с течением лет Суд постепенно создал образование конституционного типа, затушевывая при этом элементы, которые относили Сообщество к классическому международному правопорядку99.
Результаты указанной деятельности консолидированы в Лиссабонском договоре 2007 г. о реформе Европейского Союза см. вопрос N 17.
Долгое время Суд Европейских сообществ являлся единственным судебным институтом организации. Количество поступающих дел было небольшим, и он оперативно справлялся с их рассмотрением. Однако постепенно ситуация изменилась. Так, если за весь 1957 г. Суд вынес четыре решения, десять лет спустя — 24, то в 1977 г. число вынесенных решений достигло 100, а в 1987 г. — 208.
Возрастание нагрузки на единственный судебный институт потребовало соответствующих реформ: на основании поправок, внесенных в учредительные договоры в 1986 г., был создан второй судебный орган Сообществ — Трибунал первой инстанции100. В юрисдикцию Трибунала перешли дела по жалобам физических и юридических лиц на действия бездействие институтов и органов ЕС, а также служебные споры споры, возникающие в связи с прохождением гражданской службы Европейских сообществ.
Таким образом, Суд Европейских сообществ получил возможность сосредоточиться на разрешении дел конституционного характера. Трибунал первой инстанции выступает преимущественно в роли органа административной юстиции.
При этом, в отличие от Суда, Трибунал не является отдельным институтом Европейского Союза. Это орган, состоящий при Суде, имеющий с ним одно местонахождение Люксембург и общий вспомогательный аппарат.
Создание Трибунала не позволило разрешить проблему перегруженности делами, которая грозит в ближайшее время усилиться в связи со вступлением в Европейский Союз десяти новых государств-членов. Так, в 2002 г. Суд вынес 269 решений в том же году поступило 470 новых дел. Трибунал в указанный период завершил рассмотрение 331 дела поступило — 411. Средняя продолжительность рассмотрения дел возросла до двух лет.
С учетом этой ситуации Ниццким договором 2001 г. см. вопрос N 10 было предусмотрено гибкое решение проблемы: Совет Европейского Союза получил право учреждать новые судебные органы специальной юрисдикции в качестве третьего нижнего звена судебной системы ЕС. Это звено получило обобщенное наименование судебные палаты, или специализированные трибуналы последний термин является более корректным; именно он использован в Лиссабонском договоре 2007 г.. В компетенцию судебных палат специализированных трибуналов могут передаваться строго определенные категории дел искового производства, ныне рассматриваемых Судом или Трибуналом здесь и далее под Трибуналом имеется в виду Трибунал первой инстанции.
В 2004 г. был создан первый специализированный трибунал Европейского Союза — Трибунал по делам публичной службы. В его юрисдикцию переданы споры между Европейским Союзом, с одной стороны, и лицами, находящимися на его европейской публичной службе аналог государственной службы, а также иными сотрудниками аппарата ЕС, с другой стороны.
В дальнейшем планируется создание других специализированных трибуналов. Количество подобных органов, которые могут быть образованы в рамках судебной системы Европейского Союза, не ограничивается.
Итак, судебная система Европейского Союза включает три звена: высшее — Суд Суд Европейских сообществ; далее — Трибунал первой инстанции Трибунал; наконец, специализированные органы правосудия — судебные палаты специализированные трибуналы, из которых к 2010 г. был создан один: Трибунал по делам публичной службы.
Лиссабонский договор 2007 г. о реформе Европейского Союза см. вопрос N 17 полностью сохраняет указанную модель построения судебной системы организации. В то же время изменениям подвергаются названия входящих в нее звеньев.
Разрешается ли обжалование решений судов Европейского Союза?
Решения Трибунала по делам публичной службы в качестве представителя низшего звена судебной системы ЕС можно обжаловать в кассационном порядке в Трибунал первой инстанции. Последний в этом случае de facto выступает уже в качестве суда второй инстанции, что и обусловило его переименование Лиссабонским договором 2007 г. в «Трибунал» (см. вопрос № 47). В дальнейшем проигравшая сторона может производить обжалование в надзорном порядке в Суде Европейских сообществ (термин «надзор», известный российскому праву, в данном случае не используется). С этой целью она может обратиться с ходатайством к Первому генеральному адвокату Суда Европейских сообществ (см. вопрос № 60). Последний, признав ходатайство обоснованным, вправе внести соответствующее представление в Суд.
Решения Трибунала первой инстанции могут быть пересмотрены Судом Европейских сообществ по жалобам заинтересованных лиц. При этом «жалоба в Суд ограничена вопросами права» (ст. 58 Статута), т. е. речь идет о кассационной процедуре.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.