Соотношение европейского права, международного права и национального права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соотношение европейского права, международного права и национального права.

 

 

Принципы ЕП.

Принципы права Европейского союза - это основные начала данной правовой системы, которые определяют содержание правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности Союза в целом и его государств-членов. Принципы права ЕС представляют собой нормативные положения общего характера, влияющие на развитие права и обязательные для правоприменителей. Они являются несущей конструкцией права ЕС.

 Право ЕС:                                          

-Сотрудничество

-прямое действие норм, источников ЕС

-верховенство

Принцип неприменения силы и угрозы силой;

Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

Принцип равноправия и самоопределения народов;

Принцип суверенного равенства государств;

Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств;

Принцип нерушимости государственных границ;

Принцип территориальной целостности государств;

Принцип уважения прав человека и основных свобод.

По мнению Суда ЕС, источниками формирования принципов являются конституционные традиции государств - членов Европейского союза, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод и другие международно-правовые акты.

Ученые отмечают, что при формулировании общих принципов Суд ЕС основывается на общепризнанных принципах международного публичного права, общих принципах, присущих национальному праву государств-членов, на праве ЕС и основных правах человека.

 

 

3. Источники ЕП. (Постовалова Т.А. Право Европейского союза. Краткий курс: учебное пособие. М.: Проспект, 2017. 256 с.) если подробно нужно!!!!!!!!!!!!!!

Под источниками права в традиционном смысле понимают внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения <1>. Формы права Европейского союза образуют целостную систему источников с присущей для такой системы иерархией актов. К "достижениям Союза" (буквально от фр. acquis communautaire) относится совокупность правовых актов, изданных в рамках Европейского союза.

 

1) Акты первичного права – учредительные договоры Европейского союза (Маасстрихайнский и Римский договор)

2) Акты вторичного права – нормативно правовые акты издаваемые Европейским союзом

Современная теория права различает следующие акты вторичного права:

а) регламент – законы, нормативно правовые акты обладающие высшей юридической силой

б) директива – нормативно правовые акты имеющие конкретных адресатов, содержащих основные задачи цели правового регулирования, а способы их достижения определяются государствами самостоятельно

в) рамочное решение – отличается от директивы тем, что издается регулирования отношений уголовно правового характера

г) решение – содержит адресатов, задачи результаты и способы достижения результатов

Среди источников права Европейского союза различают акты первичного, вторичного и третичного права ЕС. В основу этой классификации положено соотношение источников по юридической силе.

Первичное право ЕС, которое фактически является конституционным правом ЕС, делится на:

а) писаное право, к которому относятся учредительные договоры (ДЕС, ДФЕС), Хартия Европейского союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., адаптированная 12 декабря 2007 г. (ст. 6 п. 1 ДЕС), протоколы (ст. 51 ДЕС), поправки и договоры о присоединении (ст. ст. 48, 49 ДЕС);
б) неписаное право, к которому относятся общие принципы права (ст. 340 п. 2 ДФЕС, ст. 6 п. 3 ДЕС), прецедентное право (ст. 19 п. 1 ДЕС)

 

Вторичное право ЕС является производным правом ЕС. Оно принимается руководящими органами (институтами) ЕС в силу правомочий, закрепленных в первичном праве. Правовые акты

а) регламент;
б) директива;
в) решения;
г) рекомендации и заключения

 

Законодательный акт может делегировать Комиссии полномочие издавать незаконодательные акты общего действия, которые изменяют или дополняют отдельные элементы законодательного акта, не имеющие существенного значения. Такие незаконодательные акты общего действия называются третичным правом <1>. Законодательные акты, предоставляющие право принять акт, относящийся к третичному праву, четко определяют цели, содержание, сферу действия и срок делегирования полномочий. Элементы, имеющие существенное значение в любой сфере, зарезервированы для законодательного акта и поэтому не могут служить объектом делегирования полномочий (ст. 290 ДФЕС). В заглавие делегированных актов включается прилагательное "делегированный", "делегированная" или "делегированное".

 

Третичное право ЕС:

а) делегированные акты (ст. 290 ДФЕС);
б) акты, принимаемые для исполнения юридически обязательных актов Союза (имплементирующие акты) (ст. 291 п. 2 ДФЕС)

 

Кроме того, выделяют:

законодательные акты (англ. legislative acts), к которым относят правовые акты, принятые посредством законодательной процедуры, например регламенты, директивы и решения, принятые Европарламентом и Советом (ст. 289 ДФЕС);

акты, не являющиеся законодательными (англ. non-legislative acts).

Определение места прецедентного права ЕС является дискуссионным.

Учитывая важность неписаного первичного права, роль Суда ЕС в развитии европейского права значительна. Формально он выступает последней инстанцией рассмотрения соответствия актов вторичного права первичному праву и проверки законодательства государств-членов на соответствие праву ЕС (первичное и вторичное право).

Лиссабонский договор.

Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» - международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 в Монастыре иеронимитов в Лиссабоне. 27 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений, был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года. Договор призван заменить собой провалившийся проект Конституции ЕС (проект которой был подписан в июне 2004 г.). Когда в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах Конституция была отклонена.

Принципы, рассматривавшийся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС.

Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Вводится пост постоянного председателя Европейского совета, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Верховного представителя. 19 ноября 2009 года в ходе неформального саммита ЕС в Брюсселе на этот пост был назначен премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпёй.

«Европейский парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом». Парламент получает большую полноту власти, поскольку его вес как законодательного органа приравнивается к весу Совета.

Он также получает равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета, так как дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится. Евросовет становится полноценным институтом Союза.Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя. Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает верховного представителя Союза по внешней политике и политике безопасности. Верховный представитель будет осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского союза путём внесения предложений и реализации уже достигнутых договоренностей.

В соответствии с Лиссабонским договором, Суд ЕС состоит из Европейского суда (высшая инстанция), Суда общей юрисдикции (первая инстанция) и Трибунала гражданской службы. От каждого государства в нём будет представлен один судья; в нём также будут представлены 11 генеральных адвокатов (на данный момент — восемь). Судьи и адвокаты выбираются из числа выдающихся личностей и назначаются с общего согласия правительств стран-членов на шесть лет после консультаций со специальным комитетом

Договор о реформе ЕС четко разделяет компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах-членах.

Впервые в Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Несмотря на то, что на протяжении всей истории ЕС, если не считать выход Гренландской автономии в составе Дании из ЕС после референдума, попыток сецессии не было, новая Ст. 50 Договора о ЕС предусматривает условия и процедуру выхода из Союза (в соответствии с законодательством страны; уведомление Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством).

Борьба с глобальным изменением климата получает приоритетное значение в новом Договоре. ЕС должен «предпринимать меры на международном уровне по борьбе с региональными и глобальными проблемами окружающей среды, в первую очередь — с изменением климата» (Ст. 174 Римского договора). Политика Союза в энергетическом плане должна проводиться «в соответствии с необходимостью сохранить и улучшить окружающую среду» (Ст. 176А Римского договора

 

Европейский совет.

Европейский совет - высший орган политического руководства европейскими сообществами и Европейским союзом, своего рода коллективный глава Союза. Таково фактическое положение Европейского совета по сравнению с другими институтами и органами Союза. Однако мы не найдем подобных формулировок в учредительных договорах.

Европейский совет появился много позже создания основных институтов ЕС. В его состав входили высшие должностные лица государств - членов ЕС и самого Союза, а именно главы этих государств или их правительств, и также председатель Европейской комиссии <1>. На сессиях Европейского совета присутствовали министры иностранных дел государств - членов ЕС.

<1> По ЛД в состав Европейского совета также входит его председатель, избираемый на 2,5 года. Таким образом, при 27 государствах - членах ЕС Европейский совет насчитывает 29 человек.

Европейский совет не был предусмотрен первоначальными учредительными договорами. Он был порожден в результате следующих событий.

Середина 1960-х гг. была отмечена конфликтом между президентом Франции генералом Шарлем де Голлем, отстаивавшим суверенные права государств, и председателем Комиссии ЕС Вальтером Хальштейном, пытавшимся превратить возглавляемый им институт в своего рода "европейское правительство".

Приход к власти во Франции и Германии нового руководства несколько оживил интеграционное строительство. Вновь избранный президент Франции Валери Жискар д'Эстен и канцлер Германии Гельмут Шмидт, не обремененные "демонами национализма", стали инициаторами встреч в верхах (саммитов) руководителей стран - членов сообществ. Из эпизодических эти встречи довольно быстро превратились в регулярные заседания Европейского совета.

Решение о проведении регулярных встреч глав государств и правительств стран - членов сообществ было принято в 1974 г. на саммите в Фонтенбло (Франция). Инициатива проведения периодических встреч в верхах принадлежала президенту Франции В. Жискар д'Эстену. Руководители стран "шестерки" решили встречаться не менее трех раз в год для обсуждения наиболее важных вопросов развития европейских сообществ. Одним из оснований для регулярных встреч на высшем уровне была необходимость координации усилий в области внешней политики, поскольку данная сфера не входила в ведение сообществ. Важной причиной создания Европейского совета была также необходимость урегулирования проблем, которые не мог почему-либо решить Совет (министров) на своем уровне.

Позднее существование Европейского совета в качестве высшего органа политического руководства было закреплено в Едином европейском акте 1986 г. (ст. 2) и в Маастрихтском договоре о Европейском союзе 1992 г. Данным Договором была установлена периодичность его заседаний: "Европейский совет собирается, по крайней мере, дважды в год..." (ст. 4).

Главной задачей Европейского совета, как ее определяла та же статья Маастрихтского договора, являлось то, что "Европейский Совет дает Союзу необходимый побудительный импульс для развития и определяет общие политические ориентиры".

В то же время многие зарубежные и отечественные юристы считали правовой статус Европейского совета в "долиссабонский" период достаточно неопределенным. В доказательство приводится тот факт, что данного органа не было в числе институтов Сообщества. Это считалось правовой аномалией, поскольку заседания Европейского совета оказывали значительное влияние на ход интеграции и на всю европейскую жизнь.

Оценивая статус Европейского совета в период до вступления в силу Лиссабонского договора, необходимо отметить следующее.

"Европейский Совет, - пишет, например, Ю.М. Юмашев, - фактически представляет собой "встречу в верхах" глав государств и правительств государств-членов" <1>. "Образно говоря, - продолжает тот же автор, - по своему статусу и действиям он чем-то напоминает КПСС, которая также была "вне правового поля страны". Не случайно Европейский совет часто называют "суперорганом".

Европейский совет самостоятельно правовых актов не издавал и потому не был отнесен к числу институтов. Он выступал в качестве органа стратегического планирования и политического руководства. Его решения имели политический, а не правовой характер. Они могли быть обязательны для государств-членов, а не для частных лиц, и не подлежали оспариванию в судебном порядке.

Европейский совет был и остается органом межгосударственного сотрудничества.

Он занимается крупными вопросами, связанными с переходом к следующему этапу интеграции, принимает решения, необходимые для разработки новых учредительных актов, созыва межправительственных конференций, расширения Союза, осуществляет руководство внешней политикой и политикой безопасности, контролирует сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере.

На рассмотрение Европейского совета передаются все спорные проблемы, не решенные на ином уровне институтами Союза. В своих заключительных документах после каждого заседания Европейский совет намечает, какие конкретные действия должны быть предприняты для достижения целей, поставленных учредительными договорами, которые Совету (министров) не удалось решить на своем уровне.

Кроме того, что заседания Европейского совета собирались не менее двух раз в год, был предусмотрен также созыв внеочередных сессий. В период до ЛД в Европейском совете председательствовал глава государства или правительства страны, которая осуществляла в данный период председательствование в Совете (министров) в течение шести месяцев. Заседания Европейского совета могли проходить на территории председательствующего государства, хотя по соображениям безопасности все чаще собирались в Брюсселе.

Отметим в этой связи, что среди приложений к Ниццкому договору 2001 г. имеется Декларация о месте заседаний Европейского совета. Поскольку ее текст весьма краток, приведем его полностью:

"Начиная с 2002 года одно заседание Европейского совета за каждый период председательствования будет проводиться в Брюсселе. Когда Европейский Союз будет насчитывать 18 членов, все заседания Европейского совета будут проводиться в Брюсселе". Согласно п. 2 ст. 1 Правил процедуры Европейского совета его заседания должны проходить в Брюсселе. В исключительных случаях на основе единогласия может быть решено провести заседание Европейского совета в ином месте.

Председатель в рамках сроков своих полномочий в течение шести месяцев осуществлял высшее представительство Союза в сфере международных отношений.

Решения Европейского совета были обязательны для поддержавших его государств и не обязательны для воздержавшихся при голосовании.

 

Изменения в статусе и составе Европейского совета

по Лиссабонскому договору. Введение поста

постоянного председателя Европейского совета

В Лиссабонском договоре вышеупомянутая юридическая аномалия, заключавшаяся в несоответствии реального статуса Европейского совета его правовому закреплению в учредительных договорах, исправлена. В частности, как отмечалось, Европейский совет Лиссабонским договором (ст. 13 ДЕС) включен в число полноправных институтов, где в их списке занимает второе место после Европейского парламента. Таким образом, можно сказать, что ЛД привел право в соответствие с практикой.

В Лиссабонском договоре повторена формулировка о том, что "Европейский совет дает Союзу необходимые импульсы для развития и определяет его общие политические ориентиры и приоритеты". Договор внес изменения в состав нового института. Согласно п. 2 ст. 15 ДЕС "Европейский совет включает глав государств или правительств государств-членов, а также его Председателя и Председателя Комиссии. В его работе участвует Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности".

Согласно п. 3 той же статьи Европейский совет должен собираться два раза в полугодие, т.е. четыре раза в год (прежняя формула - не менее двух раз в год).

Если согласно Маастрихтскому договору министры иностранных дел государств-членов должны были присутствовать вместе с руководителями государств на заседаниях Европейского совета, в Лиссабонский договор внесена существенная поправка.

Так, в п. 3 ст. 15 ДЕС говорится, что если того требует повестка дня, члены Европейского совета могут принять решение о сопровождении каждого из них министром, а председателя Комиссии - членом Комиссии. Когда этого потребует ситуация, председатель созывает чрезвычайное заседание Европейского совета <1>.

--------------------------------

<1> Как показывает практика, "чрезвычайные" или внеочередные заседания Европейского совета в последние годы собираются довольно часто. Их много больше, чем регулярных, плановых заседаний. В то же время в официальных сообщениях, в частности в СМИ, они именуются просто встречами в верхах - "саммитами" Европейского союза. Возможно, это делает формат подобных встреч более понятным широкой публике, которая в большинстве своем из-за большого количества "советов", существующих на европейском континенте, в результате довольно слабо в них ориентируется.

Таким образом, исключив обязательное участие министров иностранных дел в заседаниях Европейского совета, Лиссабонский договор предусматривает присутствие наряду с полноправными членами Европейского совета также министра, "когда этого требует повестка дня". В данном случае председателя Комиссии также может сопровождать соответствующий комиссар. Какой это должен быть министр и комиссар, договор не уточняет. Очевидно, что это должно быть продиктовано повесткой дня и вопросами, которые будут обсуждаться на заседании Европейского совета. Важно лишь отметить, что министры иностранных дел теряют монополию на участие в этом важнейшем институте.

Новым моментом является также то, что по ЛД Европейский совет созывается его председателем два раза в полугодие, т.е. четыре раза в год (до вступления в силу ЛД - не менее двух раз в год). Таким образом, количество регулярных заседаний по ЛД удваивается. Повторим, что предусматриваются и внеочередные заседания Европейского совета.

Согласно п. 4 ст. 15 ДЕС Европейский совет голосует консенсусом, за исключением случаев, когда договорами предусмотрен иной способ голосования. В ряде случаев, прямо установленных в договорах, Европейский совет должен принимать решения квалифицированным большинством.

Следует отметить, что порядок принятия решений квалифицированным большинством в Европейском совете аналогичен порядку, принятому для Совета, в силу п. 1 ст. 235 ДФЕС. Иначе говоря, ст. 16 ДЕС и ст. 238 ДФЕС, в которых говорится о голосовании квалифицированным большинством, с учетом ст. 3 Протокола о переходных положениях, имеют отношение к двум важнейшим институтам - Совету (министров) и Европейскому совету.

Практически все положения, относящиеся к Европейскому совету и Совету (министров), содержатся в соответствующих статьях Протокола о переходных положениях, приложенного к Лиссабонскому договору.

В настоящей книге данным положениям уделено внимание в разделе, в котором говорится о деятельности Совета (министров). Там же приводится таблица распределения взвешенных голосов и порядок принятия решений, которые относятся одновременно как к Совету министров, так и к Европейскому совету. То есть указанная таблица отображает также распределение взвешенных голосов и в Европейском совете.

Стало быть, для двух важнейших институтов ЕС действует одна и та же таблица распределения по странам взвешенных голосов. Равным образом порядок принятия решений квалифицированным числом голосов в Совете относится также к Европейскому совету.

Нам также важно не упускать из виду, что Европейский совет, как и в его прежнем виде, по ЛД имеет межгосударственный характер.

В том, что касается положения об участии Министров в Европейском совете, мы видим, что это становится по новому договору, скорее, исключением, чем правилом. Объясняется это, очевидно, тем, что в расширившемся Европейском союзе Европейский совет в составе около 60 представителей, если иметь в виду участие 27 министров иностранных дел, а также представителей Комиссии, может увязнуть в дискуссиях и будет не в силах принимать оперативные решения.

Согласно ст. 15 ДЕС в состав Европейского совета входят главы государств или правительств государств-членов (на сегодня их 27), а также его председатель и председатель Комиссии. В его работе участвует и Высокий представитель по иностранным делам.

При этом следует иметь в виду, что председатель Европейского совета - это не руководитель председательствующего в течение шести месяцев государства, как это происходило ранее, а лицо, занимающее указанную должность на длительный срок (2,5 года), которое может быть вновь переизбрано, и не совмещающее ее с руководящей должностью в своей стране <1>. В то же время полугодовое председательствование государств-членов в Совете (министров) остается.

Из других нововведений Лиссабонского договора следует отметить, что один член Европейского совета может делегировать право голоса другому. Согласно п. 1 ст. 235 ДФЕС "в случае голосования каждому члену Европейского совета может делегироваться право голоса со стороны не более одного из других членов". На практике на заседании Европейского совета в октябре 2003 г. тогдашний президент Франции Ж. Ширак уже представлял и своего германского коллегу канцлера Г. Шредера, которого важные дела задержали в Берлине. То есть можно сказать, что и здесь право лишь подтвердило то, что уже делалось на практике.

Идея создания постоянного поста председателя Европейского совета получила свое воплощение в тексте Европейской конституции, откуда была позаимствована Лиссабонским договором.

Сторонники замены шестимесячного председательствования в Европейском союзе на должность более постоянного председателя Европейского совета сроком на 2,5 года, который может быть затем переизбран еще на один такой же срок, в ходе работы Конвента по подготовке Евроконституции выдвинули ряд аргументов.

В соответствии с этими аргументами многие государства, председательствовавшие в Европейском совете, защищали, скорее, свои национальные интересы либо интересы своего региона, игнорируя цели всего Союза. Согласно высказывавшимся на Конвенте точкам зрения, шестимесячное председательствование в Европейском совете на основе ротации привносило нестабильность, отсутствие преемственности, особенно в том, что касается внешнеполитических вопросов. В ходе работы Конвента звучали речи о том, что великие державы - США и Россия - при прежнем порядке председательствования были вынуждены менять собеседника - руководителя Европейского союза каждые шесть месяцев. Отмечалось, в частности, что руководители других государств, да и сами граждане Европейского союза не успевали запомнить имя очередного высшего представителя Союза. В течение шести месяцев председательствующее государство не имело времени порой не только решить какие-либо вопросы, но и просто сформировать общую позицию по важной международной проблеме. На Конвенте приводился пример того, что в разгар иракского кризиса в качестве председательствующих в Союзе сменилось три государства - Испания, Дания и Греция. К тому же со временем и с увеличением числа государств-членов было все труднее совмещать посты руководителя своего государства и председателя Европейского совета.

Дело также в том, что в начале европейского строительства каждое государство на основе ротации председательствовало в сообществах раз в три года, т.е. когда в странах в основном сохранялись те же правительственные и административные команды. При численности ЕС, равной 27 государствам, при сохранении прежнего порядка шестимесячного председательствования одна и та же страна председательствовала бы в Европейском совете лишь один раз в каждые 13,5 лет.

Если, например, Франция с 1957 по 2008 гг. была председателем Совета 12 раз, в следующие 50 лет она смогла бы председательствовать не более четырех раз. Таким образом, на 13,5 лет государство-член было бы отстранено от важнейших рычагов влияния в Союзе.

Согласно Лиссабонскому договору председатель Европейского совета избирается квалифицированным большинством. Это положение Лиссабонский договор унаследовал от Конституции.

В ходе работы Конвента по выработке Конституции вносилось предложение избирать председателя Европейского совета (его условно называли также "президентом Европейского союза") на основе всеобщих выборов всеми гражданами Союза. Прозвучало также предложение председателя Конвента В. Жискар д'Эстэна избирать "президента Европейского союза" конгрессом народов, состоящим на одну треть из депутатов Европейского парламента и на две трети из депутатов национальных парламентов, назначаемых пропорционально численности населения страны. Но эти предложения не прошли.

На современном этапе по легитимности и полномочиям пост председателя Европейского совета продолжают сравнивать с постом председателя Комиссии, кандидатура которого подбирается Европейским советом, но утверждается (избирается) Европейским парламентом. Как представляется, практика совместной работы двух руководителей должна расставить все по своим местам. Очевидно, что многое также будет зависеть от личностей, которые будут занимать эти посты.

В соответствии с п. 5 ст. 15 ДЕС, определяющей статус председателя Европейского совета, лицо, избранное на эту должность, не может совмещать ее с каким-либо национальным мандатом. В то же время Лиссабонский договор не запрещает совмещать данную должность с исполнением функций в других европейских институтах.

В ходе работы Конвента при обсуждении этого вопроса имелась в виду возможность совмещения мандата председателя Европейского совета с постом председателя Комиссии. В этом случае предполагалось что-то вроде создания должности "президента Европы", наделенного более властными полномочиями. Однако большинство участников Конвента сочли данное предложение неприемлемым, и оно не прошло.

Договор о Европейском союзе в лиссабонской редакции уточняет в последнем абзаце п. 6 ст. 15 следующее: "Председатель Европейского совета обеспечивает на своем уровне и в этом качестве внешнее представительство Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности без ущерба полномочиям Высокого представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности".

По мнению зарубежных экспертов, одна из главных проблем, связанных с постом председателя Европейского совета, состоит в том, что на практике он может стать похожим на должность президента парламентской республики, как это происходит в Италии или Германии. В этих случаях, как известно, президент, оставаясь в тени, не играет ведущей роли, и его имя зачастую остается неизвестным широкой публике в других странах, поскольку главную роль в подобных республиках играют премьер-министры (в Германии - канцлер).

 

Совет Европейского союза.

Совет Европейского союза (официальное название — Совет, обычно упоминается как Совет министров, в качестве компромисса также называется латинским Consilium) — наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Европейского союза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министровправительств стран-членов Европейского союза в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. Также без права голоса в Совете участвует соответствующий еврокомиссар. Например, вопросами охраны труда занимаются 28 соответствующих министров государств-членов, ведающие охраной труда, — министров труда или социального обеспечения — а также комиссар по вопросам занятости, социальным вопросам и политике обеспечения равных возможностей.

 Совет Европейского союза

 

              ┌──────────────────────┐

              │Совет ЕС обеспечивает │

              │координацию      │

              │экономической    │

              │политики государств- │

              │членов           │

              └──────────────────────┘

┌──────────────────┐     /\     ┌───────────────────┐

│Совет ЕС и   │     │      │Совет ЕС заключает │

│Европейский  │ ┌───────┴────────┐ │от имени ЕС    │

│парламент    │ │           │ │международные │

│составляют бюджет │ │ Совет │ │соглашения между │

│ЕС (бюджетные │<─┤ Европейского ├─>│ЕС и одним или │

│полномочия)  │ │ союза │ │несколькими    │

└──────────────────┘ │           │ │государствами или │

                 │           │ │международными │

                 │           │ │организациями │

                 │           │ └───────────────────┘

┌──────────────────┐ └─────┬────┬─────┘ ┌───────────────────┐

│Совет совместно с │   │ │   │Совет         │

│Европейским  │   │ │   │разрабатывает │

│парламентом  │<───────┘ └───────>│общую внешнюю    │

│является     │                 │политику и полити-│

│законодательным │                 │ку безопасности на │

│органом ЕС   │                 │базе основ,   │

│(законодательные │                 │разработанных    │

│полномочия)  │                 │Европейским советом│

└──────────────────┘                 └───────────────────┘

 

Схема 3. Задачи Совета Европейского союза (обзор)

 

Совет созывается на заседания его Председателем по инициативе последнего, по инициативе одного из членов Совета или по инициативе Комиссии.

При принятии актов, которые требуют простого большинства, Совет постановляет большинством членов, входящих в его состав.

Когда Совет не постановляет по предложению Комиссии или Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, квалифицированное большинство с 1 ноября 2014 г. определяется как не менее 72% членов Совета, представляющих государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения Союза.

При соблюдении положений, установленных Протоколом о переходных положениях, в случаях, когда согласно Договорам не все члены Совета принимают участие в голосовании, квалифицированное большинство с 1 ноября 2014 г. определяется следующим образом.

Квалифицированное большинство определяется как не менее 55% членов Совета, представляющих участвующие государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения этих государств.

Блокирующее меньшинство должно, по крайней мере, включать минимальное число членов Совета, представляющих свыше 35% населения участвующих государств-членов, плюс один член; в противном случае квалифицированное большинство считается достигнутым.

Когда Совет не постановляет по предложению Комиссии или Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, квалифицированное большинство определяется как не менее 72% членов Совета, представляющих участвующие государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения этих государств.

Комитет в составе постоянных представителей правительств государств-членов отвечает за подготовку работы Совета и за исполнение поручений, которые даются ему Советом. Комитет может принимать процедурные решения в случаях, предусмотренных внутренним регламентом Совета.

При Совете состоит Генеральный секретариат под руководством Генерального секретаря, назначаемого Советом.

Совет простым большинством принимает решение об организации Генерального секретариата.

Совет постановляет простым большинством по процедурным вопросам, а также при принятии своего внутреннего регламента.

Совет, постановляя простым большинством, может запрашивать Комиссию о проведении любых исследований, которые он считает уместными для реализации общих целей, и о представлении ему любых соответствующих предложений. Если Комиссия не представляет предложение, то она сообщает Совету о причинах такого шага.

 

Европейская комиссия.

Европейская комиссия (ЕК) — это орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета, контроль соблюдения договоров ЕС и других правовых актов и текущие дела союза.

Комиссия работает подобно кабинету министров, состоит из 28 членов, официально называемых комиссарами[3]. Каждая страна, входящая в ЕС, назначает одного еврокомиссара, однако члены комиссии обязаны представлять интересы Европейского союза как целого, а не отстаивать позиции выдвинувшего их государства. Один из 28 комиссаров — это председатель комиссии, предлагаемый Европейским советом и избираемый Европейским парламентом. Совет затем назначает 27 остальных комиссаров с согласия председателя комиссии, после проходит одобрение выдвигаемого состава Еврокомиссии в парламенте.

 

Статья 155 Договора о ЕС выделяет 4 главных полномочия Европейской Комиссии.

1.Она обеспечивает осуществление учредительных договоров, равно как и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение последних.

2.Она высказывает рекомендации и дает заключения по всем вопросам, составляющим предмет учредительных договоров.

3.Обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Советом и Парламентом.

4.Обеспечивает исполнение решений, принятых Советом в рамках его компетенции, исполнение которых возлагается на Комиссию.

 Европейская комиссия

┌──────────────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌───────────────────────┐

│Комиссия имеет право │ │Представление │ │                  │

│инициативы по    │ │интересов ЕС в │ │Другой задачей Комиссии│

│подготовке законода- │ │переговорах с │ │является составление │

│тельных актов. Она │ │третьими странами │ │проекта бюджета Евро- │

│издает юридически │ │является одной из │ │пейского союза, а также│

│обязательные     │ │задач Комиссии │ │управление фондами ЕС │

│исполнительные акты │ └──────────────────┘ │                  │

│по применению права │<─────┐ /\ ┌────>│                  │

│ЕС               │ ┌────┴────┴────┴───┐ │                  │

└──────────────────────┘ │ Европейская │ └───────────────────────┘

                    │ комиссия │

                    │             │

┌────────────────────┐ └────┬────┬────┬───┘ ┌─────────────────────┐

│Комиссия ведет │<───────┘ V └──────>│Хотя ЕС не имеет │

│переговоры со  │ ┌──────────────────────┐ │никакого        │

│странами -     │ │Комиссия является │ │правительства, но │

│кандидатами в ЕС │ │"хранительницей права │ │Комиссия имеет  │

│               │ │Европейского союза". │ │частично задачи │

│               │ │Она должна обеспечить │ │исполнительной власти│

└────────────────────┘ │соблюдение Договоров │ └─────────────────────┘

                  │и вторичного     │

                  │законодательства │

                  │государств-членов и │

                  │других институтов ЕС │

                  └──────────────────────┘

 

Схема 4. Задачи Европейской комиссии (обзор)

 

В соответствии со ст. 17 Договора о Европейском союзе члены Комиссии отбираются по системе ротации, которую единогласно устанавливает Европейский совет исходя из следующих принципов:
Комиссия продвигает общие интересы Союза и с этой целью выступает с соответствующими инициативами:
следит за применением Договоров и мер, принятых институтами на основании последних,
осуществляет надзор за применением права Союза под контролем Суда Европейского союза,
исполняет бюджет и управляет программами,
осуществляет координационную, исполнительную и управленческую функции согласно условиям, предусмотренным Договорами,
за исключением общей внешней политики и политики безопасности и иных случаев, предусмотренных Договорами, она обеспечивает представительство Союза на международной арене,
выступает с инициативами по составлению ежегодной и многолетней программ Союза в целях достижения межинституционных соглашений.
Если иное не предусмотрено Договорами, то законодательные акты Союза могут приниматься только по предложению Комиссии. Иные акты принимаются по предложению Комиссии, когда это предусматривают Договоры
Срок полномочий Комиссии составляет 5 лет
Комиссия осуществляет обязанности полностью независимо. Члены Комиссии не запрашивают и не принимают инструкции ни от какого правительства, института, органа или учреждения. Они воздерживаются от любых действий, несовместимых с их функциями или с исполнением их задач
Комиссия несет коллегиальную ответственность перед Европейским парламентом. Европейский парламент может выражать Комиссии недоверие в соответствии со ст. 234 Договора о функционировании Европейского союза. Если принимается вотум недоверия, то члены Комиссии обязаны коллективно уйти в отставку со своих должностей, а Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности обязан уйти в отставку с должности, которую он занимает в рамках Комиссии
Члены Комиссии воздерживаются от любых действий, несовместимых с характером их функций. Государства-члены соблюдают их независимость и не стремятся оказывать на них влияние при исполнении ими своих задач. На протяжении срока осуществления своих функций члены Комиссии не могут заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет
Кроме периодического обновления и смерти, функции членов Комиссии прекращаются в индивидуальном порядке путем добровольной или принудительной отставки
Комиссия принимает свой внутренний регламент с целью обеспечить собственное функционирование и функционирование своих служб. Она обеспечивает опубликование этого регламента
Комиссия ежегодно, не позднее, чем за месяц до открытия сессии Европейского парламента, публикует общий доклад о деятельности Союза
Акты Комиссии принимаются большинством ее членов
Ее внутренний регламент фиксирует кворум

 

Европейский парламент.

    Европейский парламент – представительный орган ЕС, осуществляющий свои полномочия на основании учредительных документов в ЕС.

Порядок формирования : представители государств – членов ЕС избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием. Каждое из государств – членов ЕС обладает в Парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест – не более 750 мандатов. Периодичность всеобщих прямых выборов в Европейский парламент составляет 5 лет.

Внутренняя структура и порядок работы Европейский парламент обладает однопалатной структурой, работает на постоянной основе. Сессии Парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По инициативе депутатов и полномочных органов может быть назначено чрезвычайное заседание. Все заседания носят открытый характер. Депутаты работают на ежемесячных пленарных заседаниях и заседаниях комитетов. Работой Парламента руководит Председатель, избираемый на 2,5 года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Председателю помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента. Определением повестки дня и проведением прений в ходе заседания ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп , а также двух представителей от независимых депутатов.

Полномочия Европейского парламента :

1) участие в нормотворческом процессе (законодательные полномочия);

2) вотирование бюджета и утверждение отчета о его исполнении;

3) участие в формировании других институтов и контроль над их деятельностью;

4) осуществление внешних связей.

Статус депутата : закрепляется учредительными актами и детально регулируется Регламентом Парламента. Регламент определяет объем и порядок осуществления депутатских полномочий, требования к их осуществлению и ответственность за их нарушение. Правомочность полномочий депутата, устанавливаемая по итогам голосования на выборах, подтверждается самим Парламентом. Полномочия осуществляются каждым депутатом самостоятельно. Он пользуется всеми правами, закрепленными в Договорах и Регламенте, участвует в обсуждении вопросов, включаемых в повестку дня, и принятии решений, выносимых на голосование.

Функции: Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС

Полномочия в области контроля: Комиссия подотчетна Парламенту. Парламент может принимать санкции в отношении Комиссии.

Парламент контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего в Совете государства-члена.

С 1979 парламент избирается прямым голосованием. Срок полномочий депутатов составляет пять лет.

Место и время проведения сессий. Ежемесячные сессии проходят в Страсбурге, дополнительныесессии и заседания комиссий – в Брюсселе.

 

Правовой статус Европейского центрального банка (ЕЦБ).

Новым по сравнению с прежними договорами является то, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) из просто "органа", как это было ранее, становится институтом, который может принимать юридически обязательные решения.

В вышеуказанных статьях, в частности, говорится, что руководящим органами ЕЦБ являются Совет управляющих и Правление. Совет управляющих ЕЦБ состоит из членов Правления и из руководителей национальных центральных банков государств-членов, денежной единицей которых является евро. Правление включает председателя, вице-председателя (заместителя) и четырех членов. Председатель <1>, заместитель и члены подбираются из числа лиц, которые обладают признанным авторитетом и профессиональным опытом в денежной или банковской сфере. Они назначаются Европейским советом на основе квалифицированного большинства по рекомендации Совета и после консультации с Европарламентом и Советом управляющих ЕЦБ. До ЛД члены Правления ЕЦБ назначались правительствами государств-членов по общему согласию. Срок их полномочий - восемь лет и не подлежит возобновлению. Членами Правления могут быть только граждане государств-членов.

В сферах, подведомственных ЕЦБ, с Банком проводятся консультации по любым проектам актов Союза, а также по любым проектам регулирования на национальном уровне. По данным проектам Банк может представлять свои заключения.

Европейский центральный банк - единственный из институтов, обладающий правосубъектностью и статусом юридического лица. Только он уполномочен разрешать эмиссию евро. Банк независим в осуществлении своих полномочий и управлении своими финансами. Ему, впрочем, как и национальным центральным банкам, а также членам их руководящих органов, запрещено получать инструкции от институтов Союза, правительств государств-членов или каких-либо иных учреждений. Институты, органы и учреждения Союза, а также правительства государств-членов обязуются уважать эту независимость.

Председатель ЕЦБ приглашается участвовать в заседаниях Совета, когда последний обсуждает вопросы, относящиеся к целям и задачам Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).

Европейскую систему центральных банков образуют Европейский центральный банк и национальные центральные банки государств-членов, денежной единицей которых является евро.

Государства-члены, денежной единицей которых не является евро, т.е. сохраняющие свою валюту, и их центральные банки сохраняют свою компетенцию в денежной сфере.

Управление ЕСЦБ осуществляют руководящие органы Европейского центрального банка. По ст. 282 ДФЕС главной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен.

 

 

Условия подачи заявления:

Официальными языками Суда являются английский и французский, но по желанию Вы можете обращаться в Секретариат Суда на официальном языке одного из государств, ратифицировавших Конвенцию. Если Суд не признает жалобу неприемлемой на основе присланных документов, а решит предложить Правительству выразить свою позицию относительно жалоб заявителя, Суд будет вести переписку на английском или французском языке, по общему правилу, вы должны будете передавать дальнейшие замечания английском или французском языке.

Суд принимает только те заявления, присланные по почте. Если Вы отправляете свое заявление электронной почте или факсу, Вам обязательно нужно продублировать ее обычной почтой. Не обязательно присутствовать лично. Все страницы должны быть последовательно пронумерованы.

Содержание заявления:

а) привести краткое изложение фактов, и суть Ваших жалоб;

б) отметить права, которые, по Вашему мнению, были нарушены;

в) назвать национальные средства правовой защиты, которые Вы использовали;

г) привести перечень решений судов в деле, с указанием даты каждого решения и органа, краткую информацию о содержании этого решения. К письму необходимо приложить копии самих решений.

Адрес суда - всю корреспонденцию относительно жалобы следует направлять по адресу: Переписка с Судом – после получения жалобы Секретариат суда направляет ответ с тем, что за вашем именем было открыто дело, номер, который нужно указывать в последующих письмах.

Вы своевременно и добросовестно отвечать на письма Секретариата Суда. Задержка с ответом может расцениваться как не заинтересованность в рассмотрении жалобы, и рассмотрение заявления, соответственно, прекращается.

Все документы, поступившие в Секретариат Суда в связи с заявлением, за исключением представленных по поводу переговоров относительно мирового соглашения, должны быть доступны общественности.

Истец Суд не может помочь Вам по оплате услуг адвоката для подготовки заявления в Суд. После решения Суда о направлении заявления правительству для предоставления замечаний, Вы, в случае нехватки средств для оплаты услуг адвоката, можете претендовать на получение бесплатной юридической помощи, если оказание такой помощи Суд признает необходимым для надлежащего рассмотрения дела. Процедура рассмотрения дела бесплатная.

1. Условия, основанные на положениях Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод - обстоятельства времени

- обстоятельства места

- обстоятельства по существу

- обстоятельства лица2. Исчерпание внутренних средств правовой защиты3. 6-месячный срок обращения

4. Обоснованность жалобы5. Недопустимость анонимности жалобы6. Недопустимость злоупотребления правом на обращение7. Повторность жалобы

 

Соотношение европейского права, международного права и национального права.

 

 

Принципы ЕП.

Принципы права Европейского союза - это основные начала данной правовой системы, которые определяют содержание правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности Союза в целом и его государств-членов. Принципы права ЕС представляют собой нормативные положения общего характера, влияющие на развитие права и обязательные для правоприменителей. Они являются несущей конструкцией права ЕС.

 Право ЕС:                                          

-Сотрудничество

-прямое действие норм, источников ЕС

-верховенство

Принцип неприменения силы и угрозы силой;

Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

Принцип равноправия и самоопределения народов;

Принцип суверенного равенства государств;

Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств;

Принцип нерушимости государственных границ;

Принцип территориальной целостности государств;

Принцип уважения прав человека и основных свобод.

По мнению Суда ЕС, источниками формирования принципов являются конституционные традиции государств - членов Европейского союза, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод и другие международно-правовые акты.

Ученые отмечают, что при формулировании общих принципов Суд ЕС основывается на общепризнанных принципах международного публичного права, общих принципах, присущих национальному праву государств-членов, на праве ЕС и основных правах человека.

 

 

3. Источники ЕП. (Постовалова Т.А. Право Европейского союза. Краткий курс: учебное пособие. М.: Проспект, 2017. 256 с.) если подробно нужно!!!!!!!!!!!!!!

Под источниками права в традиционном смысле понимают внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения <1>. Формы права Европейского союза образуют целостную систему источников с присущей для такой системы иерархией актов. К "достижениям Союза" (буквально от фр. acquis communautaire) относится совокупность правовых актов, изданных в рамках Европейского союза.

 

1) Акты первичного права – учредительные договоры Европейского союза (Маасстрихайнский и Римский договор)

2) Акты вторичного права – нормативно правовые акты издаваемые Европейским союзом

Современная теория права различает следующие акты вторичного права:

а) регламент – законы, нормативно правовые акты обладающие высшей юридической силой

б) директива – нормативно правовые акты имеющие конкретных адресатов, содержащих основные задачи цели правового регулирования, а способы их достижения определяются государствами самостоятельно

в) рамочное решение – отличается от директивы тем, что издается регулирования отношений уголовно правового характера

г) решение – содержит адресатов, задачи результаты и способы достижения результатов

Среди источников права Европейского союза различают акты первичного, вторичного и третичного права ЕС. В основу этой классификации положено соотношение источников по юридической силе.

Первичное право ЕС, которое фактически является конституционным правом ЕС, делится на:

а) писаное право, к которому относятся учредительные договоры (ДЕС, ДФЕС), Хартия Европейского союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., адаптированная 12 декабря 2007 г. (ст. 6 п. 1 ДЕС), протоколы (ст. 51 ДЕС), поправки и договоры о присоединении (ст. ст. 48, 49 ДЕС);
б) неписаное право, к которому относятся общие принципы права (ст. 340 п. 2 ДФЕС, ст. 6 п. 3 ДЕС), прецедентное право (ст. 19 п. 1 ДЕС)

 

Вторичное право ЕС является производным правом ЕС. Оно принимается руководящими органами (институтами) ЕС в силу правомочий, закрепленных в первичном праве. Правовые акты

а) регламент;
б) директива;
в) решения;
г) рекомендации и заключения

 

Законодательный акт может делегировать Комиссии полномочие издавать незаконодательные акты общего действия, которые изменяют или дополняют отдельные элементы законодательного акта, не имеющие существенного значения. Такие незаконодательные акты общего действия называются третичным правом <1>. Законодательные акты, предоставляющие право принять акт, относящийся к третичному праву, четко определяют цели, содержание, сферу действия и срок делегирования полномочий. Элементы, имеющие существенное значение в любой сфере, зарезервированы для законодательного акта и поэтому не могут служить объектом делегирования полномочий (ст. 290 ДФЕС). В заглавие делегированных актов включается прилагательное "делегированный", "делегированная" или "делегированное".

 

Третичное право ЕС:

а) делегированные акты (ст. 290 ДФЕС);
б) акты, принимаемые для исполнения юридически обязательных актов Союза (имплементирующие акты) (ст. 291 п. 2 ДФЕС)

 

Кроме того, выделяют:

законодательные акты (англ. legislative acts), к которым относят правовые акты, принятые посредством законодательной процедуры, например регламенты, директивы и решения, принятые Европарламентом и Советом (ст. 289 ДФЕС);

акты, не являющиеся законодательными (англ. non-legislative acts).

Определение места прецедентного права ЕС является дискуссионным.

Учитывая важность неписаного первичного права, роль Суда ЕС в развитии европейского права значительна. Формально он выступает последней инстанцией рассмотрения соответствия актов вторичного права первичному праву и проверки законодательства государств-членов на соответствие праву ЕС (первичное и вторичное право).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 339.