Отличительные черты Совета европейского союза и Совета Европы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЕС сближает с СЕ не только сходство в названиях, идентичная символика, но и общность целей. «Целью СЕ является достижение единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1 Устава СЕ).
Единство в целях в то же время не является основанием для отождествления двух интеграционных организаций. Это самостоятельные политико-правовые образования, имеющие существенные различия в своем юридическом и фактическом статусе. Неодинакова их правовая природа. РФ является членом СЕ с 1996 года.
1. ЕС и СЕ созданы и функционируют на базе разных учредительных документов. Для Союза это договоры, учреждающие три Европейские сообщества, и Договор о ЕС. Для СЕ, — его Устав, являющийся по форме международным договором.

2. Различны даты создания двух организаций. ЕС начал формиро-ваться в 1950-е гг., а Договор о ЕС вступил в действие в 1993 г. Устав СЕ был подписан и вступил в силу в 1949 г., т.е. за два года до подписания учредитель-ного договора первого из Европейских сообществ (ЕОУС).

3. ЕС и СЕ имеют неодинаковый состав государств-членов. Все 25 стран, входящих в Союз, одновременно состоят и в СЕ. Обратное не верно. Общее число стран — участниц СЕ равняется 43. С точки зрения состава СЕ — более широкая организация, чем ЕС, то с точки зрения компетенции соотношение является обратным.
4. В качестве предметов ведения и направлений деятельности Европейских сообществ и Союза изначально выступала экономика. В настоящее время они охватывают все важнейшие сферы общественной жизни, включая вопросы формирования общей оборонной политики Союза. СЕ хотя и не привязан к какой-то одной области жизни общества, концентрирует свою деятельность на вопросе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, прежде всего основных прав и свобод. Вопросы, касающиеся национальной обороны, в компетенцию СЕ не входят (п. «d» ст. 1 Устава).
СЕ традиционно рассматривают в качестве главного международного форума прав человека в Европе, правозащитной организации. Документы, разработанные СЕ в этой области (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), используются в своей деятельности ЕС.
5. по характеру своих полномочий ЕС выступает как организация политической власти, объем полномочий которой с течением времени все более увеличивается (за счет уступки государствами-членами новых суверенных прав).
Институты Союза издают нормативные акты, которые не требуют ратификации и носят общеобязательный характер. С введением единой валюты Союза — евро — в компетенцию этой организации (в лице Европейского центрального банка) от государств-членов перешли ключевые вопросы кредитно-денежной политики, включая денежную эмиссию.

2. В отличие от ЕС СЕ собственными правотворческими (и административными) полномочиями не обладает. Органы СЕ не издают нормативных актов. Они готовят проекты международных, конвенций, которые предлагаются (!) государ-ствам-членам для подписания и ратификации, а также принимают резолюции и рекомендации — акты, не имеющие юридически обязательной силы.
Единственный случай частичного ограничения государственного суверенитета стран, входящих в СЕ, относится к системе гарантий основных прав по Европей-ской конвенции 1950 г. Каждое лицо, права которого из имеющегося в Конвенции перечня нарушены, может в конечном счете обратиться в Европейский суд по правам человека, учрежденный на базе данной Конвенции. В подобных случаях Суд уполномочен возложить на соответствующее государство обязанность произвести «выплату справедливой компенсации потерпевшей стороне» (ст. 41 Конвенции).

6. в рамках своей компетенции органы ЕС приняли десятки тысяч документов — нормативных актов, судебных решений прецедентного характера… — которые вместе с учредительными договорами составляют ис-точники ПЕС как самостоятельной правовой системы.
У СЕ такого нет.

СЕ и ЕС — интеграционные организации, различные по своей правовой природе.
СЕ — международная межправительственная организация, которая осуществляет развитие интеграции посредством согласования воль суверенных государств. Это позволило обеспечить более широкий состав СЕ, но предполагает движение более медленными темпами.
В ЕС суверенитет государств-членов в существенной мере ограничен, созданы надгосударственные органы власти. Это дает возможность достигать более высоких результатов, более глубокой и масштабной интеграции, однако в более узком составе и в пределах меньшей территории.
Оба метода развития интеграции — международно-правовой и основанный на сочетании международных принципов с государственно-правовыми — не исключают, а удачно взаимодополняют друг друга.












Европейская комиссия.

Европейская комиссия (ЕК) — это орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета, контроль соблюдения договоров ЕС и других правовых актов и текущие дела союза.

Комиссия работает подобно кабинету министров, состоит из 28 членов, официально называемых комиссарами[3]. Каждая страна, входящая в ЕС, назначает одного еврокомиссара, однако члены комиссии обязаны представлять интересы Европейского союза как целого, а не отстаивать позиции выдвинувшего их государства. Один из 28 комиссаров — это председатель комиссии, предлагаемый Европейским советом и избираемый Европейским парламентом. Совет затем назначает 27 остальных комиссаров с согласия председателя комиссии, после проходит одобрение выдвигаемого состава Еврокомиссии в парламенте.

 

Статья 155 Договора о ЕС выделяет 4 главных полномочия Европейской Комиссии.

1.Она обеспечивает осуществление учредительных договоров, равно как и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение последних.

2.Она высказывает рекомендации и дает заключения по всем вопросам, составляющим предмет учредительных договоров.

3.Обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Советом и Парламентом.

4.Обеспечивает исполнение решений, принятых Советом в рамках его компетенции, исполнение которых возлагается на Комиссию.

 Европейская комиссия

┌──────────────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌───────────────────────┐

│Комиссия имеет право │ │Представление │ │                  │

│инициативы по    │ │интересов ЕС в │ │Другой задачей Комиссии│

│подготовке законода- │ │переговорах с │ │является составление │

│тельных актов. Она │ │третьими странами │ │проекта бюджета Евро- │

│издает юридически │ │является одной из │ │пейского союза, а также│

│обязательные     │ │задач Комиссии │ │управление фондами ЕС │

│исполнительные акты │ └──────────────────┘ │                  │

│по применению права │<─────┐ /\ ┌────>│                  │

│ЕС               │ ┌────┴────┴────┴───┐ │                  │

└──────────────────────┘ │ Европейская │ └───────────────────────┘

                    │ комиссия │

                    │             │

┌────────────────────┐ └────┬────┬────┬───┘ ┌─────────────────────┐

│Комиссия ведет │<───────┘ V └──────>│Хотя ЕС не имеет │

│переговоры со  │ ┌──────────────────────┐ │никакого        │

│странами -     │ │Комиссия является │ │правительства, но │

│кандидатами в ЕС │ │"хранительницей права │ │Комиссия имеет  │

│               │ │Европейского союза". │ │частично задачи │

│               │ │Она должна обеспечить │ │исполнительной власти│

└────────────────────┘ │соблюдение Договоров │ └─────────────────────┘

                  │и вторичного     │

                  │законодательства │

                  │государств-членов и │

                  │других институтов ЕС │

                  └──────────────────────┘

 

Схема 4. Задачи Европейской комиссии (обзор)

 

В соответствии со ст. 17 Договора о Европейском союзе члены Комиссии отбираются по системе ротации, которую единогласно устанавливает Европейский совет исходя из следующих принципов:
Комиссия продвигает общие интересы Союза и с этой целью выступает с соответствующими инициативами:
следит за применением Договоров и мер, принятых институтами на основании последних,
осуществляет надзор за применением права Союза под контролем Суда Европейского союза,
исполняет бюджет и управляет программами,
осуществляет координационную, исполнительную и управленческую функции согласно условиям, предусмотренным Договорами,
за исключением общей внешней политики и политики безопасности и иных случаев, предусмотренных Договорами, она обеспечивает представительство Союза на международной арене,
выступает с инициативами по составлению ежегодной и многолетней программ Союза в целях достижения межинституционных соглашений.
Если иное не предусмотрено Договорами, то законодательные акты Союза могут приниматься только по предложению Комиссии. Иные акты принимаются по предложению Комиссии, когда это предусматривают Договоры
Срок полномочий Комиссии составляет 5 лет
Комиссия осуществляет обязанности полностью независимо. Члены Комиссии не запрашивают и не принимают инструкции ни от какого правительства, института, органа или учреждения. Они воздерживаются от любых действий, несовместимых с их функциями или с исполнением их задач
Комиссия несет коллегиальную ответственность перед Европейским парламентом. Европейский парламент может выражать Комиссии недоверие в соответствии со ст. 234 Договора о функционировании Европейского союза. Если принимается вотум недоверия, то члены Комиссии обязаны коллективно уйти в отставку со своих должностей, а Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности обязан уйти в отставку с должности, которую он занимает в рамках Комиссии
Члены Комиссии воздерживаются от любых действий, несовместимых с характером их функций. Государства-члены соблюдают их независимость и не стремятся оказывать на них влияние при исполнении ими своих задач. На протяжении срока осуществления своих функций члены Комиссии не могут заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет
Кроме периодического обновления и смерти, функции членов Комиссии прекращаются в индивидуальном порядке путем добровольной или принудительной отставки
Комиссия принимает свой внутренний регламент с целью обеспечить собственное функционирование и функционирование своих служб. Она обеспечивает опубликование этого регламента
Комиссия ежегодно, не позднее, чем за месяц до открытия сессии Европейского парламента, публикует общий доклад о деятельности Союза
Акты Комиссии принимаются большинством ее членов
Ее внутренний регламент фиксирует кворум

 

Европейский парламент.

    Европейский парламент – представительный орган ЕС, осуществляющий свои полномочия на основании учредительных документов в ЕС.

Порядок формирования : представители государств – членов ЕС избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием. Каждое из государств – членов ЕС обладает в Парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест – не более 750 мандатов. Периодичность всеобщих прямых выборов в Европейский парламент составляет 5 лет.

Внутренняя структура и порядок работы Европейский парламент обладает однопалатной структурой, работает на постоянной основе. Сессии Парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По инициативе депутатов и полномочных органов может быть назначено чрезвычайное заседание. Все заседания носят открытый характер. Депутаты работают на ежемесячных пленарных заседаниях и заседаниях комитетов. Работой Парламента руководит Председатель, избираемый на 2,5 года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Председателю помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента. Определением повестки дня и проведением прений в ходе заседания ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп , а также двух представителей от независимых депутатов.

Полномочия Европейского парламента :

1) участие в нормотворческом процессе (законодательные полномочия);

2) вотирование бюджета и утверждение отчета о его исполнении;

3) участие в формировании других институтов и контроль над их деятельностью;

4) осуществление внешних связей.

Статус депутата : закрепляется учредительными актами и детально регулируется Регламентом Парламента. Регламент определяет объем и порядок осуществления депутатских полномочий, требования к их осуществлению и ответственность за их нарушение. Правомочность полномочий депутата, устанавливаемая по итогам голосования на выборах, подтверждается самим Парламентом. Полномочия осуществляются каждым депутатом самостоятельно. Он пользуется всеми правами, закрепленными в Договорах и Регламенте, участвует в обсуждении вопросов, включаемых в повестку дня, и принятии решений, выносимых на голосование.

Функции: Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС

Полномочия в области контроля: Комиссия подотчетна Парламенту. Парламент может принимать санкции в отношении Комиссии.

Парламент контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего в Совете государства-члена.

С 1979 парламент избирается прямым голосованием. Срок полномочий депутатов составляет пять лет.

Место и время проведения сессий. Ежемесячные сессии проходят в Страсбурге, дополнительныесессии и заседания комиссий – в Брюсселе.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 656.