ЕС сближает с СЕ не только сходство в названиях, идентичная символика, но и общность целей. «Целью СЕ является достижение единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1 Устава СЕ).
Единство в целях в то же время не является основанием для отождествления двух интеграционных организаций. Это самостоятельные политико-правовые образования, имеющие существенные различия в своем юридическом и фактическом статусе. Неодинакова их правовая природа. РФ является членом СЕ с 1996 года.
1. ЕС и СЕ созданы и функционируют на базе разных учредительных документов. Для Союза это договоры, учреждающие три Европейские сообщества, и Договор о ЕС. Для СЕ, — его Устав, являющийся по форме международным договором.
2. Различны даты создания двух организаций. ЕС начал формиро-ваться в 1950-е гг., а Договор о ЕС вступил в действие в 1993 г. Устав СЕ был подписан и вступил в силу в 1949 г., т.е. за два года до подписания учредитель-ного договора первого из Европейских сообществ (ЕОУС).
3. ЕС и СЕ имеют неодинаковый состав государств-членов. Все 25 стран, входящих в Союз, одновременно состоят и в СЕ. Обратное не верно. Общее число стран — участниц СЕ равняется 43. С точки зрения состава СЕ — более широкая организация, чем ЕС, то с точки зрения компетенции соотношение является обратным.
4. В качестве предметов ведения и направлений деятельности Европейских сообществ и Союза изначально выступала экономика. В настоящее время они охватывают все важнейшие сферы общественной жизни, включая вопросы формирования общей оборонной политики Союза. СЕ хотя и не привязан к какой-то одной области жизни общества, концентрирует свою деятельность на вопросе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, прежде всего основных прав и свобод. Вопросы, касающиеся национальной обороны, в компетенцию СЕ не входят (п. «d» ст. 1 Устава).
СЕ традиционно рассматривают в качестве главного международного форума прав человека в Европе, правозащитной организации. Документы, разработанные СЕ в этой области (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), используются в своей деятельности ЕС.
5. по характеру своих полномочий ЕС выступает как организация политической власти, объем полномочий которой с течением времени все более увеличивается (за счет уступки государствами-членами новых суверенных прав).
Институты Союза издают нормативные акты, которые не требуют ратификации и носят общеобязательный характер. С введением единой валюты Союза — евро — в компетенцию этой организации (в лице Европейского центрального банка) от государств-членов перешли ключевые вопросы кредитно-денежной политики, включая денежную эмиссию.
2. В отличие от ЕС СЕ собственными правотворческими (и административными) полномочиями не обладает. Органы СЕ не издают нормативных актов. Они готовят проекты международных, конвенций, которые предлагаются (!) государ-ствам-членам для подписания и ратификации, а также принимают резолюции и рекомендации — акты, не имеющие юридически обязательной силы.
Единственный случай частичного ограничения государственного суверенитета стран, входящих в СЕ, относится к системе гарантий основных прав по Европей-ской конвенции 1950 г. Каждое лицо, права которого из имеющегося в Конвенции перечня нарушены, может в конечном счете обратиться в Европейский суд по правам человека, учрежденный на базе данной Конвенции. В подобных случаях Суд уполномочен возложить на соответствующее государство обязанность произвести «выплату справедливой компенсации потерпевшей стороне» (ст. 41 Конвенции).
6. в рамках своей компетенции органы ЕС приняли десятки тысяч документов — нормативных актов, судебных решений прецедентного характера… — которые вместе с учредительными договорами составляют ис-точники ПЕС как самостоятельной правовой системы.
У СЕ такого нет.
СЕ и ЕС — интеграционные организации, различные по своей правовой природе.
СЕ — международная межправительственная организация, которая осуществляет развитие интеграции посредством согласования воль суверенных государств. Это позволило обеспечить более широкий состав СЕ, но предполагает движение более медленными темпами.
В ЕС суверенитет государств-членов в существенной мере ограничен, созданы надгосударственные органы власти. Это дает возможность достигать более высоких результатов, более глубокой и масштабной интеграции, однако в более узком составе и в пределах меньшей территории.
Оба метода развития интеграции — международно-правовой и основанный на сочетании международных принципов с государственно-правовыми — не исключают, а удачно взаимодополняют друг друга.
Европейская комиссия.
Европейская комиссия (ЕК) — это орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета, контроль соблюдения договоров ЕС и других правовых актов и текущие дела союза.
Комиссия работает подобно кабинету министров, состоит из 28 членов, официально называемых комиссарами[3]. Каждая страна, входящая в ЕС, назначает одного еврокомиссара, однако члены комиссии обязаны представлять интересы Европейского союза как целого, а не отстаивать позиции выдвинувшего их государства. Один из 28 комиссаров — это председатель комиссии, предлагаемый Европейским советом и избираемый Европейским парламентом. Совет затем назначает 27 остальных комиссаров с согласия председателя комиссии, после проходит одобрение выдвигаемого состава Еврокомиссии в парламенте.
Статья 155 Договора о ЕС выделяет 4 главных полномочия Европейской Комиссии.
1.Она обеспечивает осуществление учредительных договоров, равно как и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение последних.
2.Она высказывает рекомендации и дает заключения по всем вопросам, составляющим предмет учредительных договоров.
3.Обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Советом и Парламентом.
4.Обеспечивает исполнение решений, принятых Советом в рамках его компетенции, исполнение которых возлагается на Комиссию.
Европейская комиссия
┌──────────────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌───────────────────────┐
│Комиссия имеет право │ │Представление │ │ │
│инициативы по │ │интересов ЕС в │ │Другой задачей Комиссии│
│подготовке законода- │ │переговорах с │ │является составление │
│тельных актов. Она │ │третьими странами │ │проекта бюджета Евро- │
│издает юридически │ │является одной из │ │пейского союза, а также│
│обязательные │ │задач Комиссии │ │управление фондами ЕС │
│исполнительные акты │ └──────────────────┘ │ │
│по применению права │<─────┐ /\ ┌────>│ │
│ЕС │ ┌────┴────┴────┴───┐ │ │
└──────────────────────┘ │ Европейская │ └───────────────────────┘
│ комиссия │
│ │
┌────────────────────┐ └────┬────┬────┬───┘ ┌─────────────────────┐
│Комиссия ведет │<───────┘ V └──────>│Хотя ЕС не имеет │
│переговоры со │ ┌──────────────────────┐ │никакого │
│странами - │ │Комиссия является │ │правительства, но │
│кандидатами в ЕС │ │"хранительницей права │ │Комиссия имеет │
│ │ │Европейского союза". │ │частично задачи │
│ │ │Она должна обеспечить │ │исполнительной власти│
└────────────────────┘ │соблюдение Договоров │ └─────────────────────┘
│и вторичного │
│законодательства │
│государств-членов и │
│других институтов ЕС │
└──────────────────────┘
Схема 4. Задачи Европейской комиссии (обзор)
В соответствии со ст. 17 Договора о Европейском союзе члены Комиссии отбираются по системе ротации, которую единогласно устанавливает Европейский совет исходя из следующих принципов: |
Комиссия продвигает общие интересы Союза и с этой целью выступает с соответствующими инициативами: |
следит за применением Договоров и мер, принятых институтами на основании последних, |
осуществляет надзор за применением права Союза под контролем Суда Европейского союза, |
исполняет бюджет и управляет программами, |
осуществляет координационную, исполнительную и управленческую функции согласно условиям, предусмотренным Договорами, |
за исключением общей внешней политики и политики безопасности и иных случаев, предусмотренных Договорами, она обеспечивает представительство Союза на международной арене, |
выступает с инициативами по составлению ежегодной и многолетней программ Союза в целях достижения межинституционных соглашений. |
Если иное не предусмотрено Договорами, то законодательные акты Союза могут приниматься только по предложению Комиссии. Иные акты принимаются по предложению Комиссии, когда это предусматривают Договоры |
Срок полномочий Комиссии составляет 5 лет |
Комиссия осуществляет обязанности полностью независимо. Члены Комиссии не запрашивают и не принимают инструкции ни от какого правительства, института, органа или учреждения. Они воздерживаются от любых действий, несовместимых с их функциями или с исполнением их задач |
Комиссия несет коллегиальную ответственность перед Европейским парламентом. Европейский парламент может выражать Комиссии недоверие в соответствии со ст. 234 Договора о функционировании Европейского союза. Если принимается вотум недоверия, то члены Комиссии обязаны коллективно уйти в отставку со своих должностей, а Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности обязан уйти в отставку с должности, которую он занимает в рамках Комиссии |
Члены Комиссии воздерживаются от любых действий, несовместимых с характером их функций. Государства-члены соблюдают их независимость и не стремятся оказывать на них влияние при исполнении ими своих задач. На протяжении срока осуществления своих функций члены Комиссии не могут заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет |
Кроме периодического обновления и смерти, функции членов Комиссии прекращаются в индивидуальном порядке путем добровольной или принудительной отставки |
Комиссия принимает свой внутренний регламент с целью обеспечить собственное функционирование и функционирование своих служб. Она обеспечивает опубликование этого регламента |
Комиссия ежегодно, не позднее, чем за месяц до открытия сессии Европейского парламента, публикует общий доклад о деятельности Союза |
Акты Комиссии принимаются большинством ее членов |
Ее внутренний регламент фиксирует кворум |
Европейский парламент.
Европейский парламент – представительный орган ЕС, осуществляющий свои полномочия на основании учредительных документов в ЕС.
Порядок формирования : представители государств – членов ЕС избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием. Каждое из государств – членов ЕС обладает в Парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест – не более 750 мандатов. Периодичность всеобщих прямых выборов в Европейский парламент составляет 5 лет.
Внутренняя структура и порядок работы Европейский парламент обладает однопалатной структурой, работает на постоянной основе. Сессии Парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По инициативе депутатов и полномочных органов может быть назначено чрезвычайное заседание. Все заседания носят открытый характер. Депутаты работают на ежемесячных пленарных заседаниях и заседаниях комитетов. Работой Парламента руководит Председатель, избираемый на 2,5 года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Председателю помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента. Определением повестки дня и проведением прений в ходе заседания ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп , а также двух представителей от независимых депутатов.
Полномочия Европейского парламента :
1) участие в нормотворческом процессе (законодательные полномочия);
2) вотирование бюджета и утверждение отчета о его исполнении;
3) участие в формировании других институтов и контроль над их деятельностью;
4) осуществление внешних связей.
Статус депутата : закрепляется учредительными актами и детально регулируется Регламентом Парламента. Регламент определяет объем и порядок осуществления депутатских полномочий, требования к их осуществлению и ответственность за их нарушение. Правомочность полномочий депутата, устанавливаемая по итогам голосования на выборах, подтверждается самим Парламентом. Полномочия осуществляются каждым депутатом самостоятельно. Он пользуется всеми правами, закрепленными в Договорах и Регламенте, участвует в обсуждении вопросов, включаемых в повестку дня, и принятии решений, выносимых на голосование.
Функции: Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС
Полномочия в области контроля: Комиссия подотчетна Парламенту. Парламент может принимать санкции в отношении Комиссии.
Парламент контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего в Совете государства-члена.
С 1979 парламент избирается прямым голосованием. Срок полномочий депутатов составляет пять лет.
Место и время проведения сессий. Ежемесячные сессии проходят в Страсбурге, дополнительныесессии и заседания комиссий – в Брюсселе.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 650.