Важнейшим направлением государственного регулирования фондовых бирж станет продолжение работы по раскрытию информации и повышению уровня прозрачности РЦБ.
Значимой экономико-политической проблемой России сегодня остается привлечение иностранных капиталовложений и защита производителей и инвесторов. Сегодня нужно продолжать совершенствовать законодательство и координировать меры правоохранительных органов по обеспечению безопасности инвесторов. Нуждается в разработке система обеспечения безопасности государственной доли акций в акционерных обществах.
Без наведения элементарного порядка в сфере вексельного обращения и принятия мер по обеспечению безопасности этого сегмента РЦБ нельзя разрешить финансово-экономические проблемы страны. Нужно закончить разработку объединенного информационного массива сферы обращения векселей.
Наростание роли государства в обеспечении, формировании и регулировании и безопасности Российского РЦБ является важнейшей потребностью и нуждается в применении руководством страны сопутствующих мер.
Проблемы развития фондовых бирж -
1)Поддержка привлекательности российских финансовых активов путем стратегии в политике для сохранения темпов роста основных макроэкономических параметров, результаты которой будут иметь эффект в более долгосрочной перспективе.
2)Производственная подсистема фондовой биржи отягощена максимальными (по отношению к фактически обслуживаемым объемам операций) мощностями, чья производительность слишком занижена. Кроме огромного объема профессиональных участников на вторичном рынке (депозитарий, брокер и торговые системы), присутствует излишек фондовых инструментов, для них разработана и введена инфраструктура вторичного обращения, но на нее нет спроса эмитента и инвестора.
Другими словами развитие первичного рынка может переориентировать фондовый рынок на обслуживание «инвестиционного цикла», поэтому здесь необходимо сосредоточить максимум усилий членов биржи которые заинтересованы в стабильности своих инвестиций на рынке в недалекой перспективе.
Для большей результативности работы биржи и расчетно-клиринговых организаций необходимо реформировать производственную инфраструктуру фондовой биржи.
Есть два порядка реформирования:
- покрытие большого уровня конкуренции между торгово-расчетными холдингами по основным видам услуг или, при невозможности или нецелесообразности поддерживать несколько торгово-расчетных систем,
- обеспечение реального участия в управлении всех групп пользователей услуг биржевого комплекса и регулирующих органов.[9]
Важным моментом является недопущение дальнейшего оттока торговли национальными активами на международные площадки и необходимость максимального возвращения капиталов в Россию.
3)Инвестиционный процесс в секторе фондовой биржи хорошо слажен, и часто зависим от сегодняшней ситуации на рынке. Проблема нехватки средств на проекты по развитию рынка и спад в экономике самого рынка приводит к непрозрачности сделок финансовых посредников, что уничтожает возможность концентрации капитала через слияния и поглощения.
4)Инновационные процессы сводятся к применению иностранного опыта к экономике и законодательству Российской Федерации. Развитие процесса часто провоцируется регулирующими органами, но не существует системной политики по приближению стандартов работы финансовых рынков к международным.
5)Значительным инфраструктурным механизмом поддержки развития и функционирования подсистем финансового отдела экономики («инфраструктурой в квадрате») считают органы регулирования и саморегулирования. Сегодняшняя задача органов регулирования состоит в том, чтобы выработать строгие правила для функционирования инфраструктуры рынка.
Упорядочение деятельности участников фондовой биржи является ее регулированием. Выделяют регулирование внешнее (подчинение нормативным актам государства, международным соглашениям) и внутреннее (подчинение собственным нормативным документам: уставу, правилам).
Государственное регулирование фондовых бирж направлено на создание конкурентной среды и развитие предпринимательства с целью улучшить эффективность производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения.
Государственные органы нужны чтобы решить задачи, которые неуправляемый рынок не может самостоятельно решить.
Самым регулируемым в Российской экономике представляется рынок ценных бумаг. Его масштаб, сложность правил и регламент отношений, высокие риски, борьба за безопасность его субъектов говорят о необходимости разработки и принятия детальных правил и стандартов функционирования рынка.
Государственные органы обязаны сформировать свод законов и норм для нормальной работы рынка, выполнять управляющие функции и организовывать систему правоприменения. Альянс в работе гос.органов и разделение обязанностей необходимы для национальной и экономической безопасности РЦБ.
Повышенное внимание должно уделяться выявлению, предотвращению и пресечению различных мошеннических схем и операций со всеми инструментами РЦБ, путем сотрудничества и взаимодействия с государственными структурами разных стран.
Большую роль в экономической безопасности РЦБ играют и участники фондовой биржи: банки, акционерные общества, инвестиционные фонды и компании, индивидуальные инвесторы.
Государство должно не забывать и о способствовании легализации доходов и прибылей компаний, снижении доли «теневой экономики», существующей на любом предприятии.
Для способствования стабилизации фондового рынка и экономики в целом нужно привлечь как можно больше акции средних и мелких предприятий путем открытия региональных рынков ценных бумаг, бирж, депозитариев и т.д.
Государственное регулирование фондовой биржи осуществляется:
- установлением обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ЦБ и ее стандартов;
- регистрацией выпусков эмиссионных ЦБ и проспектов эмиссии, контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств;
- лицензирование деятельности профессиональных участников фондовой биржи;
- создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ЦБ;
- запрет и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без лицензии.
Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ЦБ, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.[4]
Структура органов государственного регулирования фондовой биржи –
-Высшие органы государственной власти:
-Государственная Дума издает законы, регулирующие РЦБ;
-Президент издает указы, главная цель которых – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;
-Правительство – выпускает постановления, для развития указов президента.
Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня представляют собой -
-Федеральная служба по финансам и рынкам (разработка стандартов, лицензия, координация работы бирж, установка квалификации и т. д.);
-Центробанк РФ (подтверждает выпуск ЦБ кредитной организацией, следит за клирингом, безналичными расчетами по сделкам с ЦБ, импортом/ экспортом капитала.);
-Государственный комитет по антимонопольной политике (контроль за исполнением антимонопольных правил);
-Госстрахнадзор (следит за работой страховых компаний).
Нельзя забывать и об обеспечении расширения начал саморегулирования. Лучшие саморегулируемые организации (СРО) – это организаторы торговли. Биржам нужно исполнять функции саморегулирования - устанавливать правила торговли, контроль за раскрытием информации и соблюдением профессиональной этики.
Цель формирования и улучшения фондовой биржи заключается в необходимости ее взаимосвязи с реальным сектором экономики на сегодняшний день стала самой актуальной.
Государственные органы обязаны осознать, что фондовая биржа является необходимым и жизненноважным сектором рыночной экономики, и к ее развитию нельзя относиться по остаточному принципу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе освещалась тема фондовой биржи в России, ее развитие, деятельность и проблемы.
Сегодня фондовая биржа – это неотъемлемая часть российской экономики, затрагивая основные ее сферы, она формирует оптовой рынок, организовывая и регулируя биржевую торговлю, влияя на развитие законодательных актов в предпринимательстве.
Социально - политический критерий неотъемлемая часть фондового рынка. Акции всегда имеют конкретного владельца, проходят процедуру листинга и поэтому их оборот на фондовой бирже всегда прозрачен и безопасен.
На основании поставленной в ведении целью работы, задачами и проведенным анализом можно сделать следующие выводы -:
§ организатор торговли на РЦБ, отвечающий требованиям, установленным Законом РФ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996г называется фондовой биржей.
§ основная деятельность фондовой биржи заключается в тopгoвле ЦБ, она обосновывается потребностью развивать производство, рассматривая торговлю как соединяющее производство и внешнюю среду звено.
§ участники и члены входящие в состав органов управления, имеющие права и обязанности, выполняющие определенные функции формируют структуру фондовой биржи.
§ развитие IP-технологий привлекает большое количество вложений в российский фондовый рынок от иностранных инвесторов,
В России с каждым днем развивается промышленность страны, увеличивая процесс инвестиций все большими темпами. Через современную фондовую биржу вносятся средства вложения в основной капитал промышленности, в следствии чего происходит централизация капитала.
В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты организации и функционирования фондовых бирж – история возникновения, механизм функционирования, организационная структура и основные операции проводимые на фондовой бирже.
Анализ второй главы курсовой работы выявил, что фондовая биржа сейчас функционирует гораздо лучше и увереннее, чем десятки лет назад. Конечно, пока нельзя говорить о безусловном мировом лидерстве, но фондовая биржа имеет все шансы в будущем укрепить свои позиции и повысить свой уровень на мировом рынке. Для этого необходимо не только привлечь иностранные капиталы, но и улучшить государственную поддержку и развить технический аспект фондовой биржи.
Изучение третьей главы показало, что надежность российским и международным инвесторам для вложения средств в промышленность и экономику страны дают устойчивые и большие показатели индексов ЦБ. IP-технологии помогают фондовой бирже быть ближе и доступнее для инвесторов, а прозрачность информации по сделкам с ЦБ помогает лучше ориентироваться на рынке ценных бумаг и повысить свой материальный уровень с наименьшими рисками. Усиление роли государства, государственное регулирование рынка и стремление к улучшению законодательства в области экономики показывает хорошие перспективы развития фондовых бирж России.
В заключении необходимо подчеркнуть, что фондовая биржа является неотъемлемой и важной отраслью всей экономики государства.
Фондовая биржа является сегментом РЦБ, и объемна по содержанию. Она обеспечивает множество людей рабочими местами. Каждый сотрудник биржи – брокер, дилер или маклер, является важным звеном в функционировании биржи, от которого зависит развитие биржи.
Контролируемая государством фондовая биржа является некоммерческим объединением с многоуровневым аппаратом управления и имеющая свой устав, которым руководствуются все ее участники.
Требования к компаниям тоже очень высоки, их ЦБ проходят строгую многоэтапную процедуру листинга и только после этого включаются в котировочный лист.
Фондовые индексы представляют собой меру, без которой невозможно объективно оценить ЦБ
Подводя итоги, стоит сказать, что фондовая биржа – это всемирная система, обусловленная своими правилами и законами.
Фондовый рынок России в данный момент находится в глубоком кризисе, но я думаю, что при правильном отношении к проблемам и их непременном решении, наша биржа займет достойное место среди мировых фондовых рынков развитых стран. Ведь самые известные биржи страны ММВБ и РТС уже достигли мирового признания, не смотря на тяжелый процесс своего создания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс РФ
2. Конституция РФ. С изменениями на 2015 год Изд. Эксмо-Пресс, 2015
3. Приказ ФСФР России «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника РЦБ» 24.05.2012 г. № 12-32/пз-н
4. Федеральный Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» 05.04.1999 г. N46-ФЗ
5. Федеральный Закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001г. № 156-ФЗ
6. БердниковаТ.Б. Рынок ценных бумаг: прошлое, настоящее, будущее Изд. ИНФРА-М, 2014
7. Дроздов А.А. Биржевая торговля. Рынок ценных бумаг и биржевое дело, Изд. М. Брокеркредитсервис, 2012
8. Камаева В.Д. Экономическая теория 13-е издание, Изд. М. «Владос», 2011
9. Криничанский К.В. Рынок ценных бумаг: учебное пособие для вузов, Изд. М. ДИС, 2011
10. Лизунов П.В. Санкт-Петербургская биржа и российский рынок ценных бумаг (1703-1917гг) Изд. Русско-Балтийский инф. центр «Блиц», 2014
11. Макеев А.В, Зверев В.А., Гудков Ф.А Финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Практическое пособие для инвесторов - Изд. Интеркримпресс, 2012
Дата: 2018-12-28, просмотров: 275.