О десятом члене Символа веры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос 97. Какой десятый член Веры?

Ответ. «Исповедую едино Крещение во оставление грехов».

Вопрос 98. Чему учит сей член Веры?

Ответ. Поелику он упоминает о Крещении, первом Таинстве, то дает нам случай рассмотреть семь Таинств Церкви. Они суть следующие: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение. Сии семь Таинств, соответствуют семи дарам Духа Святаго. Ибо чрез сии Таинства Дух Святый изливает дары Свои и благодать на души тех, кои пользуются ими надлежащим образом. О сем предмете пространно рассуждает Патриарх Иеремия в книге, которую написал для обращения лютеран.

Вопрос 99. Что есть Таинство?

Ответ. Таинство есть Священное действие, которое под видимым каким-либо образом душе верующего сообщает невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, чрез Которого всякий из верующих получает Божественную благодать.

Вопрос 100. Сколько вещей требуется для Таинства?

Ответ. Три: приличное вещество, как-то: вода для Крещения, хлеб и вино для Евхаристии, елей и другие, сообразные с Таинством; во-вторых, Священник, законно рукоположенный, или Епископ; в-третьих, призывание Святаго Духа и известная форма слов, посредством которых Священник освящает Таинство силою Святаго Духа, изъявляя намерение освятить оное.

Вопрос 101. На какой конец установлены Таинства?

Ответ. Во-первых, для того, чтобы они были знаками истинных сынов Божиих, или Православной Кафолической и Апостольской Церкви. Ибо всякий, кто приступает к сим Таинствам как должно, есть истинный и природный член в Церкви Божией, и по благодати сын Божий. Во-вторых, для того, чтобы мы имели очевидный залог упования нашего на Бога в том, что, пребывая твердыми в вере и добрых делах, получим спасение в жизни вечной. В-третьих, чтобы имели действительные лекарства для исцеления греховных наших болезней.

Вопрос 102. Что есть первое Таинство или Крещение?

Ответ. Крещение есть омытие и истребление первородного греха посредством троекратного погружения в воде, с произношением от Священника сих слов: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь» (Аминь должен произносить восприемник). После сего, от рождения водою и Духом, бывает примирение человека с Богом, и человеку отверзается вход в Царство Небесное, по словам Спасителя нашего: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сие Таинство, принятое однажды, не повторяется, если только крестящий православно верует в единого Триипостасного Бога и если он вышесказанные слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» – произнесет точно и неизменно, по разумению Кафолической и Православной Церкви.

Вопрос 103. Что должно наблюдать при сем Таинстве?

Ответ. Во-первых, нужно, чтобы младенец чрез своего восприемника (он должен быть православным) отложился, т.е. отрекся от диавола, и от всех дел его, и от служения ему, и от всей гордыни его. Если же крестящийся будет иметь надлежащий возраст, то необходимо, чтобы он сам своими устами отказался от диавола, ответствуя на вопросы Священника и плюя на диавола и на все дела его. После сего должен исповедать Символ Веры; а если крещается младенец, то вместо него должен исповедать сей Символ Веры восприемник, и дать за него обет Христу. Еще и то надобно наблюдать в Крещении, чтобы вода была чистая, не смешанная с иным веществом, не искусственная, и не заменялась другою какою-либо жидкостью. Также, установленное Крещение никто другой не должен совершать, кроме законного Священника. Впрочем, в случае какой-нибудь необходимости может совершить сие Таинство и мирское лицо, мужеское или женское, взяв приличное вещество – простую и естественную воду, и произнося упомянутые слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» при троекратном погружении. Таковое Крещение толикую имеет силу, что хотя и не повторяется, есть несомненный залог вечного спасения.

Какой плод и какая польза сего Таинства, всякий сам по себе видеть может. Во-первых, сие Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный, и произвольный. Во-вторых, воссозидает человека, и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности, как свидетельствует Апостол: «но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1Кор. 6, 11). Наконец, после Крещения мы соделывемся членами тела Христова, и облекаемся в Господа нашего: ибо Апостол говорит: «елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

Вопрос 104. Какое второе Таинство в Церкви Христовой?

Ответ. Второе таинство есть Миропомазание. Оно получило начало свое с того времени, как Дух Святый сошел на Апостолов (Деян. 2), запечатлев их Божественною Своею благодатию, дабы они постоянно и неослабно проповедывали Веру Христову. В таковой помощи имеют нужду и крещаемые. И как тогда Дух Святый сошел на Апостолов виде огня и излил на них дары Свои; так и ныне, когда Священник помазывает Святым Миром крещаемого, изливаются на него свыше дары Святаго Духа, что видно из слов, которые должен говорить Священник при совершении сего Таинства: «Печать Дара Духа Святаго. Аминь». Он как бы так говорит: “Чрез помазание сим Святым миром на тебе запечатлеваются и утверждаются дары Святаго Духа, которые ты получаешь в укрепление Христианской веры твоей”. Сие согласно и с словами Апостола: «утверждаяй же нас с вами во Христе, и помазавый нас есть Бог, иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наши» (2Кор. 1, 21–22). Сие помазание миром, или, лучше сказать, сие действие помазания во времена Апостолов совершалось чрез возложение рук; ибо Писание говорит: «тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго» (Деян. 8, 17). После оно стало совершаться чрез помазание миром, как свидетельствует Святый Дионисий Ареопагит, ученик Блаженнаго Павла (Церк. Иерар., гл. 2 и 4).

Вопрос 105. Что требуется для сего Таинства?

Ответ. Во-первых, требуется, чтобы сие миро освящено было верховным Епископом. Во-вторых, чтобы оно составлено было из приличного вещества, как-то: елея, бальзама и других мастей. В-третьих, требуется, чтобы Священник непосредственно после Крещения помазал известные члены крещаемого, произнося сии слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». От сего Таинства происходят таковые плоды: во-первых, как чрез Крещение мы возрождаемся, так чрез помазание Святым миром делаемся причастниками Святаго Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: «спасе нас по Своей милости, банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим» (Тит. 3, 5–6). Во-вторых, силою Святаго Духа мы столько делаемся твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда душе нашей. Сие Таинство не повторяется, разве для тех, которые, отвергнувшись имени Христова, опять обращаются.

Вопрос 106. Какое третье Таинство?

Ответ. Святая Евхаристия или Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, под видом хлеба и вина, в котором истинно и собственно или действительно находится Иисус Христос. Сие Таинство превосходит все другие, и более других содействует к получению нашего спасения. Ибо в сем Таинстве открывается и изъявляется верующим вся благодать и благость Господа Иисуса, как ниже показано будет.

Вопрос 107. Что должно наблюдать в сем Таинстве?

Ответ. Во-первых, сего Таинства никто другой не может совершать, какая бы ни случилась необходимость, кроме законного Священника. Во-вторых, Священник должен предусматривать, чтобы там, где намеревается священнодействовать, был жертвенник, или, по крайней мере, антиминс, без которого никак не может принести Безкровную Жертву. В-третьих, должен наблюдать, чтобы приличное было вещество, т.е. хлеб пшеничный, квасный, чистый, сколько возможно; и вино, не смешанное с другою какою-нибудь жидкостью, и чистое само в себе. Во время приношения вливается и вода, во исполнение слов Писания, которое говорит, что «един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода» (Ин. 19, 34). В-четвертых, священник, освящая Дары, так должен мыслить, что самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинного Тела и Крови Христовой действием Святаго Духа, Которого призывает в сие время для совершения сего Таинства молитвою и словами: “Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сии. И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. А еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым”. После сих слов немедленно бывает пресуществление: хлеб пременяется в истинное Тело Христово, а вино в истинную Кровь; остаются только одни виды их, представляющиеся взору. И сие по Божественному распоряжению. Во-первых, чтобы мы не видели очами Тела Христова, но веровали, что это оно, на основании слов, которые сказал Христос: «Сие есть Тело Мое», и «сия есть Кровь Моя», т.е. чтобы мы веровали более словам и силе Его, нежели собственным нашим чувствам, что доставляет нам блаженство Веры. Ибо «блажены не видевшии и веровавше» (Ин. 20, 29). Во-вторых, поелику человеческая природа отвращается от ядения невареного мяса, а между тем надобно было, чтобы чрез принятие Плоти и Крови Христовой, человек соединялся со Христом: то, чтобы гнушающийся такою яствою человек не отвергнул сего соединения, Бог, по снисхождению Своему, собственную Плоть и Кровь Свою дает верующим в пищу и питие под прикрытием хлеба и вина. О сем пространно рассуждает Григорий Нисский и Св. Иоанн Дамаскин. Причащаться же сему Таинству как духовные, так и мирские люди должны под обоими видами хлеба и вина. Ибо Христос, не исключая никого, так заповедал: «Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6:53, 56). Посему и святые Апостолы, как приняли сие Таинство от Христа, так и предали оное, для принятия оного и мирскими и духовными лицами, и в обоих видах, как пишет Апостол Павел к Коринфянам: «Аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и, благодарив, преломи, и рече: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей Крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание» (1Кор. 11, 23–25). Честь, которую надлежит воздавать сим страшным Таинам, должна быть таковая же, каковая воздается Самому Христу (о чем выше сказано); и как сказал о Нем Петр устами всех Апостолов: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16), так и каждый на нас с благоговением должен говорить: “Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз”. Сие Таинство приносится также вместо жертвы за всех православных Христиан, живых и умерших, в надежде воскресения в жизнь вечную, каковая Жертва не кончится даже до последнего суда. Плоды сего Таинства суть следующие: во-первых, воспоминание невинного страдания и смерти Христовой, как сказано: «Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет» (1Кор. 11, 26). Вторая польза, которую приносит сие Таинство, есть та, что оно, умилостивляет и умиротворяет Бога за грехи людей, живых и мертвых. Посему не бывает ни одной Святой Литургии, в которую бы не приносились молитвы и прошения к Богу о грехах наших. В-третьих, оно полезно потому, что Христианин, который часто присутствует при сей Жертве и приемлет сие Таинство, посредством оного освобождается от всякого искушения и опасности со стороны диавола. Поелику враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком видит пребывающего Христа. К принятию страшных Таин должно приуготовляться по чину нашей Православной Церкви. Сие предуготовление состоит в искреннем исповедании, посте, сокрушении и совершенном примирении со всеми и в другом, тому подобном.

Вопрос 108. Какое четвертое Таинство?

Ответ. Священство. Оно есть двоякое: одно духовное, а другое таинственное. Священство духовное имеют все православные Христиане, как учит Апостол Петр: «Вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления» (1Пет . 2, 9); и Иоанн в Откровении: «заклался и искупил еси Богови нас Кровию Своею От всякаго колена и языка и людий и племен, и сотворил еси нас Богови нашему Цари и Иереи» (Откр. 5, 9–10). Таковому Священству сообразные бывают и приношения, именно: молитвы, благодарения, умерщвления плоти, предание себя на мученичество за Христа и другие, сим подобные. Увещевая к сему Апостол Петр говорит: «и сами яко камение живо зиждитеся во храм духовен, святителство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом» (1Пет. 2, 5); Павел: «Молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови (чего требует), словесное служение ваше» (Рим. 12, 1).

Вопрос 109. Каким образом производится таинственное Священство?

Ответ. Священство, именуемое Таинством, заповедано Апостолам от Христа. Посвящение производилось чрез возложение рук их, и доныне производится по преемству Епископов, наследовавших Апостолам для раздаяния Божественных Таин, и попечения о человеческом спасении, как сказал Апостол: «Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей Таин Божиих» (1Кор. 4, 1). Сия должность заключает в себе две принадлежности. Во-первых, силу и власть разрешать грехи человеков, ибо о сем сказано: «елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). Во-вторых, власть и силу учить. Сие выражается в следующих словах: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Итак, Христос послал Апостолов на проповедь; а Апостолы, рукоположившие других, послали их на то же дело, как явствует из слов Святого Луки: «тогда Апостолы возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго» (Деян. 8, 17). Также: «Служащим же им Господеви (т.е. когда приносили Безкровную Жертву Богу) и постящимся, рече Дух Святый: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся и возложше руки на ня, отпустиша их» (Деян. 13, 2–3). И Павел говорит: «Руки скоро не возлагай ни на когоже» (1Тим. 5, 22). По сему рукоположению и преемству, никогда непрерывающемуся, те только имеют власть наставлять в спасительном учении, кои посланы на сие дело; а которые не посланы и не избраны на сие, те ни под каким видом не должны приступать к нему, по словам Павла: «Како же проповедят, аще не послани будут» (Рим. 10, 15).

Вопрос 110. Что должно наблюдать при сем Таинстве?

Ответ. Надлежит испытать те лица, которые желают приступить к сему Таинству, чтобы они имели три принадлежности. Во-первых, чтобы имели благую и чистую совесть, и были устранены от тех пороков, которые препятствуют Священству. Во-вторых, чтобы имели опытность и мудрость, как в строении (распоряжении) Таин Божиих, так и в назидании простого народа посредством своих поучений. В-третьих, чтобы у них были здоровы все члены, необходимые для сего.

Вопрос 111. Даются ли другие какие степени, прежде Священства?

Ответ. Священство заключает в себе все степени, но несмотря на то, должно возводить на оные по порядку. Низшие степени суть сии: Чтец, Певец, Свещеносец, Иподиакон, Диакон, о каковых степенях пространно излагается в Архиерейских молитвенниках, называемых «Чиновниками». При настоящем случае в учении Православнаго Исповедания довольно сказать нам только то, что Епископ должен показать рукополагаемому в какую бы то ни было степень, в чем состоит поручаемое ему дело: Божественное ли то Священнодействие: или чтение Евангелия, или Апостола, или ношение священных сосудов, или смотрение за чистотою церкви; ибо каждая степень имеет собственный свой знак, которым одна отличается от другой; что Епископ должен изъяснить.

Вопрос 112. Какое пятое Таинство?

Ответ. Пятое Таинство есть Покаяние – скорбь сердца о грехах, сделанных человеком, которые он открывает пред Священником, с твердым намерением впредь исправить жизнь свою, и готовностию выполнить то, что в наказание возложит на него Священник, Духовник его. Сие Таинство оказывает действие и силу свою тогда, когда Священник по уставу и обычаю Церкви разрешает грехи. Ибо как скоро кто получает разрешение, тому в сие время чрез посредство Священника прощаются от Бога все грехи, по слову Христа, Который сказал: «приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Ин. 20, 22–23).

Вопрос 113. Что мы должны наблюдать при сем Таинстве?

Ответ. Во-первых, должны смотреть, чтобы кающийся был Христианин Православной и Кафолической Веры: ибо покаяние без истинной веры не есть покаяние, и не приемлется от Бога.

Во-вторых, надлежит смотреть, чтобы Духовник, приемлющий исповедание кающихся Христиан, был православный: поелику еретик и отступник не имеет силы разрешать грехи. В-третьих, кающемуся необходимо иметь сокрушение сердца и скорбь о грехах своих, которыми он раздражил Бога, или огорчил ближнего; о каковом сокрушении Давид говорит: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). За сим сокрушением сердца должно следовать устное исповедание всех грехов порознь. Ибо Духовник не может разрешить, когда не знает, что должно разрешить, и какое положить наказание. О таковом исповедании ясно говорит Священное Писание: «мнози же от веровавших прихождаху, исповедающе и сказующе дела своя» (Деян. 19, 18). И в другом месте: «Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да изцелеете» (Иак. 5, 16). И еще: «исхождаше к нему вся Иудейская страна и Иерусалимляне и крещахуся еси во Иордане реце от него (Иоанна), исповедающе грехи своя» (Мк. 1, 5). Сия исповедь должна иметь таковые свойства: должна быть смиренная, благоговейная, истинная, чистосердечная, со многою скорбию, обличающая грехи кающегося. В-четвертых, к покаянию относится епитимия, которую налагает и определяет духовник, как-то: молитвы, милостыни, посты, путешествия ко святым местам, коленопреклонения и подобное, смотря по тому, что покажется приличнейшим по рассуждению Духовника. Впрочем, отходящий от исповеди должен помнить то, что сказал Псалмопевец: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15) и что сказал Спаситель наш: «се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5, 14). И в другом месте: «иди и (отселе) ктому не согрешай» (Ин. 8, 11). Хотя и невозможно человеку совершенно и всецело избежать греха, но при всем том каждый из Православных, согласуясь со своею совестию, обязан от одной исповеди до другой, сколько возможно, стараться об исправлении жизни своей.

Вопрос 114. Какая польза сего Таинства?

Ответ. Первая польза есть сия: как чрез грех мы теряем ту невинность, которую стяжали в Святом Крещении, так опять приобретаем оную чрез Покаяние; так же, как чрез грех лишаемся благодати Божией, так чрез Покаяние снова снискиваем оную; еще, как чрез грех впадаем в плен диавола, так чрез Покаяние освобождаемся из оного; и напоследок так чрез грех входят в совесть нашу стыд и страх, так чрез Покаяние возвращается к нам мир и такое дерзновение, какое имеют дети к своим родителям.

Вопрос 115. Какое шестое Таинство?

Ответ. Честный Брак, который бывает, во-первых, по взаимному согласию мужа и жены, если нет никакого препятствия. Но сего согласия недовольно будет для вступления в истинный Брак, если они сами не засвидетельствуют пред Священником взаимного своего обещания, и не сделают условия, что будут хранить взаимную верность, честь, любовь брачную до конца своей жизни, при всех переменах счастия, и что не будут оставлять друг друга. После, сие согласие и обещание утверждается и благословляется Священником, и таким образом исполняется написанное: Брак да будет во всем честен, «и ложе нескверно» (Евр. 13, 4).

Вопрос 116. Какие плоды сего Таинства?

Ответ. Во-первых, чрез Брак человек избегает всякой опасности впасть в блуд и невоздержание. Ибо честный Брак для того установлен, чтобы укротить похоть плоти, как говорит Павел: в избежание «блудодеяния... кийждо свою жену да имат» (1Кор. 7, 2). Во-вторых, законное только рождение детей имеет свое уважение. В-третьих, в случаях болезни, или другого какого-нибудь несчастия, муж бывает верным питателем жены, а жена мужа, по великой любви и тесному дружеству, рождающемуся между ними, о чем свидетельствует Писание: «Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину» (Быт. 2, 24).

Вопрос 117. Какое седьмое Таинство Церкви?

Ответ. Елеосвящение. Оно установлено Христом. Ибо когда Он посылал учеников Своих по два, то они помазывали «маслом» многих больных и исцеляли (Мк. 6, 13). Впоследствии вся Церковь приняла в обыкновение помазание елеем, как видно из послания Святого Иакова, где говорит: «Болит ли кто в вас; да призовет Пресвитеры Церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. 5, 14–15).

Вопрос 118. Что должны наблюдать при сем Таинстве?

Ответ. Во-первых, должны наблюдать, чтобы сие Таинство со всеми обрядами своими совершаемо было Священниками, а не другим кем. Во-вторых, чтобы елей был чистый; без всякой примеси, и чтобы больной содержал Православную и Кафолическую Веру и исповедал грехи свои пред Священником, Духовником своим. В-третьих, чтобы во время помазания читаема была та молитва, в которой изъясняется сила сего Таинства.

Вопрос 119. Какие плоды сего Таинства?

Ответ. Пользу и плоды, которые происходят от сего Таинства, показывает Апостол Иаков, они суть: прощение грехов или спасение души, и здравие тела. Хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов всегда даруется душе кающегося.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 198.