Вопрос 37. Какой третий член Веры?
Ответ. «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».
Вопрос 38. Чему учит сей член Веры?
Ответ. Четырем истинам. Во-первых, что Сын Божий для спасения нашего сшел с небес, по обещанию Своему, во чрево Пречистой Девы Марии, как Сам о Себе говорит: «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий» (Ин. 3, 13). Сшел с небеси, не переменив, впрочем, места: поелику как Бог, Он везде находится и все наполняет. Но так благоугодно было величию Его – смирить Себя, приняв человеческое естество. Во-вторых, сей член учит, что Господь наш Иисус Христос принял человеческое естество – истинное, а не мнимое, или призрачное. Тело Его зачалось во чреве Блаженнейшей Девы в то время, когда Она в ответ Ангелу сказала: «се, Раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38). Тогда Он вдруг сделался совершенным человеком, со всеми членами человеческими и разумною душою, соединившеюся с Божеством (Дамаскин. Богосл. 3, 1): и в одном и том же Лице стал истинный Бог и истинный человек. Так же и непорочная Дева соделалась Богородицею, как сказала к Ней Елисавета: «и откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне» (Лк. 1, 43). Сверх сего нужно и то знать, что во Иисусе Христе ни Божественное естество не изменилось в человеческое, ни человеческое в Божественное естество, но то и другое пребыло совершенным в едином Лице, со всеми своими свойствами, кроме греха, относящегося к естеству человеческому.
Вопрос 39. В-третьих, чему учит сей член Веры?
Ответ. Что воплощение Христово совершилось содействием Святаго Духа, так что Святая Дева, как была Девою прежде зачатия (Ис. 7, 14), так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девою. Ибо Иисус Христос родился от Нее, сохранив невредимою печать Ее девства; а потому Она и после рождения пребывает Девою в безконечные веки.
Вопрос 40. Что еще содержится в сем члене?
Ответ. Учение касательно Пречистой Девы Богородицы Марии. Поелику Она удостоилась быть посредницею в таком таинстве; то все православные обязаны должным образом прославлять Ее и чтить, как Матерь Господа нашего Иисуса Христа, или, лучше сказать, как Богородицу. Посему Церковь, из слов Архангела и Святыя Елисаветы, присовокупив к ним несколько и своих слов, составила Ей такое приветствие: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
Вопрос 41. Что мы должны думать о сем приветствии?
Ответ. Во-первых, должны верить, что сие приветствие имеет свое начало и происхождение от Самого Бога, а Архангелом принесено на землю к человекам. Ибо Архангел не дерзнул бы изречь оное, если бы Бог не повелел. Равным образом и Святая Елисавета сказанные ею слова изрекла по внушению Святаго Духа, что показывает Евангелист: «и исполнися Духа Свята Елисавет, и возопи гласом велиим, и рече: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» (Лк. 1, 41–42). Так же и слова, которые присовокупила Церковь, происходят от Духа Святаго. Та же Церковь властию своею повелела весьма часто повторять сие приветствие во время молитвы в честь Святыя Девы.
Вопрос 42. Какое учение содержится в сем приветствии?
Ответ. В сем приветствии воспоминается воплощение Сына Божия и Его благодеяния, чрез оное нам дарованные. В нем содержится еще то учение (Дамаск. Богосл. III, гл. 1–2), что безначальное Слово Божие, сшедшее с небеси, не принесло с Собою плоти, но приняло оную во чреве Пресвятой Девы от чистейших Ея кровей, при содействии Святаго Духа, и родилось от Нея, как от истинной Матери Своей. Сему должны мы твердо и несомненно верить. А тех, которые говорят, что Спаситель снизшел с неба с плотию и прошел с оною чрез Святую Деву, как чрез канал, Церковь признала еретиками и осудила (Кир. Иерус. огл. 13). Кроме того, сие приветствие научает нас, чтобы мы именовали Святую Деву Богородицею, по человеческому естеству Иисуса Христа; и что от Нея родился Христос, совершенный Бог и совершенный человек. Так же в сем приветствии, и именно в слове: Благодатная, коим называется Дева, и такое заключается учение, что Она причастна Божией благодати гораздо более, нежели какая-нибудь другая тварь; ибо Она есть Матерь Божия. Посему Церковь превозносит Ее выше Херувимов и Серафимов, и ныне Она превосходит все сонмы Ангелов, стоя одесную Сына Своего во всякой чести и славе, как говорит Псалмопевец: «предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена» (Пс. 44, 10). Сие приветствие каждый из православных христиан должен читать с благоговением, моля Деву о ходатайстве: ибо молитва Матери много споспешествует к умилостивлению Сына. Кто желает принести Ей усердное моление, пусть читает Акафист (песнь неседальную, т.е. при чтении который стояли, а не сидели), молитвы и прочие песни церковные, в честь Ее составленные.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 222.