О восьмом члене Символа веры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос 69. Какой восьмой член Веры?

Ответ. «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки»

Вопрос 70. Чему учит сей член Веры?

Ответ. Трем истинам. Во-первых, что Дух Святый есть Бог, единосущный Отцу и Сыну, как явствует из слов Апостола, который говорит: «Разделения же дарований суть, а Тойжде Дух: и разделения служений суть, а Тойжде Господь... действуяй вся во всех» (1Кор. 12, 4–6). И в другом месте: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» (2Кор. 13, 13). Если в сих местах поставляется прежде иногда Дух Святый, иногда Сын, сему причина та, что три Лица единосущны и равночестны. Но не потому, чтобы или Сын имел существо, различное от Духа, или Дух от Сына. Нет, но поелику, как мы сказали, Они единосущны и равночестны, и поелику и Сын и Дух непосредственно и равно, вместе имеют начало от Отца; Сын рождением, а Дух исхождением2. Сие же самое и в Деяниях Апостольских показал Апостол Петр; он говорит Анании: «почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому». И в заключение речи своей прибавляет: «не человеком солгал еси, но Богу» (Деян. 5, 3–4). Следовательно Дух Святый есть Бог.

Вопрос 71. Во-вторых, чему учит сей член?

Ответ. Учит, что Дух Святый исходит от одного Отца, как источника и начала Божества. Сему научает Сам Спаситель словами: «егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит» (Ин. 15, 26). Святый Афанасий в Символе своем сие учение так изъясняет: “Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит. Бог и Отец (св. Афанасий в Свящ. Воп. 4) один есть виновник двух Лиц, и не рожден. Сын от одного Отца, как от причины рожден: Дух Святый от одного Отца как от причины исходит, а чрез Сына в мир посылается”. И Григорий Богослов (сл. 3 о Богословии) так говорит: “Дух Святый от Отца исходящий: поколику от Него исходит, не есть тварь; поколику не рожден, не есть Сын: поколику есть средний между Нерожденным и Рожденным, есть Бог”. О сем подробнее сказано в первом члене. И так довольно для нас твердо содержать и веровать, чему научил нас Христос, чему верует Восточная Кафолическая и Православная Церковь, и что исповедала на Втором Вселенском Соборе: она утвердила Символ без прибавления «и от Сына»; а тех, которые прибавили слово «и от Сына», подвергла осуждению не только Восточная Православная и Кафолическая Церковь, но и Западная Римская. Доказательством сему служат две серебряные доски, из которых на одной начертан был Священный Символ Веры на Греческом языке, а на другой – на Латинском, без прибавления слова: «и от Сына». Сии доски в 809 году по Рождестве Христове, как говорит Бароний, по повелению Папы Римского Льва III, повешены были во храме Св. Петра. Посему, кто твердо и непоколебимо пребывает в вере сей, тот несомненно может надеяться получить спасение, так как он нимало не отступает от общего мнения Церкви.

Вопрос 72. В-третьих, чему учит сей член?

Ответ. Учит, что Дух Святый есть Творец Священного Писания, как Ветхого, так и Нового, и что Он изглаголал оное чрез многих посредников. Следовательно, Писание как Ветхого, так и Нового Завета есть учение Святаго Духа. А посему должно верить, что все то, что ни постановили Святые Отцы, на всех Вселенских и Поместных Православных Соборах, где бы они не были составлены, происходит от Духа Святаго как Апостолы на Соборе своем сказали: «изволися бо Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28). По примеру их и прочие Православные Соборы подобным заключением утвердили свои постановления.

Вопрос 73. Сколько даров Духа Святаго, и какие они?

Ответ. Даров семь. О них Писание говорит в Апокалипсисе: «и седмь свешников огненных горящих пред престолом, иже суть седмь духов Божиих» (Откр. 4, 5). Сии дары Духа были, или, лучше сказать, Сам Дух был во Христе обильнее и совершеннее, нежели во всяком другом человеке, как говорит Пророк: «и почиет на нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведение и благочестия: исполнит Его дух страха Божия» (Ис. 11, 2–3). Сие подтверждает Евангелист Иоанн, говоря: «и Слово плоть быст и вселися в ны... исполн благодати и истины, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца. И от исполнения Его мы еси прияхом и благодать возблагодать» (Ин. 1, 14, 18). Ибо во Христе был Дух, как единосущный Ему по Божеству. Который исполнил Его мудростию и благодатию. по словам: «Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполнялся премудрости: и благодать Божия бе на Нем» (Лк. 2, 40). Все сие должно разуметь о человеческом естестве Христовом.

Вопрос 74. Какой первый дар Святаго Духа?

Ответ. Первый дар есть мудрость, именно мудрость, сходящая свыше, о которой говорит Апостол: «свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнъ милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна» (Иак. 3, 17). Сей мудрости противоположна мудрость плотская по словам Апостола: «яко в простоте и чистоте Божией, (а) не в мудрости плоти, но благодатию Божиею жихом в мире» (2Кор. 1, 12), Против сей плотской и мирской мудрости тот же Апостол, заимствуя свидетельство из Ветхого Завета (Ис. 29:14, 33:18), говорит: «погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу. Где премудр; где книжник; где совопросник века сего; не обуи ли Бог премудрость мира сего» (1Кор. 1, 19–20).

Вопрос 75. Какой второй дар Святаго Духа?

Ответ. Дар разума или, разумения тайн и воли Божией. О нем так учит Писание: «и всяк мудрый умом, емуже дана есть премудрость и хитрость в них, разумети творити вся дела, яже ко Святыни надлежащая, по всем, елика заповеда Господь» (Исх. 36, 1). И о Данииле и бывших с ним отроках говорит: «даде им Бог смысл и мудрость во всяцей книжней премудрости: Даниил же разумен бысть во всяцем видении и сониих» (Дан. 1, 17). И в другом месте: «тогда отверзе им ум разумети Писания» (Лк. 24, 45). И Апостол: «да даст убо тебе Господь разум о всем» (2Тим. 2, 7). Разумению сему противоположно неразумие и неверие. Господь говорит: «о, несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша Пророцы!» (Лк. 24, 25). И в другом месте говорит Апостол: «Тако ли несмысленнии есте; наченше духом, ныне плотию скончаваете?» (Гал. 3,3).

Вопрос 76. Какой третий дар. Святаго Духа?

Ответ. Третий дар Святаго Духа есть совет, содействующий к прославлению Бога и спасению человеческой души и согласующийся с истиною. О нем Писание говорит: «не обинухся бо сказати вам всю волю Божию» (Деян. 20, 27). Ему противоположен совет нечестивых, о котором сказал Псалмопевец: «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1, 1). И в другом месте: «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей» (Пс. 32, 10).

Вопрос 77. Какой четвертый дар Святаго Духа?

Ответ. Крепость, ибо сохраняя всю твердость и все мужество в вере, мы должны противостоять различным искушениям. О ней Писание говорит: «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» (1Кор. 16, 13). И в другом месте: «Станите ибо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе в твердость Евангелия мира: над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий» (Еф. 6, 14–17). Крепости противоположен cтрах, о котором Псалмопевец сказал: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13, 5). Господь наш Иисус Христос запрещает нам иметь таковый страх, говоря: «не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишше что сотворити» (Лк. 12, 4).

Вопрос 78. Какой пятый дар Святаго Духа?

Ответ. Пятый дар Святаго Духа есть ведение. Священный Псалмопевец так изъясняет оное: «уже ли не обличит вразумляющий народы, научающий человека ведению?» (Пс. 93, 10). И другой Пророк говорит: и «дам вам пастыри по сердцу Моему, и упасут вас разумом», или ведением (Иер. 3, 15). Сие ведение или познание должно быть устремлено к тому, чтобы уразуметь волю Божию и закон Божий. Ему противоположно неведение закона и воли Божией – о котором говорит Псалмопевец: «Пролей гнев Твой на языки не знающия Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша» (Пс. 78, 6).

Вопрос 79. Какой шестой дар Святаго Духа?

Ответ. Благочестие. Оно вместе с истинною верою основывается на прилежной молитве и добрых делах. О нем так говорит Апостол: «благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго» (1Тим. 4, 8). Посему правильно называются благочестивыми только те, которые, воссылая к Богу непрестанные молитвы, удаляются от всякого нечестия и греха. Здесь разумеется благочестие не наружное, какое имели фарисеи, но истинное и сердечное, чтоб иначе и о нем не сказал Господь: «людие сии усты своими и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене» (Мф. 15, 8). И еще: «фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто» (Мф. 23, 26).

Вопрос 80. Какой седьмой дар Святаго Духа?

Ответ. Страх Божий. Он должен быть подобен тому страху, какой имеют дети к своим родителям, а не тому, какой имеют рабы к своим господам. О первом говорит Псалмопевец: «Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его» Пс. 33, 10). О втором говорит Апостол: «Страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имат: бояйся же не совершися в любви» (1Ин. 4, 18). Бояться Бога сим образом, т.е. из любви, повелевает Писание, когда говорит: «Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прослaвитe Его, да убоится же от Него все семя Израилево» (Пс. 21, 24). Кто имеет таковый страх к Господу, тот сохраняет заповеди Его, как сказано: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» (Ин. 14, 23).

Вопрос 81. Сколько плодов Духа Святаго, и какие они?

Ответ. Плодов Духа Святаго или знаков Божественной благодати девять, по исчислению Апостола Павла, который так говорит: «плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Но надобно верить, что и прочие добродетели должны именоваться плодами Святаго Духа, поелику они от Него происходят, и при Его содействии человек исполняет оные. Посему Апостол Павел не говорит: для сих только нет закона, но: «на таковых» (ст. 23), ибо существуют и другие, подобные сим добродетели.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 196.