Укрепление оснований с сохранившейся росписью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исходя из опыта строителей по укреплению пористых материалов и грунтовке различных архитектурных поверхностей растворами жидкого калиевого стекла и гидрофобизации их кремнийор-ганическими жидкостями (ГКЖ), можно предложить эти материалы (составы) для укрепления и гидрофобизации как оснований, так и красочных слоев росписей, особенно в экстерьере.

Жидкое калиевое стекло промышленного производства — бес-Цветная довольно вязкая жидкость, из которой на строительстве, разбавляя ее водой, готовят различной плотности растворы для флюатирования (пропитки с целью укрепления) пористых материалов (цементно-песчаных и известково-песчаных покрытий, бетона, камня и др.). Такие пропитки, не изменяя ни цвета, ни тона пропитанного ими материала, придают ему более высокую атмосферостойкость и водонепроницаемость.

Исключительное место занимают в настоящее время различного рода укрепляющие (пропитывающие) составы (растворы, жидкости, дисперсии и др.) в реставрации, там, где именно красочный слой изображения и составляет художественную ценность памятника, где его во что бы то ни стало надо сохранить, где его нельзя заменить новым. И в этой области особенно за последние два десятилетия в реставрации достигнуты большие успехи.

Так как разрушения красочного слоя и грунта стенных росписей могут быть вызваны самыми различными причинами и иметь самый разнообразный характер, то в силу этого современная практика, поставленная на научную основу, разработала значительный ассортимент закрепляющих составов и различные методики их использования. Эти работы проводились и проводятся с целью защиты и консервации памятников культуры, в том числе и памятников стенописи, которые уже начали разрушаться. Богатый опыт реставраторов может послужить и делу профилактической защиты произведений современной стенописи, которые находятся в самых тяжелых условиях (площади промышленных городов, заводские дворы и цехи и т.д.), не дожидаясь начала их разрушения. А это задача немаловажная и экономически оправданная.

Современная реставрационная практика почти исключила из ассортимента закрепляющих средств и составов традиционные осетровый и казеиновый клей, желтковую эмульсию и другие материалы. Она почти полностью перешла на закрепляющие составы на основе синтетических полимеров, которые по всем характеристикам значительно превосходят материалы традиционные и укрепляют не только красочный слой, но и его основание, нередко проникая в него на значительную глубину.

В настоящее время в реставрации за двадцать с лишним лет работы с синтетическими материалами накоплен большой опыт, позволяющий сделать уже вполне определенные выводы о целесообразности применения укрепляющих и гидрофобизирующих растворов на основе одних полимеров и непригодности других. В начале 60-х гг. XX в. в реставрации недолгое время отдельные реставраторы для укрепления красочного слоя фресок, темпер и клеевых красок применяли поливинилацетатную дисперсию (ПВАД), которая имеет ряд положительных качеств как пропитывающий материал, но создает пленку недостаточно водо-, тепло-j и морозостойкую, и, главное, пленку, имеющую излишнюю жесткость. Дисперсии пластифицируют дибутилфталатом, но он со временем мигрирует из пленки, и она становится жесткой и ломкой. Пленки ПВАД имеют и положительные качества: хорошо закрепляют поверхности красочного слоя, удовлетворительно сохра-няют свои качества во времени, что все же позволяет рекомендовать ПВАД в качестве укрепляющего материала.

Укрепляющий состав на основе ПВАД (поливинилацетатная дисперсия) (в частях по массе):
Поливинилацетатная дисперсия (пластифицированная, 15 % дибутилфталата) – 1,0—2,0
Вода – 8,0-9,0

В реставрационной мастерской монументальной живописи Государственного Эрмитажа при консервации памятников культуры тоже давно уже перешли от традиционных материалов к использованию для этих целей синтетических полимеров. Применение их было вызвано и продиктовано острой необходимостью спасения многих памятников культуры в условиях, когда традиционные укрепляющие материалы (осетровый клей, казеиновый клей, эмульсия желтка куриного яйца) не дали удовлетворительных результатов. В качестве основы закрепляющих составов ленинградские химики предложили реставраторам смолу полибутилметак-рилат (ПБМА).

Укрепляющий состав на основе полибутилметакрилатной смолы (ПБМА) (в частях по массе):
Смола ПБМА – 1,5-2,0
Ксилол- 8,0-8,5

Стремление создавать произведения стенописи долговечными побуждало мастеров анализировать причины разрушения росписей, искать пути предохранения их от преждевременной гибели.

Многовековой практический опыт говорит о том, что одним из основных условий долголетия произведений стенописи является доброкачественность штукатурного основания, добротность грунта, на котором они написаны. Более того, добротность кладки стены, на которую этот грунт положен, качество ее материалов.

 





Дата: 2019-02-02, просмотров: 283.