Повреждения механического происхождения, как правило, появляются при неосторожном обращении с произведением или небрежном его хранении. К таким повреждениям можно отнести утраты и сколы основы (по краям, особенно нижнего поля, и по углам), утраты различных частей основы (например, креплений), расщепы, расхождение досок основы по стыкам, опилы, царапины, потёртости, выпады, выбоины, сколы красочного слоя и грунта.
Здесь упомянем ещё один вид разрушений - возникающих вследствие крепления оклада гвоздями (грунта и красочного слоя - по полям, фону и контуру фигур; основы - по торцам и боковым сторонам доски).
Повреждения, вызванные загрязнениями поверхности
Загрязнения поверхности произведений (поверх покровной плёнки, а если покровный слой осел, стёрся, повреждён плесенью, сильно потрескался, то непосредственно поверх красочного слоя) - по большей части результат их длительного хранения в неблагоприятных условиях.
Наиболее распространёнными видами загрязнений, встречающихся на произведениях, являются: копоть, пыль, сажа, восковые наплывы от свечей, брызги краски (темперной, масляной, клеевой), приставший с другой иконы грунт, сгустки извести, птичий помёт, мушиный засид.
Последние три вида загрязнений особенно опасны для произведений: содержащиеся в них компоненты действуют разрушающе на покровный и красочный слой, грунт и паволоку, сильно их повреждая, особенно при повышенной влажности. На поверхности красочного слоя остаются разводы, получившиеся в результате химического изменения пигментов и связующего. Бывает и так, что пигмент обесцвечивается и значительно ослабляется из-за разрушенного связующего , что ведёт за собой возникновение пылевидного шелушения либо красочного слоя, либо красочного слоя и грунта.
Часто после удаления восковой капли на месте её обнаруживается отсутствие красочного слоя: попадая на произведение, горячий воск размягчает покровный слой и смешивается с ним.
Повреждения, вызванные нарушением технологических норм реставрации
Список такого рода повреждений длинен. Подход к технологии реставрации, совершенствуясь, со временем изменялся . Так, поновление икон - это тоже своего рода реставрация
Случаи возможных повреждений произведения в результате консервационно-реставрационного вмешательства мы подробно описываем в соответствующих 4 разделах наших методических рекомендации .
Следует помнить также, что режим температуры воздуха в реставрационной мастерской должен быть +12-18°С при влажности 60-65%. Например, при температуре ниже +10°С и при повышенной влажности возрастает опасность развития плесеней, а в процессе укрепления клей быстро густеет, теряя способность проникать в толщу грунта, задерживается в поверхностном слое и может вызвать при высыхании интенсивное шелушение красочного слоя с грунтом и отрыв грунта от основы.
Оказание первой помощи при химических ожогах.
Первая помощь в таких случаях предусматривает: как можно более быстрое удаление химического компонента с области поражения, уменьшение концентрации его остатков на кожном покрове посредством тщательного промывания водой, а также охлаждение области поражения с целью уменьшения болевых ощущений. В случае химического ожога кожи следует предпринять следующие меры: Тут же следует снять одежду либо украшения, на которых присутствуют химические компоненты. Чтобы избавиться от причин ожога, необходимо смыть химические вещества с кожного покрова, при этом подержав пораженный участок под холодной проточной водой как минимум четверть часа. В случае если своевременно промыть пораженный участок не удалось, тогда время промывания увеличивают до тридцати – сорока минут. Не стоит пытаться избавиться от химических веществ посредством тампонов либо салфеток, смоченных водой, так как таким образом произойдет еще более сильное их проникновение в кожный покров. В случае если химический компонент наделен порошкообразной формой, тогда для начала нужно удалить его остатки с кожи и только после этого приступить к промыванию пораженного участка. Исключениями из правил являются случаи, когда отмечается категорическое противопоказание взаимодействия химического компонента с водой. Это касается, например, алюминия, так как органическим соединениям данного вещества свойственно воспламеняться при контакте с водой. В случае если после первого промывания человек начинает испытывать еще более сильное чувство жжения, тогда рекомендуется еще раз промыть пораженный участок проточной водой в течение пяти – шести минут. Как только пораженный участок будет промыт, следует перейти к нейтрализации химических компонентов. В случае ожога кислотой стоит воспользоваться помощью мыльной воды либо двухпроцентного раствора питьевой соды. Такой раствор приготовить несложно: следует взять два с половиной стакана воды и растворить в ней одну чайную ложку питьевой соды. При ожоге щелочью на помощь придет слабый раствор уксуса либо лимонной кислоты. Химические компоненты извести можно нейтрализовать посредством двухпроцентного раствора сахара. Карболовая кислота поддается нейтрализации известковым молоком и глицерином. Уменьшить болевые ощущения можно посредством холодной влажной ткани либо полотенца, которые следует приложить к пораженному участку. После этого накладываем на пораженную поверхность свободную повязку, изготовленную из чистой сухой ткани либо сухого стерильного бинта.
27) Какие поверхности могут использоваться под фресковую живопись. Расскажите о подготовке поверхностей под фресковую живопись.
Подготовка поверхности под фресковую роспись старого образца заключается в том, чтобы по средствам известкового штукатурного раствора выровнять стены и выгладить их практически до идеала (высококачественной штукатурки с отклонениями по плоскости до 2 мм/2 м). После выравнивания стен идет их выглаживание с помощью просеянного известкового молока, что называется безпесчаной накрывкой штукатурки.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 312.