История и этапы развития республиканского PR рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время эксперты делят казахстанские PR на три вида: бизнес PR, политический и социальный. Последние два, по их мнению, менее развиты. Рынок политического PR специалисты считают сезонным, когда большие суммы крутятся только во время предвыборных кампаний или иных политических акций. Кроме того, бытует мнение, что в последнее время казахстанские политики всё чаще обращаются к помощи либо российских, либо украинских политтехнологов. Что же касается социального пиара, то это вид деятельность, как говорят в PR агентство, во многом зависит от развития третьего сектора и CSR (социальной ответственности бизнеса), а оно пока находится на недостаточном уровне. Поэтому речь в основном пойдет о роли бизнес - пиара, а также о том, что такое PR для отечественного бизнеса сегодня: дань моде или важный аргумент в конкурентной борьбе с средством формирования деловой репутации.

Public Relations (PR) - система коммуникаций, обеспечивающая локализацию объекта компании или физического лица в информационном пространстве и его отдельных сегментах.

Government Relations - комплекс мероприятий, ориентированных на организм органы государственной власти.

Investor Relations (GR) - комплекс PR – мероприятий, ориентированных на собственников компании и потенциальных инвесторов.

Below – The – Line (BTL) - комплекс мероприятий, косвенно стимулирующий сбыт, - мерчендайзинг, сэмплинг, игровые акции, программы лояльности и т.д.

Сегодня казахстанский рынок весьма неоднороден, а потребители пиар услуг по степени «зрелости» делится на несколько основных групп. В первую входят компании, осознающий важность связей с общественностью и активно использующие принципы PR своей практики. Они, как правило, имеет собственные PR структуры и определенные имиджевые стратегии. Данную группу формирует ряд предприятий нефтегазового сектора, банки, и IT-компании.

Вторая достаточно многочисленная группа состоит из потребителей, которые понимают актуальность PR, но недостаточно хорошо владеют навыками его применение. Им также не всегда понятны механизмы построения коммуникации. И хотя такие компании заинтересованы в создании привлекательного имиджа, подчас они не готовы к публичности и транспарентности. Хорошо, если во главе компании стоит харизматичный и компетентный лидер, но если такого «козыря» нет, то её конкурентные преимущества становится не очевидными.

И, наконец, третья группа - это компании, которые не используют PR в своей деятельности, поскольку не убеждены в его эффективности из - за недопонимание либо «аллергии», выработавшейся по вине непрофессиональных агентов. К сожалению, подобный синдром встречается даже у довольно крупных предприятий.

Конечно, среди клиентов PR-агентств пока преобладают компании из второй группы, однако, по прогнозам экспертов, обращение в коммуникативное агентство или открытия собственной PR-службы станет в скором времени общепринятой практикой.

При поверхностном анализе создаётся впечатление, что за последние годы на казахстанском рынке произошли значительные изменения в плане увеличение количества игроков, роста их клиентской базы, и возможно улучшение качества предоставляемых услуг. Однако говорить о каких-то кардинальных изменениях пока рано, поскольку сам рынок находится на стадии своего формирования и переживает естественное для этого периода болезни роста.

 Несмотря на увеличение предложения, что связано с появлением на рынке новых PR- агентств, качественный уровень услуг в целом остается низким. Компании, уже довольно давно работающие в этом бизнесе, продолжают предлагать прежний набор продуктов. Более того рекламные и маркетинговые агентства зачастую предлагают PR-услуги ограничиваясь, как правило, размещение в СМИ платных материалов. Зачастую агентство просто не в состоянии квалифицированно выделить конкурентные преимущества компании -потребители, профессионально провести имиджевую диагностику и предложить эффективные инструменты. В результате клиент разочаровываться не только в самом агентство, но его эффективности PR - технологий в целом.

С другой стороны, проблема качества PR - услуг возникает и из-за недостаточной активности самих компании клиентов. Многие из них не осознают важность и комплексного подхода в PR - деятельности и предпочитают разовые акции в ущерб полноценно PR-стратегии. Как правило, финансирование проекта осуществляется ими по остаточному принципу, а PR - акции понимаются ими лишь как размещения в СМИ платных материалов.

PR - комплексные технологии взаимодействия с аудиторией, необходимые для формирования положительного имиджа бренда, в компании или политической партии в обществе. Главная цель - внедрение продвигаемого объекта в ценностный ряд, то есть его полная идентификация целевой группы. Задачи требует много времени и далеко не всегда дают эффект, которые можно подсчитать деньгами.

Реклама - коммерческое продвижение товаров и услуг, а также общечеловеческих ценностей в СМИ. Важнейшие функции - это повышение продаж, узнаваемости, формирование лояльности у потенциальных клиентов. Реклама призвана приносить эффект уже в краткосрочной перспективе, и для максимальной отдачи разрабатывается комплексный график коммуникации с аудиторией.

Имидж – это, по сути, восприятие; это не то, что представляет собой компания, продукт или услуга, а то, как они воспринимаются публикой. Имидж существует в умах публики.

Все элементы от упаковки до идентичности является посланниками, влияющими на восприятие, которые формируются на рынке. PR и «живое слово» также является солдатами, влияющими на ход сражения.

Идентичность - это понятие не стоит путать с такими терминами, как «идентичность фирмы» или «идентичность бренда». Идентичность — это то, что на самом деле представляет собой компания, продукт или услуга, прежде чем их послание оказывается на рынке, а значит доходит до умов и чувств потребителей.

Бренд — это то, что существуют исключительно в умах потребителей. Первоначально это слово означало клеймо, которое ставили на особях крупного рогатого скота, чтобы можно было определить, кто из какого стада. Цель умелой разработки идентичности бренда - дать возможность потребителю легко и быстро «идентифицировать» продукт в товарных «стадах» рынка. Хорошая идентичность бренда, отражающая все его атрибуты и аспекты, имеет уникальный голос. Этот голос четко различим в рыночном шуме. Более того, он позволяет продукту подняться выше этого шума.

Идентичность фирмы - это понятие, во многом сходное с идентичностью бренда, но обычно она больше относится к самой компанией или взаимоотношению компаний. Основное различие между идентичностью бренда и идентичностью фирмы можно описать так: потребитель покупает именно бренд, но он может отдавать предпочтение компании и ее продуктом.

Брэндинг - это коллективные действия по созданию дизайна, упаковки, месседжа и личность и бренд, выбора цвета и средства коммуникации, предпринимаемые компании с целью создания своего имиджа или имиджа своего продукта, услуги. Если в этом направлении не действовать целенаправленно, бренд просто получится таким, каким получится.

В отличии от рекламы и других маркетинговых коммуникаций PR мероприятия рассчитаны на широкий охват аудитории, взаимную связь, и дол-досрочные отношения, тогда как рекламные мероприятия характеризуются односторонней связью с определенной целевой аудиторией и чаще всего это кратковременный акт.

Чаще всего PR - статьи находят места в массовые прессы, Которые рассчитаны на широкие слои населения и пользуются наибольшей популярностью. Массовая пресса является наиболее влиятельным средством формирования общественного мировоззрения, поскольку охватывает большее количество читателей. Подвергается сомнению том что деловые люди и те, кто причисляет себя к клиентам категории «люкс», не читают бульварную прессу. В действительности их не меньше других привлекают скандалы и сенсации.

Общественная потребность в полной и объективной информации в условиях рынка усилило роль казахстанских средств массовой информации. Масс-медиа стали трибуны для общества и рупором общественной жизни. Отечественные масс-медиа разного уровня разделились на различные модели издания, выпуска теле- и радиопередач. Свободный рынок способствовало переходу к новому формированию и динамичному развитию современных казахстанских средств массовой информации. В связи с прогрессивным развитием спутниковых, компьютерных коммуникаций и формированием современного информационного общества актуален вопрос обратной связи средства массовой информации с аудиторией.

Привлекательный журналистский текст - это мастерство подбора слов. Так, хорошо составленный PR-текст обычно заслуживает внимание и доверия аудитории. PR-сообщение должно содержать ключевые моменты коммерческой идеи и раскрывать вопросы, которые могут возникнуть при полу-чтении информации. Как известно, рассылка пресс-релизов в СМИ в обычных случаях остается без внимания последних. За исключением тех случаев, когда содержание представляет собой важное и интересное событие с точки зрения редактора СМИ. Организованные PR-мероприятия с участием средств массовой информации повышают вероятность доведения позитивной информации этот целевой аудитории, чем обеспечивают дальнейших успехов в развитии организации товара, торговой марки, услуги, личности. Мероприятия требует больших финансовых затрат чем другие маркетинговые коммуникации, но являются показателем того, что компания солидная и представляет собой серьезного игрока на рынке.

PR менеджером необходимо иметь прочные профессиональные партнерские отношения к журналистам. Это поможет в корректном освещение материала о товаре, услуги, компании, личности, поскольку журналист знает целевую аудиторию своего масс-медиа и знай в каком жанре преподносить ей информацию. Всем работникам масс-медиа ежедневно нужна информация, необязательно сенсация, и если предоставляемые компанией сообщение заинтересует их, а затем редактора, то его непременно публикует. Следовательно, Одним из важнейших моментов PR-деятельности является предоставление не стандартных, «сухих» пресс-релизов, а информация с «шармом».

Иногда, если нет эксклюзивного информационного повода, PR-менеджеры сами создают событие и ажиотаж вокруг своей компании, о чём средства массовой информации будут с интересом публиковать. А журналистам всегда нужно интересной информации. Журналистам всегда приходится решать на чем сосредоточить общественное внимание. Темы приходят из разных источников - жизненного опыта самого журналиста, инструктирование со стороны руководящих органов, из редакционной почты на встрече с людьми.

Стабильную конкурентоспособность компании можно построить двумя способами. Во-первых, существует, и в ряде случаев весьма успешно, старая стратегия: создание рациональной инновации уникальный бизнес моделей, отлично приспособлены под новые условия бизнеса. И, во-вторых, появилась новая модель эмоциональной стратегии, которая создает у покупателя настроение, привлекает его и делает зависимым от продуктов или услуг вашей компании. Люди - эмоционально заряженные существа.

Сегодня прогрессивно мыслящий издатели активно переходит на новые бизнес-модели, технологии и форматы, оптимизирует маркетинговую политику, без которой нельзя адаптировать традиционный издательский бизнес к новому условия цифровой медиа среды, выстроить эффективные отношения с читателями и рекламными клиентами, правильно позиционировать себя на фоне ТВ, радио, Интернета, стремительно растущих новых медиа. Современные понятия «газета» больше не сводится только к бумажному носителю. Во всём мире экономический сильный издатели газеты, стремясь не просто сохранить, но и увеличить долю покрытия рынка СМИ своими продуктами, превращаются из производители печатных СМИ в поставщиков разнообразного контента, которую затем распространяется потребителями на любых носителях и по всем возможным каналам коммуникаций - бумага, онлайн, мобильные устройства, ТВ, радио и другое.

Телевидение - многофункционально канал передачи информации, ее роль в формировании общественного мнения, несомненно, высоко. Посредством одного телевизионного продукта можно добиться нескольких результатов PR-воздействия на целевую аудиторию.

Инновации на телевидении претерпевает трансляции новостных передач. До настоящего времени программа новостей на казахстанском телевидении транслировались в формате строгого и официального монолога. Сейчас мы наблюдаем изменение характера новостных программ и поведение телеведущих. Например, на телеканале КТК телеведущей «Новостей» в непринужденной обстановке в форме диалога передают общественно значимые новости. Аналогичный обмен мнениями по той или иной ситуации в стране и за рубежом, спортивные комментарии и так далее происходит на телеканале «Астана». Подобная своеобразная беседа вызывает интерес зрителей из-за ощущения участие в этом процессе и внимание к себе со стороны телеведущих. Данный метод информирования эффективен в медиа реклам-ом деле. Разумеется, где диалоговое рекламной общении передается в сжатом виде: вопрос - ответ.

О конкурентоспособности как об экономическом явлении в казахстанской журналистике сложно судить, поскольку медиа носители выражает интересы своих владельцев и представляют собой информационный и идейный инструмент борьбы с конкурентами и средство увеличения числа потребителей, забывая о своей миссии - информировать о реальных действиях в стране и выражать интересы общества. А грамотный бизнес в журналистике на сегодняшний день не сложился в силу экономических причин: СМИ существуют благодаря рекламной и PR-деятельности, а доходы от потребителя информации составляет абсолютный минимум, поскольку снизился интерес к информации в традиционных СМИ и появился альтернативный и оперативный канал передачи информации – Интернет.

Реклама информирует о товаре или услуге посредством СМИ, а PR способствует созданию благоприятного имиджа компании также посредством медиа носители. Если раньше топ-менеджеры компании воспринимали PR как дополнительную и не обязательную функцию, то теперь он является стратегической важно деятельности. Это обусловлено тем, что:

1) Усилилась конкуренция: сегодня качество-неотъемлемая часть продукции и уже не является приоритетным условием успешности бизнеса как было раньше;

2) Возросла роль социальной ответственности бизнеса и усилилась деятельность общественных, социально значимых организаций;

3) Активизировались бизнес-процессы, иногда с возникновением конфликтных ситуаций;

4) Стратегически изменилось планирование и строение конкурентоспособного государства;

5) развеваются международные отношения и создается узнаваемость страны в мире;

6) Общественность всё больше стала интересоваться ситуации в деловой сфере, политическими и экономическими вопросами.

PR как профессия пересекается с журналистикой. Взаимодействие PR-специалистов и журналистов зависит качество и эффективность работы, с одной стороны, все компании, а с другой - редакция СМИ. Не секрет, что отношения между PR-специалистами и представителями масс-медиа иногда оставляют желать лучшего. Причина частых конфликтов между ними кроется в непрофессионализме и отсутствие взаимопонимания между PR-специалистами, и журналистами. Журналисты сетуют на работу PR-специалистов, а именно непрофессионализм: отсутствие информационного повода или его не актуальность, плохо составленные пресс-релизы, отсутствие уникальности предложения, неправильное определение информационной стоянке целевой аудитории, то есть PR- сообщение я не соответствует стилю и типу издания.

В современном бизнесе во взаимоотношении со СМИ можно не только заявить о себе, но и быстро приготовиться и рассказать свою историю. Компании необходимо стать так называемым «источником», то есть позиционировать компанию или и представителя как интересного и знающего эксперта, тем самым стать авторитетом среди журналистов.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. Реклама представляет собой один из наиболее эффективных инструментов для установления связи с различными целевыми аудиториями.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товар, либо иное, определившее объект рекламирования и содержание рекламы, лицо.

Рекламоизготовитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Цели рекламы могут быть разнообразными, самыми ключевыми из которых выступают:

1) Формирование потребности в определенных товарных предложениях либо услугах;

2) Информирование о потребительских характеристиках, особенностях использования и других свойствах продукции;

3) Квалифицированная помощь в выборе товаров;

4) Информирование о текущих и планируемых мероприятиях, стимулирующих сбыт;

5) Создание положительного имиджа компании;

6) Информирование о специальных предложениях и льготах для постоянных потребителей;

7) Формирование корпоративного имиджа компании.

В зависимости от целей, поставленных перед фирмой, руководство принимает решение об использовании того или иного вида рекламы, каждый из которых обладает специфическими особенностями и выполняет разные функции.

 Выбор наиболее подходящего виды рекламы зависит от множества факторов, основными из которых являются:

1) Цели компании;

2) Потребительские характеристики и специфика товарных предложений;

3) Стадия жизненного цикла товара;

4) Типы рынка;

5) Уровень конкуренции в отрасли;

6) Особенности целевой аудитории;

7) Финансовые возможности компании.

Грамотное сочетание различных видов и средства рекламы предоставляет возможность фирмы не только укрепить рыночные позиции, но и стать лидером в определенной отрасли.

Как и всякое явление, журналистика имеет историю, и у казахстанской журналистики богатая история. Прошлый век был насыщен яркими и динамичными событиями в истории отечественной журналистики: в дореволюционной прессе господствовала политика царской империи, после Октябрьской революции 1917 года журналистика находилась под контролем коммунистической партии, после приобретения независимости казахстанские СМИ стали свободны. Формирование и медиа бизнеса и рекламной деятельности в отечественной журналистики как элемент рыночной экономике происходило стихийно.

Методология исследования Казахстанского информационного рынка уходит в далекое прошлое. Анализ текста в первых периодических изданиях, распространяемых на территории Казахстана, показывает наличие рекламной информации.

Главной причиной появления печатных периодических изданий, на одном из этапов общественного развития была потребность в экономической информации. Торговцам были необходимы сведения о стоимости товаров на рынках в городах своего государства и других странах. Фабрикантам требовалась информация, где и за какие деньги они могли приобрести новые станки для своих предприятий и где выгоднее всего могли продать свою продукцию.

Существует очень много определений рекламы. По мнению Колера, «реклама представляет собой неличные формы коммуникации, оставляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанными источниками финансирования» (Ф. Котлер, 1992).

В «Словаре иностранных слов» реклама трактуется как происшедшее от французского reclame – выкрикивать.

1) Информация о товарах, различных видах услуг и т.п. с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары, услуги и т.д.;

2) Распространение сведений о ком-либо, о чем-либо с целью создать популярность.

В Законе Республики Казахстан «О рекламе» приводится следующее определение «реклама, распространяемая и размещаемая в любой форме, при помощи любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призвана формулировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товаром, товарным знаком, услугам и способствовать их реализации».

В древний период искусство передачи информации о продукции было лишено эффекта убеждения, поскольку не было массового производства и потребления и, следовательно, не было необходимости стимулирования сбыта.

Так же в древности широко развивались устные формы распространения информации. Одним из древних установлений государственной власти в мировой практике можно назвать введение официальной должности глашатая, который сообщал населению информацию. Часто это информация переплеталась с рекламными сообщениями. Ораторы игла играли важную роль в формировании общественного мнения, и большей частью ораторским искусством пользовалась политическая реклама. Устная речь была малоэффективна в сравнении с письменным информированием в больших государствах древности. (Ворошилов В.В.,2004)

Широкое распространение газетная реклама получила в XIX веке. Сначала это были небольшие объявления, полосы в периодической печати, затем - отдельные рекламные издания. Информация была нужна всем: электорату и политикам, потребителям и производителям, рабочим и работодателям, деловым людям и домохозяйкам.

Значения рекламы заключается в том, что она:

1) Влияет на формирование сознания, взглядов и мнений людей;

2) Влияет на экономику в целом и развитие ее сфер;

3) Тесно связано с информационной сферой в журналистикой;

4) Расширяет профессиональные возможности специалистов.

Как показывает практический опыт, организация рекламной компании должна начинаться с поэтапного комплексного планирования мероприятия:

1) Определения цели рекламной компании;

2) Выявления потенциальной аудитории

3) Определения жанровых особенностей рекламного сообщения;

4) Политика ценообразования;

5) Медиапланирования;

6) Создания рекламных обращений – уникального предложения;

7) Оценка эффективности рекламной компании.

В современном понимании сфера Public Relations зародилась в Казахстане чуть больше 20 лет назад. За это время отношения нашего общества к PR изменялась не раз, поскольку понимание его целей и задач было размыто, и он чаще всего отождествлялся с рекламой. Уже позже с помощью простых определений их целей: для рекламы – «купить или не купить», а для PR «любить или не любить», - смогли объяснить разницу между этими двумя понятиями.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 180.