Реализация правил в различных видах детектива
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Как уже отмечалось в первой главе данной работы, детективный жанр обладает набором различных правил и канонов, однако не все они реализуются в произведениях. В качестве наглядного примера мы составили таблицу с разными видами детектива, чтобы продемонстрировать наличие или отсутствие в них того или иного правила жанра. Для сравнения мы взяли такие виды детектива, как классический английский, иронический, детский и «крутой» американский, поскольку, на наш взгляд, данные виды более полно отражают жанровое разнообразие и, в некоторых смыслах, даже противоречат друг другу.

 

Таблица 1 - Реализация правил жанра в разных видах детективных произведений

Вид детектива/ № правила 11 22 33 44 55 66 77
Классический английский =+ =+ -- =+ -- =+ =+
Иронический =+ =+ =+ =+ =+ -- --
Детский =+ =+ -- -- -- -- --
"Крутой" американский =+ =+ -+ =+ =+ -- --

 

1) Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2) В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки. Как видно из таблицы, первые два правила полностью реализуются в каждом виде детектива, поэтому их можно назвать основополагающими для любого произведения данного жанра.

3) Обязательное преступление в детективе - убийство. Данное правило применимо не только к жанру «крутого» американского детектива, но и иронического. В качестве примера можно привести произведения Д. Хэммета, один из сборников рассказов так и называется «Убийства Дэшила Хэммета». Вероятно, кодекс американского детектива, который часто приравнивают к боевику, не позволяет авторам отказаться от самой распространенной темы в детективном романе. Поскольку иронический детектив относится к массовому виду литературы, авторы пользуются всеми средствами для того, чтобы дольше удерживать внимание читателей. В современном мире самым притягательным и волнующим преступлением для любителя детективов остается убийство. В классическом детективе писатели более лояльно относятся к данному правилу. Изучив все произведения Конан Дойля о Шерлоке Холмсе, мы обнаружили, что из пятидесяти шести рассказов и четырех повестей, только в двадцати одном произведении описывается убийство, в остальных же равномерно распределились такие преступления, как мошенничества, кражи и ограбления, подлоги и преступные замыслы из-за наследства. В детском детективе само название дает понять, что юных читателей ещё рано вовлекать в эту сферу детективного мира, поэтому самым серьезным правонарушением в таких детективах может стать лишь похищение, но никак не лишение жизни.

4) В истории может действовать лишь один детектив - читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды. Из предложенной таблицы становится понятно, что авторы детективов для взрослых придерживаются такого закона. В детском детективе чаще всего расследованием занимается компания друзей, состоящая как минимум из 3-4 человек. При этом каждый герой обладает своими особенностями и отличительными чертами. И все они в совокупности дают возможность компании детей раскрыть преступные замыслы мошенников, с которыми не всегда удается справиться и взрослым. Для примера обратимся к названиям серий известных детских детективов: «The Five Find-Outers» английской писательницы Энид Блайтон, «Компания с Большой Спасской» российских авторов А. Иванова, А. Устиновой, «The Hardy Boys» американского писателя Франклина Диксона.

5) Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе. В классическом детективе не всегда соблюдается данное правило. У уже упомянутого Конан Дойля в рассказе «Пять зернышек апельсина» описывается деятельность ку-клус-клана, а также в повестях «Этюд в багровых тонах» и "Долина ужаса" читатель встречает описание действий масонских организаций. В детском детективе юные сыщики вполне могут столкнуться с деятельностью преступной банды или группировки.

6) Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить. Данное правило применимо лишь к классическому детективу. Самым ярким примером служат произведения Агаты Кристи из серии «Мисс Марпл». Однако, вторая часть правила, касающаяся невозможности следить за ходом мысли преступника реализуется во всех видах детектива.

7) Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать – но только совсем чуть-чуть – среднему читателю.Этот закон жанра снова характерен лишь образцам классического детектива, поскольку является его особенностью. Именно в классическом детективе существует пара, условно называемая «Холмс –Ватсон», в остальных видах данное правило реализоваться не может.

Таким образом, сопоставив результаты, полученные при исследовании заявленных видов детективов, мы пришли к выводу, что детективный жанр в литературе – является все же развивающимся и видоизменяющимся жанром, однако он сохраняет черты и особенности классических образцов и некоторых канонов.

 

Заключение

 

 

Данная работа посвящена рассмотрению особенностей детективного жанра в англоязычной литературе на примере произведений английских и американских авторов.

Для достижения этой цели в первой главе нашего исследования мы осветили подробную историю жанра и его развитие от зарождения до наших дней. Во второй главе представлены результаты исследований англоязычных детективов на предмет выявления в них жанровых особенностей. Главным критерием отбора произведений для нашего исследования послужили правила и каноны жанра, разработанные Стивеном Ван Дайном и Рональдом Ноксом. Их непосредственная реализация в произведениях представлена в одном из параграфов в виде таблицы.

Мы проанализировали более ста детективных повестей, романов и рассказов англоязычных авторов, чтобы представить наиболее точную картину реализации в них жанровых особенностей.

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что элемент национального различия проявляется и в детективной литературе, поэтому каждую из особенностей жанра американские и английские авторы представляют по-разному. В данной работе большее внимание уделяется таким особенностям, как реализация образа детективной пары сыщик – его компаньон, выражение интриги и иронии в детективе, особенностям двухфабульного построения произведения. Также мы отдельно рассмотрели особые виды детектива – детский детектив и иронический – и выделили их особенности.

Сравнительный анализ американских и английских детективных произведений позволил наглядно показать, что кодекс английского детективного романа самый богатый и самый замкнутый. Американский детектив имеет более слабые схемы. Сегодня детективный роман с полной уверенностью можно отнести к процветающей литературной отрасли. Причина успеха и популярности детективного жанра заключается в том, что читатель ищет в детективе не только подкрепления представлений о рациональном устройстве окружающего мира, но и переживания своего чувства незащищенности в нем.

Таким образом, в нашей работе мы постарались более тщательно исследовать особенности англоязычных детективов, рассмотрев одновременно произведения английских и американских авторов, выделить схожие черты и различия, а также выявить реализацию правил детективного жанра в разных его видах.

 

Список используемой литературы

 

 

1 Детективная литература // Юнициклопедия. – Режим доступа : http://yunc.org/ДЕТЕКТИВНАЯ_ЛИТЕРАТУРА.

2 Сидоренко, Л. В. История зарубежной литературы XVIII века : учебник / Л. В. Сидорченко, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов. – М. : Высшая школа, 2001. – 335 с.

3 Сейерс, Д. Предисловие к детективной антологии / Д. Сейерс // Как сделать детектив. – М. : НПО "Радуга", 1990. – 317 с.

4 Ван Дайн, С. С. Двадцать правил для писания детективных романов / С. С. Ван Дайн // Как сделать детектив. – М. : НПО "Радуга", 1990. – 317 с.

5 «Запертые комнаты» и другие невозможные преступления. – Режим доступа : http://www.impossible-crimes.ru/index.php?Introduction.

6 Артур Игнатиус Конан Дойль // Библиотека "Александрит". – Режим доступа : http://www.fantast.com.ua/publ/artur_konan_dojl/6-1-0-157.

7 Кембридж, Ада // Энциклопедия читателя "Clubook". – Режим доступа : http://www.clubook.ru/encyclopaedia/kembridzh_ada/?id=40505.

8 Жак Фютрелл // Энциклопедия "RuData.ru". – Режим доступа : http://www.rudata.ru/wiki/Jacques_Futrelle's_«The_Thinking_Machine»:_The_Enigmatic_Problems_of_Prof._Augustus_S._F._X._Van_Dusen%2C_Ph._D.%2C_LL._D.%2C_F._R._S.%2C_M._D.%2C_M._D._S._(книга).

9 Аллен, Г. Не только Холмс. Детектив времен Конан Дойла (Антология викторианской детективной новеллы) / А. Грин, А. Рив, Э. Хорнунг. – Режим доступа : http://xpe.ru/book/index.php?id=118627.

10 Честертон, Г. К. В защиту детективной литературы / Г. К. Честертон // Как сделать детектив. – М. : НПО "Радуга", 1990. – 317 с.

11 Кестхейи, Т. Антология детектива. Следствие по делу о детективе / Т. Кестхейи. – Будапешт : Корвина, 1989. – 261с.

12 Тугушева, М.П. Под знаком четырех / М. П. Тугушева. – М. : Книга, 1991. – 288 с.

13 Маркулан, Я. Зарубежный кинодетектив / Я. Маркулан. – Л. : Искусство, 1975г. – 168 с.

14 Ковалев, Ю. В. Эдгар Аллан По: Новеллист и поэт / Ю. В. Ковалев. – Л. : Худож. Лит, 1984. – 296 с.

15 Анджапаридзе, Г. А. Предисловие к монографии Кестхейи // Антология детектива. Следствие по делу о детективе. – Будапешт : Корвина, 1989. – 261с.

16 Интервью с Аленом Роб-Грийе // Как сделать детектив. – М. : НПО "Радуга", 1990. – 317 с.

17 Ван Дайн ,С. С. Двадцать правил для писания детек­тивных рассказов; Нокс, Р. Десять заповедей детективного романа // Кaк сделать детектив. – М. : НПО "Радуга", 1990. – 317 с.

18 Эпштейн, М. Н. Литературный энциклопедический словарь / М. Н. Эпштейн– М. 1987. – 248 с.

19 Эккерман, П. П. Разговоры с Гёте / П. П. Эккерман. – М, 1981. – 215 с.

20 Честертон, Г. К. В защиту детективной литературы / Г. К. Честертон. – Режим доступа : http://fantlab.ru/work107784.

21 Карр, Дж. Д. Лекция о запертой комнате // Как сделать детектив. – М. : НПО "Радуга", 1990. – 317 с.

22 Вольский, Н. Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления / Н. Н. Вольский. – Новосибирск, 1996. – 216 с.

23 Вулис, А.В. Поэтика детектива / А.В. Вулис // «Новый мир», – №1 1978. – С. 244–258

24Сэйерс, Д. Английский детективный роман / Д. Сэйерс // Британский союз­ник, – №38, 1944. – Режим доступа: http://litstudent.ucoz.com/publ/literaturnye_zhanry_i_temy/doroti_sehjers_anglijskij_detektivnyj_roman/6-1-0-21.

25 Аллен, У. Традиция и мечта / У. Аллен – М. : Прогресс, 1970. – 423 с.

26 Сноу, Чарльз П. Английский детектив / Гр. Грин, Д. Френсис – М.: Правда, 1983. – С. 3-16.

27 Жорж Сименон "Мегрэ и ленивый взломщик". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/zhorzh_simenon.php.

28 Рекс Стаут "Лига перепуганных мужчин". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/reks_staut.php.

29 Агата Кристи "Визит незнакомки". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/agata_kristi.php.

30 Агата Кристи "Кража в Гранд-отеле". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/agata_kristi.php.

31 Агата Кристи "Загадочное происшествие в Стайлз". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/agata_kristi.php.

32 Джек Кент "Шерлок Холмс и все-все-все". – Режим доступа : http://www.livelib.ru/book/1000289479.

33 Рекс Стаут "Черные орхидеи". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/reks_staut.php.

34 Дэшил Хэммет "Женщина с серебряными глазами". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/dyeshil_hyemmet.php.

35 Анцыферова О. Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX - XX веков / О. Ю. Анцыферова. – Иваново, 1994. – С. 21-36.

36 Агата Кристи "Синяя герань". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/agata_kristi.php.

37 Журнал "The Strand Magazine". – Режим доступа : http://www.acdoyle.ru/originals/magazines/strand/my_strands.htm#1930.

38 Сaweltу J.G. Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture / J. G. Cawelty. – Chicago, 1976. – 470 с

39 Agatha Christie "The Mysterious Affair at Styles". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/agata_kristi.php.

40 Arthur Conan Doyle "A Study in scarlet". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/konan_doyl__artur.php.

41 Arthur Conan Doyle "The Boscombe Valley Mystery". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/konan_doyl__artur.php.

42 Arthur Conan Doyle "The adventure of the black Peter". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/konan_doyl__artur.php.

43 Arthur Conan Doyle " The Adventure of the Blue Carbuncle ". –Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/konan_doyl__artur.php.

44 Agatha Christie "The King of Clubs". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/agata_kristi.php.

45 Arthur Conan Doyle "The Adventure of the Blanched Soldier". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/konan_doyl__artur.php.

46 Gilbert Keith Chesterton "The Man in the Passage". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/gilbert_chesterton.php.

47 Agatha Christie "Ingots of gold". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/agata_kristi.php.

48 Agatha Christie "The four suspects". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/agata_kristi.php.

49 Arthur Conan Doyle "The adventure of the noble bachelor". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/konan_doyl__artur.php.

50 Arthur Conan Doyle "A scandal in Bohemia". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/konan_doyl__artur.php.

51 Erle Stanley Gardner, "The Case of the Howling Dog". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/yerl_gardner.php.

52 Erle Stanley Gardner, "The Case of the Counterfeit Eye". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/yerl_gardner.php.

53 Enid Mary Blyton "The mystery of the burnt cottage". – Режим доступа : http://www.litmir.net/bd/?b=111865.

54 Enid Mary Blyton "The mystery of the disappearing cat". – Режим доступа : http://www.litmir.net/bd/?b=125784.

55 Arthur Conan Doyle "The adventure of the copper beeches". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/konan_doyl__artur.php.

56 Arthur Conan Doyle "The man with the twisted lip". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/konan_doyl__artur.php.

57 Erle Stanley Gardner, "The Case of the Lucky Legs". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/yerl_gardner.php.

58 Dorothy Leigh Sayers "Unnatural death". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/doroti_syeyers.php.

59 Agatha Christie "The blue geranium". – Режим доступа : http://detektivi.net/avtor/agata_kristi.php.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 535.