Организационные формы интегрированного обучения и воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отечественные ученые предлагают следующие организационные формы интегрированного обучения:

1. обучение в обычных классах общеобразовательной школы;

2. обучение в специальных классах общеобразовательной школы, частичная интеграция во время внеклассной деятельности;

3. обучение в коррекционном учреждении и перевод ученика в общеобразовательную школу;

4. полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения.

Одной из наиболее распространенных моделей интегрированного обучения в настоящее время являются специальные классы в массовой школе. Они создаются:

1. для детей с нарушением интеллекта (там, где нет поблизости специальных школ для этой категории детей); их число сравнительно невелико;

2. для детей с задержкой психического развития (ЗПР) – классы выравнивания или коррекции;

3. для детей группы риска (с трудностями в обучении, поведении, ослабленным здоровьем) – классы компенсирующего обучения, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и т.д.

Задачами интегрированного обучения являются:

1. соотношение содержания учебного процесса с возможностями познавательной деятельности ребенка;

2. развитие умений и навыков учебной деятельности школьника, необходимых для его обучения;

3. создание специальных условий для совместной деятельности в классе и вне класса, чтобы преодолеть изолированность ребенка с особенностями психофизического развития;

4. обеспечение благоприятного психологического климата в социальном окружении ребенка;

5. развитие самостоятельности ребенка, его готовности к участию в общественно полезном труде.

Проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной.

Сторонники совместного обучения выделяют такие его положительные моменты:

1. стимулирующее воздействие более способных одноклассников;

2. наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;

3. развитие навыков общения и нестандартного мышления (у обеих сторон);

4. возможность проявления гуманности, сочувствия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания.

Противники идеи интеграции выдвигают следующие аргументы:

1. неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост способных учеников;

2. дети с трудностями в обучении находятся в невыгодных и несправедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;

3. учителя стоят перед неразрешимой нравственной проблемой: кого обделить заботой, вниманием и временем;

4. стране нужны граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.

Можно выделить несколько ключевых вопросов интегрированного обучения.

Кто учится, т.е. для каких групп детей с ограниченными возможностями интегрированное обучение в массовой школе доступно и благоприятно?

Где, т.е. каковы организационные формы возможного обучения детей с ограниченными возможностями в массовой школе (в специальном классе общеобразовательной школы, в обычном массовом классе, в реабилитационном центре и т.д.)?

Чему, т.е. каково содержание специального образования в условиях интеграции, каковы варианты обучения, возможности четкого перехода с одного варианта на другой?

Когда, т.е. каковы сроки начала интегрированного обучения (в дошкольном, младшем школьном или среднем и старшем школьном возрасте)?

Кто учит, т.е. какова должна быть подготовка учителя массовой школы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, каковы функции специального педагога и специального психолога в общеобразовательной школе?

24. Особенности организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования.

Преемственность в работе учителя-дефектолога и других специалистов. Интегрированное обучение и воспитание детей.

Образовательный процесс в группе интегрированного обучения и воспитания детей имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (статья 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

В основе организации интегрированного обучения и воспитания лежат принципы приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, обеспечения равного доступа к получению образования.

Отличительной особенностью содержания работы при организации интегрированного обучения и воспитания является осуществление психолого -педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития.

Реализация программного содержания осуществляется в условиях преемственности работы учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателей, которые совместно решают ряд основных задач:

·          охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

·     обеспечение всестороннего психического развития и своевременной коррекции имеющихся нарушений с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей;

·        воспитание положительных качеств личности ребенка, нравственных ориентиров в деятельности и поведении, предупреждение формирования негативных личностных качеств;

·     подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению на следующей ступени образования.

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая раскрепощению детей, укреплению их веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает необходимость воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).

Формирование правильной речи детей как полноценного средства общения - задача, которую решают учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатели. Учитель-дефектолог (учитель-логопед) определяет общие и частные задачи развития речи детей, намечает объем и содержание коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется по двум направлениям: устранение собственно речевого нарушения; преодоление и предупреждение вторичных проявлений.

Учитель-дефектолог (учитель-логопед) проводит следующие виды занятий: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи, занятия по формированию произносительной стороны речи, занятия по обучению грамоте (в старшей группе). В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.

В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)

 

В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

Для каждого занятия планируются разноуровневые задания и упражнения, направленные на развитие фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматических средств языка и связной речи. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (учителя-логопеда) представлено в программных разделах: «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи», «Формирование произносительной стороны речи», «Обучение грамоте» (4 год обучения).

Воспитатель дошкольного образования решает следующие коррекционно-развивающие задачи:

·     коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;

·     актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.

Воспитатель осуществляет работу по созданию сенсорной базы, необходимой для формирования понятий у детей. В процессе экскурсий, прогулок, наблюдений, игр воспитатель вырабатывает у детей умение наблюдать, сравнивать объекты и явления окружающей жизни, обобщать полученную информацию. Работа воспитателя по развитию речи может предшествовать занятиям учителя-дефектолога, обеспечивая необходимую познавательную или мотивационную базу для формирования речевых умений, либо может проводиться после логопедических занятий с целью закрепления полученных знаний.

Режим дня и сетка занятий учителя-дефектолога (учитель-логопеда) и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач.

При планировании занятий учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на основе активного познания детьми окружающего мира, практического освоения ими предметной среды и сферы социальных отношений. Детей учат применять отработанные на занятиях речевые умения в разнообразных социально-бытовых ситуациях, творчески использовать их в различных видах деятельности.

Пункт может открываться в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, для оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ.

При организации интегрированного обучения и воспитания открываются:

*на уровне дошкольного образования - специальные группы, группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

*на уровне общего базового и общего среднего образования - специальные классы, классы интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

Интегрированное обучение и воспитание может организовываться для следующих групп детей:

*с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью);

*с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

*с тяжелыми нарушениями речи;

*с нарушениями зрения;

*с нарушением слуха;

*с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

При комплектовании групп пункта необходимо учитывать структуру и степень тяжести нарушения развития и по возможности возраст и класс, в котором учатся дети.

Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября. Занятия по коррекции индивидуальных нарушений развития в основном проводятся в период с 16 сентября по 20 мая. Наполняемость групп - 5-6 человек. Организация работы с детьми осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Продолжительность занятий определяется в зависимости от возраста ребенка, степени тяжести и структуры нарушения:

с группой - от 25 до 45 минут;

с подгруппой - от 20 до 35 минут;

индивидуальных - от 15 до 40 минут.

Периодичность посещения занятий детьми - 2 - 4 раза в неделю. Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт.

25. Особенности организации интегрированного обучения и воспитания в общеобразовательных школах.

В последнее десятилетие Беларусь также сделала качественный скачок в развитии интегрированного (инклюзивного) обучения и медикопсихосоциальной поддержки детей с психофизическими особенностями. В нашей стране согласно Закону о правах ребёнка и Закону о социальной защите инвалидов, детям с ОПФР гарантированы выбор ими или их родителями учебных учреждений, получение базового и профессионального образования. С принятием в 1995 г. Временного приложения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития создаются предпосылки для формирования единого образовательного пространства, преодоления изоляции детей с особенностями развития и их совместного обучения с обычными детьми.

Закон РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» трактует интегрированное обучение и воспитание как организацию специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами. При этом специальные условия для получения образования лиц с ОПФР – это специальные учебные программы и методики обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицами с особенностями психофизического развития.

Классы интегрированного (совместного) обучения и воспитания создаются в учреждениях образования общего типа на всех уровнях основного образования для совместного обучения лиц с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений. При этом в таких учреждениях образования общего типа число лиц с особенностями психофизического развития не должно составлять более 20 процентов от общего числа обучающихся.

В настоящее время в Беларуси определились и нашли государственную поддержку три формы (модели) интегрированного обучения детей школьного возраста:

► специальные классы при общеобразовательной школе (эта форма организации позволяет создать возможности для проведения внеклассной работы на более широкой интеграционной основе, чем в условиях специальной школы);

► классы интегрированного обучения (в них могут быть дети с неоднородными нарушениями в количестве 2–4 человек (4 человека с неглубокими нарушениями, но не больше двух типов нарушений));

► коррекционно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения.

Такие же формы интеграции используются и на уровне начального образования.

При добровольном выборе формы обучения по статистическим данным с сентября 2005 года, в Беларуси интегрированы 53,2 % детей школьного возраста. Интегрированное обучение здоровых детей и детей с инвалидностью в Беларуси ведется повсеместно. В настоящее время на базе обычных школ работают 222 специальных класса, 5634 класса интегрированного обучения, а также 1368 пунктов коррекционно-педагогической помощи. В Минске в каждом районе есть школы, которые предоставляют возможность инклюзивного (интегрированного образования).

Всего в Беларуси в специальных школах-интернатах обучается 34,6 % общего количества детей школьного возраста с особенностями психофизического развития. За последние пять лет количество классов интегрированного обучения увеличилось на 2083 единицы, количество специальных школ-интернатов сократилось на 17 единиц (при увеличении количества детей с особенностями психофизического развития), количество специальных классов при общеобразовательных школах сократилось на 239 единиц.

В рамках интегрированного обучения в Республике Беларусь сегодня создана гибкая система специального образования, позволяющая удовлетворять разнообразные нужды и потребности детей с особенностями психофизического развития. Следует отметить, что интегрированное обучение не насаждается административными мерами и не носит обязательного, а тем более принудительногохарактера, не противопоставляется обучению в специальной школе.

Учащиеся с особенностями развития учатся вместе со здоровыми детьми и в то же время располагают возможностями удовлетворять свои особые потребности. Каждый ученик осваивает программу, соответствующую его познавательным возможностям. Для этого в республике разработаны и изданы специальные учебно-методические комплексы, обеспечивающие создание адаптивной образовательной среды в школе общего типа.

В осуществлении интегрированного обучения выделяются следующие приоритеты: включение всех учащихся класса в социальное взаимодействие; педагогическое руководство преодолением адаптивного когнитивного кризиса, обусловленного различной подготовленностью к обучению и различными возможностями и потребностями детей, и адаптивного поведенческого кризиса, вызванного явной или скрытой отчужденностью учащихся с психофизическими нарушениями.

Открытие классов интегрированного обучения не обусловливается спецификой имеющихся у детей нарушений, их выраженностью, характером (сенсорные, двигательные или интеллектуальные). Интеграция признается возможной и нужной при любой форме нарушения и инвалидности, если учтены особые потребности детей и созданы специальные условия, обеспечивающие их удовлетворение, а именно: безбарьерная среда на улице, в школьном помещении; образовательное пространство, обеспеченное необходимыми дидактическими средствами; работа в классе интегрированного обучения двух педагогов – обычного и специального.

При интеграции дети вводятся в регулярное образовательное пространство. Включение (инклюзия) выражает политику и процесс, которые дают возможность всем детям принимать участие не только в образовательных, но и в социальных программах. Различие подходов состоит в признании необходимости изменения общества, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не только люди с ОПФР адаптировались к требованиям общества.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 373.