Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К множественным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В современной специальной литературе в номинации сложных нарушений обозначаются только так называемые первичные нарушения, например слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как например в слове «слепоглухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи у ребенка, являющееся лишь следствием его глухоты, социально обусловленным, т.е. вторичным нарушением, то такой термин следует признать неточным и устаревшим.

В качестве синонимов термина «множественное нарушение» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложный дефект (нарушение)», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся в последнее время — «сложная структура нарушения».

Основные группы детей с множественными нарушениями

В зависимости от структуры нарушения дети с множественными нарушениями разделяются на три основные группы.

В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной).

Во вторую — имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.

В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект, например при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.

Практическая потребность в изучении этих детей, определении их образовательных потребностей и в разработке системы их реабилитации исключительно велика.

Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики. До недавнего времени в нашей стране многим из таких детей вообще невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми (например, умственно отсталые дети с глубокими нарушениями зрения и слуха). Однако за последнее десятилетие положение существенно изменилось.

Все возрастающее внимание к проблеме обучения детей с множественными нарушениями стало одной из тенденций развития современной специальной педагогики.

В число первоочередных задач, возникающих перед специалистами, входит задача возможно более ранней диагностики множественных нарушений. Слишком поздняя диагностика — типичное явление в практике работы с такими детьми. Случаи своевременной, достаточно ранней и вполне подготовленной существующими методами исследования диагностики являются скорее исключениями из этого правила, чем общей практикой. Вследствие этого дети с множественными нарушениями развития обычно слишком поздно попадают в сферу специального обучения.

Многие и многие родители, столкнувшись с тяжелыми нарушениями развития своего ребенка в первые годы его жизни, ищут помощи лишь исключительно у медиков, совсем не обращаясь к специалистам-педагогам. Многие дети с множественными нарушениями действительно проходят необходимый курс лечения в больницах, где они подвергаются длительной культурной и материнской депривации, что неблагополучно сказывается на их эмоциональном и умственном развитии.

В ранней диагностике усиливается значение нейрофизиологических методов объективного исследования. Современная наука и техника позволяют достаточно рано, на первом году жизни ребенка, диагностировать наличие сенсорных нарушений при их средней и большей степени выраженности. Так, отсутствие речи у двух-трехлетнего слабовидящего ребенка может побудить к выдвижению гипотезы о задержке психического развития ребенка как первопричине отсутствия у него речи. Однако обнаружение тугоухости у этого ребенка при одноразовом электрофизиологическом исследовании позволяет назвать другую, более вероятную причину, приводящую к задержке формирования речи у ребенка, и соответственно указать совсем другие средства компенсации.

Существенные сложности содержит в себе психологическое исследование в целях ранней диагностики. Значительные трудности возникают при квалификации отклонений в умственном и эмоциональном развитии ребенка и выяснении их причин, кроющихся либо в социально-педагогических условиях (условиях раннего воспитания в семье), либо в биологических предпосылках, связанных со структурой дефекта, либо и в том и в другом.

Важное значение имеет медико-генетическое исследование, поскольку подавляющее большинство сложных нарушений связано с действием генетического фактора. Принципиально важно, что выявление синдромальных форм позволяет во многих случаях иметь прогноз возможного развития или инволюции имеющихся физических и психических функций. Так, своевременное установление одной из форм синдрома Ушера у глухого ребенка позволяет заблаговременно поставить задачу постепенно подготовить ребенка к будущей потере зрения: обучить его осязательному чтению рельефно-точечных текстов по системе Брайля, полезным приемам перцептивной деятельности в новых для подростка условиях восприятия, подготовить психологически к новому состоянию зрения и т.д.

16. Система специального образования Республики Беларусь.

В Республике Беларусь продолжает формироваться социальная модель государственной политики в реализации прав детей с особенностями психофизического развития на получение образовательных услуг.

Механизм реализации конституционного права лиц с особенностями психофизического развития на образование определен в Концепции реформирования специального образования и Программе по ее реализации, в новом пакете нормативных правовых документов Министерства образования Республики Беларусь и закреплен в Законе Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (№285-3, от 18 мая 2004 года).

Республика Беларусь первой среди государств СНГ приняла такой закон. Его принятие явилось важным шагом в развитии национальной системы специального образования и имеет огромную социальную значимость. Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования и направлен на создание условий для получения специального образования лицами с особенностями психофизического развития, их социальной адаптации и интеграции в общество.

Впервые на законодательном уровне закреплены права на получение образования детьми с особенностями психофизического развития как в специальных учреждениях образования, так и в учреждениях общего типа, создавших условия для получения образования названными лицами (классы интегрированного обучения, специальные классы), на бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, коррекционнно-педагогическую помощь, получение ранней коррекционно-педагогической помощи детьми в возрасте до 3-х лет, бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.

В Беларуси создан национальный банк данных о детях с особенностями психофизического развития и сети специальных учреждений образования. Это позволяет отслеживать тенденции в развитии современного специального образования, прогнозировать расширение или свертывание сети специальных учреждений, применять скоординированные меры по улучшению качества управления системой специального образования.

В республике заложены основы национальной системы специального образования, успешно реализуются новые подходы к образованию лиц с особенностями. В контексте современных образовательных тенденций обеспечиваются:

- всеобщий характер специального образования, позволяющий реализовать образовательный постулат «все дети обучаемы»;

- вариативность системы специального образования, что предполагает создание разнообразных специальных учреждений и оказание коррекционно-педагогических услуг широкого спектра;

- преодоление отчужденности и закрытости специального образования, свобода выбора и форм организации образования, типа учебного заведения;

- обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, их особая целенаправленная подготовка силами специалистов;

- просоциальный характер обучения с ориентацией на личность ученика, его социально-эмоциональное развитие;

- разработка и внедрение специального образовательного стандарта, предполагающего не только достижение ребенком определенного образовательного уровня, но и формирование его жизненной компетенции.

В настоящее время лица (в том числе и дети) с особенностями психофизического развития получают образовательные услуги и коррекционно-педагогическую помощь

на уровне дошкольного образования:

- в республиканском центре реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением слуха;

- в 43 специальных дошкольных учреждениях;

- в 9 специальных детских домах;

- в 1275специальных группах;

- в 110интегрированных группах;

- на 522пунктах коррекционно-педагогической помощи;

на уровне общего среднего образования:

- в 64 специальных школах-интернатах;

- в 20 специальных школах;

- в 146 центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

- в 250 специальных классах;

- в 5113 классах интегрированного обучения;

- на 1075пунктах коррекционно-педагогической помощи;

на уровне профессионально-технического образования:

- в 84 специальных группах;

- в 20 интегрированных группах.

В основе современной государственной политики образования лежит идея интеграции детей с особенностями развития в общество, обучение не рядом, а вместе со здоровыми сверстниками, обучение в более благоприятных условиях, чем изоляция и обучение среди себе подобных. Для интеграции создана и совершенствуется нормативная правовая база, закрепляющая финансовые гарантии оказания детям с особенностями психофизического развития образовательных услуг.

Сегодня отмечается устойчивая тенденция к увеличению групп и классов интегрированного обучения и воспитания. Так, если в 1995 году в системе образования классов и групп интегрированного обучения и воспитания не было, то в 2005 году на базе дошкольных учреждений открыто 110 интегрированных групп, в системе общего среднего образования функционируют 5113 классов интегрированного обучения.

17. Типы учреждений специального образования.

Специальное образование представляет собой процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество.

Совершенствование системы специального образования направлено на обеспечение большей доступности и равных прав лицам с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционно-педагогической помощи по месту жительства. Современный этап развития специального образования в Республике Беларусь характеризуется также активным обновлением содержания образования детей с особенностями психофизического развития, повышением его качества.

Механизм реализации конституционного права лиц с особенностями психофизического развития на образование определен в Концепции реформирования специального образования и программе по ее реализации, закреплен в Законе Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования и направлен на создание необходимых условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, социальной адаптации и интеграции указанных лиц в общество.

Всего в системе специального образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования обучаются и получают необходимую коррекционно-педагогическую помощь 102,4 тыс. детей, в том числе в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования – 37,5 тыс. детей, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специальных школах, школах-интернатах и учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, создавших условия для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития – 64,9 тыс. учащихся.

В 2005 г. работали 20 специальных и вспомогательных школ, 64 специальные и вспомогательные школы-интерната, 146 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 1839 пунктов коррекционно-педагогической помощи, 250 специальных и 5113 итерированных классов; 1,7 тыс. детей с особенностями психофизического развития обучались на дому.

До начала 1990-х годов приоритетным направлением в образовании и воспитании детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития являлось их обучение в специальных школах-интернатах. В основе современной государственной политики лежит их интеграция в общество, обучение в условиях обычного или специального класса мас

совой или специальной школы, где дети получают образование в благоприятных условиях. Уже сегодня можно говорить о реальности решения задачи интеграции общего и специального образования в единое образовательное пространство, обеспечивающее реализацию равного права на образование всех детей, независимо от состояния их здоровья.

Отмечается устойчивая тенденция к увеличению в учреждениях образования классов и групп интегрированного обучения и воспитания. В 1995 г. в системе образования классы и группы интегрированного обучения и воспитания отсутствовали, в 2004 г. на базе дошкольных учреждений действовали 110 интегрированных групп, в системе общего среднего образования – 289 специальных классов, 4442 класса интегрированного обучения (в 2005/2006 учебном году – 5113).

В систему общего среднего образования интегрировано 53% детей от общего количества детей школьного возраста с особенностями психофизического развития (в 2004 г. – 47,6%). Развитие структур интегрированного профиля обусловило сокращение сети существующих государственных специальных учреждений образования – специальных школ-интернатов.

Продолжается работа по научно-методическому обеспечению содержания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до 3 лет. Важным аспектом в педагогическом сопровождении развития ребенка в этом возрасте является обучение родителей педагогическим приемам и методам его воспитания, оказание психологической поддержки семье. В настоящее время специалистами центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации оказывается помощь около 700 детей с особенностями психофизического развития в возрасте до 3 лет.

В целях научно-методического обеспечения деятельности учреждений, обеспечивающих получение специального образования, подготовлен ряд инструктивно-методических материалов для работы психолого-медико-педагогических комиссий; рекомендации по оценке результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение специального образования детьми с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями слуха, трудностями в обучении; методические рекомендации по совершенствованию деятельности пунктов коррекционно-педагогической помощи и др. Разработаны и проходят апробацию критерии и показатели качества специального образования. Издано 438 учебных и 65 методических пособий, 131 программа. Продолжена работа по апробации в специальных учреждениях образования новых учебно-методических комплексов 12-летней общеобразовательной школы. Подготовлены методические рекомендации по использованию учебно-методических комплексов для детей с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи 5-6 классов 12-летней школы. В целях совершенствования организации питания детей с особенностями психофизического развития в специальных учреждениях образования издан «Сборник научно-технологической документации по организации питания детей, обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

В 2005 г. начата реализация нового направления в работе учреждений, обеспечивающих получение специального образования, – психолого-педагогическое сопровождение выпускников в первые годы их самостоятельной жизни. Учреждения образования обеспечивают патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после окончания учебы. Содержание и порядок осуществления патроната регулируется Инструкцией о патронате лиц с особенностями психофизического развития.

Проведен анализ трудоустройства выпускников специальных и вспомогательных школ (школ-интернатов). В 2005 г. специальные общеобразовательные школы (школы –интернаты) закончили 792 ученика, из них поступили в ПТУ – 264, ССУЗы – 89, вузы – 25. Вспомогательные школы (школы-интернаты) закончили 1018 учащихся, из них продолжили обучение в ПТУ – 493, классах углубленной социальной и профессиональной подготовки – 182.

С целью реализации прав лиц с особенностями психофизического развития на получение профессионального образования в учреждениях профтехобразования осуществляется подготовка учащихся данной категории по 26 специальностям. В 40 профессионально-технических учебных заведениях и 3 центрах профессиональной и социальной реабилитации обучаются 2,3 тыс. учащихся с проблемами в развитии.

Актуальными для системы специального образования остаются проблемы разработки и внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, внедрение дистанционных форм обучения и трудоустройства лиц с особенностями психофизического развития.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 251.