Б.А. Ахмадулина «Другое», Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», Н.М. Рубцов «Звезда полей»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Б.А. Ахмадулина «Другое»

 

Б.А. Ахмадулина (1937-2010). Стихотворение «Другое» (1966). Для литературного процесса середины 1960-х годов характерным считается четко обозначенное в творчестве писателей и поэтов неверие в возможность перемен, существенных преобразований. После первых лет эйфории от политической «оттепели» наступали времена прозрения.

 

Тема: постижение сути поэтического творчества, тщательный поиск собственного стиля.

 

Стихотворение композиционно завершено, стилистически единообразно.

 

В произведении – монологе поэт ведет разговор с самим собой и одновременно – со всем миром. Он вновь и вновь пытается найти причину «немоты тяжелой».

 

Повествование – от первого лица. Повествователь и лирический герой – одно и то же лицо. Объект изображения – авторское «я».

 

В стихотворении нашел свое выражение традиционный для Ахмадулиной прием – использование абсолютных синонимов, выражающих особую изысканность ее поэтического слова: к примеру, «губы - уста», знать – ведать» служат в одном случае выражением повседневности действия (губы, знать), в другом - высокой поэтики происходящего (уста, ведать).

 

Другая особенность текста – преобладание глаголов, чтобы максимально усилить динамизм стихотворения.

 

Особенности рифмовки: из 16 строчек 14 – заканчиваются на открытый слог, что сообщает звучанию особу плавность, выразительную напевность.

 

Рифмы использованы точные и приблизительные, рифмовка – перекрестная. В 1 и 3 строчках мужские рифмы, во 2 и 4 – женские.

 

Язык стихотворения понятен, прост для восприятия.

 

Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

 

Н.А. Заболоцкий (1903 -1958). Стихотворение «Не позволяй душе лениться» создано в последний год жизни поэта, оно по праву считается его духовным завещанием потомкам.

 

Тема: воспитание души, стремление к совершенству.

 

Идейное содержание: человек постоянно должен трудиться, работать над самосовершенствованием.

 

Автор старается предупредить читателя об опасности пребывания в лености, бездействии – эти коварные губители человеческой души способны уничтожить личность в человеке.

 

Лейтмотив стихотворения – строки о необходимости постоянной работы души (завершение первой и заключительной строф). Для Заболоцкого человеческая душа – это иногда – «работница», иногда – «царица», часто – «лентяйка», но при всем этом – «дочь».

 

Бессмысленному, бездумному существованию поэт противопоставляет активность души, ее стремление к новым вершинам. Следуя мысли автора, для успешного сопротивления собственному несовершенству, человек должен постоянно и много трудиться. Поэт считает, что для успешного движения вперед важно в первую очередь развивать не мышцы, а ум, душу. Только таким образом можно стать высокоразвитым, цельным человеком.

 

Стихотворение написано 4стопным ямбом с чередующейся (в четных строчках – мужская рифма, в нечетных - женская) рифмовкой.

 

Обилие глаголов в повелительном наклонении придает произведению характер призыва, побуждают к действию.

 

Н.М. Рубцов «Звезда полей»

 

Н.М. Рубцов (1936 - 1974). Стихотворение «Звезда полей» (1964). Этим произведением открывается период творческой зрелости поэта.

 

Жанр: элегия.

 

Тема: малая родина.

 

Главная мысль: только родная земля способна дать человеку жизненные силы, напитать его творчество.

 

Стихотворение наполнено нежной любовью к Родине, развивает и укрепляет чувства патриотизма.

 

Настроение – состояние нежной грусти, с небольшим оттенком горести.

 

Для лирического героя «звезда полей» обозначает его малую родину, здесь звезда – не только звезда поля, но и звезда неба. Лирический герой размышляет о вечности, сознается, что настоящей путеводной звездой для него является затерянная в глубине российских просторов родная деревенька. В сложной жизненной ситуации только воспоминания о родной стороне, ощущение тепла домашнего очага согревают героя, помогают устоять перед натиском Судьбы.

 

Пейзажную зарисовку поэт рисует немногословно, используя краткую, но очень ёмкую метафору – «золото осеннее». Метафора «звезда полей» соединила высокое, возвышенное (звезда) и земное (поле).

 

Жителей земли поэт называет «тревожными», что означает жизненный поиск, молодость души, дерзание и поиск своего места на земле. В подобных дерзаниях человеку должна помогать его «звезда». Для лирического героя малая родина является непререкаемым нравственным ориентиром.

 

Стихотворение написано 5стопным ямбом с пиррихием, рифмовка – перекрестная, мужская и женская рифмы равномерно сочетаются.

В произведении использованы разнообразные выразительные средства: метафора, олицетворения, эпитеты, антитеза, анафора, повтор.

 

 

Драматургия второй половины XX в.: В.С. Розов. Комедия «В поисках радости»

 

Дата создания 1956 год
Жанр. Дата создания. Комедия. 1956 год.
Идейное содержание Антимещанская направленность, утверждение идеалов добра, справедливости, высоких нравственных принципов, неприятие человеческой косности, душевной черствости.
Проблематика, конфликт Борьба добра со злом: стяжательству, мещанству противопоставлены светлые идеалы духовности, человечности, справедливости. Внутри- семейные конфликты: В семье Савиных (Лена противостоит остальным членам семьи, постепенно переманивая на свою сторону Федора); В семье Лапшиных (Геннадий восстает против ограниченности, ханжества и деспотизма отца); Конфликт матери и дочери (Марина догадывается о неблаговидных делах матери, Таисии Николаевны).
Действующие лица Савина Клавдия Васильевна, домохозяйка; Ее дети: Федор – ученый-химик; Татьяна – студентка; Николай – рабочий-ремонтник; Олег – школьник; Лапшин Иван Никитич- брат соседа Савиных; Геннадий – его сын; Лена – жена Федора; Таисия Николаевна; Марина – ее дочь; Леонид Павлович; Вера Третьякова, Фира Канторович – одноклассницы Олега.
Сюжет В небольшой московской квартире живет семья Савиных. Старший сын хозяйки дома, Клавдии Васильевны, Федор с женой Леной ожидают скорого переезда на отдельную жилплощадь, и в ожидании радостного события Лена полностью поглощена приобретением мебели для новой квартиры, добывая в бесконечных очередях дефицитные товары. Она бесконечно дорожит покупками, создав настоящий культ вещей. К Савиным часто заходят в гости отец и сын Лапшины, когда приезжают в гости к соседу, брату Ивана Никитича. Отношения в семействе непростые – глава семейства по отношению к жене и сыну ведет себя по-хамски, не считаясь с их человеческим достоинством, допуская рукоприкладство и оскорбления. При этом он искренне считает, что учит сына жизни, воспитывает его. Ненадолго заходят Таисия Николаевна, соседка, и ее дочь, Марина. Девушка в разговоре с Николаем признается, что мать таинственно связана с подозрительными, неприятными особами, посещающими их, в доме стали появляться дорогие вещи (ковер, телевизор, шуба). Против вещизма, грозящего поглотить родных, восстает Олег – в кульминационной сцене подросток дает настоящий бой заполонившим дом «драгоценным» гарнитурам. На открытое сопротивление отцу решается Геннадий, впервые давая отцу отпор, когда Иван Никитич замахивается на него. «Добро» в итоге фактически торжествует – Татьяна отказывается от ухаживаний «умеющего устроиться в жизни» Леонида Павловича, Николай решает опекать Марину, когда милиция задерживает Таисию Николаевну, Геннадий одерживает нравственную победу над отцом.
Кульминация Олег нечаянно разливает чернила на новый полированный стол, купленный Леной. В ярости она выбрасывает в окно аквариум с рыбками. Олег саблей (память о погибшей на фронте отце) рубит мебель. Потрясение от неравноценной платы за испорченный стол («Они же живые!»), порождает в подростке взрыв отчаяния.
Смысл названия В конце второго действия уезжают из Москвы домой отец и сын Лапшины, покидает родной дом Федор, поддавшись желанию жены поскорее покинуть семью, где ее «не любят, оскорбляют». У Федора состоялся трудный разговор с матерью (Клавдия Васильевна высказала сыну свое отношение к его «омещаниванию»), он покидает родные стены, но в напутственных словах родных звучит надежда на его возвращение – не только физическое, но и духовное.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 226.