Б.А. Ахмадулина «Другое»
Б.А. Ахмадулина (1937-2010). Стихотворение «Другое» (1966). Для литературного процесса середины 1960-х годов характерным считается четко обозначенное в творчестве писателей и поэтов неверие в возможность перемен, существенных преобразований. После первых лет эйфории от политической «оттепели» наступали времена прозрения.
Тема: постижение сути поэтического творчества, тщательный поиск собственного стиля.
Стихотворение композиционно завершено, стилистически единообразно.
В произведении – монологе поэт ведет разговор с самим собой и одновременно – со всем миром. Он вновь и вновь пытается найти причину «немоты тяжелой».
Повествование – от первого лица. Повествователь и лирический герой – одно и то же лицо. Объект изображения – авторское «я».
В стихотворении нашел свое выражение традиционный для Ахмадулиной прием – использование абсолютных синонимов, выражающих особую изысканность ее поэтического слова: к примеру, «губы - уста», знать – ведать» служат в одном случае выражением повседневности действия (губы, знать), в другом - высокой поэтики происходящего (уста, ведать).
Другая особенность текста – преобладание глаголов, чтобы максимально усилить динамизм стихотворения.
Особенности рифмовки: из 16 строчек 14 – заканчиваются на открытый слог, что сообщает звучанию особу плавность, выразительную напевность.
Рифмы использованы точные и приблизительные, рифмовка – перекрестная. В 1 и 3 строчках мужские рифмы, во 2 и 4 – женские.
Язык стихотворения понятен, прост для восприятия.
Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
Н.А. Заболоцкий (1903 -1958). Стихотворение «Не позволяй душе лениться» создано в последний год жизни поэта, оно по праву считается его духовным завещанием потомкам.
Тема: воспитание души, стремление к совершенству.
Идейное содержание: человек постоянно должен трудиться, работать над самосовершенствованием.
Автор старается предупредить читателя об опасности пребывания в лености, бездействии – эти коварные губители человеческой души способны уничтожить личность в человеке.
Лейтмотив стихотворения – строки о необходимости постоянной работы души (завершение первой и заключительной строф). Для Заболоцкого человеческая душа – это иногда – «работница», иногда – «царица», часто – «лентяйка», но при всем этом – «дочь».
Бессмысленному, бездумному существованию поэт противопоставляет активность души, ее стремление к новым вершинам. Следуя мысли автора, для успешного сопротивления собственному несовершенству, человек должен постоянно и много трудиться. Поэт считает, что для успешного движения вперед важно в первую очередь развивать не мышцы, а ум, душу. Только таким образом можно стать высокоразвитым, цельным человеком.
Стихотворение написано 4стопным ямбом с чередующейся (в четных строчках – мужская рифма, в нечетных - женская) рифмовкой.
Обилие глаголов в повелительном наклонении придает произведению характер призыва, побуждают к действию.
Н.М. Рубцов «Звезда полей»
Н.М. Рубцов (1936 - 1974). Стихотворение «Звезда полей» (1964). Этим произведением открывается период творческой зрелости поэта.
Жанр: элегия.
Тема: малая родина.
Главная мысль: только родная земля способна дать человеку жизненные силы, напитать его творчество.
Стихотворение наполнено нежной любовью к Родине, развивает и укрепляет чувства патриотизма.
Настроение – состояние нежной грусти, с небольшим оттенком горести.
Для лирического героя «звезда полей» обозначает его малую родину, здесь звезда – не только звезда поля, но и звезда неба. Лирический герой размышляет о вечности, сознается, что настоящей путеводной звездой для него является затерянная в глубине российских просторов родная деревенька. В сложной жизненной ситуации только воспоминания о родной стороне, ощущение тепла домашнего очага согревают героя, помогают устоять перед натиском Судьбы.
Пейзажную зарисовку поэт рисует немногословно, используя краткую, но очень ёмкую метафору – «золото осеннее». Метафора «звезда полей» соединила высокое, возвышенное (звезда) и земное (поле).
Жителей земли поэт называет «тревожными», что означает жизненный поиск, молодость души, дерзание и поиск своего места на земле. В подобных дерзаниях человеку должна помогать его «звезда». Для лирического героя малая родина является непререкаемым нравственным ориентиром.
Стихотворение написано 5стопным ямбом с пиррихием, рифмовка – перекрестная, мужская и женская рифмы равномерно сочетаются.
В произведении использованы разнообразные выразительные средства: метафора, олицетворения, эпитеты, антитеза, анафора, повтор.
Драматургия второй половины XX в.: В.С. Розов. Комедия «В поисках радости»
Дата создания | 1956 год |
Жанр. Дата создания. | Комедия. 1956 год. |
Идейное содержание | Антимещанская направленность, утверждение идеалов добра, справедливости, высоких нравственных принципов, неприятие человеческой косности, душевной черствости. |
Проблематика, конфликт | Борьба добра со злом: стяжательству, мещанству противопоставлены светлые идеалы духовности, человечности, справедливости. Внутри- семейные конфликты: В семье Савиных (Лена противостоит остальным членам семьи, постепенно переманивая на свою сторону Федора); В семье Лапшиных (Геннадий восстает против ограниченности, ханжества и деспотизма отца); Конфликт матери и дочери (Марина догадывается о неблаговидных делах матери, Таисии Николаевны). |
Действующие лица | Савина Клавдия Васильевна, домохозяйка; Ее дети: Федор – ученый-химик; Татьяна – студентка; Николай – рабочий-ремонтник; Олег – школьник; Лапшин Иван Никитич- брат соседа Савиных; Геннадий – его сын; Лена – жена Федора; Таисия Николаевна; Марина – ее дочь; Леонид Павлович; Вера Третьякова, Фира Канторович – одноклассницы Олега. |
Сюжет | В небольшой московской квартире живет семья Савиных. Старший сын хозяйки дома, Клавдии Васильевны, Федор с женой Леной ожидают скорого переезда на отдельную жилплощадь, и в ожидании радостного события Лена полностью поглощена приобретением мебели для новой квартиры, добывая в бесконечных очередях дефицитные товары. Она бесконечно дорожит покупками, создав настоящий культ вещей. К Савиным часто заходят в гости отец и сын Лапшины, когда приезжают в гости к соседу, брату Ивана Никитича. Отношения в семействе непростые – глава семейства по отношению к жене и сыну ведет себя по-хамски, не считаясь с их человеческим достоинством, допуская рукоприкладство и оскорбления. При этом он искренне считает, что учит сына жизни, воспитывает его. Ненадолго заходят Таисия Николаевна, соседка, и ее дочь, Марина. Девушка в разговоре с Николаем признается, что мать таинственно связана с подозрительными, неприятными особами, посещающими их, в доме стали появляться дорогие вещи (ковер, телевизор, шуба). Против вещизма, грозящего поглотить родных, восстает Олег – в кульминационной сцене подросток дает настоящий бой заполонившим дом «драгоценным» гарнитурам. На открытое сопротивление отцу решается Геннадий, впервые давая отцу отпор, когда Иван Никитич замахивается на него. «Добро» в итоге фактически торжествует – Татьяна отказывается от ухаживаний «умеющего устроиться в жизни» Леонида Павловича, Николай решает опекать Марину, когда милиция задерживает Таисию Николаевну, Геннадий одерживает нравственную победу над отцом. |
Кульминация | Олег нечаянно разливает чернила на новый полированный стол, купленный Леной. В ярости она выбрасывает в окно аквариум с рыбками. Олег саблей (память о погибшей на фронте отце) рубит мебель. Потрясение от неравноценной платы за испорченный стол («Они же живые!»), порождает в подростке взрыв отчаяния. |
Смысл названия | В конце второго действия уезжают из Москвы домой отец и сын Лапшины, покидает родной дом Федор, поддавшись желанию жены поскорее покинуть семью, где ее «не любят, оскорбляют». У Федора состоялся трудный разговор с матерью (Клавдия Васильевна высказала сыну свое отношение к его «омещаниванию»), он покидает родные стены, но в напутственных словах родных звучит надежда на его возвращение – не только физическое, но и духовное. |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 261.