М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


 

«Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» были опубликованы в «Отечественных записках» в 1869 г. «Премудрый пискарь» первоначально напечатался за границей, в России на страницах журнала «Отечественные записки» сказку напечатали только в 1883 г.Несмотря на использование большого количества элементов фольклора, сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от своих «родственниц» народного происхождения - в них не используются традиционные схемы ни в сюжете, ни в композиционных построениях. Народная сказка стала благотворной основой для оригинальной, самобытной авторской сказки. Из-под пера писателя выходили непревзойденные художественные образцы, богато раскрашенные метафорами, сравнениями, эпитетами, обладающие огромной сатирической силой. В сказках с помощью аллегории писатель изобразил современную ему Россию, представив бюрократов, помещиков, чиновников в образах различных животных.


«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

 

 

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о том, как два высоких перербургских чина по волшебству попали на необитаемый остров. Проголодавшись, они понимают, что находясь посреди продуктового изобилия, ничего не могут себе приготовить поесть. Призадумались генералы, и поняли – им нужен мужик, чтобы пришел, приготовил, накормил. Нашли они такого мужика, с его помощью домой, на Подъяческую улицу вернулись.

 

В сказке писатель не только сатирически изображает ленивых генералов и ситуации, в которые они попадают – под фантастическим сюжетом скрыт глубокий серьезный смысл. Автор показывает, насколько рабски ведет себя простой народ, порабощенный праздными богатыми крепостниками, и что в итоге за преданность и службу получает от своих благодетелей – «…рюмку водки да пятак серебра».


«Дикий помещик»


Простой русский мужик спасает барина не только от голода, но и от полного одичания в сказке «Дикий помещик». Надоели помещику мужики, захотел он от них избавиться. Его желание исполнилось – перенес всех мужиков Всевышний из барского имения в неведомые дали. Однако закончилось все полным одичанием помещика, имение в негодность пришло. Спасли дикого барина вернувшиеся мужики – изловили, отмыли, «он жив и доныне». Салтыков-Щедрин в образе опустившегося, звероподобного создания показывает, что станет с господами помещиками, если они останутся без мужицкого труда – источника помещичьего благосостояния.

 

«Премудрый пискарь»

 

Несколько сказок писатель посвятил интеллигенции. Представители этого слоя общества зашифрованы образами вяленой рыбы, самоотверженного зайца, премудрого пискаря. Последний образ давно стал нарицательным персонажем, упоминаемым при обозначении крайне осторожного, боязливого человека. Характер пискаря, его сущность выражена одной емкой фразой: «Слава богу! Кажется, жив!». Инстинкт самосохранения побеждает в пискаре всё, все жизненные устремления, желания, Поведения пискаря мало похоже на поведение рыбы – «…в карты не играет, …табаку не курит, за красными девушками не гоняется» - так говорят о человеке. Спрятался пискарь от страшного внешнего мира, от больших рыб (как бы не проглотили!), от рыбацкого удилища (вдруг на удилище попадется!), да так и просидел в норе сто лет. Но разве это можно назвать жизнью? Даже перед смертью пискарь не смог исполнить свое последнее желание «гоголем» проплыть по всей речке - страх вновь победил. Умер бедняга, так и не почувствовав радость полнокровной, счастливой жизни. «Премудрый» пискарь перемудрил сам себя, его мудрость помогла выжить, но не прожить жизнь.

 

Салтыков-Щедрин высмеивает обывателей, стремящихся самоустраниться от жизни, не вмешиваться ни во что, «жить в норе». О причине исчезновения своего героя писатель не сообщает – пискарь просто исчезает, непонятно и внезапно. Финал намеренно оставлен открытым – автор доверяет проницательному читателю самому объяснить, как и куда пропала вечно дрожащая, боящаяся всего и вся маленькая пугливая рыбка.

 

 

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман "История одного города"

История создания Произведение создавалось почти 10 лет, несколько раз писатель переписывал целые главы, было опубликовано в «Отечественных записках» в 1869-1870 гг. Писатель якобы нашел записки летописца 18 века и опубликовал их, оставив себе роль издателя.
Жанр Роман – антиутопия, предупреждение, основанное на печальном прошлом
Основная мысль Сатирический взгляд на отечественную историю, на российский бюрократизм, крепостнический строй, самодержавие
Композиция В романе 15 непронумерованных глав, 1 глава – обращение издателя; 2 глава – обращение летописца с разъяснениями, о чем пойдет речь в романе; 3 глава – об истоках города, откуда взялись глуповцы; Список всех градоначальников – в 4 главе; Далее – рассказы о годах правления очередного городского головы. Финал – приходит Оно, символизирующее бунт, революцию.
План Знакомство с историей жителей; Характерные особенности градоначальников; Городской голова Брудастый (Органчик); Воинственная борьба за власть Переход властных полномочий к Двоекурову; Правление Фердыщенко – годы спокойные, но голодные; Правление В. С. Бородавкина; Преобразования в городском укладе; Нравственная развращенность; Угрюм – Бурчеевское правление; Мнение Бородавкина про обязательства, Микаладзе - про облик правителя; Беневольского – про добросердечие.
Градоначальники Всего – 22, в романе описаны 21, недостающий – основатель города, Глупов; Фамилии – клички, «говорящие» фамилии: Органчик, Прыщ (Фаршированная голова), Негодяев, Перехват-Залихватский, и т.д. В образах градоначальников – императоры, министры; Каждый городской голова оставил свой след в истории города, например:
  • Негодяев – разрушил вымощенные улицы, заполонил город монументами; при нем жители превратились в дикарей, обросли шерстью.
  • Бородавкин Василиск Семенович – правил долго и блестяще, успешно ратовал за образование в 4 войнах, затем (не менее успешно), трижды воевал против него;
  • Перехват – Залихватский торжественно въехал в городские ворота на белом коне, отменил всяческие науки и спалил гимназию.
Каждый новый правитель насаждал свои порядки, процветали самодурство, откровенная глупость, тупость, дремучая самоуверенность. У всех градоначальников одна цель – уничтожить всякое проявление мысли, запретить просвещение.
Художественные средства Гротеск, гипербола, ирония, сатирическая фантастика, юмор


М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман "История одного города"

 

Л.Н.Толстой. Роман "Война и мир

 

 

Л.Н.Толстой. Роман "Война и мир"


 

История создания

 

Созданию романа способствовал весь накопленный писательский и личный, жизненный опыт Л.Н. Толстого. В произведении автор создал персонажи, прототипами которых были члены его семьи (оба деда писателя – граф Ростов и князь Болконский). К роману ведут написанные ранее трилогия «Детство. Отрочество. Юность», «Севастопольские рассказы», «Люцерн» (небольшое произведение, 1857г.).

 

Вначале Толстой задумывал повесть «Декабристы» (в 1856 году из ссылки возвращались выжившие в сибирской ссылке участники восстания). Для этого требовалось объяснить, кто такие декабристы, рассказать о восстании. Однако ничего бы не произошло, не случись война с Наполеоном, имевшая истоком наполеоновские захватнические походы 1805 - 07 гг. Получалось, что новое произведение должно охватить время с 1805 по 1856 годы.

 

Однако замысел поменялся, и действие «Войны и мира» укладывается по времени с 1805 по 1824 годы. Финал открытый, является одновременно эпилогом «Войны и мира» и прологом другого произведения – не за горами 1825 год…

 

Жанровые, композиционные особенности

 

Роман представляет собой уникальное произведение, это огромное художественное полотно, не подпадающее ни под один жанровый канон. В произведении около 600 героев (почти 200 – реальные исторические персонажи), описано 20 батальных сцен, роман содержит огромное количество бытовых сцен.

 

В литературоведении «Войну и мир» принято называть романом – эпопеей. К романическим чертам относятся рассказ о частных судьбах отдельных персонажей, изображение семейно жизни. Эпопею создают масштаб произведения, описание жизни огромного числа людей в переломный момент истории (Отечественная война 1812 года), тематическая всеохватность, энциклопедичность в подаче материала.

 

Модель жанра и художественного мира романа – водяной шар, глобус (сон Пьера Безухова).

 

Проблематика

 

Проблематика – жизнь и смерть, личность и общество, правда и ложь, счастье и несчастье, война и мир.

 

Автор показывает многочисленные сферы бытия человека:

  • Мир отдельной личности;
  • Мир семьи;
  • Мир сословный;
  • Мир нации;
  • Мир, общий для всех живущих на земле;
  • Мир природы, живущей по самостоятельным законам.

Поиск смысла человеческой жизни для героев романа заключается в понимании связей между всеми людьми, в конечном счете они понимают, что люди непременно должны объединиться духовно. Именно в Отечественной войне 1812 года был достигнуто идеальное духовное единство нации.

 

Кутузов и Наполеон. Философия образов

 

Автором утверждается решающая роль народа в истории, а не отдельной, даже гениальной личности (том 3, 1 часть, 1 глава). Толстой показывает народ и Кутузова как единственных вершителей победы над врагом. Кутузов понимает свой народ, он ведет в бой за собой огромные народные массы – и этим он силен.

 

Наполеон описывается не как великий полководец, а как эгоистичный слепец, действующий и воюющий только с позиций индивидуализма.

Мысль «народная»

 

Нравственный и идейный рост положительных персонажей ведёт к сближению их с народом (Пьер обнаруживает свои лучшие качества, Наташа Ростова организует перевозку раненых, князя Андрея называют «наш князь»). Псевдонародность – Сперанский, Ростопчин.

 

Персонажи «из народа» - капитан Тушин, Тихон Щербатый, Платон Каратаев, безымянный барабанщик-запевала.

 

Безнадежно далекими от народа показаны император Александр I, семьи Друбецких, Курагиных, Бергов.

 

Сатирически описывает автор неловкие, идеалистические попытки предпринять изменения в привычном укладе народной жизни (бунт в Богучарове, поездка Пьера Безухова в имения на юге, и др.).

 

Духовные искания. Князь Андрей и Пьер Безухов

 

Согласно взглядам Толстого, главным критерием нравственности личности является ее способность к эволюции души. Его герои ищут смысл жизни и личное счастье, сохраняя собственное достоинство, не теряя лица. Общим итогом духовных поисков Пьера и Андрея является их сближение с народом.

«Диалектика души» (особенности толстовского психологизма)

 

Диалектикой души является изображение внутреннего мира персонажей в развитии. Показ характеров в движении способствует объективному изображению духовной жизни действующих лиц, а также помогает выразить нравственную оценку происходящему, данную автором.

 

Семьи в романе

1. Ростовы – идеал семьи. Живут сердцем, легко относятся к неурядицам, хлебосольны, гостеприимны, искренни и непосредственны. Исключение – старшая дочь, Вера. Во время войны разоряются.

 

2. Болконские – семья, строго организованная заботами старого князя. Дом в Лысых горах живет «умом», там царит интеллект. Отца и сына роднят ирония в отношении религии и «сантиментам». По-настоящему чувства проявляются у старого князя перед смертью: он жалеет дочь, гордится сыном, беспокоится о России.

 

3. Курагины. Семьей считается только внешне – все Курагины разобщены, крайне эгоистичны. Их роднят самые отрицательные человеческие качества: лживость, подлость, нравственная тупость и душевная глухота.

 

4. Безуховы. В самом начале повествования старик Безухов умирает, оставляя состояние незаконному сыну – Пьеру. Из праздного гуляки к концу романа вырастает серьезный, умный, вдумчивый взрослый мужчина.

 

5. Друбецкие составляют маленькое семейство из матери, Анны Михайловны, и ее сына, Бориса. Единственная цель их жизни – устроится материально. На пути к ее достижению не останавливаются ни перед чем. Борис одержим карьерой, ему неведомы дружба, любовь, благодарность, во всем он видит только выгоду для себя.

 

Другие семьи играют в сюжете менее заметные роли (Долоховы, Берги, Каргины).

 

 

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

История написания В середине 1860 гг. Достоевский написал роман «Пьяненькие», затем сразу переключился на повесть «об одном преступлении». Поначалу произведение мыслилось, как рассказ от первого лица, но затем концепция поменялась – события освещались «от автора». Одновременно изменился объем повествования; одной из сюжетных линий в «Преступление и наказание» вошла история семьи Мармеладовых из «Пьяненьких». Окончательный вариант опубликован в 1866 г. в «Русском вестнике».
Жанровые особенности Философский и психологический роман
Композиция Роман необычайно ровно для Достоевского выстроен: 1 глава – преступление , остальные 5 глав – наказание. Все поступки персонажей, линии сюжета, сновидения переплетены в один клубок теории Раскольникова – разрешению «убийства по совести». Композиция трехчастная – одна главная линия (Раскольников) и две побочных (Мармеладовы и Дуня, сестра Раскольникова). Основная линия – трагедия, заканчивается катастрофой, побочные – мелодрама, имеют в окончании пародийную катастрофу.
Темы, мотивы Роман о преступлении, но не детективного характера. Кто убил – известно с первых страниц. Далее содержание описывает психологическое состояние убийцы. Изображен Петербург нищих, самое дно жизни, где единственное чувство – безысходность. Бедность является одной из причин преступления Раскольникова. «Два разряда» сущности человека, теория моральной вседозволенности – основа рассуждений Раскольникова. Идейные «двойники» героя – Свидригайлов и Лужин.
Сюжет Линии сюжета развиваются по параллельному сценарию. 1 часть – подготовка к убийству, совершение преступления; история Дуни, исповедь Мармеладова; 2 часть – болезнь Раскольникова, идея Раскольникова сравнивается с теорией Лужина. Кровь, в которой испачкался Раскольников, сопоставлена с кровью, пролитой Раскольниковым – убийцей. 3 часть – словесный поединок героя с Порфирием Петровичем, философское объяснение теории Раскольникова; 4 часть – теория Раскольникова в преломлении мировосприятия Свидригайлова; вторая психологическая дуэль героя с Порфирием Петровичем; разговор с Соней; выявляется столкновение веры Сони и безверия Свидригайлова. 5 часть – напряжение нарастает: Раскольников объясняет Соне суть своей теории, сознается в убийстве. 6 часть – идейное противостояние достигает кульминации, Порфирий Петрович советует Раскольникову прийти с повинной, объявляя его убийцей; Погибает Свидригайлов, не найдя ни любви, ни сострадания. Раскольников признается в убийстве.
Главные персонажи Раскольников Родион - бывший студент, приехал из провинции, красивый, умный молодой человек, бросил учебу из-за бедности. Убив старуху – процентщицу и ее сестру, проверяет собственную теорию: «тварь он дрожащая» или «право имеет». Раскольникова Дуня – сестра Родиона, умная гордая девушка, очень дружит с братом. Работала в доме Свидригайлова, перенесла много обид. Собиралась замуж за Лужина, чтобы спасти мать и брата от нищеты, но свадьба не состоялась. Выходит замуж за Разумихина, друга Родиона. Мармеладова Соня – 18 лет, дочка чиновника. Кроткая, самоотверженная, спасает семью от голода «непристойным занятием». Не только любимая девушка Раскольникова, но и его самый преданный друг. Свидригайлов Аркадий Иванович – 50 – летний помещик, бездельник, шулер в прошлом, самодур, избалован деньгами. Влюблен в Дуню, но без взаимности. Совершив несколько несвойственных ему добрых поступков, стреляется. Порфирий Петрович – 35 лет, следователь, ведет дело Раскольникова. Талантлив, умен, хитер, но человек благородного склада. Ведет психологические дуэли с героем, чтобы вынудить того сознаться в преступлении. По его совету Раскольников приходит с повинной. Лужин Петр Петрович – 45 летний надворный советник. Деловой человек, собирается открыть адвокатскую контору. Жаден, мелочен, подл. Собирается взять в жены Дуню Раскольникову, чтобы властвовать над ней, требуя вечной благодарности. Свадьба, в конце концов, расстраивается. Второстепенные персонажи: Алена Ивановна – старуха –процентщица, Лизавета Ивановна, ее сестра; Мармеладов; Пульхерия Александровна, мать Раскольниковых; Разумихин; Лебезятников и др.
Раскольников: психологический портрет Образ Раскольникова является композиционным и духовным центом романа. В его душе происходит трагедия, действие внешнее только обнажает духовные конфликты героя. Он не знает самого себя – на что он способен, что ему дозволено. Раскольников разгадывает тайну своей личности. Герой рассматривает себя – и внимательно всматриваются в него другие, окружающие люди. Он для них – загадка, загадочна и непонятна его душа. В процессе самопознания открывается личность, заданная образом Божьим, но бессильная в грехе.






Дата: 2019-02-02, просмотров: 382.