Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

 

Дата, история создания Автор работал над произведением 17 лет. Вначале планировалось 3 тома, содержание – по аналогии с дантовской «Божественной комедией» 1том –ад; 2 том – чистилище; 3 том – рай. В итоге были написаны 1и 2 тома, однако 2 том автор сжег.
Жанр, метод Реалистическая поэма. Первоначально задумывался роман, однако масштаб сюжета вышел далеко за его рамки, в итоге – создалось лиро-эпическое произведение (эпический сюжет, лирические отступления).
Сюжетная линия В некий город NN прибывает Чичиков Павел Иванович, коллежский советник, посещает городских чиновников, проявляя обходительность и чрезвычайную приятность в общении. Знакомится с Маниловым, Собакевичем, Ноздревым, Коробочкой, Плюшкиным, скупает у них «мертвые души». Покупки производят фурор среди горожан, Чичикова начинают сторониться. Происходящее коллежскому советнику объясняет Ноздрев, после чего тот быстро покидает город. Финал – история Чичикова с детских лет, объяснение его стремления закупить «мертвые души».
Тема, проблематика Поэма – настоящая энциклопедия современной Гоголю русской жизни (описание помещичьих владений, портреты дворян, помещиков и чиновников, отношения с народом). В произведении автором выявляются несколько важнейших проблем:
  • общественные
  • социальные
  • нравственные
  • философские
Нравственная проблема: помещики, чиновничество – давно сами «мертвые души». Философский вопрос – что такое человек, в чем смысл его пребывания на земле.
Композиция Все части поэмы связаны между собой фигурой Чичикова, много общающегося, заводящего многочисленные связи и знакомства - это позволяет автору показать полную картину современной России. Экспозиция – 1 глава. Знакомство с главными персонажами, каждому посвящена глава: 2 глава –Манилов; 3 глава –Коробочка; 4 глава - Ноздрёв; 5 глава – Собакевич; 6 глава – Плюшкин. Сатира - в очередности портретных описаний помещиков, по сути являющая собой историю человеческой деградации, «омертвения» души. «Внутренняя», отдельная часть – «повесть о капитане Копейкина», рассказанная почтмейстером. Единая связующая линия – образ дороги.
Действующие лица Чичиков Павел Иванович – коллежский асессор, образ имеет развитие. Главное жизненное правило – завет отца «беречь копеечку». Цель жизни – приобретательство. Главные черты характера – умение вывернуться из сложной ситуации, добывание денег любыми путями. Жуликоват, льстец, умеет подстраиваться под собеседника.
Манилов (имя не упоминается) - приятный, романтичный человек, хороший семьянин, заботливый отец, но – бездельник, имением не занимается, любит помечтать (отсюда – нарицательное «маниловщина»)
Настасья Петровна Коробочка – пожилая помещица, вдова. Глуповата, подозрительна, однако хорошая, рачительная хозяйка. Хозяйство маленькое (80 душ), но все работают, крестьянские избы крепкие, содержатся в порядке. Средства на жизнь – товар, производимый крестьянами.
Ноздрёв (имя не называется) – помещик 35 лет от роду. Кровь с молоком, веселый, шумный. Любит соврать, задира, гуляка, хам, бесшабашный кутила. Хозяйство в упадке, все не доделано, не починено, положение крестьян – хуже некуда. Главная забота хозяина – ярмарки и охота.
Михаил Семенович Собакевич – лицом, фигурой, одеждой напоминает медведя. Хозяйство крепкое, все сделано на совесть, обстановка дома – все большое громоздкое, массивное. Характером груб, неотесан, ему не ведомы душевные переживания. Жестокий крепостник, во всем ищет выгоду. Единственный, кто разгадал Чичикова и выгодно продал ему «мертвые души».
Степан Плюшкин – то ли мужчина, то ли женщина. Похож на ключницу, одет непонятно. В доме - сбор всяческого хлама. Когда-то была семья, хозяйство, жизнь протекала своим чередом. Но умерла хозяйка – и Плюшкин скатывается до «прорехи на человечестве», проявляя крайнюю скаредность, подозрительность, чрезвычайную скупость. Хозяйство ветхое, крестьяне крайне бедны.
Общие черты помещиков
  • Праздность;
  • Пошлость;
  • Пустота души;
  • Бесчеловечность.


А.Н.Островский. Пьеса "Гроза"

 

А.Н.Островский. Пьеса "Гроза"

 

 

Александр Николаевич Островский(1823 -1886) явил миру нового человека – купца нового образца, человека капиталистического «завтра», разъезжающего по своим делам за рубеж, развивающего и умножающего бизнес.

 

Островского называли «отцом русского театра» (И.А. Гончаров), его творчество было новаторским для театра того времени.


 

«Гроза»

 

А.Н. Островский сделал главным действующим лицом пьесы простого человека. Постановки по его произведениям потрясали современников простотой, ясностью изложения, необыкновенно честными героями.

 

Драматург выявлял и выводил на первый план конфликты в купеческой среде, которые много раз мог наблюдать лично. Его «Гроза» - это открытый протест человека против закостенелой морали, порыв к счастью, стремление к независимости.

 

В пьесе, написанной в 1859 г., рассказывается о незавидном положении женщины в «темном царстве» деспотизма, где гибнет всякое живое, где нет места искренности и красоте. «Гроза» стала настоящей народной драмой, новым словом в отечественной драматургии, привлекшим внимание общества к современному общественному устройству и его проблемам.

 

В пьесе 2 конфликтных узла:

 

В бытовом конфликте сходятся Катрина, главная героиня пьесы и Марфа Игнатьевна Кабанова, «Кабаниха», ее свекровь.

 

В другом, любовном, участвуют трое: Катерина, Тихон ее муж, и Борис, племянник купца Савела Прокофьевича Дикого.

 

Конфликтные линии тесно переплетены в действии пьесы. Кабаниха и Дикой – представители патриархального, закостенелого купечества, приверженцы домостроя. Оба властвуют над домочадцами, проявляя крутой нрав, требуя беспрекословного подчинения. В доме Кабанихи с тяжелым нравом маменьки хорошо справляются дети – Тихон и Варвара, каждый по-своему. Только Катерина не может смириться, она не может жить в удушающей атмосфере тирании и деспотизма свекрови. У молодой женщины случается любовь – она влюбляется в Бориса, так непохожего на калиновских обитателей.

 

Для совестливой, набожной Катерины такая жизнь неприемлема, вот и не смогла она скрыть измену мужу – созналась в грехе, покаялась. Ее признание, сопровождаемое ударом грома, – кульминация «Грозы». Катерина понимает это как предзнаменование господнего наказания за содеянное. После случившегося жизнь молодой женщины становится вовсе невыносимой (Кабаниха постоянно укоряет, Тихон утешается в трактире, Борис уезжает) и она решается на самоубийство, бросаясь с обрыва в Волгу.

 

В гибели Катерины формально никто не виноват - виновато все закостенелое, сонное царство городка. Жители Калинова полностью подчинены судьбе (персонажи постоянно подчеркивают ее неотвратимость), при этом постоянно жалуются на свою участь. Только Катерина попыталась переменить жизнь, вырваться из гнетущей темноты мракобесия (не случайно свою критическую статью о «Грозе» критик Н.А. Добролюбов назвал «Луч света в темном царстве»).

 

Трагический финал обусловлен двумя факторами: неразрешимый конфликт героини с калиновским обществом и ее серьезный внутренний конфликт (мысль о содеянном грехе не отпускает ни на минуту). На берег Волги несчастную женщину приводит глубокое отчаяние и нравственный тупик, от которого ей нет спасенья.

 


И.С.Тургенев. Роман "Отцы и дети"

 

В романе воплощен замысел писателя - создать большое эпическое полотно о двух поколениях – отцов и детей.

 

История написания Замысел – лето, 1860г., закончен летом 1861 г. Автор не верил в успех произведения. Отдельное издание посвящено В.Г. Белинскому, выдающемуся критику, знатоку русской литературы. «Отцы и дети» вызвали в обществе острую полемику, интерпретация образов и оценок значительно разнилась. Главный герой в значительной мере повлиял на демократическую часть общества.
Жанр, композиция Социальный, психологический роман. Особенности композиции – замедленное движение по кольцу: Марьино – губернский город –Никольское – дом Базарова. Затем – в обратном порядке (дом Базарова - Никольское – город - Марьино). Кульминационные точки: Любовная – глава XIII; Идеологическая (споры Базарова и Павла Петровича) – X глава; Роль эпилога – взгляд Тургенева на будущее страны.
Тема, мотивы, символическое в произведении Проблема отцов и детей не только в масштабе отношений молодых Базарова и Аркадия с братьями Кирсановыми, представителями старшего поколения, это проблема смены исторических эпох, победы нового свежего ветра перемен над отжившим, консервативным, мешающем движению вперед (неслучайно Базаров всегда побеждает в спорах с П. Кирсановым). Автор показывает главного героя в его отношении к вечным ценностям – природе, искусству, любви. Общечеловеческое побеждает в Базарове его рационализм и дух отрицания, этим образ глубоко трагичен. Смерть Базарова – случайность или рок? Тургенев определил смерть своего героя как последнюю, завершающую образ, трагическую черту.
Конфликт Разночинец попадает в консервативное дворянское общество. Столкновение человека и образа времени. Либеральные «отцы» и революционеры-разночинцы – «дети».
Центральные персонажи Евгений Базаров – главный герой; Кирсановы: Николай Петрович; Павел Петрович; Аркадий. Анна Сергеевна Одинцова. Мнимые сподвижники Базарова – Ситников, Кукшина
Сюжет В основе – конфликт двух поколений. В имение Кирсановых (там проживают два брата – Николай Петрович и Павел Петрович) приезжает младший Кирсанов – Аркадий, с ним его друг – Евгений Базаров. За завтраком собирается вся семья, Кирсановых ожидает открытие: их гость – нигилист! Павел Петрович ввязывается в спор с Базаровым. Получив приглашение от родственника из уездного города, друзья уезжают из поместья. В городе – встречи с Ситниковым, Евдокией Кукшиной. На балу Евгений и Аркадий знакомятся с Анной Одинцовой, принимают приглашение посетить ее поместье. Базаров влюбляется в Одинцову, признается ей в своем чувстве. Ему отказывают. Базаров едет к родителям, но у стариков скучно, они с Аркадием быстро уезжают. Дуэль с Павлом Петровичем (виной стал поцелуй Фенечки и Базарова). Аркадий делает предложение сестре Одинцовой, Кате, и его принимают. Базаров случайно заражается тифом и умирает, простившись с Одинцовой. После его смерти состоялись две свадьбы, Павел Петрович уезжает за границу. Могилу Базарова навещают только его пожилые родители.


 


И.Тютчев. Стихотворения.

Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…»

 

Ф.И.ТЮТЧЕВ (1803 - 1873)

«Полдень» (1827 - 1830)

 

Стихотворение создано в мюнхенский период творчества, относится к «дневной» лирике.Небольшое стихотворение передает атмосферу летней жары, когда природа и человек отдыхают от зноя в «жаркой дремоте». Произведение напоминает восхваление природы, принятые в античную эпоху.

 

Для поэзии Тютчева характерно одушевление природы, поэт относится к ней как к живому существу.

 

Композиция: описание пейзажа в полуденной дреме. Завершающие строки – сообщение о дремлющем Пане, божестве природы у древних греков, подчеркивают всеохватность сна.

 

Тютчев умело пользуется олицетворением, метафорой, эпитетом. Для усиления эмоционального восприятия применены инверсия («тают облака») и анафора (повтор «лениво» в начале двух строк).

 

Стихотворение состоит из 2 строф, размер стиха – 4стопный ямб, стопа двухсложная, ударение на 2 слог, рифмовка перекрестная.

 

«Певучесть есть в морских волнах…» (17.05.1865)

 

Относится к позднему творчеству поэта, жанр – элегия, имеющая характер неспешного философского раздумья. Стихотворение предваряет эпиграф, позаимствованный из поэтического наследия древних римлян. В эпиграфе содержится тема стиха – гармония мира природы, к тому же цитата на латыни входит в I часть произведения.

I часть Убеждение лирического героя в гармонии природы и окружающего мира. Средства выразительности: эпитеты.
II часть Противопоставление к начальной части: человек возомнил себя свободным от природы, но такая свобода – всего лишь миф. Человек понимает, что необходимо вновь вернуться к единству с природой, но – поздно. Средства выразительности: метафоры, эпитеты, риторические вопросы усиливают состояние безнадежности.
III часть Вопросы героя – почему человек не может существовать в гармоничном союзе с окружающим миром? Почему он противопоставляет себя природе? Средства выразительности: цитата из Библии («глас вопиющего в пустыне»), гипербола
IV часть Кульминация. Последняя строфа произведения. Современник поэта – одинокий, несчастливый человек, причем одиночество – вселенского масштаба («…от земли до крайних звезд»). Почему человек одинок – ответа нет. Средства выразительности

Стихотворение написано 4стопным ямбом с пиррихием, рифмовка кольцевая, с чередованием мужской и женской рифм.

 

«С поляны коршун поднялся…» (1835)

 

К написанию стихотворения поэта подвиг полет коршуна – Тютчев наблюдал за птицей, взлетавшей «за небосклон». Ощущение свободы полета вызвало сложные, противоречивые чувства – зависть и восторг.

 

Тютчев пришел в восхищение от способности мощной птицы свободно перемещаться на любые расстояния, подолгу парить в воздухе. Завидует поэт возможности коршуна быть свободным от земного притяжения, тогда как ему не дано познать свободу полета – человек не имеет крыльев. Люди, именующие себя «царями природы», не могут оторваться от земли, скрыться от земных проблем. Небо символизирует свободу.

 

Жанр: лирическое стихотворение философского содержания.

 

В качестве изобразительных средств использованы эпитеты, метафоры.

 

8 строчек написаны 4стопным ямбом с ударением на 2 слог, рифмовка смежная (ААВВ).

 

«Есть в осени первоначальной…» (22.08.1857)

 

Стихотворение рисует картину «бабьего лета» природы, когда лето передает правление наступающей осени. Тютчеву удалось замечательно передать этот неуловимый момент зарождения осенней поры, читатель явственно ощущает в произведении тончайшее, неуловимое дыхание осени.

 

Жанр: лирическое стихотворение, пейзажная лирика.

 

Средства художественной выразительности многочисленны: сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения, синекдохи, антитеза.

 

В стихотворении 3 строфы (12 строк), каждая – одно длинное предложение. Использован разностопный ямб с чередованием мужской и женской рифм, стопа – двухсложная, с ударением на 2 слог. Рифмовка: в двух строфах перекрестная, в заключительной – охватная.

 

«Silentium» (1830)

 

Любимое стихотворение Л.Н. Толстого и Д.И. Менделеева.

 

Название в переводе с латыни означает «молчание», «тишина».

 

Жанр: лирическое стихотворение, лирика философской направленности.

I строфа Обращение (к другу, самому себе). Действие перемещается во внутренний мир. Внутренняя жизнь сравнивается с ночными звездами. Душевная жизнь обозначена неопределенностью, неуловимостью грез и мечтаний. Одновременно с этим они способны действовать самостоятельно. Вывод: человеку сложно бывает понят себя, разобраться в собственных ощущениях и желаниях.
II строфа Ключевая строфа произведения с афористичны «Мысль изреченная есть ложь»,(высказывание объясняет призывы к молчанию в первой и последней строфах).Жизнь души – незамутненные ключи. Чувства завладевают человеком целиком, подчиняют себе его поведение, но передать их словами человек не может. Таков закон бытия, и его нужно просто принять.
III строфа Сдержанное, логическое рассуждение, риторические вопросы о возможности успешного контакта сердца и внешнего мира Мысль автора возвращается к началу стихотворения.

 

Проблематика. Поэта интересует: все ли можно выразит словами, или есть сферы, неподвластные словесному изображению?

 

Тема: противопоставлены внешний мир и душа человека.

 

 

Композиция - кольцевая.

 

4стопный ямб (добавляется амфибрахий), с двухсложным ударением на 2 слог, рифмовка парная.

 

Средства художественной выразительности весьма скромные: эпитет, сравнение, метафору, прием аллитерации, афоризм.

 

«Не то, что мните вы, природа…» (1836)

 

Стихотворение – ответ на вышедшие незадолго до этого два эссе Генриха Гейне, в которых он громит приверженцев натуральной философии.

 

Тютчев, разделявший взгляды натурфилософов на природу, дает Гейне и его сторонникам достойный отпор. Поэт считает их бездушными, неспособными понимать природу, равнодушными людьми.

 

Тютчев верен себе, он одухотворяет природу, романтически ее метафоризирует.

 

Катрен, 4стопный ямб, рифма перекрестная, двухсложная стопа, ударение на 2 слог. Мужская и женская рифмы чередуются.

 

 

«Умом Россию не понять…» (28.11.1866)

 

Самое известное и популярное четверостишие Тютчева патриотического содержания. Россия – олицетворение русского духа. Поэт пытается осознать, в чем заключается российский феномен. В малую стихотворную форму вмещено огромное содержание, подчеркивается своеобразие и непохожесть русской нации, отмечается особый менталитет русского человека, знаменитая «загадочность» русской души.

 

Стихотворение состоит из 2 частей: две строки начала констатируют особую роль России, в третьей строчке объясняется ее «особенная стать», в последней строке дается вывод («особенность» России подчеркивается частицей «только»).

 

По сути, стихотворение является монострофой с 4стопным ямбом с перекрестной рифмовкой, двухсложной стопой; ударение на 2 слог. Глаголы создают уверенное движение внутри строки.

 

«О, Как убийственно мы любим…»

 

Дата написания – 27.02.1869 (последний, третий этап творчеств). Около 10 лет перед этим стихотворением поэт молчал, им не создано ни одно законченное произведение.

 

Жанр: философская лирика.

 

Тема: человеческие взаимоотношения.

 

Сюжет: рассуждения об отношениях людей.

 

Композиция построена на принципе: проблема- выводы из нее.

 

Лирический герой – взрослый человек, накопивший большой жизненный опыт.

 

Строфа: катрен (четырехстишие).

 

Используется инверсия, ассонанс, придающий мягкую музыкальность, сравнение («как нам дается благодать»).

 

Размер: 4стопный ямб с двухсложной стопой, ударение на 2 слоге, рифмовка опоясывающая.

 

«Нам не дано предугадать…» (27.02.1867)

 

У стихотворения сложная судьба: между написанием и опубликованием прошло 34 года (первая публикация – журнал «Северные цветы», 1903год).

 

Первые строчки – обобщающего характера. Поэт выступает от имени всех людей (употреблено множественное «нам, наше»). Центральная мысль стихотворной миниатюры – великая значимость слова и высокая ответственность того, кто им владеет.

 

Катрен из 4 строк, 4стопный ямб, рифма опоясывающая, двухсложная стопа ударением на 2 слог.

«К.Б.» (Я встретил Вас – и все былое…») (1870)

 

Стихотворение написано в Карлсбаде, является поэтическим впечатлением поэта о встрече с бывшей возлюбленной – А. Лерхенфильд. «К.Б.» - посвящение с переставленными инициалами дамы: баронесса Крюденер.

 

Жанр: стих интонационно созвучен оде (проблематика, книжные выражения) и элегии (наличие романтического героя).

 

Лирический отрывок состоит их двух частей:

I – счастье от неожиданной встречи;

II- весенняя природа сравнивается с периодом молодости; свой преклонный возраст поэт сравнивает с осенью. Весной природа оживает, наполняясь живительной энергией – так и от встречи с любимой душа поэта просыпается к новой жизни.

 

Женский образ в стихотворении улавливается только по ощущению восторга, благодарного трепета.

 

Интонационные особенности: многоточия, паузы создают обстановку недосказанности, особой «интимности» стиха.

 

Поэт щедро использует средства поэтической выразительности: анафору, антитезу, метафору, эпитет, олицетворение, встречаются также градация, параллелизм.

 

Стихотворение написано 4стопным ямбом с пиррихием, перекрестной рифмовкой, чередованием женской (нечетные строчки) и мужской (четные строки) рифм.

 

Несмотря на общее грустное настроение, утверждение «жизнь заговорила вновь» звучит оптимистично - любовь возродит человека к жизни.

«Природа – сфинкс. И тем она верней…» (1869, август)

 

Малый объем стихотворения содержит четкую, законченную мысль – философскую проблему о смысле человеческого бытия.

 

Автор на протяжении всей жизни стремился разгадать природу, понять ее душу, ему не давали покоя космос, тайны вселенной.

 

Результатом подобных мыслей отчасти является стихотворение «Природа – сфинкс».

 

Композиция: ударное начало с фразы, в которой пропущен глагол. Природа сравнивается с крылатым существом из мира мифов, задававшим вопросы путникам: неверно ответивших ждала смерть.

 

Следующее далее сложное предложение объясняет мысль начала стиха. Автор уверенно заявляет, что природа подобна сфинксу, у нее жизнь течет своим чередом, человек с его сложным душевным устройством ей не нужен.

 

Стихотворение написано 5стопным ямбом, с охватывающей рифмовкой, ударение на 2 слог.

 

 

А.А.Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Еще майская ночь»

 

 

«Заря прощается с землею…» (1858)

 

Доминирующими являются впечатления от природы, передающиеся восклицательными интонациями. Природа у Фета одухотворена, не всякому человеку под силу проникнуть в ее тайны. Через все стихотворение проходит мотив Земли и Неба.

 

В последней строфе - деревья чувствуют землю и росятся в небо. Здесь – параллелизм с внутренним состоянием человека, природа сливается с человеческими чувствами. Это символ вечного человеческого желания объединить любовь к родной земле с жаждой высокого полета, устремлением ввысь, к свободе.

 

Стихотворный размер – 4стопный ямб с пиррихием; рифма перекрестная, богатая; в нечетных строчках женская рифма, в четных – мужская.

 

«Одним толчком согнать ладью живую…» (1887)

 

Стихотворение создано в последние годы жизни. Это лирическое стихотворение, относится к философской лирике.

 

Тема – произведение о поэзии и поэте. В стихотворении соединены романтические и реалистические черты. Произведение наполнено стремлением уйти от реальности, вырваться из привычной обыденности. Поэт верит в возможность начать жизнь сначала, изменить все.

 

Размер стиха – 5стопный ямб с перекрестной рифмой, используется чередование женской и мужской рифм. Среди тропов: развернутая метафора («дать жизни вдох»), возвышенная лексика («венец», «упиться»), эпитеты (бестрепетные сердца), анафора («одной волной», «вот чем»).

 

«Вечер» (1855)

 

В этом стихотворении наблюдается одна из выраженных особенностей лирических стихов Фета – философская направленность, глубокие размышления о человеческой судьбе, о жизни.

 

Произведение написано в жанре пейзажной и философской лирики. Поэт призывает насладиться красотами природы в вечерний час, наблюдать таинство перехода дня в ночь, проникнуть в тайну света и тьмы.

 

Особое настроение создает размер стиха (3стопный анапест с перекрестной рифмой, мужская и женская рифмы чередуются).

 

Художественные средства: безличные предложения, эпитеты («немая» роща), сравнение («разлетелись, как дым, облака») и метафора («вздохи» дня).

 

«Учись у них - у дуба, у березы…» (1883)

 

Яркий пример единения человека и природы в творчестве поэта.

 

Стихотворение относится к пейзажной, философской лирике. Здесь переплетаются 2 темы: размышление о смысле бытия и описание законов природы. Поэт призывает людей переносить жизненные трудности стойко, как это делают деревья в непогоду или в морозы.

 

Подчеркивается контраст между светом т тьмой в жизни человека. Однако поэт советует надеется на преодоление всех испытаний, они придают душе стойкость, закаляют, воспитывают. Оптимизм подчеркнут в конце стихотворения образом весны, как символом возрождения не только природы, но и человеческого сердца.

 

Произведение написано ямбом с перекрестной рифмой, мужская и женская рифмы чередуются.

 

Для придания образности поэт выбрал эпитеты, олицетворение, метафору, антитезу. Усиливают эмоциональный фон восклицательные предложения.

 

«Это утро, радость эта…» (1881)

 

Жанр – лирическое стихотворение.

 

Особенность композиции – произведение представляет собой одно предложение, состоящее из определений весны.

 

Произведение написано пожилым человеком, много видевшим и много пережившим на своем веку. Красоту природы он воспринимает без возвышенных восторгов, свойственных юности – все, что происходит вокруг, он видел много раз. Природа не меняется, зато меняется человек. Это размышление о человеческой судьбе - ее перипетиях, ошибках, радостях.

 

Стихотворение написано хореем, с перекрестной рифмой, однако чередование наблюдается в двух строках с одной, при этом 1,2,4 и 5 строки – смежная рифма. Всего в стихотворении 6 строк. Рифмовка: аабввб.

 

В произведении удивительно мало художественных средств: анафора и сравнение.

 

«Шепот, робкое дыханье…» (1850)

 

Поэт восхищается природой, переплетая свой восторг с чувствами любви – он любит, и это чувство распространяется на весь окружающий мир. Автора много укоряли современники за излишнюю интимность стихотворения - так писать об отношениях мужчины и женщины в то время было нельзя.

 

Стихотворение состоит из 3 строф, в каждой – законченная картина, но все вместе они передают восторженность любовного чувства поэта.

 

Размер стиха – 3-, 4стопный хорей с перекрестной рифмой. В произведении нет глаголов, предложения – назывные. Использованы эпитеты, многоточие, риторические восклицания, повтор, полисиндетон (повторяющийся союз - «и слезы и заря-заря!»), возвышенная лексика.

 

«Сияла ночь. Луной был полон сад» (1877)

 

Лирическое любовное стихотворение написано в память об ушедшей любви. В молодости поэт оставил любимую девушку, Марию Лазич, из-за отсутствия у той богатства. Мария вскоре погибла, и поэт всю жизнь корил себя, винил в ее смерти. Отголоски этого чувства присутствуют во многих произведениях поэта.

 

Композиционно стихотворение делится на 2 части, соответствующие периодам жизни человека, они сопоставляются между собой.

 

Поэтическое произведение о настоящей сильной любви, не проходящей с годами. В юности – радость восторг до слез, любимая рядом, мелодия в ее исполнении – лучшая музыка мира. Но прошли годы, любимая покинула этот мир, и вся жизнь, кажется, уже в прошлом. Вновь звучит та же мелодия, вновь вызывая слезы, только теперь это слезы горького сожаления о мгновенно промчавшихся счастливых днях.

 

Стихотворный размер: 6стопный ямб с перекрестной рифмовкой, женская и мужская рифмы чередуются.

 

Художественными средствами передачи эмоционального состояния поэта служат эпитеты, олицетворение, эпифора («Тебя любить, обнять и плакать над тобой!»).

 

«Еще майская ночь» (1857)

 

Произведение создано вскоре после женитьбы на Марии Боткиной. В стихотворении сквозь восторженность от красоты жизни явно слышатся нотки печали: брак заключен по расчету, поэт несчастлив, он не верит возвращение любви в свое сердце.

 

В стихотворении обозначены несколько проблем:

  • Красота природы оказывает благотворное влияние на человека
  • Явления природы созвучны человеческим чувствам
  • Только любовь делает человека счастливым, и тогда он способен ощутить великолепие мира.

Стихотворный размер - ямб, рифма перекрестная, женская и мужская рифма чередуются.

 

Художественно изобразительные средства: эпитеты, сравнение, метафора, олицетворение, возвышенная ле

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

 

 

Жанр Отчасти роман – миф, отчасти - образец отечественного психологического романа.
Композиция Первая часть – портрет Обломова, погруженного в мечтания, бездеятельную лень. Сонную обстановку встряхивает появление Штольца в конце главы. Вторая часть поднимается вопрос о том, как русскому обществу найти путь к прогрессу. Отношения Обломова и Ольги Ильинской. Завершение 2 части – объяснение героев. Третья часть – увядание чувств, квартира На гороховой улице, жизнь Обломова с Пшеницыной, Илья Ильич счастлив в семье. Четвертая часть – эпилог. Обломов умирает, Штольц и Ольга женятся, берут на воспитание Андрея Обломова. Цементируют содержание две сюжетные линии: Обломов в любви к Ольге Ильинской и Обломов в отношениях с Пшеницыной. Единственная глава с заглавием – «Сон Обломова». Описание Обломовки, собирательный образ той среды, которая явила миру обломовщину. Роман заканчивается трагически – герои не обретают счастья, которого так жаждали.
Темы, мотивы В романе отражено разделение общества XIX в. на Обломовых, бездействующих романтиков и Штольцев, деятельных, энергичных, но работающих во имя работы.
Персонажи Обломов Илья Ильич; Штольц Андрей Иванович; Ильинская Ольга; Пшеницына Агафья Матвеевна; Захар, слуга Обломова.
Обломов и Штольц Противоположные друг другу натуры: мечтательность и романтизм отличают Обломова, но этих качеств не достает деятельному реалисту Штольцу, который, в свою очередь, сознает недостаток романтического в себе. Обломов и Штольц поэтому и дружны, что замечательно дополняют друг друга.

 

 

 

Н.А.Некрасов. Стихотворения

 

Н.А.Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…»

 

«Тройка» (1848 г.)

 

Тема: судьба простой русской крестьянки.

 

Главный образ – тройка, символизирующая, с одной стороны, быстротечность человеческой жизни и невозможность ее изменить, с другой – упущенные возможности.

 

Композиция кольцевая. Имеет двухчастное строение (без последних 2 строчек):

1 часть – счастливая часть жизни девушки;

2 часть – тяжелая женская доля.

 

Лирический герой наблюдает за молодой крестьянкой, ее жизнь он сравнивает с быстро мчащейся тройкой.

 

Первые 2 строфы – ожидание тройки на дороге;

Последующие 3 строфы – портретное описание крестьянки;

Дальнейшие 4 строфы – невеселые картины ее замужней жизни;

Две последние строфы – лирический герой призывает крестьянку смириться со своей судьбой, не питать бесполезных надежд на счастье.

 

Произведение написано 3 стопным анапестом, женская и мужская рифмы чередуются, рифмовка перекрестная, последняя строфа – смежная.

 

Использован контраст: воображаемая счастливая судьба – реальная несчастливая жизнь.

 

В первой части эпитеты описывают красоту девушки, глаголы подчеркивают живость ее движений, молодую порывистость. Несчастную судьбу характеризуют глаголы-метафоры, эпитеты, показывающие беспросветную тяжелую крестьянскую жизнь.

 

«Я не люблю иронии твоей…»

 

Дата написания:1850(?)

 

Стихотворение посвящено А. Панаевой, является частью «панаевского цикла».

 

Жанр: интимная лирика.

 

Тема: этапы любовного чувства (развитие, охлаждение, угасание).

 

Центральная мысль: только любовь является настоящей жизнью, ее нужно беречь и сохранять.

 

Композиция: от начала к финалу прослеживается угасание любви.

1 строфа: признание лирического героя в угасании некогда сильных чувств;

2 строфа: сложные отношения мужчины и женщины в период охлаждения;

Последняя строфа: герой понимает, что наступает окончательный разрыв с любимой женщиной.

 

Образность выражена противопоставлениями, метафорами, эпитетами, сравнениями.

 

Произведение отличает необычная организация стиха.

 

Рифмы мужская/женская чередуются беспорядочно.

 

Размер: 5стопный ямб с многочисленными пиррихиями, в каждой строфе индивидуальная рифмовка:

1 строфа – кольцевая;

2 строфа – перекрестная;

3 строфа – перекрестная/смежная.

 

Сумбурность рифмовки точно отражает внутреннюю неуспокоенность, мятежность духа лирического героя.

 

«Железная дорога» (1864)

 

Автор посвятил стихотворение строительству Николаевской железной дороги. Строительство проходило в немыслимо тяжелых условиях, ценой множества человеческих жертв.

 

Жанр: лирическое стихотворение.

 

Сюжет, персонажи: лирический герой и его попутчики по вагону.

 

Эпиграф: разговор генерала с сыном Ваней

 

Композиция:

I – описание красот осенней природы из окна поезда

II – монолог рассказчика, в 3 последних строфах - главная мысль о важности уважительного отношения к человеку труда;

III – речь генерала о неспособности народа, погрязшего в пьянстве, к созиданию.

IV – Ваня со слов рассказчика узнает, что строители получили в награду за каторжный труд бочку вина да прощенные недоимки.

 

Рифмовка: стихотворение состоит из 37 строф, написано 4стопным дактилем (I часть), в остальных частях – чередование 4стопного с 3стопным (укорочена последняя стопа). Ритмическая организация имитирует стук колес поезда.

 

Чередование рифм: в I строфе женская/мужская, далее - мужская /дактилическая, мужская/женская. Рифмовка перекрестная.

 

Образность произведения создается великолепным описанием русской природы (1 часть), в описаниях народных страданий Некрасов мастерски использует олицетворение.

 

Практически отсутствуют тропы в речи генерала.

 

Подобным слогом написана заключительная, IV часть (описание народного «счастья»).

 

«В дороге» (1845)

 

Жанровая сценка точно описывает жизненную ситуацию: ямщики в долгих путешествиях часто развлекали седоков песнями, рассказами из своей жизни. В народном фольклоре существовал особый жанр – песня ямщика.

 

Сюжет: ямщик жалуется барину на жену, воспитанную в барском доме. Она воспитана господами, обучена женскому ремеслу, игре на фортепиано. Однако пришел новый господин, и девушку выдали замуж в деревню за простого человека. Жизнь ее невыносима, она тоскует, плачет – крестьянская доля ей тяжела, она не умеет работать по хозяйству. Ямщик сетует, что жену погубило господское воспитание.

 

Тема: печальная участь человека, обладающего чувством собственного достоинства.

 

Идейное содержание стихотворения – протест против крепостничества.

 

Размер – 3стопный анапест, хорошо передающий звук лошадиных копыт. Использование разнообразной рифмовки (парной, кольцевой, перекрестной), чередование женской и мужской рифм придает стихотворению характер разговорной речи.

 

Образность стихотворению придают простонародные выражения, 2 сравнения и 1 эпитет.

 

«Вчерашний день, часу в шестом…» (1848)

 

Жанр: гражданская лирика

 

Событие, описанное в стихотворении, представляет собой реально происходившее событие с конкретной датой – сюжет приобретает характер репортажа. Однако современники понимали, что автор написал художественное произведение.

 

Сюжет прост: на площади бьют кнутом молодую женщину.

 

Сцена наказания ассоциируется у автора с ударами, которые испытала его Муза, к тому же автор видит здесь судьбу всей страны, молчащей под ударами крепостнической власти. Подобная трактовка делала произведение политически опасным, грозила автору серьезными неприятностями.

 

В стихотворении 8 строк, использован разностопный ямб: четные строки – 4стопный, мужская рифма, нечетные – 3стопный, женская рифма. Четкий ритм создает перекрестная и точная рифмы.

 

В I строфе – 1 эпитет («молодая»), во II строфе – восклицания, повторяющиеся «и» создают эффект свиста кнута. Усиливает «свистящий» эффект смена слова «кнут» на «бич».

 

Муза Некрасова – не воздушная эфемерная красавица, посещающая поэта в минуты вдохновения, а сестра избиваемой крестьянки. Поэт в своем творчестве рассказывает о тяжелой жизни простого народа.

 

«Мы с тобой бестолковые люди…» (1851)

 

Посвящено А. Панаевой, лучшее лирическое произведение поэта о любви.

 

Тема: конфликт между влюбленными с благополучным завершением (поссорились - помирились).

 

Автор излагает идею о благотворном влиянии ссоры на чувства влюбленной пары.

 

В стихотворении 3 строфы:

I – описано внутреннее состояние влюбленных в ссоре.

II – призыв лирического героя к любимой с требованием высказаться; подозрение о надуманности ссоры;

III – возвращение любви, воцарение мира.

 

Первая строфа - статичная картина; глаголов в тексте нет, действие остановлено.

Во второй строфе множество повелительных глаголов (побуждение к примирению);

В третьей строфе вновь возвращается статика, употреблен только один глагол.

 

Образность придают эпитеты, метафоры (на них выстроено все произведение), аллитерация.

 

Стихотворение написано 3стопным анапестом с использованием женской рифмы.

 

«Поэт и Гражданин» (1856)

 

Жанр: гражданская лирика.

 

Стихотворение считается манифестом Некрасова, это его жизненная позиция.

 

Тема: роль поэта и поэзии в обществе. Поэт обязан своим талантом служить народу.

 

Произведение – диалог Поэта и Гражданина.

 

Гражданин у Некрасова – носитель идей революционных демократов, к которым автор причисляет себя. Гражданин взывает к Поэту со словами об исполнении им высокого долга, перечисляет все хорошее в нем как в человеке (Поэт старается скрыть свои положительные качества от общества).

 

Монолог Гражданина – его кредо. Настоящий гражданин своей страны должен «идти в огонь за честь Отчизны…», т.е. выражать активную жизненную позицию.

 

Гражданин именует Поэта небесным избранником, зовет посвятить себя служению народу. Из его уст звучит призыв, ставший знаменитым афоризмом: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

 

Поэт отговаривается своим несоответствием высокому предназначению, объясняя причину: в молодости он проявил себя как гражданин, но испугался, страшась последствий. Он изменил долгу, в чем теперь раскаивается.

 

Стихотворение написано 4стопным ямбом с большим количеством пиррихия. Мужская/женская рифма чередуются, рифмовка – парная, кольцевая, перекрестная.

 

Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…») (1874)

 

Стихотворение написано как ответ монархистам, призывавшим Некрасова «правильно» отражать положение крестьян после отмены крепостного права, описывать наступившую «райскую» жизнь крестьян.

 

В стихотворении 4 строфы:

I –возмущенное оспаривание неактуальности своего творчества;

II – раздумья автора о поведении своей Музы;

III – рассуждения о подлинности народного счастья;

IV - итог; нет ответа – принесло ли освобождение счастье народу; автор не знает нужны ли мужику его стихи.

 

Стихотворение написано 6стопным ямбом с парной рифмой.

 

«О Муза! Я у двери гроба…» (1877)

 

Произведение числится последним творением Некрасова. Тяжелобольной поэт обращается к Музе.

 

Жанр: гражданская лирика.

 

Тема: признание творчества поэта в народе.

 

Образ Музы является основным в творчестве Некрасова, он появляется в нескольких произведениях поэта.

 

Три строфы стихотворения не разделяются пробелами – в тексте предложение, заканчивающее одну строфу, начинает следующую. Мысль автора льется непрерывным потоком, он спешит «выговориться».

 

Произведение делится на смысловые отрывки (их всего 3).

 

Поначалу герой кается перед своей Музой (первый отрывок), затем – объединяется с ней, представляя свое творчество с Музой. В заключении Некрасов рассказывает о Музе, говорит о неоднозначном отношении к ней соотечественника и иностранца.

 

В произведении использованы эпитеты и метафоры.

 

Размер – 4стопный ямб, кольцевая рифмовка с чередующимися женской и мужской рифмами.

 

Некрасов на смертном одре стремится утвердить главное для себя: нести людям правду, служить идеалам гуманизма.

 

 

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»







Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.