№ п/п | Арифметические | Логические | Отношения | Другие |
1 2 3 4 | *, /, div, mod +, - | NOT аnd, shl, shr, оr, xor | <=, >=, <>,<,>,= | @ адресное преобразование in |
К бинарным относятся арифметические операции, применяемые к двум операндам: умножение ( * ), деление ( / ), целочисленное деление ( DIV), остаток от целочисленного деления (MOD), сложение (+) и вычитание ( - ).
К унарным относятся арифметические операции, применяемые к одному операнду: операции + и – для целых вещественных чисел.
При выполнении целочисленного деления операцией DIV результатом является целая часть частного (остаток отбрасывается), например: 15 DIV 4 = 3.
В случае применения операции MOD результатом является остаток от деления левого на правый операнд (оба операнда целые), например: 11 MOD 3 = 2.
Согласно общим правилам вычисления в первую очередь вычисляются выражения, заключенные в круглые скобки, а затем вычисляются значения функций, входящих в выражение.
В арифметических выражениях без скобок вычисления выполняются в соответствии с приоритетом операций (табл. 1), т.е. сначала выполняется унарная операция (унарный минус), затем операции умножения и деления ( *, /, div, mod) и в последнюю очередь - операции сложения и вычитания ( +, - ) .
Оператор присваивания
Как и во всех языках программирования, в Pascal ABC имеется оператор присваивания. Он служит для определения или переопределения значения переменной. В случае переопределения старое значение переменной стирается и записывается новое значение. Структура оператора присваивания имеет следующий вид:
<идентификатор> := <выражение>;
Для идентификатора (имени переменной) допускается использовать любой тип, за исключением файлового. При этом тип идентификатора и тип выражения в операторе присваивания должны быть совместимы [1–3], т.е. для арифметического выражения используется переменная арифметического типа, для логического выражения – переменная логического типа и т.п.
С помощью этого оператора переменной, идентификатор которой стоит в левой части, присваивается значение выражения. Для обозначения операции присваивания применяется составной символ присваивания ( := ), слева от которого записывается имя переменной, а справа - выражение, значение которого предварительно вычисляется перед выполнением присваивания.
Пример арифметического оператора присваивания, где переменным присваиваются значения арифметических выражений:
y := x*y + sin(x); { VAR x, y: real ; }
x := 0; { VAR x: integer ;}
Пример логического оператора присваивания, где переменной присваивается значение логического выражения:
B := ( X<0 ) OR ( K>1 ); { VAR X, K: real; B: boolean;} .
Пример оператора присваивания, где переменной присваивается символ:
S := ' + '; { VAR S: char;}
Процедуры ввода-вывода
Ввод данных осуществляется с клавиатуры с помощью процедур Read или ReadLn. При повторных вызовах процедура Read позволяет вводить данные в одной и той же строке, а ReadLn выполняет ввод каждый раз с новой строки.
Например, ReadLn(x); означает ввод одного значения для переменной х. При выполнении данной процедуры происходит приостановка выполнения действий в программе и переход компьютера в состояние ожидания. Для ввода данных необходимо при помощи клавиатуры набрать нужное значение для переменной х и затем нажать клавишу ввода “Enter”.
Для процедуры ввода Read(x , y); необходимо будет ввести через пробел уже два значения: одно для переменной х, другое для переменной y.
Вывод данных на экран монитора осуществляется при помощи процедур write или writeln. При повторных вызовах процедура write продолжает выводить данные в одной и той же строке, а writeln выводит данные каждый раз с новой строки.
Например, процедура WriteLn(n:3); позволяет вывести на экран значение переменной n целого типа по заданному формату “ :3 ”. Согласно этому формату число позиций, отводимых под запись всего числа, включая его знак, будет равно 3.
Процедура Write(‘ s = ’ , s:8:3); выводит на экран сначала комментарий в виде символов s =, а затем само значение вещественной переменной s по указанному формату “ :8:3”, где 8 будет задавать общее число позиций, отводимых под запись всего числа, включая его знак, а 3 определяет число цифр после десятичной точки в записи этого же числа.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 211.