Переменная – это одно из основных понятий в программировании. Переменными называются величины, которые могут изменять свои значения в процессе выполнения программы. Для каждой переменной отводится отдельная ячейка памяти. Переменные имеют свои имена, называемые идентификаторами.
Переменные объявляются в начале программы в разделе описания переменных, который начинается со служебного слова VAR, после которого следует описание переменных. Однако переменные могут быть объявлены в начале любого блока BEGIN . . . END таким же образом, как и в начале программы:
VAR <имена_переменных> : <тип>;
Имена переменных в списке перечисляются через запятую, через двоеточие указывается тип этих переменных, а в конце ставится точка с запятой.
Например:
VAR x, y : real; { переменные x , y вещественного типа}
k, n : integer; { переменные k , n целого типа}
Именованными константами называются константы, которым присвоены имена. Именованные константы объявляются в разделе описания констант, начинающегося со служебного слова CONST. Допустимы два способа объявления именованных констант – с указанием типа констант или без типа. Сначала пишется имя (идентификатор) константы, а затем за символом “равно” (=) записывается значение этой константы. Разделителем в списке констант служит символ “ ; ” например :
CONST <идентификатор> = <значение> ;
<идентификатор> : <тип> = <значение>;
В отличие от переменных в системе Pascal ABC именованные константы в программе изменять нельзя. Именованные константы могут быть любого типа, кроме файлов.
Примеры объявления именованных констант простых типов:
CONST d = 35; {константа целого типа}
C1: integer = 311; {константа целого типа}
C2: real = 3.14; { константа вещественного типа}
C3: boolean = false; { константа логического типа}
C4: char = 'A'; { константа символьного типа}
В среде программирования Turbo Pascal константы с объявленным типом называются типизированными и фактически играют роль переменных с начальным значением.
Структура простой программы и комментарий
Простая программа начинается с заголовка программы служебным словом PROGRAM, за которым пишется имя программы. После заголовка следует раздел объявления именованных констант CONST и раздел объявления переменных VAR. Далее следует основной блок программы, начинающийся ключевым словом BEGIN и заканчивающийся словом END с точкой в конце. Основной блок программы состоит из выполняемых операторов, в которых используются только те данные, что были объявлены в разделе описаний. В конце каждого оператора обязательно должен стоять символ “ ; “. Программа компилируется последовательно, поэтому все, что используется в программе или подпрограмме, должно быть определено выше.
Приведем пример программы, преобразующей вещественные числа в целые:
PROGRAM INTR Е AL;
CONST Y= 5.7;
VAR A, B, C: INTEGER;
X, Y : REAL;
BEGIN
READ(X); {ввод числа с клавиатуры}
A := TRUNС(X); {выделение целой части X}
B := ROUND(Y); (* округление Y *)
C := B - A;
WRITELN( ' X= ' , X, ' A= ' , A , ' B= ' , B, ' C= ' , C); {вывод на экран
монитора}
END .
Программа на языке Паскаль может содержать произвольные комментарии.
Комментарий в Pascal ABC - это произвольная последовательность любых символов, обрамленная фигурными скобками { и } или составными символами
(* и *). С этой целью применяется также двойной слеш-символ //, после которого остаток строки воспринимается как комментарий. Комментарий разрешается вставлять в любое место программы, где по смыслу может стоять пробел.
ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ И ЧИСЛОВЫЕ ДАННЫЕ
Арифметические выражения
В программах на Паскале обрабатываются выражения различных типов. Простое выражение представляет собой константу или переменную.
Сложное выражение содержит константы и переменные, объединенные знаками операций, скобками и функциями. Данные, которые участвуют в операциях, называются операндами. Операциями называются действия, производимые над данными (т.е. операндами).
Арифметическим называется выражение, содержащее операнды целого или вещественного типов и арифметические операции. Правило для определения типа арифметического выражения: если в выражении все операнды целые и отсутствует операция деления, то результат выражения получится целого типа (integer), в противном случае - вещественного типа (real).
В арифметических выражениях могут использоваться бинарные и унарные арифметические операции (табл. 1), а также стандартные функции.
Таблица 1
Дата: 2019-02-02, просмотров: 230.