ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

6.1 Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

1. Информационные ресурсы в области государственного и муниципального менеджмента: учебная и научная литература.

2. Информационные ресурсы в области государственного и муниципального менеджмента: периодические издания.

3. Информационные ресурсы в области государственного и муниципального менеджмента: официальные сайты.

4. Государственный и муниципальный менеджмент: понятие и сущность.

5. Государственная управленческая деятельность: понятие, формы и методы.

6. Цели государственного и муниципального менеджмента.

7. Общество как объект государственного и муниципального управления.

8. Общая характеристика системы органов государственной власти в Российской Федерации.

9. Федеральное собрание Российской Федерации: принципы формирования и функции.

10. Институт президентства в Российской Федерации.

11. Правительство РФ

12. Федеральные органы исполнительной власти: виды и функции.

13. Местное самоуправление в системе публичной власти.

14. Структура органов местного самоуправления.

15. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ.

16. Основные критерии определения границ муниципальных образований.

17. Виды муниципальных образований.

18. Основные направления деятельности публичной власти.

19. Специфика государственной и муниципальной службы как особого вида профессиональной деятельности.

20. Понятие и правовые основы государственной службы

21. Понятие и правовые основы муниципальной службы

22. Правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих

23. Государственная и муниципальная власть: разграничение полномочий.

24. Основные проблемы реформирования сферы государственного и муниципального менеджмента.

25. Проблемы оценки эффективности государственного и муниципального менеджмента.

26. Современные методы повышения эффективности государственного и муниципального менеджмента.

 

6.2 Примерные тесты для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося

 

Вариант 1.

 

1. Специфической чертой государственного управления является:

а) опора на силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения;

б) опора на общечеловеческие нормы и ценности;

в) опора на методы материального стимулирования.

 

2. К числу профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», относятся:

а) умение определять приоритеты профессиональной деятельности;

б) способность принимать решения в условиях неопределенности;

в) умение разрабатывать федеральные законы;

г) умение правильно применять нормы права;

д) все вышеперечисленное.

 

3. Представительным и законодательным органом Российской Федерации является:

а) Федеральное собрание;

б) Федеративное собрание;

в) Правительство РФ.

 

4. В каком из перечисленных ниже изданий публикуются официальные тексты новых федеральных законов:

а) «Новая газета»;

б) «Российская газета»;

в) «Независимая газета»;

г) «Парламентская газета».

 

5. Государственная служба РФ делится на следующие виды:

а) военная и гражданская;

б) военная, правоохранительная и гражданская;

в) федеральная служба и служба субъектов РФ.

 

6. В каком году Российская Федерация подписала Европейскую Хартию местного самоуправления?

а) 1995;

б) 1996;

в) 1997;

г) 1998.

 

7. Какое государство обладает суверенитетом?

а) любое государство;

б) унитарное государство;

в) федеративное государство.

 

8. Правом законодательной инициативы обладают

а) Президент Федерации;

б) Совет Федерации;

в) Правительство Российской Федерации;

г) совершеннолетние граждане РФ.

 

9. Когда и какое первое учреждение парламентского типа появилось в России?

а) в 1900 г. и состояло из Государственной Думы;

б) в 1905 г. и состояло из двух палат: Государственного Совета и Государственной Думы.

в) в 1912 г. и состояло из двух палат: Государственного Совета и Государственной Думы;

 

10. Кто может быть избран Президентом РФ и на какой срок?

а) гражданин РФ не моложе 35 лет, сроком на 4 года;

б) гражданин РФ не моложе 35 лет, сроком на 6 лет;

в) гражданин любой страны не моложе 35 лет, сроком на 6 лет;

г) гражданин РФ не моложе 21 года, сроком на 4 года;

 

11. К полномочиям Государственной Думы относятся:

а) формирование Правительства;

б) решение вопроса о доверии Правительству;

в) рассмотрение федерального бюджета;

г) объявление амнистии;

д) все вышеперечисленное.

 

12. К ведению Совета Федерации относится:

а) назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ;

б) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

в) назначение выборов Президента РФ;

г) все ответы правильные.

 

13. Какая статья Конституции РФ признает и гарантирует местное самоуправление в Российской Федерации?

а) ст. 12;

б) ст.13;

в) ст. 20;

г) ст.18.

 

14. Укажите правильное определение «муниципальная службы»:

а) вид государственной гражданской службы

б) это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной;

в) это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на всех муниципальных должностях.

 

15. Организационной формой оценки муниципальных служащих является:

а) аттестация кадров;

б) адаптация персонала;

г) собеседование;

д) планирование карьеры.

 

16. Экономическая основа местного самоуправления:

а) федеральный бюджет;

б) имущество, находящееся в федеральной собственности;

в) средства местных бюджетов;

г) имущество граждан.

 

17. Городской округ

а) входит в состав муниципального района;

б) не входит в состав муниципального района;

в) может входить в состав муниципального района по решению органов местной власти.

 

18. Государственным гражданским и муниципальным служащим запрещено:

а) заниматься предпринимательской деятельностью;

б) использовать должностное положение в интересах политических партий;

в) выезжать в командировки;

г) разглашать служебную информацию.

 

19. Государственные гражданские служащие имеют право на

а) повышение квалификации за счет средств бюджета;

б) участие в профессиональных союзах;

в) государственную защиту жизни и здоровья;

г) все вышеперечисленное.

 

20. Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую и муниципальную службу в случае

а) выхода из гражданства РФ;

б) вступления в политическую партию;

в) предоставления подложных документов;

г) достижения предельного возраста в 55 лет;

д) все вышеперечисленное.

 

Вариант 2.

 

1. Специфической чертой государственного управления является:

а) распространенность на все общество;

б) распространенность на налогоплательщиков;

в) распространенность на социально незащищенные слои населения.

 

2. К числу общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», относятся:

а) знание базовых ценностей мировой культуры;

б) владение навыками самостоятельной творческой работы;

в) способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию;

г) владение основными европейскими языками;

д) все вышеперечисленное.

 

3. К числу наиболее информативных периодических изданий в сфере государственного и муниципального управления относятся:

а) «Муниципальная власть»;

б) «Государственная власть и местное самоуправление»;

в) «Государственная власть и муниципальное управление»;

г) «Экономика и управление»;

д) «Конституционное и муниципальное право».

 

4. Высший орган исполнительной власти в Российской Федерации носит наименование

а) Совет Федерации;

б) Федеральное собрание;

в) Государственная Дума;

г) Правительство РФ.

 

5. К основным принципам государственной службы относятся:

а) Профессионализм и компетентность служащих;

б) Стабильность гражданской службы;

в) Приоритет государственных интересов;

г) Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

 

6. В каком году Российская Федерация ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления?

а) 1995;

б) 1996;

в) 1997;

г) 1998.

 

7. К какому типу государства относится Россия?

а) монархия;

б) парламентская республика;

в) президентская республика.

 

8. Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации состоит из:

а) двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы;

б) одной палаты - Совета Федерации;

в) одной палаты - Государственной Думы.

 

9. Количество депутатов и их срок деятельности в Государственной Думе:

а) 400 депутатов, избираются на 6 лет;

б) 450 депутатов избираются на 4 года;

в) 450 депутатов, избираются на 5 лет;

г) 450 депутатов, избираются на 6 лет.

 

10. Государственная Дума:

а) утверждает состав Правительства РФ;

б) отправляет в отставку Правительство РФ либо отдельных его членов; в) назначает Председателя Центробанка и Председателя Счетной Палаты;

г) утверждает по представлению Президента РФ Председателя Правительства .

 

11. Назовите функции Правительства РФ:

а) управляет федеральной и муниципальной собственностью;

б) формирует федеральные целевые программы;

в) разрабатывает федеральный бюджет;

г) все вышеперечисленное.

 

12. В каких ее статьях Конституции РФ закреплены основные права местного самоуправления?

а) ст.130-133;

б) ст. 140-143;

в) ст. 150-153.

 

13. Что обязательно имеет муниципальное образование?

а) представительный орган;

б) местный бюджет;

в) гимн;

г) устав муниципального образования;

д) все вышеперечисленное

 

14. Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются:

а) уставом муниципального образования;

б) Кодексом законов о труде;

в) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; г) Федеральными законами.

 

15. Кто из нижеперечисленных не является муниципальным служащим?

а) глава муниципального образования;

б) заместитель главы муниципального образования;

в) начальник управления администрации

г) референт.

 

16. На муниципальных выборах граждане определяют путем голосования:

а) состав исполнительных органов местного самоуправления;

б) состав представительных органов местного самоуправления;

в) состав представительных и исполнительных органов муниципального образования;

г) состав контрольных органов муниципального образования..

 

17. Городские поселения

а) входят в состав муниципального района;

б) не входят в состав муниципального района;

в) могут входить в состав муниципального района по решению органов местной власти.

 

18. Государственным гражданским и муниципальным служащим запрещено:

а) заниматься предпринимательской деятельностью;

б) использовать средства материально-технического и финансового обеспечения во внеслужебных целях;

в) отказываться от публичных высказываний в отношении деятельности органов государственной власти;

г) использовать должностное положение в интересах религиозных объединений.

 

19. Государственные гражданские и муниципальные служащие имеют право на:

а) ознакомление с документами, устанавливающими их права и обязанности;

б) государственное пенсионное обеспечение;

в) уважение со стороны коллег;

г) защиту персональных данных.

 

20. Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую и муниципальную службу в случае

а) приобретения гражданства другого государства;

б) вступления в религиозную организацию или общественное объединение;

в) признание его недееспособным по решению суда;

г) непредставления сведений о доходах;

д) все вышеперечисленное.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

7.1 Основная литература

1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бака-лавров / И. А. Василенко .— 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013 .— 495с. : ил .— ISBN 978-5-9916-2069-7 : 344 р. 96 к.

2. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления: учебник [Электронный ресурс] / М.: Юнити-Дана, 2012. - 689 с. (Университетская библиотека онлайн).

3. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность : учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов .— 3-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2013 .— 200 с. — (Бакалавриат).

 

7.2 Дополнительная литература

1. Конституция РФ. М., 2014.

2. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ; по состоянию на 21 апреля 2014г. // СПС «Консуль-тант плюс». Версия Проф.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ: по состоянию на 21 апр. 2014 г. // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.

4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 г. №58-ФЗ: по состоянию на 21 апр. 2014 г. // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.

5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федера-ции» от 27.07.2004 г. №79-ФЗ: по состоянию на 21 апр. 2014 г. // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.

6. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 №25-ФЗ: по состоянию на 03 мая 2014 г. // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.

7. Алехин А.П., Кармолицкий А.П. Административное право России: учебник. М.: Зерцало-М, 2011. - 712 с.

8. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Учебник [Электронный ре-сурс] // URL:http://www.biblioclub.ru/book/54705/.

9. Бабун Р. В. Местное самоуправление и муниципальное управление: современные проблемы. Обнинск: Ин-т муниципального управления, 2010. - 200 с.

 

10. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление : учебник для бака-лавров / Ю. В. Гимазова ; Государственный университет управления; под ред. Н. А. Омель-ченко.— Москва :Юрайт, 2014.— 453 с.

11. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М.: Про-спект, 2008. - 640 с.

12. Игнатов, Владимир Георгиевич. Государственное и муниципальное управление в России. Теория и организация : учебное пособие / В.Г. Игнатов .— 6-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д : Издательский центр "МарТ" : Феникс, 2010 .— 384 с.

13. Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учеб.пособие // URL:https://bashedu.bibliotech.ru/Account/LogOn.

14. Мокрый В.С., Сапожников А.А., Семкина О.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ: учебное пособие. М: КНОРУС, 2008.

15. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М.: Норма, 2009. - 928 с.

 

7.3Периодические издания

Журналы:

1. Власть (журнал).

2. Вопросы государственного и муниципального управления (журнал) -http://ecsocman.hse.ru/mags/vgu .

3. Вопросы местного самоуправления.

4. Государственная служба - http://mgs.migsu.ru/

5. Государственная власть и местное самоуправление.

6. Конституционное и муниципальное право.

7. Менеджмент в России и за рубежом.

8. Экономика и управление (Уфа). Газеты:

Российская газета

 

7.4 Интернет-ресурсы

1. Президент России http://president.kremlin.ru.

2. Совет Федерации http://www.council.gov.ru/

3. Информационный канал Совета Федерации http://www.akdi.ru/sf\

4. Государственная служба - gossluzhba.gov.ru/

5. Государственная Дума http://www.duma.gov.ru.

6. Информационный канал Государственной Думы http://www.akdi.ra/gd/inf_k.htm.

7. Конституционный суд России http://ksrf.ru/

8. Информационный канал Конституционного суда России http://www.akdi.ru/ks.

9. Верховный Суд России http://www.supcourt.ru.

10. Правительство РФ http://www.government.gov.ru.

11. Генпрокуратура РФ www.genproc.gov.ru.

12. Сервер органов государственной власти РФ http://www.gov.ru/

13. ФЦП «Электронная Россия» http://e-rus.ru.

 

7.5 Методические указания к лабораторным занятиям

 

Лабораторные занятия учебным планомне предусматриваются.

 

7.6Методические указания к практическим занятиям

 

Практическое занятие №1 Информационные ресурсы в государственном муниципальном менеджменте

 

Главной целью ПЗ по теме «Информационные ресурсы в государственном и муниципальном менеджменте» является овладение навыками самостоятельного поиска и анализа информации в профессиональной сфере. Основной вид СРС - изучение рекомендованных периодических изданий официальных сайтов органов власти. Контроль осуществляется в ходе практического занятия, контрольной работы, экзамена.

 

Тема | Виды источников информации

  Нормати Учебная Научная Периодические Официальные
  вно- литератур литература издания (с сайты органов
  правовые а (не (не менее указанием года государственной
  акты менее пяти наименова ний) трех наименовани й) и номера) и муниципальной власти
Система государственного          
управления в РБ          
Институт президентства в РФ          
Профессиональная подготовка          
государственных служащих          
Структура органов местного          
самоуправления          
Судебная система РФ          

 

Практическое занятие № 2 Кадровый потенциал государственного и муниципального менеджмента

 

Главной целью ПЗ по теме «Кадровый потенциал государственного и муниципального менеджмента»является изучение основных этапов прохождения государственной и муниципальной службы. Основной вид СРС- изучение рекомендованных нормативных актов и литературы. Контроль осуществляется в ходе практического занятия, контрольной работы, экзамена.

 

Задание:

1. Проведение конкурса на замещение должностей государственных гражданских и муниципальных служащих.

2. Аттестация государственных гражданских и муниципальных служащих.

3. Подготовка государственных гражданских и муниципальных служащих: Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление».

4. Переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.

 

Практическое занятие № 3 Система органов государственного управления в РФ

 

Главной целью ПЗ по теме «Система органов государственного управления\ в РФ» является изучение структуры и функций органов законодательной и исполнительной власти РФ.. Основной вид СРС- подготовка реферата по предложенной теме. Контроль осуществляется в ходе выступления по теме реферата, контрольной работы, экзамена.

 

Задание:

1. Парламент в системе законодательной власти

2. Законодательный процесс в РФ

3. Совет Федерации: порядок формирования, полномочия и функции.

4. Государственная Дума: порядок формирования, полномочия и функции.

 

Практическое занятие № 4 Местное самоуправление и его роль в государственном устройстве

Главной целью ПЗ по теме «Местное самоуправление и его роль в государственном устройстве» является изучение основных видов муниципальных образований. Основной вид СРС - изучение рекомендованных нормативных актов и литературы, периодических изданий официальных сайтов муниципальных органов власти. Контроль осуществляется в ходе практического занятия, деловой игры, экзамена.

 

Задание 1.

1. Основные критерии определения границ муниципальных образований.

2. Процедура установления и изменения границ муниципального образования по ФЗ №131 2003 года.

3. Основные типы муниципальных образований по ФЗ №131 2003 года.

4. Особенности территориальной организации муниципальных образований специального типа.

 

Задание 2.

Тема для деловой игры: создание Большой Уфы (экономические, географические, социальные, культурные аспекты)

 

Практическое занятие № 5 Основные проблемы государственного и муниципального менеджмента в Российской Федерации

 

Главной целью ПЗ по теме «Основные проблемы государственного и муниципального менеджмента в Российской Федерации» является изучение критериев оценки эффективности государственного и муниципального менеджмента.. Основной вид СРС - проработка рекомендованных нормативных актов и рекомендованной литературы. Контроль осуществляется в ходе контрольной работы, экзамена.

 

Темы для дискуссии:

1. Социальная эффективность государственного и муниципального управления.

2. Предупреждение коррупции в аппарате государственного управления.

 

7.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы.

 

Курсовая работа учебным планом не предусматривается.

 

7.8 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

 

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов:

- табличный процессор MicrosoftExcel,

- текстовый редактор MicrosoftWord.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1) компьютер;

2) проектор;

3) экран.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Подготовка к семинарским и практическим занятиям Семинарские занятия - одна из важнейших форм учебного процесса. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в предмете невозможно. Поэтому главным условием усвоения дисциплины является тщательная подготовка студента к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал необходимый для освоения поставленных вопросов.

3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы, т.к. помогают выработать собственное понимание сущности рассматриваемых вопросов.

Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по исследованию систем управления, рекомендуемая к каждому занятию.

При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотрам текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:

а) сформулируйте общее представление о произведении;

б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари и справочную литературу;

в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;

г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.

4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.

 

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа заключается в проработке материала, изложенного на лекции; чтении основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям и написанию курсовой работы. По желанию студенты могут готовить рефераты по согласованной с преподавателем теме. Приветствуется выступление студентов на студенческих научно-практических конференциях с докладами по тематике дисциплины.

В процессе самостоятельной работы у студента возникает необходимость целостного, системного восприятия содержания разных видов аудиторных занятий, потребность привлечения дополнительных сведений из рекомендованной учебной и методической литературы, а также ресурсов глобальной сети Internet с целью расширения кругозора, выяснения деталей и нюансов изучаемых вопросов, так как ни одно аудиторное занятие не может заменить как обширную учебную литературу, так и необходимые справочные источники.

В результате самостоятельной деятельности у обучаемых могут появиться опосредованные вопросы к преподавателям по существу материала.

Так как объем преподавания дисциплины включает в себя всего 50 аудиторных часа, СРС предполагается по всем темам.

В рамках СРС рекомендуется дать задание студентам:

1. Изучить самостоятельно научную монографическую литературу по указанной проблематике (для последующего обсуждения на практических занятиях).

2. Подобрать материал для проведения круглого стола или эссе по согласованной с преподавателем и другими студентами теме.

 

Указания по работе с литературой, конспектами лекций и учебно-методическими изданиями

В ходе подготовки к практическим занятиям важное место отводится самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой: монографиями, научными сборниками, статьями, учебниками, учебными пособиями. Изучение этой литературы позволяет расширить объем информации, углубить теоретические знания, приобрести практические навыки более коротким и эффективным путем.

Приступая к самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой, целесообразно решить вопрос о конкретном пути продвижения к цели: изучать ли сначала документы, монографии и другие первоисточники и только затем учебно-методическую литературу или наоборот. В принципе, здесь не исключен самостоятельный подход к выбору пути. Но можно воспользоваться и следующей рекомендацией: если студент приступает к изучению социальной проблемы впервые, необходимо начать с научно-популярной литературы, с изданий справочного характера. Это поможет войти в курс дела, понять сущность темы, основные направления ее разработки, облегчит путь к цельному изучению проблемы.

Выбрав книгу для изучения, необходимо обратить внимание на сведения, содержащиеся на ее титульном листе: формулировку названия, место и год издания, издательскую аннотацию, изучить оглавление, последовательность изложения вопросов. Если оглавление дает общее представление о работе, то ее вводная часть позволяет понять, чем вызвано появление исследования, с кем полемизирует автор, какова его концепция. При предварительном знакомстве с источником, обратите внимание на заключение работы и научный аппарат. Это своего рода зеркало, отражающее источник полученной информации.

Предварительное знакомство с книгой, несомненно, облегчит ее изучение, даст первое представление о содержащихся в ней проблемах. Внимательное чтение работы потребует от студента сосредоточиться на содержании ее цельных частей: глав и разделов. Изучение источника по частям облегчит уяснение логики рассуждений автора, так как глава или раздел произведения содержат в себе определенное ядро концепции в целом. Если произошел перерыв в чтении, то, приступая к очередному чтению, необходимо бегло просмотреть уже прочитанное, возобновить в памяти основные положения текста. При этом необходимо постараться держать в сознании главную идею работы, систему аргументации и доказательств автора.

Важнейшие требования к изучению источника - это увязать основные его положения с современными реалиями.

Какой бы хорошей у студента ни была память, она не в состоянии удержать обширную информацию - многостороннюю и трудную для восприятия. Поэтому в той или иной форме рекомендуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму.

• Краткий план книги. Такая форма записи способствует быстрому восстановлению в памяти прочитанного, ибо по ходу чтения фиксируется структура источника, в предельно сжатой и лаконичной форме делаются заметки о последовательности изложения проблем. Краткие записи можно при необходимости дополнить цитированием отдельных положений, чтобы подчеркнуть значение проблем, фактов, явлений и т. д.

• Тезисы. Это не просто отражение, пересказ прочитанного материала, а акцентирование внимания на выводах, доказательствах, содержащихся в произведении, это краткое, обобщенное выражение основных идей изучаемого материала. Кстати, студенты могут встретить в изучаемой работе тезисы непосредственно самого автора.

• Выписки. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный вид самостоятельной работы. Выписки делаются на карточках, листочках, в особых тетрадях, блокнотах; полезно иметь отдельный файл в своем компьютере. Таким способом накапливается материал, сконцентрированный воедино из целого ряда источников. Выписки очень полезны при написании докладов, рефератов, других работ. Особенность такого рода записей заключается в том, что выписываются только те факты, теоретические концепции, статистический материал и т. п., которые интересуют именно студента и которые могут использоваться в его научной работе.

• Аннотация. Эта форма записи - наилучший способ обозначить наиболее общие представления об источнике. Ею пользуются, главным образом, историографы, библиографы, специалисты в области рекламы и т. п.

• Конспект. Анализ конспектов студентов указывает на типичные ошибки, допускаемые при конспектировании. Во-первых, примерно половина студентов записать лекцию дословно практически не успевают, а первоисточники буквально переписывают, хотя и в несколько сокращенном виде. Этому есть свои объяснения: дефицит времени, распыленность информации, недоступность материала, отсутствие общепринятых навыков сокращения слов, сложность содержания, неумение точно выражать свои мысли, общая усталость и т. д. Наиболее известная и распространенная форма конспектирования - сокращенная запись источника по продуманному заранее плану. Главная цель конспектирования - сохранить основные положения, идеи и выводы автора, отобрать наиболее важное и существенное из текста в целом. Составленный таким образом конспект с успехом может быть использован при подготовке теоретических и научно-практических докладов, выступлений на конференциях, семинарах, «круглых столах» и т. п. Составляя конспект, следует исходить из того, что конспект - не самоцель, а важнейшее средство углубленного уяснения основных положений источника, а при необходимости -и быстрейшего воспроизводства в памяти прочитанного и законспектированного. Приступая к конспектированию, необходимо обстоятельно ознакомиться с источником и на этой основе законспектировать его главные положения, сославшись на соответствующие страницы конспектируемой работы. Для выделения наиболее существенных абзацев целесообразно отделить выводы от пояснений, концепции - от их обоснований, примеры - от доказательств и т. д. Не следует подменять конспектирование переписыванием наиболее важных мест первоисточника, тем более, произвольно толковать переписанное.

Объем конспекта - далеко не решающий фактор. Главное - сохранение содержания материала в коротком тексте. Конспектировать целесообразно, прежде всего, определения, ключевые понятия, которые существенно влияют на общее понимание смысла, заключенного в источнике; важнейшие цитаты, статистический материал, новые или малоизвестные факты и положения, которые заведомо потребуются. Конспект полезен тем, что просмотр отдельных его фраз, слов и даже отдельных знаков при соответствующих условиях может означать для конспектирующего больше, чем чтение страниц описательного текста.

Структура и форма конспектов могут быть разными. Сохранение структуры источника и конспективное изложение сути источника, его актуальные положения со ссылками на конкретные страницы произведения, использование приемов, акцентирующих внимание на этих положениях (подчеркивание, условные значки, сокращения и т. д.) помогут в нужное время быстро возобновить в памяти проработанный текст. Конспектирование - это область творческого подхода к изучению произведения, оно не тождественно переписыванию текста автора; обильное цитирование не облегчит работу, скорее наоборот. Руководствоваться целесообразнее тем, что главное в источниках - это научно-критический анализ объективной действительности, практическая жизнь и опыт решения проблем, теоретико-методологические аспекты, важнейшие идеи. Настоящий интерес представляет такой конспект, где основные положения автора подвергнутся конспектирующим собственному осмыслению, будут увязаны с современными проблемами.

 

Рекомендации студенту по подготовке реферата. Если основа Вашего интереса к предмету больше, чем увлечение, а ваш выбор достаточно осознан, то есть смысл попытаться разобраться в некоторых проблемах более глубоко. В таком случае вам предстоит стать исследователем, взглянуть на исследуемые процессы самостоятельно, и, может быть, вы обнаружите то, что ранее оставалось незамеченным.

Прежде всего, постарайтесь четко сформулировать тему реферата, которая должна кратко выражать его суть. Продумайте, какие вопросы, и в какой последовательности вам необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет вам составить четкий план реферата.

Важнейший этап в подготовке реферата - изучение литературы по данной теме. Отобрать ее вам помогут библиотекари, библиографы БашГУ, Национальной библиотеки имени З. Валиди и городских библиотек. По предметному каталогу определите круг основной литературы по вашей теме: документальные сборники, работы отдельных авторов, в том числе монографические исследования. По алфавитному или электронному каталогу познакомьтесь с названиями других исследований данных авторов, некоторые из них могут вам пригодиться. Читая выбранные вами книги и статьи, обратите внимание на ссылки авторов на источники, так как они могут заинтересовать вас уже в ходе более детального знакомства с темой. Выписки делайте на особых листах, карточках удобных для последующей обработке и систематизации материала.

Поскольку реферат представляет опыт научного исследования, то он должен содержать ссылки на изученную литературу. Вместе с тем текст исследования не должен быть перегружен цитатами. Они должны использоваться лишь для обоснования принципиальных положений работы, быть точными и иметь ссылку на источник, из которого заимствовано то или иное положение. В приложении к работе помещается библиография (список литературы). Библиография должна включать лишь ту литературу, которая непосредственно использована в реферате. (Правила оформления письменной работы см. на сайте ИУБП).

Реферат обязательно защищается на том семинарском занятии, к которому относится выбранная тема. В течение 8-10 минут необходимо доступно и аргументировано изложить основные положения своей работы, придерживаясь примерно такой схемы:

- актуальность темы;

- обзор источников и литературы и их оценка;

- задачи автора реферата;

- рассмотренные проблемы и результаты;

- выводы по вопросам и в целом по теме;

- практические рекомендации.

В целях более доступного изложения можно использовать средства визуализации. Каждому докладчику выделяются два оппонента (по желанию), которые должны заранее ознакомитьсс материалами реферата, написать письменную рецензию и доложить на семинаре. Приветствуется участие и других студентов в обсуждении реферата

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

При самостоятельном изучении отдельных тем дисциплины необходимо учитывать следующие рекомендации.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 303.