СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии факультета протокол от 31 августа 2015 г. № 1
доцент, к.и.н. | (подпись) | М.Л. Мусорина (И.О. Фамилия) |
Бирск 2015
Содержание
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3
2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.. 3
3 ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3
- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации (ПК-1); 3
- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования к (ПК-2); 6
- способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8); 7
- способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10); 9
- владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11); 10
- способностью осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы) (ПК-16); 12
4 СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(МОДУЛЯ) 13
5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 16
6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 17
7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 23
-перечень литературы .....…………………………………………………………………….22
-перечень интернет ресурсов…………………………………………………………………..24
8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 26
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ………………………………………………….26
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАБОТЕ СТУДЕНТОВ ………….30
11. РЕЙТИНГ-ПЛАНЫ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................................................... 32
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Государственный и муниципальный менеджмент» является формирование у студентов представления о содержании государственного и муниципального менеджмента как особого вида управленческой деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
- введение будущих специалистов в круг основных проблем, понятий, закономерностей профессиональной деятельности.
- формирование у студентов представления о государственном и муниципальном менеджменте как о системном явлении;
- формирование у студентов навыков самостоятельного поиска и анализа информации в сфере профессиональной деятельности.
- формирование у студентов представления о государственной и муниципальной службе как особом виде профессиональной деятельности;
- изучение системы представительных и исполнительных органов государственной власти;
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Изучение дисциплины «Государственный и муниципальный менеджмент» проводится для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 38.03.04 - «Государственное и муниципальное управление» профиля «Муниципальное управление» и осуществляется в составе гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, сформированных в результате освоения студентами программы полного среднего образования, а также таких дисциплин образовательной программы по направлению подготовки 38.03.04- «Государственное и муниципальное управление», как «Отечественная история», «Социология», «Теория государства и права», «История мировых цивилизаций», «Экономическая теория».
Освоение дисциплины «Государственный и муниципальный менеджмент» служит основой для изучения дисциплин профессионального цикла, прежде всего таких, как «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Этика государственной и муниципальной службы», «Административное право», «Муниципальное право», «Принятие и исполнение государственных решений».
ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации (ПК-1);
Компоненты компетенции | Формы и средства формирования |
Знает способы определения приоритетов профессиональной деятельности, способы разработки и эффективного исполнения решений, в том числе в условиях неопределенности и рисков, об адекватных инструментах и технологиях регулирующего воздействия при реализации управленческих решений в публичной сфере | Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет ориентироваться и оценивать приоритеты профессиональной деятельности в сфере публичного управления, ориентироваться и оценивать способы разработки и эффективного исполнения решений, в том числе в условиях неопределенности и рисков, ориентироваться и оценивать адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческих решений в публичной сфере | Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеет Комплексными навыками определения приоритетов профессиональной деятельности в сфере публичного управления; -комплексными навыками разработки управленческих решений в публичной сфере; -комплексными навыками использования адекватных инструментов и технологий, регулирующего воздействия при реализации управленческих решений в публичной сфере | Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий. |
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущегоко нтроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
Модуль 1. Государственный и муниципальный менеджмент как особый вид | |||
управленческой деятельности | |||
1 | Государственный и муниципальный менеджмент: цели и методы | Государственный и муниципальный менеджмент: понятие и сущность. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление». Специфика государственного и муницппального менеджмента. Государственное и муниципальное управление как направление подготовки высшего профессионального образования. Понятие управления. Признаки управленческой деятельности. Виды управления. Специфика ГМУ. Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «ГМУ». | ДЗ, РК |
2 | Информационные ресурсы в сфере государственного и муниципального менеджмента | Виды информационных ресурсов в сфере государственного и муниципального менеджмента. Основные учебные пособия по курсу. Нормативно-правовые акты. Методика использования справочной базы «КонсультантПлюс». Периодические издания. Методика использования Internet-ресурсов. Методика работы на лекциях. Подготовка к практическому занятию. Методика работы с текстом; подготовка выписок, тезисов, конспекта | ДЗ |
3 | Человеческий потенциал государственного и муниципального менеджмента | Понятие и виды государственной службы. Правовые основы государственной службы в РФ. Принципы государственной службыФункции государственной службы. Муниципальная служба как профессиональная деятельность. Признаки муниципальной службы. Правовые основы муниципальной службы в РФ и РБ. Принципы муниципальной службы. Правовой статус государственных и муниципальных служащих. Права и обязанности служащих. Основные методы государственного и муниципального менеджмента. Конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской и муниципальной службы. Аттестация служащих. Повышение квалификации служащих. | ДЗ, РК |
гуль 2. Государство кг | 1к субъект управления общественными процессе | 1ми | |
4 | Система органов государственного управления в Российской Федерации | Парламент в системе законодательной власти. Способы формирования парламентов. Федеральное собрание РФ. Совет федерации: порядок формирования и полномочия. Порядок формирования Государственной думы РФ. Этапы законодательного процесса. Институт Президента в РФ. Процедура избрания президента. Полномочия президента. Система исполнительной власти в РФ. Виды органов исполнительной власти. Правительство РФ: порядок формирования и компетенция. Федеральные органы исполнительной власти. Министерства. Федеральные службы и агентства | ДЗ, Т |
5 | Местное самоуправление и его роль в государственном устройстве | Роль местного самоуправления в развитии демократического общества. Конституционно-правовые основы местного самоуправления. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Территориально-демографические основы местного самоуправления. Виды муниципальных образований. Структура органов местной власти Представительный орган. Глава муниципального образования 1\/Грг"гняа яттдлтднтдг'тпятттда | ДЗ, т |
6 | Основные проблемы государственного и муниципального менеджмента в Российской Федерации | Основные тенденции развития системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Ключевые проблемы государственного и муниципального менеджмента. Совершенствование нормативно-правовой базы государственного и муниципального менеджмента. | ДЗ, РК |
В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно-графического задания (РГЗ), домашнего задания (ДЗ) написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), рубежный контроль (РК), тестирование (Т) и т.д.
4.2 Объем дисциплины и виды учебной работы
заочная форма обучения
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
2 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 108 | 108 |
Аудиторная работа: | 18 | 18 |
Лекции (Л) | 6 | 6 |
Практические занятия (ПЗ) | 4 | 4 |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
КСР | 8 | 8 |
Самостоятельная работа: | 81 | 81 |
Самостоятельное изучение разделов | 40 | 40 |
Контрольная работа (К) | 1 | 1 |
Самоподготовка (проработка и повторение | ||
лекционного материала и материала учебников и | ||
учебных пособий, подготовка к лабораторным и | ||
практическим занятиям, коллоквиумам, | 30 | 30 |
рубежному контролю и т.д.) | ||
Подготовка и сдача экзамена | 10 | 10 |
Вид итогового контроля: экзамен |
4.3 Лабораторные работы
Лабораторные работы учебным планомне предусматриваются.
4.4 Практические занятия (семинары)
№ занятия | № раздела | Тема | Кол-во часов |
1 | 2 | Информационные ресурсы в государственном и муниципальном менеджменте | 4 |
2 | 3 | Кадровый потенциал государственного и муниципального менеджмента | 4 |
3 | 4 | Система органов государственного управления в РФ | 4 |
4 | 5 | Местное самоуправление и его роль в государственном устройстве | 4 |
5 | 6 | Основные проблемы государственного и муниципального менеджмента в Российской Федерации | 2 |
4.5 Курсовой проект (курсовая работа)
Курсовая работа учебным планом не предусматривается.
4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ раздела | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов | |
2 | Информационные ресурсы в сфере государственного и муниципального менеджмента | 4 | |
3 | Основные методы государственного и муниципального менеджмента | 2 | |
3 | Проведение конкурса на замещение должностей государственных гражданских и муниципальных служащих | 1 | |
3 | Аттестация государственных гражданских и муниципальных служащих. | 1 | |
4 | Структура и функции федеральных органов исполнительной власти | 4 | |
5 | Критерии установления границ муниципальных образований | 1 | |
5 | Основные типы муниципальных образований в Российской Федерации | 3 | |
6 | Критерии оценки эффективности государственного и муниципального менеджмента | 2 | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
1
Итого 18
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
7.1 Основная литература
1. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учебник для бака-лавров / И. А. Василенко .— 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013 .— 495с. : ил .— ISBN 978-5-9916-2069-7 : 344 р. 96 к.
2. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления: учебник [Электронный ресурс] / М.: Юнити-Дана, 2012. - 689 с. (Университетская библиотека онлайн).
3. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность : учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов .— 3-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2013 .— 200 с. — (Бакалавриат).
7.2 Дополнительная литература
1. Конституция РФ. М., 2014.
2. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ; по состоянию на 21 апреля 2014г. // СПС «Консуль-тант плюс». Версия Проф.
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ: по состоянию на 21 апр. 2014 г. // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.
4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 г. №58-ФЗ: по состоянию на 21 апр. 2014 г. // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.
5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федера-ции» от 27.07.2004 г. №79-ФЗ: по состоянию на 21 апр. 2014 г. // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.
6. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 №25-ФЗ: по состоянию на 03 мая 2014 г. // СПС «Консультант плюс». Версия Проф.
7. Алехин А.П., Кармолицкий А.П. Административное право России: учебник. М.: Зерцало-М, 2011. - 712 с.
8. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Учебник [Электронный ре-сурс] // URL:http://www.biblioclub.ru/book/54705/.
9. Бабун Р. В. Местное самоуправление и муниципальное управление: современные проблемы. Обнинск: Ин-т муниципального управления, 2010. - 200 с.
10. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление : учебник для бака-лавров / Ю. В. Гимазова ; Государственный университет управления; под ред. Н. А. Омель-ченко.— Москва :Юрайт, 2014.— 453 с.
11. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. М.: Про-спект, 2008. - 640 с.
12. Игнатов, Владимир Георгиевич. Государственное и муниципальное управление в России. Теория и организация : учебное пособие / В.Г. Игнатов .— 6-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д : Издательский центр "МарТ" : Феникс, 2010 .— 384 с.
13. Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учеб.пособие // URL:https://bashedu.bibliotech.ru/Account/LogOn.
14. Мокрый В.С., Сапожников А.А., Семкина О.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ: учебное пособие. М: КНОРУС, 2008.
15. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М.: Норма, 2009. - 928 с.
7.3Периодические издания
Журналы:
1. Власть (журнал).
2. Вопросы государственного и муниципального управления (журнал) -http://ecsocman.hse.ru/mags/vgu .
3. Вопросы местного самоуправления.
4. Государственная служба - http://mgs.migsu.ru/
5. Государственная власть и местное самоуправление.
6. Конституционное и муниципальное право.
7. Менеджмент в России и за рубежом.
8. Экономика и управление (Уфа). Газеты:
Российская газета
7.4 Интернет-ресурсы
1. Президент России http://president.kremlin.ru.
2. Совет Федерации http://www.council.gov.ru/
3. Информационный канал Совета Федерации http://www.akdi.ru/sf\
4. Государственная служба - gossluzhba.gov.ru/
5. Государственная Дума http://www.duma.gov.ru.
6. Информационный канал Государственной Думы http://www.akdi.ra/gd/inf_k.htm.
7. Конституционный суд России http://ksrf.ru/
8. Информационный канал Конституционного суда России http://www.akdi.ru/ks.
9. Верховный Суд России http://www.supcourt.ru.
10. Правительство РФ http://www.government.gov.ru.
11. Генпрокуратура РФ www.genproc.gov.ru.
12. Сервер органов государственной власти РФ http://www.gov.ru/
13. ФЦП «Электронная Россия» http://e-rus.ru.
7.5 Методические указания к лабораторным занятиям
Лабораторные занятия учебным планомне предусматриваются.
7.6Методические указания к практическим занятиям
Практическое занятие №1 Информационные ресурсы в государственном муниципальном менеджменте
Главной целью ПЗ по теме «Информационные ресурсы в государственном и муниципальном менеджменте» является овладение навыками самостоятельного поиска и анализа информации в профессиональной сфере. Основной вид СРС - изучение рекомендованных периодических изданий официальных сайтов органов власти. Контроль осуществляется в ходе практического занятия, контрольной работы, экзамена.
Тема | Виды источников информации
Нормати | Учебная | Научная | Периодические | Официальные | |
вно- | литератур | литература | издания (с | сайты органов | |
правовые | а (не | (не менее | указанием года | государственной | |
акты | менее пяти наименова ний) | трех наименовани й) | и номера) | и муниципальной власти | |
Система государственного | |||||
управления в РБ | |||||
Институт президентства в РФ | |||||
Профессиональная подготовка | |||||
государственных служащих | |||||
Структура органов местного | |||||
самоуправления | |||||
Судебная система РФ |
Практическое занятие № 2 Кадровый потенциал государственного и муниципального менеджмента
Главной целью ПЗ по теме «Кадровый потенциал государственного и муниципального менеджмента»является изучение основных этапов прохождения государственной и муниципальной службы. Основной вид СРС- изучение рекомендованных нормативных актов и литературы. Контроль осуществляется в ходе практического занятия, контрольной работы, экзамена.
Задание:
1. Проведение конкурса на замещение должностей государственных гражданских и муниципальных служащих.
2. Аттестация государственных гражданских и муниципальных служащих.
3. Подготовка государственных гражданских и муниципальных служащих: Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление».
4. Переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.
Практическое занятие № 3 Система органов государственного управления в РФ
Главной целью ПЗ по теме «Система органов государственного управления\ в РФ» является изучение структуры и функций органов законодательной и исполнительной власти РФ.. Основной вид СРС- подготовка реферата по предложенной теме. Контроль осуществляется в ходе выступления по теме реферата, контрольной работы, экзамена.
Задание:
1. Парламент в системе законодательной власти
2. Законодательный процесс в РФ
3. Совет Федерации: порядок формирования, полномочия и функции.
4. Государственная Дума: порядок формирования, полномочия и функции.
Практическое занятие № 4 Местное самоуправление и его роль в государственном устройстве
Главной целью ПЗ по теме «Местное самоуправление и его роль в государственном устройстве» является изучение основных видов муниципальных образований. Основной вид СРС - изучение рекомендованных нормативных актов и литературы, периодических изданий официальных сайтов муниципальных органов власти. Контроль осуществляется в ходе практического занятия, деловой игры, экзамена.
Задание 1.
1. Основные критерии определения границ муниципальных образований.
2. Процедура установления и изменения границ муниципального образования по ФЗ №131 2003 года.
3. Основные типы муниципальных образований по ФЗ №131 2003 года.
4. Особенности территориальной организации муниципальных образований специального типа.
Задание 2.
Тема для деловой игры: создание Большой Уфы (экономические, географические, социальные, культурные аспекты)
Практическое занятие № 5 Основные проблемы государственного и муниципального менеджмента в Российской Федерации
Главной целью ПЗ по теме «Основные проблемы государственного и муниципального менеджмента в Российской Федерации» является изучение критериев оценки эффективности государственного и муниципального менеджмента.. Основной вид СРС - проработка рекомендованных нормативных актов и рекомендованной литературы. Контроль осуществляется в ходе контрольной работы, экзамена.
Темы для дискуссии:
1. Социальная эффективность государственного и муниципального управления.
2. Предупреждение коррупции в аппарате государственного управления.
7.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы.
Курсовая работа учебным планом не предусматривается.
7.8 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов:
- табличный процессор MicrosoftExcel,
- текстовый редактор MicrosoftWord.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1) компьютер;
2) проектор;
3) экран.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Подготовка к семинарским и практическим занятиям Семинарские занятия - одна из важнейших форм учебного процесса. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в предмете невозможно. Поэтому главным условием усвоения дисциплины является тщательная подготовка студента к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал необходимый для освоения поставленных вопросов.
3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы, т.к. помогают выработать собственное понимание сущности рассматриваемых вопросов.
Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по исследованию систем управления, рекомендуемая к каждому занятию.
При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотрам текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:
а) сформулируйте общее представление о произведении;
б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари и справочную литературу;
в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;
г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.
4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа заключается в проработке материала, изложенного на лекции; чтении основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям и написанию курсовой работы. По желанию студенты могут готовить рефераты по согласованной с преподавателем теме. Приветствуется выступление студентов на студенческих научно-практических конференциях с докладами по тематике дисциплины.
В процессе самостоятельной работы у студента возникает необходимость целостного, системного восприятия содержания разных видов аудиторных занятий, потребность привлечения дополнительных сведений из рекомендованной учебной и методической литературы, а также ресурсов глобальной сети Internet с целью расширения кругозора, выяснения деталей и нюансов изучаемых вопросов, так как ни одно аудиторное занятие не может заменить как обширную учебную литературу, так и необходимые справочные источники.
В результате самостоятельной деятельности у обучаемых могут появиться опосредованные вопросы к преподавателям по существу материала.
Так как объем преподавания дисциплины включает в себя всего 50 аудиторных часа, СРС предполагается по всем темам.
В рамках СРС рекомендуется дать задание студентам:
1. Изучить самостоятельно научную монографическую литературу по указанной проблематике (для последующего обсуждения на практических занятиях).
2. Подобрать материал для проведения круглого стола или эссе по согласованной с преподавателем и другими студентами теме.
Указания по работе с литературой, конспектами лекций и учебно-методическими изданиями
В ходе подготовки к практическим занятиям важное место отводится самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой: монографиями, научными сборниками, статьями, учебниками, учебными пособиями. Изучение этой литературы позволяет расширить объем информации, углубить теоретические знания, приобрести практические навыки более коротким и эффективным путем.
Приступая к самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой, целесообразно решить вопрос о конкретном пути продвижения к цели: изучать ли сначала документы, монографии и другие первоисточники и только затем учебно-методическую литературу или наоборот. В принципе, здесь не исключен самостоятельный подход к выбору пути. Но можно воспользоваться и следующей рекомендацией: если студент приступает к изучению социальной проблемы впервые, необходимо начать с научно-популярной литературы, с изданий справочного характера. Это поможет войти в курс дела, понять сущность темы, основные направления ее разработки, облегчит путь к цельному изучению проблемы.
Выбрав книгу для изучения, необходимо обратить внимание на сведения, содержащиеся на ее титульном листе: формулировку названия, место и год издания, издательскую аннотацию, изучить оглавление, последовательность изложения вопросов. Если оглавление дает общее представление о работе, то ее вводная часть позволяет понять, чем вызвано появление исследования, с кем полемизирует автор, какова его концепция. При предварительном знакомстве с источником, обратите внимание на заключение работы и научный аппарат. Это своего рода зеркало, отражающее источник полученной информации.
Предварительное знакомство с книгой, несомненно, облегчит ее изучение, даст первое представление о содержащихся в ней проблемах. Внимательное чтение работы потребует от студента сосредоточиться на содержании ее цельных частей: глав и разделов. Изучение источника по частям облегчит уяснение логики рассуждений автора, так как глава или раздел произведения содержат в себе определенное ядро концепции в целом. Если произошел перерыв в чтении, то, приступая к очередному чтению, необходимо бегло просмотреть уже прочитанное, возобновить в памяти основные положения текста. При этом необходимо постараться держать в сознании главную идею работы, систему аргументации и доказательств автора.
Важнейшие требования к изучению источника - это увязать основные его положения с современными реалиями.
Какой бы хорошей у студента ни была память, она не в состоянии удержать обширную информацию - многостороннюю и трудную для восприятия. Поэтому в той или иной форме рекомендуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму.
• Краткий план книги. Такая форма записи способствует быстрому восстановлению в памяти прочитанного, ибо по ходу чтения фиксируется структура источника, в предельно сжатой и лаконичной форме делаются заметки о последовательности изложения проблем. Краткие записи можно при необходимости дополнить цитированием отдельных положений, чтобы подчеркнуть значение проблем, фактов, явлений и т. д.
• Тезисы. Это не просто отражение, пересказ прочитанного материала, а акцентирование внимания на выводах, доказательствах, содержащихся в произведении, это краткое, обобщенное выражение основных идей изучаемого материала. Кстати, студенты могут встретить в изучаемой работе тезисы непосредственно самого автора.
• Выписки. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный вид самостоятельной работы. Выписки делаются на карточках, листочках, в особых тетрадях, блокнотах; полезно иметь отдельный файл в своем компьютере. Таким способом накапливается материал, сконцентрированный воедино из целого ряда источников. Выписки очень полезны при написании докладов, рефератов, других работ. Особенность такого рода записей заключается в том, что выписываются только те факты, теоретические концепции, статистический материал и т. п., которые интересуют именно студента и которые могут использоваться в его научной работе.
• Аннотация. Эта форма записи - наилучший способ обозначить наиболее общие представления об источнике. Ею пользуются, главным образом, историографы, библиографы, специалисты в области рекламы и т. п.
• Конспект. Анализ конспектов студентов указывает на типичные ошибки, допускаемые при конспектировании. Во-первых, примерно половина студентов записать лекцию дословно практически не успевают, а первоисточники буквально переписывают, хотя и в несколько сокращенном виде. Этому есть свои объяснения: дефицит времени, распыленность информации, недоступность материала, отсутствие общепринятых навыков сокращения слов, сложность содержания, неумение точно выражать свои мысли, общая усталость и т. д. Наиболее известная и распространенная форма конспектирования - сокращенная запись источника по продуманному заранее плану. Главная цель конспектирования - сохранить основные положения, идеи и выводы автора, отобрать наиболее важное и существенное из текста в целом. Составленный таким образом конспект с успехом может быть использован при подготовке теоретических и научно-практических докладов, выступлений на конференциях, семинарах, «круглых столах» и т. п. Составляя конспект, следует исходить из того, что конспект - не самоцель, а важнейшее средство углубленного уяснения основных положений источника, а при необходимости -и быстрейшего воспроизводства в памяти прочитанного и законспектированного. Приступая к конспектированию, необходимо обстоятельно ознакомиться с источником и на этой основе законспектировать его главные положения, сославшись на соответствующие страницы конспектируемой работы. Для выделения наиболее существенных абзацев целесообразно отделить выводы от пояснений, концепции - от их обоснований, примеры - от доказательств и т. д. Не следует подменять конспектирование переписыванием наиболее важных мест первоисточника, тем более, произвольно толковать переписанное.
Объем конспекта - далеко не решающий фактор. Главное - сохранение содержания материала в коротком тексте. Конспектировать целесообразно, прежде всего, определения, ключевые понятия, которые существенно влияют на общее понимание смысла, заключенного в источнике; важнейшие цитаты, статистический материал, новые или малоизвестные факты и положения, которые заведомо потребуются. Конспект полезен тем, что просмотр отдельных его фраз, слов и даже отдельных знаков при соответствующих условиях может означать для конспектирующего больше, чем чтение страниц описательного текста.
Структура и форма конспектов могут быть разными. Сохранение структуры источника и конспективное изложение сути источника, его актуальные положения со ссылками на конкретные страницы произведения, использование приемов, акцентирующих внимание на этих положениях (подчеркивание, условные значки, сокращения и т. д.) помогут в нужное время быстро возобновить в памяти проработанный текст. Конспектирование - это область творческого подхода к изучению произведения, оно не тождественно переписыванию текста автора; обильное цитирование не облегчит работу, скорее наоборот. Руководствоваться целесообразнее тем, что главное в источниках - это научно-критический анализ объективной действительности, практическая жизнь и опыт решения проблем, теоретико-методологические аспекты, важнейшие идеи. Настоящий интерес представляет такой конспект, где основные положения автора подвергнутся конспектирующим собственному осмыслению, будут увязаны с современными проблемами.
Рекомендации студенту по подготовке реферата. Если основа Вашего интереса к предмету больше, чем увлечение, а ваш выбор достаточно осознан, то есть смысл попытаться разобраться в некоторых проблемах более глубоко. В таком случае вам предстоит стать исследователем, взглянуть на исследуемые процессы самостоятельно, и, может быть, вы обнаружите то, что ранее оставалось незамеченным.
Прежде всего, постарайтесь четко сформулировать тему реферата, которая должна кратко выражать его суть. Продумайте, какие вопросы, и в какой последовательности вам необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет вам составить четкий план реферата.
Важнейший этап в подготовке реферата - изучение литературы по данной теме. Отобрать ее вам помогут библиотекари, библиографы БашГУ, Национальной библиотеки имени З. Валиди и городских библиотек. По предметному каталогу определите круг основной литературы по вашей теме: документальные сборники, работы отдельных авторов, в том числе монографические исследования. По алфавитному или электронному каталогу познакомьтесь с названиями других исследований данных авторов, некоторые из них могут вам пригодиться. Читая выбранные вами книги и статьи, обратите внимание на ссылки авторов на источники, так как они могут заинтересовать вас уже в ходе более детального знакомства с темой. Выписки делайте на особых листах, карточках удобных для последующей обработке и систематизации материала.
Поскольку реферат представляет опыт научного исследования, то он должен содержать ссылки на изученную литературу. Вместе с тем текст исследования не должен быть перегружен цитатами. Они должны использоваться лишь для обоснования принципиальных положений работы, быть точными и иметь ссылку на источник, из которого заимствовано то или иное положение. В приложении к работе помещается библиография (список литературы). Библиография должна включать лишь ту литературу, которая непосредственно использована в реферате. (Правила оформления письменной работы см. на сайте ИУБП).
Реферат обязательно защищается на том семинарском занятии, к которому относится выбранная тема. В течение 8-10 минут необходимо доступно и аргументировано изложить основные положения своей работы, придерживаясь примерно такой схемы:
- актуальность темы;
- обзор источников и литературы и их оценка;
- задачи автора реферата;
- рассмотренные проблемы и результаты;
- выводы по вопросам и в целом по теме;
- практические рекомендации.
В целях более доступного изложения можно использовать средства визуализации. Каждому докладчику выделяются два оппонента (по желанию), которые должны заранее ознакомитьсс материалами реферата, написать письменную рецензию и доложить на семинаре. Приветствуется участие и других студентов в обсуждении реферата
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
При самостоятельном изучении отдельных тем дисциплины необходимо учитывать следующие рекомендации.
РЕЙТИНГ-ПЛАНЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Государственный и муниципальный менеджмент
Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление Курс 1, семестр I 2015/2016 уч.год.
Балл за | ||||
конкретное задание | Число заданий | Баллы | ||
Виды учебной деятельности студентов | за семестр | Минимальный | Максимальный | |
Модуль 1. Государственный и муниципальный менеджмент как особый вид управленческой деятельности | ||||
Текущий контроль | 16 | 7 | 0 | 18 |
1. Аудиторная работа на лекционных занятиях, проводимых в интерактивной форме | 1 | 3 | 0 | 3 |
2. Участие в практикуме по теме «Информационные ресурсы в сфере ГММ» | 3 | 1 | 0 | 3 |
3. Участие в практическом занятии по теме «Человеческий потенциал государственного и муниципального менеджмента» | 5 | 1 | 0 | 5 |
4. Участие в деловой игре по теме « Человеческий потенциал государственного и муниципального менеджмента» | 4 | 1 | 0 | 4 |
5. Ведение глоссария по курсу | 3 | 1 | 0 | 3 |
Рубежный контроль | 10 | 1 | 0 | 10 |
1 .Письменная работа (эссе) | 10 | 1 | 0 | 10 |
Модуль 2. Государство как субъект управления общественными процессами | ||||
Текущий контроль | 20 | 7 | 0 | 22 |
1. Аудиторная работа на лекционных занятиях, проводимых в интерактивной форме | 1 | 3 | 0 | 3 |
2. Участие в практическом занятии по теме «Система органов государственного управления в Российской Федерации» | 3 | 1 | 0 | 3 |
3. Доклад по теме «Система органов государственного управления в Российской Федерации» | 6 | 1 | 0 | 6 |
4. Участие в практическом занятии по теме «Местное самоуправление и его роль в государственном устройстве» | 5 | 1 | 0 | 5 |
5. Участие в круглом столе по теме «Основные проблемы государственного и муниципального менеджмента в Российской Федерации» | 5 | 1 | 0 | 5 |
Рубежный контроль | 20 | 1 | 0 | 20 |
1 .Письменная контрольная работа | 20 | 1 | 0 | 20 |
Поощрительные баллы | ||||
1 .Публикация научной статьи | 5 | 1 | 0 | 5 |
2. Участие в научно-практической конференции по профилю | 5 | 1 | 0 | 5 |
Посещаемость ( баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов) | ||||
1. Посещение лекционных занятий | 0 | -6 | ||
2. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий) | 0 | -10 | ||
Итоговый контроль | ||||
1. Экзамен | 30 | 1 | 0 | 30 |
ВСЕГО: | 110 (включая 10 поощр.баллов) |
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии факультета протокол от 31 августа 2015 г. № 1
доцент, к.и.н. | (подпись) | М.Л. Мусорина (И.О. Фамилия) |
Бирск 2015
Содержание
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3
2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.. 3
3 ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3
- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации (ПК-1); 3
- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования к (ПК-2); 6
- способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8); 7
- способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10); 9
- владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11); 10
- способностью осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы) (ПК-16); 12
4 СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(МОДУЛЯ) 13
5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 16
6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 17
7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 23
-перечень литературы .....…………………………………………………………………….22
-перечень интернет ресурсов…………………………………………………………………..24
8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 26
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ………………………………………………….26
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАБОТЕ СТУДЕНТОВ ………….30
11. РЕЙТИНГ-ПЛАНЫ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................................................... 32
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Государственный и муниципальный менеджмент» является формирование у студентов представления о содержании государственного и муниципального менеджмента как особого вида управленческой деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
- введение будущих специалистов в круг основных проблем, понятий, закономерностей профессиональной деятельности.
- формирование у студентов представления о государственном и муниципальном менеджменте как о системном явлении;
- формирование у студентов навыков самостоятельного поиска и анализа информации в сфере профессиональной деятельности.
- формирование у студентов представления о государственной и муниципальной службе как особом виде профессиональной деятельности;
- изучение системы представительных и исполнительных органов государственной власти;
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Изучение дисциплины «Государственный и муниципальный менеджмент» проводится для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 38.03.04 - «Государственное и муниципальное управление» профиля «Муниципальное управление» и осуществляется в составе гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, сформированных в результате освоения студентами программы полного среднего образования, а также таких дисциплин образовательной программы по направлению подготовки 38.03.04- «Государственное и муниципальное управление», как «Отечественная история», «Социология», «Теория государства и права», «История мировых цивилизаций», «Экономическая теория».
Освоение дисциплины «Государственный и муниципальный менеджмент» служит основой для изучения дисциплин профессионального цикла, прежде всего таких, как «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Этика государственной и муниципальной службы», «Административное право», «Муниципальное право», «Принятие и исполнение государственных решений».
ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации (ПК-1);
Компоненты компетенции | Формы и средства формирования |
Знает способы определения приоритетов профессиональной деятельности, способы разработки и эффективного исполнения решений, в том числе в условиях неопределенности и рисков, об адекватных инструментах и технологиях регулирующего воздействия при реализации управленческих решений в публичной сфере | Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет ориентироваться и оценивать приоритеты профессиональной деятельности в сфере публичного управления, ориентироваться и оценивать способы разработки и эффективного исполнения решений, в том числе в условиях неопределенности и рисков, ориентироваться и оценивать адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческих решений в публичной сфере | Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеет Комплексными навыками определения приоритетов профессиональной деятельности в сфере публичного управления; -комплексными навыками разработки управленческих решений в публичной сфере; -комплексными навыками использования адекватных инструментов и технологий, регулирующего воздействия при реализации управленческих решений в публичной сфере | Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий. |
Оценка уровней освоения компетенций
Уровни освоения компетенции | Знает | Умеет | Владеет | Средства оценивания |
Пороговый уровень | частично приоритеты профессиональной деятельности в сфере публичного управления; - частично способы разработки управленческих решений в публичной сфере; - частично адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческих решений в публичной сфере. | частично ориентироваться в приоритетах профессиональной деятельности в сфере публичного управления; - частично ориентироваться в способах разработки управленческих решений в публичной сфере; - частично ориентироваться в применении адекватных инструментов и технологий регулирующего воздействия при реализации управленческого решения в публичной сфере | частичныминавыкамиопределенияприоритетовпрофессиональнойдеятельностив сфере публичного управления; -частичными навыками разработки управленческих решений в публичной сфере; -частичными навыками использования адекватных инструментов и технологий, регулирующего воздействия при реализации управленческих решений в публичной сфере | Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, экзамен |
Средний уровень | приоритеты профессиональной деятельности в сфере публичного управления; -способы разработки управленческих решений в публичной сфере; -адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческих решений в публичной сфере | ориентироваться в приоритетах профессиональной деятельности в сфере публичного управления; -ориентироваться в способах разработки исполнения решений, в т.ч. в условиях неопределенности и рисков в публичной сфере; -ориентироваться в применении адекватных инструментов и технологий регулирующего воздействия при реализации управленческого решения в публичной сфере | навыками определения приоритетов профессиональной деятельности в сфере публичного управления; -навыками разработки управленческих решений в публичной сфере; -навыками использования адекватных инструментов и технологий, регулирующего воздействия при реализации управленческих решений в публичной сфере | Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, коллоквиум, экзамен |
Продвинутый уровень | имеет глубокие знания о приоритетах профессиональной деятельности в сфере публичного управления; -имеет глубокие знания о способах разработки и эффективного исполнения решений, в т.ч. в условиях неопределенности и рисков в публичной сфере; -имеет глубокие знания об адекватных инструментах и технологиях регулирующего воздействия при реализации управленческих решений в публичной сфере | ориентироваться и оценивать приоритеты профессиональной деятельности в сфере публичного управления; -ориентироваться и оценивать способы разработки и эффективного исполнения решений, в т.ч. в условиях неопределенности и рисков в публичной сфере; -ориентироваться и оценивать адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения в публичной сфере | комплексными навыками определения приоритетов профессиональной деятельности в сфере публичного управления; - комплексными навыками разработки управленческих решений в публичной сфере; -комплексными навыками использования адекватных инструментов и технологий, регулирующего воздействия при реализации управленческих решений в публичной сфере | Тесты: №№…, кейс-задания №№…, практические работы, коллоквиум, экзамен. |
- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования к (ПК-2);
Компоненты компетенции | Формы и средства формирования |
Знает Навыки использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования | Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий |
Умеет Использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования | Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий |
Владеетнавыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования | Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий. |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 208.