МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

 

Уровень высшего образования: магистратура
Квалификация выпускника: магистр
Направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция
Направленность ОП: «Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц как участников гражданских правоотношений»
 
 
 

Иваново, 2015г.



ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины состоит в знакомстве обучаемых с проблемными и методологическими вопросами исследования частных имущественных отношений, составляющих наиболее важную составляющую предмета гражданского права.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

oсформировать у обучаемых представлений о понятии, уровнях и принципах научного познания, задачах гражданско-правового исследования, методологии науки гражданского права, о научном исследовании как приращении знания, об организации научного исследования, субъективных предпосылках и объективных составляющих научного исследования, объективных результатах научного исследования и их оформлении;

o выработать у обучаемых навыки оценки профессиональных способностей к проведению научной деятельности, постановки научных задач, системной работы с научной литературой и юридической практикой, подходы к методологии постановки проблем, их исследования и разрешения, приемы оценки теоретической и практической значимости полученного результата, навыки публичных выступлений и работы над тезисами, докладами, статьями и рецензиями, подготовки и оформления выпускной квалификационной работой (магистерской диссертации);

o сформировать научную культуру и творческое отношение к исследованию проблем гражданского права и применению норм права.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП МАГИСТРАТУРЫ

Дисциплина входит в блок дисциплин вариативной части (дисциплины по выбору) ОП.

Изучение данной дисциплины предполагает освоение студентами таких дисциплин как философия, логика, теория права, римское право, гражданское право, философия права, история и методология юридической науки, сравнительное право, актуальные проблемы гражданского права. Знания, навыки и умения, приобретенные в процессе изучения данных дисциплин, являются отправной точкой формирования представлений о методологических проблемах исследования частных имущественных отношений как важнейшей составляющей предмета современного гражданского права.

Для освоения данной дисциплины (модуля) студент должен:

Знать: основы философии, логики, истории и теории права, основные цивилистические конструкции, обслуживающие статику и динамику частных имущественных правоотношений, содержание базовых гражданско-правовых норм, регламентирующих отношения граждан, юридических лиц и публично-правовых образований, основанные на началах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности, основные проблемно-методологические вопросы современной российской и зарубежной цивилистики, основные представления о понятии научного познания и его целях.

Уметь: выявлять критерии разделения права на отрасли; разграничивать понятие отрасли права, науки и учебной дисциплины; разграничивать методы научного познания; объективно оценивать профессиональные способности к научному исследованию; использовать предшествующие знания для проведения научного исследования; выявлять источники познания и аналитически работать с ними; логически излагать и правильно структурировать полученный материал исследования;

       Владеть: приемами квалификации науки по направлениям; приемами поиска, систематизации и аналитической работы с источниками; навыками логического мышления и сбора эмпирического материала; основами организации научного исследования; приемами корректного заимствования и цитирования источников; необходимой научной лексикой и первичными правилами аргументации; правилами правильного оформления научного аппарата. .

 

Знания и навыки, приобретенные в результате изучения дисциплины, закладывают теоретическую, методологическую и культурную базу для проведения научного исследования, предусмотренного ОП магистратуры, и правильного оформления его результатов.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1. Компетенции, формированию которых способствует данная дисциплина

Освоение дисциплины направлено на ознакомление обучающихся с основными подходами к организации и ведению научной деятельности, овладение ими основами научного мышления и методологии научного познания, формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО и паспортом компетенций при освоении ОП. Обучающийся должен обладать:

а) следующими общекультурными компетенциями:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);       

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

б) следующими профессиональными компетенциями:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14).

3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с формируемыми компетенциями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· основы учения о научном познании, принципы научного познания, понятие и предмет цивилистической науки; общее понятие методологии научного исследования и особенности методологии юридической науки; систему методов, применяемых в науке гражданского права; специфику предмета цивилистической науки и возможные направления цивилистических исследований; юридические и цивилистические научные школы, персоналии и наиболее важные научные труды в области цивилистики; классификации научных исследований, подходы к организации индивидуального и коллективного научных исследований (ОК-3, ОК-5; ПК-11, ПК-14); З-1*

· основные предпосылки субъективного характера, способствующие занятию профессиональной научной работой (ОК-3, ОК-5, ПК-7, ПК-11); З-2

· объективные составляющие, реализация которых лежит в основе научного исследования и может привести к новому научному результату; требования, предъявляемые к результату научного исследования; основные положения о структуре, языке и стиле изложения результата исследования; понятие, значение и способы апробации результатов исследования (ПК-7, ПК-11, ПК-14); З-3

· специфику диссертации как вида научного исследования, основные требования к ее написанию и оформлению; понятие, структуру, правила подготовки и оформления автореферата диссертации (ПК-7, ПК-11, ПК-14) З-4.

 

Уметь:

· выявлять цели научного познания, отрасли науки по предмету познания; квалифицировать научное познание с позиций объективности, всесторонности и конкретно-исторического подхода; различать общенаучные и частнонаучные (специальные) методы познания; различать промежуточные и конечные задачи исследования, соотносить методологию познания с направлениями исследования; использовать историческое наследие отечественной и зарубежной цивилистической науки в конкретных научных исследованиях; организовать проведение научного исследования (ОК-3, ОК-5; ПК-11, ПК-14); У-1*

· оценивать профессиональные способности к ведению научной деятельности, мотивировать процесс научного познания и соизмерять его с физическими возможностями исследователя; (ОК-3, ОК-5, ПК-7, ПК-11); У-2

· консолидировать теоретические источники, необходимые для исследования, и с ними; толковать нормы права, выявлять правотворческие ошибки и пробелы; обобщать и критически оценивать правоприменительные акты и неофициальные документы; составлять анкеты, проводить социологические опросы, обрабатывать их данные и давать им оценку; привлекать и анализировать зарубежные источники; использовать предшествующие знания для достижения нового результата, различать уровни научной новизны (ПК-7, ПК-11, ПК-14); У-3

· оценивать теоретическую и практическую значимость полученного результата исследования; изъясняться научным языком, тематически и логически связанно излагать материалы исследования; подготовить материал для апробации (ПК-7, ПК-11, ПК-14); У-4

· правильно структурировать диссертационное исследование и логично выстроить композицию введения и содержательной части исследования; правильно структурировать автореферат диссертации и содержание его основных частей (ПК-7, ПК-11, ПК-14); У-5.

·

Владеть:

· приемами квалификации науки по направленности, предметам и методам; навыками применения в научном исследовании всего комплекса общенаучных и специальных методов познания; навыками постановки задач при проведении гражданско-правовых исследований; основными методами познания в зависимости от специфики направления научного исследования; приемами поиска и работы с источниками исторического цивилистического наследия (ОК-3, ОК-5; ПК-11, ПК-14); В-1*

· навыками выбора и формулировки темы исследования, приемами ее концептуального построения, планирования хода работы, освоения теоретической основы исследования, сбора и анализа эмпирического материала, выработки собственных положений и выводов и оформления результатов исследования; приемами организации коллективных научных исследований (ОК-3, ОК-5; ПК-7, ПК-11); В-2

· основными приемами оценки субъективных факторов, влияющих на процесс научного познания, и управления ими; навыками системной работы над теоретическими, нормативными и правоприменительными источниками, современными приемами их фиксации, систематизации и оценки (ОК-3, ОК-5; ПК-7, ПК-11); В-3

· навыками корректного использования предшествующих знаний и правильного цитирования источников; основными приемами и правилами аргументации, получения и оформления нового знания; на должном уровне научной лексикой, правилами употребления терминов и выражений; основными стилистическими средствами и приемами логического изложения результата исследования; навыками публичных выступлений и работы над тезисами, докладами, статьями и рецензиями (ПК-7, ПК-11, ПК-14); В-4

· навыками обоснования актуальности темы диссертационного исследования, степени ее разработанности, постановки целей и задач научного исследования, характеристик методологии, теоретической и эмпирической основы диссертации, научной новизны исследования и положений, выносимых на защиту; приемами правильного оформления цитат и ссылок в тексте работы, библиографического списка использованной литературы (ПК-7, ПК-11, ПК-14). В-5

 

В Фондах оценочных средств п.1.2. «Программа оценивания результатов обучения по дисциплине»

* Знания, умения и владения, обозначенные знаком З-1, У-1, В-1 и т.д., характеризуют Знания-Умения-Владения, как показатели освоения студентом данной дисциплины и соответствующих компетенций.

 



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Из них: аудиторная работа 19 часов, в том числе: занятия лекционного типа 4 часа, занятия семинарского типа 15 часов. Самостоятельная работа 53 часа.

4.1. Развернутое описание содержания дисциплины по разделам, темам.

Очная форма обучения:

П/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и   трудоемкость (в часах)

Формы текущего

Контроля успеваемости

(по неделям семестра)

П/п

Раздел

дисциплины

Семестр/

Сессия

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и   трудоемкость (в часах)

Формы текущего

Контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Содержание учебного материала по разделам (темам)

Раздел 1. Общетеоретические вопросы методологии научного исследования

Цивилистической науки

 

Значение исторического наследия в цивилистической науке. Юридические научные школы. Естественно-правовая научная школа. Историческая школа. Философская (историко-философская) школа. Позитивистская (нормативная) школа. Социологическая школа. Психологическая научная школа.

Российская дореволюционная цивилистическая наука. Дореволюционные цивилистические школы: московская и петербургская школы. Персоналии и наиболее важные научные труды.

Советские цивилистические школы. Современное состояние цивилистической науки. Персоналии и наиболее важные научные труды.

Зарубежные цивилистические исследования.

Постулат о научном исследовании как приращении нового знания.

Тема 9. Оформление результатов научного исследования

 

Общие положения об изложении и оформлении результата научного исследования. Необходимые предпосылки определения начала изложения результатов исследования. Объем результата и последовательность изложения отдельных его частей.

Язык и стиль изложения результата исследования. Научная лексика: понятие, виды научных терминов, приемы овладения и правила употребления. Научный стиль: понятие и процесс его формирования. Основные стилистические средства изложения. Тематическая и логическая связанность изложения.

 

Образовательные технологии

 

В процессе овладения дисциплины применяются как традиционные, так и интерактивные технологии и методы проведения учебных занятий.

Традиционными формами проведения занятий являются:

· лекции в виде как пассивной, так и активной форм восприятия знаний;

· семинарские (практические) занятия - как активная форма восприятия знаний, формирования умений и навыков, проводимые в форме опроса, заслушивания подготовленных докладов, рефератов, анализа научных источников и судебной практики, решения заданий и казусов, ответов на поставленные вопросы;

· консультации и собеседования как активная форма восприятия;

· контрольные семинары как пассивная форма текущего контроля усвоения знаний в процессе самостоятельной работы;

· контрольные работы как пассивная форма усвоения знаний и умений.

Интерактивные технологии и методы применяются при проведении следующих видов занятий:

· лекций с использованием:

o разбора конкретных ситуаций;

o инструментального тренинга (практики юридической квалификации предмета материального мира, фактического обстоятельства или общественного отношения);

o дистанционных телелекций;

· семинарских (практических) занятий с использованием:

o дискуссий как формы активизации работы;

o «коллективных лекций» студентов;

o метода развивающейся кооперации («каждый учит каждого»);

o решения казусов;

· проведения собеседований;

· дистанционных консультаций;

· выполнения творческих исследовательских заданий (подготовка обзоров научных источников по проблеме и судебной практики).

 

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) данной дисциплины, ее содержанием и особенностью контингента обучающихся и не может быть меньше 30 % аудиторных занятий.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов представлено:

· перечнем вопросов, выносимых на семинарские занятия;

· заданиями, выполняемыми студентами в процессе подготовки к семинарским (практическим) занятиям;

·  творческими исследовательскими заданиями, выполняемыми студентами, имеющими продвинутый уровень знаний;

· перечнем нормативно-правовых актов, основной и дополнительной учебной и научной литературы, подлежащей изучению в процессе освоения дисциплины

· перечнем базовой учебной литературы;

· учебно-методическими указания по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.

Методические указания по освоению и порядку оценки знаний и умений при сдаче зачета содержатся в Приложении № 1 к рабочей программе.

7. Характеристика оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине

 

Процесс изучения дисциплины предполагает проведение различных видов контроля и диагностики уровня освоения студентами получаемых знаний, умений и навыков. Система контроля и диагностики включает:

· текущий контроль, проводимый в течение всего срока изучения дисциплины для контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов, диагностики и учета уровня освоения ими дисциплины и формирования компетенций, указанных в Разделе 3 настоящей Программы.

Текущий контроль обеспечивается следующими оценочными средствами:

· опросом студентов на семинарском занятии;*

· заслушиванием докладов (с презентацией или без);

· оценкой рефератов, подготовленных по научной проблематике в порядке самостоятельной работы;

· проведением контрольных работ;

· текущим тестированием по пройденным темам семинарских занятий;

· уровнем и качеством участия студента в обсуждении проблем, возникающих в судебной практике;

· использования метода развивающейся кооперации

· выполнения творческих заданий.

Указанные оценочные средства используются на основе учебно-методического и контрольного материала, приведенного в Методических указаниях по изучению дисциплины;

*Подчеркнутые оценочные средства применяются в 2015/2016 уч. г.

 

· промежуточный контроль (аттестация), проводится в конце освоения дисциплины в форме зачета с использование творческого задания как вида оценочного средства.

Промежуточная аттестация проводится письменно путем:

o выполнение творческого задания по оценке обоснованности актуальности, степени разработанности проблемы, правильности формулировки цели и задач исследования, методологии, теоретической и эмпирической основы работы и ее новизны;

o подготовки отзыва на автореферат диссертации.

 

Текущий и промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится по оценочным средствам, приведенным в Приложение 2. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации студентов по дисциплине (ФОС).

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Сырых В. М. Логические основания общей теории права: В 2-х т. М., 2000. Т. 1. Элементный состав.

2. Сырых В. М. Метод правовой науки (основные элементы, структура). М., 1980.

б) дополнительная литература

3. Арменский, А. Е. Организация и управление научно-исследовательскими работами для государственных нужд. М.: Мобиле, 2002. - 423 с.

4. Белов В.А. Имущественные комплексы. Очерк теории и опыт догматической конструкции по российскому гражданскому праву. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2004. - 240 c.

5. Барашков Г.М. К вопросу об использовании синергетического метода в правоведении // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов, 2007, № 3. - С. 206-207

6. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. Учебное пособие. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. - 191 c.

7. Гадамер PХ.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

8. Девятова, С. В. Философия и методология науки. М. Аспект Пресс, 1996. - 551 с.

9. Звиглянич В. А. Научное познание как культурно-исторический процесс. Киев, 1989.

10. Ищенко Е.П., Любарский М.Г. В поисках истины. - М.: Юрид. лит., 1986. - 128 c.

11. Косарева Л. М. Предмет науки. М., 1977.

12. Кохановский, В. П. Философия и методология науки. Ростов н/Д Феникс, 1999. - 576 с.

13. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

14. Лекторский В. С. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Разум и экзистенция. М., 1999.

15. Лекторский В. А., Швырев В. С. Методологический анализ науки // Философия. Методология. Наука. М., 1972.

16. Методология и методика юридического исследования. Учебное пособие / Честнов И.Л. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та Генеральной прокуратуры РФ, 2004. - 128 c.

17. Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. М., 2006.

18. Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Сборник статей. Вып. 2 / Под ред.: Марченко М.Н. - М.: Юрист, 2008. - 224 c.

19. Никифоров В. Е. Логика и методология научных исследований. Балтийский рус. ин-т, 2005. - 90 с.

20. Основы социологии права. Перевод с венгерского / Кульчар К.; Под общ. ред.: Казимирчук В.П. (Предисл.); Пер.: Гусев В. - М.: Прогресс, 1981. - 256 c.

21. Папковская, П. Я. Методология научных исследований. Информпресс, 2006. - 182 с.

22. Пископпель А. А. Научная концепция: структура, генезис. М., 1999.

23. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

24. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978. - 272 c.

25. Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

26. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: Хрестоматия / Отв. ред.-сост. Л. А. Микешина. М., 2005.

27. Философско-методологические основания системных исследований. Системный анализ и системное моделирование / Отв. ред.: Гвишиани Д.М. - М.: Наука, 1983. - 324 c.

28. Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., 1977. С. 39.

29. Чупин П. П. Научный метод и методология науки // Научный метод и методологическое сознание. Свердловск, 1986.

30. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

31. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

32. Юридическая социология / Карбонье Ж.; Пер.: Туманов В.А. (Вступ. ст.) - М.: Прогресс, 1986. - 351 c.

33. Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972.

 

Б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

 Справочная правовая система Консультант Плюс

Справочная правовая система Гарант

Сайт www.zakon.ru.

Сайт www.pravo.ru.

Сайт www.civilista.ru.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Освоение дисциплины обеспечено следующими материально-техническими ресурсами:

  • аудиторным фондом учебных помещений;
  • компьютерным классом с программным обеспечением СПС «КонсультантПлюс» и выходом на Интернет-ресурсы;
  • Кабинет Ивановского филиала Центра изучения римского права (а.505 8 уч.корп.);
  • библиотека ИвГУ;
  • читальный зал библиотеки 8 учебного корпуса ИвГУ.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом общей характеристики ОП и макетом РП.

 

Автор рабочей программы дисциплины:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

 

Уровень высшего образования: магистратура
Квалификация выпускника: магистр
Направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция
Направленность ОП: «Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц как участников гражданских правоотношений»
 
 
 

Иваново, 2015г.



ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины состоит в знакомстве обучаемых с проблемными и методологическими вопросами исследования частных имущественных отношений, составляющих наиболее важную составляющую предмета гражданского права.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

oсформировать у обучаемых представлений о понятии, уровнях и принципах научного познания, задачах гражданско-правового исследования, методологии науки гражданского права, о научном исследовании как приращении знания, об организации научного исследования, субъективных предпосылках и объективных составляющих научного исследования, объективных результатах научного исследования и их оформлении;

o выработать у обучаемых навыки оценки профессиональных способностей к проведению научной деятельности, постановки научных задач, системной работы с научной литературой и юридической практикой, подходы к методологии постановки проблем, их исследования и разрешения, приемы оценки теоретической и практической значимости полученного результата, навыки публичных выступлений и работы над тезисами, докладами, статьями и рецензиями, подготовки и оформления выпускной квалификационной работой (магистерской диссертации);

o сформировать научную культуру и творческое отношение к исследованию проблем гражданского права и применению норм права.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП МАГИСТРАТУРЫ

Дисциплина входит в блок дисциплин вариативной части (дисциплины по выбору) ОП.

Изучение данной дисциплины предполагает освоение студентами таких дисциплин как философия, логика, теория права, римское право, гражданское право, философия права, история и методология юридической науки, сравнительное право, актуальные проблемы гражданского права. Знания, навыки и умения, приобретенные в процессе изучения данных дисциплин, являются отправной точкой формирования представлений о методологических проблемах исследования частных имущественных отношений как важнейшей составляющей предмета современного гражданского права.

Для освоения данной дисциплины (модуля) студент должен:

Знать: основы философии, логики, истории и теории права, основные цивилистические конструкции, обслуживающие статику и динамику частных имущественных правоотношений, содержание базовых гражданско-правовых норм, регламентирующих отношения граждан, юридических лиц и публично-правовых образований, основанные на началах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности, основные проблемно-методологические вопросы современной российской и зарубежной цивилистики, основные представления о понятии научного познания и его целях.

Уметь: выявлять критерии разделения права на отрасли; разграничивать понятие отрасли права, науки и учебной дисциплины; разграничивать методы научного познания; объективно оценивать профессиональные способности к научному исследованию; использовать предшествующие знания для проведения научного исследования; выявлять источники познания и аналитически работать с ними; логически излагать и правильно структурировать полученный материал исследования;

       Владеть: приемами квалификации науки по направлениям; приемами поиска, систематизации и аналитической работы с источниками; навыками логического мышления и сбора эмпирического материала; основами организации научного исследования; приемами корректного заимствования и цитирования источников; необходимой научной лексикой и первичными правилами аргументации; правилами правильного оформления научного аппарата. .

 

Знания и навыки, приобретенные в результате изучения дисциплины, закладывают теоретическую, методологическую и культурную базу для проведения научного исследования, предусмотренного ОП магистратуры, и правильного оформления его результатов.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1. Компетенции, формированию которых способствует данная дисциплина

Освоение дисциплины направлено на ознакомление обучающихся с основными подходами к организации и ведению научной деятельности, овладение ими основами научного мышления и методологии научного познания, формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО и паспортом компетенций при освоении ОП. Обучающийся должен обладать:

а) следующими общекультурными компетенциями:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);       

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

б) следующими профессиональными компетенциями:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14).

3.2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с формируемыми компетенциями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· основы учения о научном познании, принципы научного познания, понятие и предмет цивилистической науки; общее понятие методологии научного исследования и особенности методологии юридической науки; систему методов, применяемых в науке гражданского права; специфику предмета цивилистической науки и возможные направления цивилистических исследований; юридические и цивилистические научные школы, персоналии и наиболее важные научные труды в области цивилистики; классификации научных исследований, подходы к организации индивидуального и коллективного научных исследований (ОК-3, ОК-5; ПК-11, ПК-14); З-1*

· основные предпосылки субъективного характера, способствующие занятию профессиональной научной работой (ОК-3, ОК-5, ПК-7, ПК-11); З-2

· объективные составляющие, реализация которых лежит в основе научного исследования и может привести к новому научному результату; требования, предъявляемые к результату научного исследования; основные положения о структуре, языке и стиле изложения результата исследования; понятие, значение и способы апробации результатов исследования (ПК-7, ПК-11, ПК-14); З-3

· специфику диссертации как вида научного исследования, основные требования к ее написанию и оформлению; понятие, структуру, правила подготовки и оформления автореферата диссертации (ПК-7, ПК-11, ПК-14) З-4.

 

Уметь:

· выявлять цели научного познания, отрасли науки по предмету познания; квалифицировать научное познание с позиций объективности, всесторонности и конкретно-исторического подхода; различать общенаучные и частнонаучные (специальные) методы познания; различать промежуточные и конечные задачи исследования, соотносить методологию познания с направлениями исследования; использовать историческое наследие отечественной и зарубежной цивилистической науки в конкретных научных исследованиях; организовать проведение научного исследования (ОК-3, ОК-5; ПК-11, ПК-14); У-1*

· оценивать профессиональные способности к ведению научной деятельности, мотивировать процесс научного познания и соизмерять его с физическими возможностями исследователя; (ОК-3, ОК-5, ПК-7, ПК-11); У-2

· консолидировать теоретические источники, необходимые для исследования, и с ними; толковать нормы права, выявлять правотворческие ошибки и пробелы; обобщать и критически оценивать правоприменительные акты и неофициальные документы; составлять анкеты, проводить социологические опросы, обрабатывать их данные и давать им оценку; привлекать и анализировать зарубежные источники; использовать предшествующие знания для достижения нового результата, различать уровни научной новизны (ПК-7, ПК-11, ПК-14); У-3

· оценивать теоретическую и практическую значимость полученного результата исследования; изъясняться научным языком, тематически и логически связанно излагать материалы исследования; подготовить материал для апробации (ПК-7, ПК-11, ПК-14); У-4

· правильно структурировать диссертационное исследование и логично выстроить композицию введения и содержательной части исследования; правильно структурировать автореферат диссертации и содержание его основных частей (ПК-7, ПК-11, ПК-14); У-5.

·

Владеть:

· приемами квалификации науки по направленности, предметам и методам; навыками применения в научном исследовании всего комплекса общенаучных и специальных методов познания; навыками постановки задач при проведении гражданско-правовых исследований; основными методами познания в зависимости от специфики направления научного исследования; приемами поиска и работы с источниками исторического цивилистического наследия (ОК-3, ОК-5; ПК-11, ПК-14); В-1*

· навыками выбора и формулировки темы исследования, приемами ее концептуального построения, планирования хода работы, освоения теоретической основы исследования, сбора и анализа эмпирического материала, выработки собственных положений и выводов и оформления результатов исследования; приемами организации коллективных научных исследований (ОК-3, ОК-5; ПК-7, ПК-11); В-2

· основными приемами оценки субъективных факторов, влияющих на процесс научного познания, и управления ими; навыками системной работы над теоретическими, нормативными и правоприменительными источниками, современными приемами их фиксации, систематизации и оценки (ОК-3, ОК-5; ПК-7, ПК-11); В-3

· навыками корректного использования предшествующих знаний и правильного цитирования источников; основными приемами и правилами аргументации, получения и оформления нового знания; на должном уровне научной лексикой, правилами употребления терминов и выражений; основными стилистическими средствами и приемами логического изложения результата исследования; навыками публичных выступлений и работы над тезисами, докладами, статьями и рецензиями (ПК-7, ПК-11, ПК-14); В-4

· навыками обоснования актуальности темы диссертационного исследования, степени ее разработанности, постановки целей и задач научного исследования, характеристик методологии, теоретической и эмпирической основы диссертации, научной новизны исследования и положений, выносимых на защиту; приемами правильного оформления цитат и ссылок в тексте работы, библиографического списка использованной литературы (ПК-7, ПК-11, ПК-14). В-5

 

В Фондах оценочных средств п.1.2. «Программа оценивания результатов обучения по дисциплине»

* Знания, умения и владения, обозначенные знаком З-1, У-1, В-1 и т.д., характеризуют Знания-Умения-Владения, как показатели освоения студентом данной дисциплины и соответствующих компетенций.

 



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Из них: аудиторная работа 19 часов, в том числе: занятия лекционного типа 4 часа, занятия семинарского типа 15 часов. Самостоятельная работа 53 часа.

4.1. Развернутое описание содержания дисциплины по разделам, темам.

Очная форма обучения:

П/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и   трудоемкость (в часах)

Формы текущего

Контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Дата: 2019-02-02, просмотров: 288.