Проектирование систем электронного документооборота.
Литература:
Документооборот – это хранение, поиск и перемещение документов разного вида.
Документ – это базовая единица документоориентированного процесса; способы хранения и способы документа в современный организации является видом деятельности от которой зависит выживание компаний на рынке.
Традиционная схема перемещения документов в журналах поиск выполняется по УДК (универсальная документальная классификация). УДК с заголовкам к ключевым словам с шифром, датам и др.
В настоящее время документооборот выполняется системой управления документооборотом (СУД).
Цель СУД - это распределенные общие документные ресурсы компании таким образом, чтобы они были:
Документ (documentum) – официальная публикация, указанные директивы – разрешенная законом запись о сделке или бизнес-решении (чек, запрос, таблицы, формы, отчеты и так далее).
Предмет документа – это содержание и контекст документа.
В СУД используется:
1) документы
2) БД-таблицы
3) Полнотекстовые документы большого объема
Управление – разработка и поддержка условий, при которых документарные ресурсы обрабатываются по группам, дает требуемую отдачу и эффективно используются для достижения целей управления.
Оно включается в себя:
o Планирование
o Руководство
o Поиск ресурсов
o Контроль
Виды управления документооборота на фирме:
Кроме этих ориентированных документов существует неоформляемый вид сделки, заключаемые по ходу ведения дела.
Управление документами - это процесс наблюдения и контроля за одинаковыми документами фирмы, записями, их решений и разработок, представленными в формате документов электронного или бумажного вида.
Архитектура СУД
Отображает документы и связи между ними в виде карты документов организации, содержит концептуальный уровень и предметный воплощения.
Содержит:
- концептуальный
- логический
- предметное воплощение
Почему? Кто? | Концептуальный уровень |
Что? Когда? | Логический уровень |
Как? Где? | Уровень предметного воплощения |
На концептуальном уровне определяется состояние документооброта, то есть, какие документы и БД должны входить в СУД и взаимно связи (взаимосвязи между ними), объем СУД, количество пользователей и основания потоки документооборота (основные потоки).
На логическом уровне решается вопросы функциональных характеристик СУД (ввод и вывод данных, их обработка, безопасность, правила ведения, деловые интерфейсы и формы отчетов). Логический уровень определяет, что будет делать система и когда запускается каждый процесс. Логический уровень не привязан к компьютеру и может быть выполнен аппаратным и программным обеспечением. Необходим для определения процесса и разделения.
Концептуальный уровень.
Концепция СУД базируется на модели центра хранения записи и его корпоративных клиентов.
Репозиторий делится на:
1 ур. - помещение (управление финансами, управление оборудованием)
2 уровень – шкафы с папками, отсортированы по категориям
3 уровень – ящики – содержит папки администрации, папка специалистов
4 уровень – папки – разложенные в алфавитном порядке
5 уровень – документы и другие воженные папки.
Логический уровень.
Базируется на модели центра хранения записи, но исходит не из документов, а из производимых с ними действий.
Состоит из нескольких подсистем управления.
Логическая модель СУД
Все атрибуты документа должны быть проиндексированы (дата создания, автор, тема, ключевые слова, заголовок, дата внесения в БД и т.д.). Эта система работает на базе MS SQL Server, либо SyBase, либо Oracle.
Предметное воплощение (Как и Где).
Базируется на фактической конфигурации аппаратного и программного обеспечения. В основном используется схема операционной модели клиент-сервер, в которой репозиторий расположен на сервере с определенной платформой (ПК+ОС) и пользовательский интерфейс (ПК+клиент).
Ресурсы СУД должны обеспечивать работу с Интернет, с магнитной и дисковой памятью (винчестер) и оптической памятью. Ресурсы должны выполнять маршрутизацию по протоколу TCP/IP, присваивать уникальные номера документа, обеспечивать размещение дисковой памятью и др.
Стандарты и спецификация архитектуры СУД.
Стандарт СУД обусловлен видом документов и ПО компьютера
Основные из них:
1) HTML – гипертекстовая разметка документа
2) ODMA – открытый интерфейс прикладного программирования для управления документом.
Схема построения СУД должна работать только со структурированными базами документами.
Виды стандартов для СУД:
§ Де-юре
§ Де-факто
§ Национальный
§ Международный
Де-фа́кто (лат. de facto — «на деле», «фактически») — латинское выражение. В юриспруденции часто означает «практикуется, но не обязательно определено законом» или «практикуется или является действительностью, но не установлено официально». В основном это выражение противопоставляется понятию
«де-юре» (что значит «определять законом»), когда речь идёт о законе, управлении или технике (такой как стандарты) в случае создания, разработки или применения «без» или «против» инструкции, но в соответствии «с практикой». Когда обсуждают законные ситуации, «де-юре» значит «высказано законом», в то время как «де-факто» означает действие или то, что практикуется. Аналогичные выражения: «по сути», «по факту», «фактически».
§ Де-юре – используется ограниченно для обеспечения обмена информацией внутри фирмы или группы фирм, занятых одним проектом CDF и TDF.
§ Де-факто – стандарт, принятый в ПО одного производителя: Lotus, Excel, Word, TIF.
§ Национальные – действует внутри страны: CALS, IDES, IDEF.
§ Международные – является обобщенными версиями национальных стандартов, которые утверждены международными организациями: ISO, ITU.
Основными стандартами для ИС являются стандарты OSI – это стандарты взаимодействия открытых систем, предшественники стандартов СУД.
Используется для отладки ИС на уровне ее предметного воплощения.
Всего используется 35-40 стандартов.
Основные:
SGML – стандартный обобщенный язык
HTML – стандартный язык разметки гипертекста
DMA – единый стандарт управления документацией.
ODMA – интерфейс прикладного ПО для оперативного управления документацией.
Требование к СУД и проблемы на пути ее внедрения
При внедрении СУД необходимо определить: какие файлы оставить, какие уничтожить, выбрать стандарты СУД, требования к оформлению документов.
Обычно 15% уже отработанных документов могут быть еще востребованы, поэтому СУД должна давать возможность найти любой из этих документов. Все документы в СУД, независимо от носителя должны быть оснащены перекрестными ссылками.
По закону для финансовой отчетности предприятий бухгалтерские записи должны храниться 6-7 лет.
Бумажная документация также является частью системы электронного документооборота. Электронный документ снабжен электронной подписью – является законно, т.е. может быть принят в суде в качестве доказательства.
СУД позволяет закодировать документ, обеспечивать его защиту и проследить все попытки его просмотра. Распространение документа возможно по электронной почте или по сети компании.
СУД содержит программы просмотра, позволяющие работать со всеми типами документов, независимо от ПО, в котором они были созданы: .doc, .xls, .pex, .bmp, .jpeg.
Основное преимущество СУД – это уменьшение канцелярской работы.
Базовой единицей поиска в СУД является документ, а не слово или фраза.
СУД – это не только механизм поиска данных, но и механизм прослеживания в изменении документа, поэтому СУД должна хранить черновые или рабочие версии документа.
Уровень доступа для каждого пользователя должен быть определен заранее. Записи могут быть личными, переходными и официальными.
Личные – это частные записи (анкета, резюме, паспортные данные)
Переходные – черновики, рабочие варианты официальных бумаг.
Официальные – это записи о современной сделки или принятом решении.
Бумажные документы, оцифровываются по мере их востребования, т.е. при поступлении запроса от пользователя. Он превосходится в цифровой вид и переключается в память.
Тезаурус и контрольный словарь должен состоять из ключевых слов, указанных в каждом документе.
Планирование
Организационный уровень.
Задает схему отчетности и ответственности всех участников создания СУД, то есть разработчиков, пользователей и так далее. Очень важно чтобы использование СУД поддерживалось руководством компании.
Организационный уровень состоит из трех частей:
А) распределение прав и обязанностей. То есть при переходе к СУД, необходим грамотный и компетентный персонал, поэтому фирма должна обеспечить переобучение персонала или повышение квалификации сотрудников и назначить ответственного за работу с отдельными частями СУД.
Б) организация трудового процесса. То есть распределение заданий и функций по работе СУД между сотрудниками детально и конкретно.
В) Инструменты, обеспечивающие трудовой процесс: ППП, технические устройства: принтер, проектор, сканер, программы поиска ИПС и так далее.
Планирование.
Этап планирования.
Цели: определяет направление действий и контрольные точки и задачи менеджера; позволяет сделать прогноз результатов планирования и их достижения; определяет структуру проблем СУД; определяет график начала и окончания этапов или контрольных точек и проекта в целом; бюджет, прогноз; стратегию и тактику работы персонала; стандарты - показатели эффективности СУД.
Этап организации имеет две цели:
1. Кто из сотрудников войдет в команду разработчиков и какие отделы будут непосредственно.
2. Обозначить структуру отчетных документов и объем контроля, а также права каждого участника.
В результате выполнения этапа определяется:
- организационная структура (права, обязанности и отчеты стандартных позиций разработки (сотрудники))
- матрица взаимодействия – схема распределения ролей и их взаимодействия между собой с отделами и внешними объектами
- квалификации – список умений и знаний, необходимых сотруднику на каждой позиции
- потребность в персонале
Квалификация должна быть повышена до начала разработки СУД, так как обучении по ходу дела не приводит к успеху и ведет к лишним затратам.
Этап обеспечения ресурсами. На этапе набирается команда квалифицирующих специалистов, определяется среда, в которой будет работать каждый и необходимый инструмент. Результатом этапа является распределение обязанностей между членами команды и уровень поддержки со стороны организации, потребность в финансах, материалах, оборудовании и др. Нельзя включать в команду сотрудников, если они не заняты. Нельзя начинать разработку, если имеется часть средств (25-30%).
Этап администрирования.
Повысить мотивацию членов команды, подготовить их к самостоятельному решению. Результат действий – составленный протокол.
Этап контроля.
Отслеживания масштабности распространения внутри компании. Ведение контроля и отчетности по затратам, соблюдение графика и соответствии уровня графика. Результатом является: анализ соответствия реального проекта ресурса прогнозному обеспечению; отчет об отклонении выполнения работы проекта о стратегии и тактики.
Основные общие функции
1) Прогнозирование
2) Планирование
3) Учет
4) Контрольная функция
5) Оперативное управление
6) Анализ управления
7) Нормирование
8) Организация функций
9) Административная функция
Основные функции управления:
Рис.1 Схема взаимосвязи функции управления
Внешняя среда
Перспективное развитие предприятия (прогнозирование) – это процесс выработки показателя деятельности предприятия на перспективу на данные от внутренних резервов и внешней среды.
Планирование – функция, связанная с программой действий. Программа действий – конечная цель руководящая линиями поведения, этапы предстоящего пути и средства для их реализация.
Учет – функция регистрации сбора, передачи и обработки текущих сведений в подразделениях объекта по выполнению плана.
Контроль состоит в проверке, его цель – выявление факторов невыполнение программ, ошибок для их исправления. Он применяется ко всему – материальным объектам, действиям и людям. По результатам контроля принимаются управленческие решения по выработке новых планов реорганизации системы и координации ее работы.
Регулирование или оперативное управление реализуется путем выдачи распоряжений, распределяется между несколькими руководителями, каждый из которых отвечает за определенный круг обязанностей и их выполнение.
Анализ деятельности системы – обработка полученных сводных данных, определение тенденции в поведении системы и тенденций в ней, получение сведений по ресурсам предприятия для нового плана развития.
Нормирование - определение норм расходов сырья, материалов и т.д. для выполнение задания каждому работнику, участку и цеху согласно среднеотраслевых норм.
Администрирование – согласование деятельности всех участников процесса таким образом, чтобы улучшить функционирование предприятия и обеспечить его успех. Аппарат управления содержит ряд подразделений, который отвечает за заготовку сырья, материалов, производства продукции, хранения, реализации готовой продукции, обслуживание клиентов и др.
В аппарат управления входит:
Система электронного документооборота входит в состав директората.
Дирекция является подразделением, работники которого отвечают за общие вопросы организации работы системы, за принятие стратегических и тактических управленческих решений по всем видам деятельности и за осуществление связей окружающей средой.
Остальные подразделения служат для подготовки вариантов принимаемых решений, контроля их исполнения и совершенствования процессов управления. Каждое подразделение отвечает за свой вид деятельности и объект управления.
Для достижения цели аппарата и объекта управления учувствуют в выполнении деловых процессах и процедур.
Деловые процессы – процессы, которые отвечают за ведение бизнеса, являются способом осуществления фактического управления и состоят из отдельных процедур.
Деловая процедура – последовательность работ, заданий, операция, совершаемых сотрудниками ИЭС для реализации процесса или решения какой-либо задачи. Деловые процессы классифицируются по видам производственной деятельности: обслуживания клиента, материально-технического снабжения, управление кадрами, реализация готовой продукции и т.п.
Содержание процедуры получения.
Центральный документ СДОУ составляет три основы:
В любом случае все виды документа проходят через СДОУ. Индексирование документа проводится после регистрации - присвоение индекса. Индекс – основной реквизит, состоит из 3 частей.
Индекс: 1. Код отдела; 2. Индекс дела; 3. Регистрационный номер
Состав и содержание процедуры и построение исполнение работы.
Проектирование систем электронного документооборота.
Литература:
Документооборот – это хранение, поиск и перемещение документов разного вида.
Документ – это базовая единица документоориентированного процесса; способы хранения и способы документа в современный организации является видом деятельности от которой зависит выживание компаний на рынке.
Традиционная схема перемещения документов в журналах поиск выполняется по УДК (универсальная документальная классификация). УДК с заголовкам к ключевым словам с шифром, датам и др.
В настоящее время документооборот выполняется системой управления документооборотом (СУД).
Цель СУД - это распределенные общие документные ресурсы компании таким образом, чтобы они были:
Документ (documentum) – официальная публикация, указанные директивы – разрешенная законом запись о сделке или бизнес-решении (чек, запрос, таблицы, формы, отчеты и так далее).
Предмет документа – это содержание и контекст документа.
В СУД используется:
1) документы
2) БД-таблицы
3) Полнотекстовые документы большого объема
Управление – разработка и поддержка условий, при которых документарные ресурсы обрабатываются по группам, дает требуемую отдачу и эффективно используются для достижения целей управления.
Оно включается в себя:
o Планирование
o Руководство
o Поиск ресурсов
o Контроль
Виды управления документооборота на фирме:
Кроме этих ориентированных документов существует неоформляемый вид сделки, заключаемые по ходу ведения дела.
Управление документами - это процесс наблюдения и контроля за одинаковыми документами фирмы, записями, их решений и разработок, представленными в формате документов электронного или бумажного вида.
Архитектура СУД
Отображает документы и связи между ними в виде карты документов организации, содержит концептуальный уровень и предметный воплощения.
Содержит:
- концептуальный
- логический
- предметное воплощение
Почему? Кто? | Концептуальный уровень |
Что? Когда? | Логический уровень |
Как? Где? | Уровень предметного воплощения |
На концептуальном уровне определяется состояние документооброта, то есть, какие документы и БД должны входить в СУД и взаимно связи (взаимосвязи между ними), объем СУД, количество пользователей и основания потоки документооборота (основные потоки).
На логическом уровне решается вопросы функциональных характеристик СУД (ввод и вывод данных, их обработка, безопасность, правила ведения, деловые интерфейсы и формы отчетов). Логический уровень определяет, что будет делать система и когда запускается каждый процесс. Логический уровень не привязан к компьютеру и может быть выполнен аппаратным и программным обеспечением. Необходим для определения процесса и разделения.
Концептуальный уровень.
Концепция СУД базируется на модели центра хранения записи и его корпоративных клиентов.
Репозиторий делится на:
1 ур. - помещение (управление финансами, управление оборудованием)
2 уровень – шкафы с папками, отсортированы по категориям
3 уровень – ящики – содержит папки администрации, папка специалистов
4 уровень – папки – разложенные в алфавитном порядке
5 уровень – документы и другие воженные папки.
Логический уровень.
Базируется на модели центра хранения записи, но исходит не из документов, а из производимых с ними действий.
Состоит из нескольких подсистем управления.
Логическая модель СУД
Все атрибуты документа должны быть проиндексированы (дата создания, автор, тема, ключевые слова, заголовок, дата внесения в БД и т.д.). Эта система работает на базе MS SQL Server, либо SyBase, либо Oracle.
Предметное воплощение (Как и Где).
Базируется на фактической конфигурации аппаратного и программного обеспечения. В основном используется схема операционной модели клиент-сервер, в которой репозиторий расположен на сервере с определенной платформой (ПК+ОС) и пользовательский интерфейс (ПК+клиент).
Ресурсы СУД должны обеспечивать работу с Интернет, с магнитной и дисковой памятью (винчестер) и оптической памятью. Ресурсы должны выполнять маршрутизацию по протоколу TCP/IP, присваивать уникальные номера документа, обеспечивать размещение дисковой памятью и др.
Стандарты и спецификация архитектуры СУД.
Стандарт СУД обусловлен видом документов и ПО компьютера
Основные из них:
1) HTML – гипертекстовая разметка документа
2) ODMA – открытый интерфейс прикладного программирования для управления документом.
Схема построения СУД должна работать только со структурированными базами документами.
Виды стандартов для СУД:
§ Де-юре
§ Де-факто
§ Национальный
§ Международный
Де-фа́кто (лат. de facto — «на деле», «фактически») — латинское выражение. В юриспруденции часто означает «практикуется, но не обязательно определено законом» или «практикуется или является действительностью, но не установлено официально». В основном это выражение противопоставляется понятию
«де-юре» (что значит «определять законом»), когда речь идёт о законе, управлении или технике (такой как стандарты) в случае создания, разработки или применения «без» или «против» инструкции, но в соответствии «с практикой». Когда обсуждают законные ситуации, «де-юре» значит «высказано законом», в то время как «де-факто» означает действие или то, что практикуется. Аналогичные выражения: «по сути», «по факту», «фактически».
§ Де-юре – используется ограниченно для обеспечения обмена информацией внутри фирмы или группы фирм, занятых одним проектом CDF и TDF.
§ Де-факто – стандарт, принятый в ПО одного производителя: Lotus, Excel, Word, TIF.
§ Национальные – действует внутри страны: CALS, IDES, IDEF.
§ Международные – является обобщенными версиями национальных стандартов, которые утверждены международными организациями: ISO, ITU.
Основными стандартами для ИС являются стандарты OSI – это стандарты взаимодействия открытых систем, предшественники стандартов СУД.
Используется для отладки ИС на уровне ее предметного воплощения.
Всего используется 35-40 стандартов.
Основные:
SGML – стандартный обобщенный язык
HTML – стандартный язык разметки гипертекста
DMA – единый стандарт управления документацией.
ODMA – интерфейс прикладного ПО для оперативного управления документацией.
Требование к СУД и проблемы на пути ее внедрения
При внедрении СУД необходимо определить: какие файлы оставить, какие уничтожить, выбрать стандарты СУД, требования к оформлению документов.
Обычно 15% уже отработанных документов могут быть еще востребованы, поэтому СУД должна давать возможность найти любой из этих документов. Все документы в СУД, независимо от носителя должны быть оснащены перекрестными ссылками.
По закону для финансовой отчетности предприятий бухгалтерские записи должны храниться 6-7 лет.
Бумажная документация также является частью системы электронного документооборота. Электронный документ снабжен электронной подписью – является законно, т.е. может быть принят в суде в качестве доказательства.
СУД позволяет закодировать документ, обеспечивать его защиту и проследить все попытки его просмотра. Распространение документа возможно по электронной почте или по сети компании.
СУД содержит программы просмотра, позволяющие работать со всеми типами документов, независимо от ПО, в котором они были созданы: .doc, .xls, .pex, .bmp, .jpeg.
Основное преимущество СУД – это уменьшение канцелярской работы.
Базовой единицей поиска в СУД является документ, а не слово или фраза.
СУД – это не только механизм поиска данных, но и механизм прослеживания в изменении документа, поэтому СУД должна хранить черновые или рабочие версии документа.
Уровень доступа для каждого пользователя должен быть определен заранее. Записи могут быть личными, переходными и официальными.
Личные – это частные записи (анкета, резюме, паспортные данные)
Переходные – черновики, рабочие варианты официальных бумаг.
Официальные – это записи о современной сделки или принятом решении.
Бумажные документы, оцифровываются по мере их востребования, т.е. при поступлении запроса от пользователя. Он превосходится в цифровой вид и переключается в память.
Тезаурус и контрольный словарь должен состоять из ключевых слов, указанных в каждом документе.
Планирование
Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.