Философия в системе культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:

а) философия;

б) мифология;

в) наука;

г) религия.

2. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:

а) в научной;

б) в религиозной;

в) в мифологической;

г) в философской;

д) в обыденной.

3. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

а) философия является частью науки;

б) наука является частью философии;

в) философия и наука частично включаются друг в друга;

г) философия и наука исключают друг друга;

д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.

4.Философия – это (подберите наиболее правильный ответ):

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

б) собрание теорий, концепций философов;

в) наука, исследующая язык;

г) учение о познаваемости мира;

д) учение об устройстве мира.

5. Предмет философии отражает в себе:

а) устройство мира;

б) всеобщность мира;

в) полезность мира;

г) упорядоченность мира;

д) красоту мира.

6. Философии присущи функции:

а) мировоззренческая и познавательная;

б) методологическая и прогностическая;

в) аксиологическая и ориентационная;

г) все эти функции вместе взятые.

7. Философия объясняет мир с помощью:

а) мифологических образов;

б) откровения;

в) интуитивного прозрения;

г) рациональной аргументации;

д) математики.

8. Философия – это:

а) мировоззрение;

б) мирочувствование;

в) мироощущение;

г) мировосприятие.

9. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы

бытия

а) этика;

б) аксиология;

в) эсхатология;

г) онтология;

д) антропология;

е) социология.

10. Основные разделы философии (укажите все возможные варианты):

а) онтология;

б) фразеология;

в) политология;

г) аксиология;

д) социология;

е) антропология;

ж) гносеология.

11. Способ существования философии:

а) вера;

б) разум;

в) чувство;

г) интуиция;

д) опыт.

12. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости;

д) логика

13. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях;

б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях;

г) доводах и умозаключениях разума;

д) в божественном откровении.

14. Философское учение о всеобщих законах познания – это:

а) гносеология;

б) онтология;

в) эстетика;

г) этика;

д) эмпиризм.

15. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям,

– это:

а) мировосприятие;

г) мироощущение;

б) мирочувствование;

д) мировидение.

в) мировоззрение;

16. Аксиология – это учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о красоте;

в) о добре и зле;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) учение о сущности человеческой истории.

История философии

1. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»

а) знать все и невозможно;

б) попытаюсь узнать;

в) знания увеличивают скорбь;

г) другие не знают и этого.

д) знать что-то вовсе и не нужно;

2. Майевтика – это:

а) ироничное подтрунивание;

б) форма назидания;

в) легкая беседа «ни о чем»;

г) эксперимент;

д) общение с собеседником с целью обретения им истины.

3. «Государство» Платона было:

а) демократическим государством равных возможностей;

б) религиозным государством;

в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

г) абсолютной монархией;

д) деспотией восточного типа.

4. Истинное познание по Платону есть:

а) логически четкое, рациональное познание;

б) мистический опыт;

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

г) знание, основанное на эксперименте;

д) истинное познание невозможно.

5. Число в пифагорейской школе это:

а) абстракция;

б) первоначало мира, тождественное вещи;

в) создание разума;

г) творение Бога;

д) психическая иллюзия.

6. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».

а) Анаксимен;

б) Эмпедокл;

в) Фалес;

г) Платон;

д) Аристотель.

7. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:

а) небытие;

б) первоначало;

в) бытие;

г) сомневаемся;

д) материю.

8. Этот античный мыслитель является основоположником атомизма:

а) Сократ;

б) Демокрит, Левкипп;

в) Платон;

г) Аристотель;

д) Демокрит.

9. Идея, согласно Платону:

а) материальна и умопостигаема;

б) нематериальна, но умопостигаема;

в) материальна, но неумопостигаема;

г) нематериальна и неумопостигаема;

д) конструкция сознания.

10. Этому античному мыслителю принадлежит авторство принципа «Все во всем» и понятия «Ум» (Нус), управляющего всем миром:

а) Гераклит;

б) Демокрит;

в) Анаксагор;

г) Аристотель;

д) Эпикур.

11. Об учении этого философа позднейший автор писал:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Демокрит;

г) Парменид;

д) Гераклит.

12. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:

а) диалектических мыслей Гераклита;

б) метафизической концепции Парменида;

в) релятивизма софистов;

г) логики Аристотеля;

д) критической позиции скептиков.

13. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:

а) Протагор;

б) Сократ;

в) Ксенофан;

г) Эпикур;

д) Демокрит.

14. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

а) диалектический материализм;

б) механистический материализм;

в) антропологический материализм;

г) стихийный материализм.

15. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:

а) бедных, состоятельных, богатых;

б) крестьян, ремесленников, мещан;

в) дворян, священников, крестьян;

г) философов, воинов, ремесленников;

д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.

16. В центре внимания школы Пифагора было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:

а) порядок;

б) Бог;

в) разум;

г) число;

д) материя.

17. По мнению Аристотеля всякая вещь есть:

а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;

б) чувственный образ идеи;

в) единство материи и формы;

г) создано из воды;

д) конструкция сознания.

18. Категорию Логос в античной философии впервые ввел:

а) Парменид;

б) Фалес;

в) Демокрит;

г) Гераклит;

д) Анаксимен.

19. Августин Аврелий ввел в христианство элементы учения:

а) софистов;

б) Платона;

в) Аристотеля;

г) Демокрита;

д) Эпикура.

20. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:

а) укрепил христианскую теологию;

б) подготовил почву для отделения теологии от философии;

в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;

г) затормозил формирование позитивизма Нового времени;

д) дал толчок развитию мистики.

21. Средневековая философская мысль:

а) отвергала полностью античную философию;

б) продолжала традиции античных философов;

в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с собственными запросами;

г) использовала мотивы античной мифологии;

д) не знала античной философии.

22. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:

а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;

б) сформулировали атомистическую концепцию;

в) открыто утверждали примат материи над духом;

г) отрицали возможность познания мира.

д) отрицали наличие материального;

23. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:

а) «О причине, начале и едином»;

б) «О достоинстве и приращении наук»;

в) «Об ученом незнании»;

г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;

д) «О величии души».

24. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

а) творения;

б) предопределения;

в) откровения;

г) грехопадения;

д) спасения.

25. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма;

б) объективизма и скептицизма;

в) материализма и эмпиризма;

г) позитивизма и прагматизма;

д) панматематизма.

26. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез;

д) диалектический метод.

27. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:

а) логический;

б) эмпирический;

в) геометрический;

г) семантический;

д) диалектический.

28. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:

а) внешняя причина;

б) множество конечных вещей;

в) мышление и протяжение;

г) воздействие и связь;

д) энергия и материя.

29. С помощью закона единства и борьбы противоположностей Гегель обосновывает:

а) идею саморазвития;

б) невозможность познания истины;

в) связь чувственного и рационального познания;

г) существование бога;

д) отсутствие бога.

30. Философия Гегеля – это:

а) реализм;

б) абсолютный объективный идеализм;

в) материализм;

г) эмпиризм;

д) трансцендентальный идеализм.

31. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе;

б) феномен;

в) ноумен;

г) иллюзия;

д) интуитивное схватывание.

32. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:

а) сознание определяет бытие;

б) общественное сознание определяет бытие;

в) бытие определяет сознание;

г) бытие есть сознание.

д) общественное бытие определяет сознание;

33. Фейербах главным объектом познания считал:

а) природу;

б) бога;

в) человека;

г) познание;

д) общество.

34. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) сознания;

б) производительных сил;

в) мирового исторического процесса;

г) взаимодействия бога и природы;

д) взаимодействия бога и человека.

35. Одним из этапов развития позитивизма был:

а) неотомизм;

б) берклианство;

в) трансцендентализм;

г) эмпириокритицизм;

д) экзистенциализм.

36. Известное утверждение прагматизма:

а) истина – то, что доказано;

б) истина – то, что полезно;

в) истина – то, что привычно;

г) истина – то, что непостижимо;

д) истина – это откровение.

37. Идеальный человек будущего по Ницше это:

а) человек-коллективист;

б) человек-масса;

в) маргинальный человек;

г) человек-машина;

д) сверхчеловек.

38. Русский философ, основавший философскую школу «всеединства»:

а) Бердяев;

б) Соловьев;

в) Ильин;

г) Сковорода;

д) Франк.

Онтология. Теория развития

1. Детерминизм является учением:

а) о божественной предопределенности;

б) о всеобщей познаваемости мира;

в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;

г) о непознаваемости мира;

д) о сотворении мира.

2. Материалисты утверждают, что:

а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) мир создан Богом из ничего.

3. Идеалисты утверждают, что:

а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

д) мир создан Богом из ничего.

4. Пантеизм – это:

а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

б) учение, утверждающее познаваемость мира;

в) учение, о духовной культуре общества и человека;

г) о сущности познания, о путях постижения истины.

д) о сущности человеческой истории.

5. Гилозоизм – это:

а) учение о природе;

б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

в) учение о бытии как таковом;

г) учение о мире как таковом;

д) учение о духовной культуре общества и человека.

6. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:

а) бытие творящее и бытие сотворенное;

б) бытие как экзистенция;

в) бытие как Единое;

г) бытие как определенность материального мира.

7. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях

а) Дух;

б) Сознание;

в) Материя;

г) Логос;

д) Опыт.

8. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это

а) Движение;

б) Прогресс;

в) Регресс;

г) Развитие;

д) Трансформация;

е) Деформация.

9. Онтология – это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

г) о духовной культуре общества и человека.

д) о сущности человеческой истории.

10.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания.

а) Термины;

б) Категории;

в) Символы;

г) Законы;

д) Парадигмы;

е) Универсалии.

11. Способом существования материи является:

а) пространство;

б) время;

в)

г) движение;

д) организация;

е) система.

12. Сущность любых объектов мира проявляется

а) В их внутренних качествах;

б) В их внешних признаках;

в) В их обособленности;

г) Во взаимодействии с другими объектами.

13. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем

а) время;

б) пространство;

в) движение;

г) развитие;

д) взаимодействие;

е) детерминизм.

13. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем

а) время;

б) пространство;

в) движение;

г) развитие;

д) взаимодействие;

е) детерминизм.

14. Форма бытия материи, характеризующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах

а) время;

б) пространство;

в) движение;

г) развитие;

д) взаимодействие;

е) детерминизм.

15. Универсальной формой существования материи является

а) неподвижность;

б) сознание;

в) движение;

г) определенный набор форм;

д) ограниченность в пространстве;

е) сотваренность.

16. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы:

а) психологические и эмоциональные;

б) гравитационные и электромагнитные;

в) энергетические и информационные;

г) социальные и институциональные.

17. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это

а) явление;

б) закон;

в) условие;

г) качество;

д) детерминизм;

е) диалектика.

18. Диалектика – это:

а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;

в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;

г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

д) учение о божественном предопределении.

Сознание, бессознательное

1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) экзистенциализм;

д) томизм.

2. «Бессознательное» в современной философии это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

б) рефлекторные процессы в организме человека;

в) опыт, не поддающийся логическому анализу;

г) нечто, присущее только отдельному человеку;

д) общественное, социальное в личности.

3. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) экзистенциализм;

д) томизм.

4. Бессознательное в философии– это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;

б) понятие, тождественное психическому;

в) высший уровень психики человека;

г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;

д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.

5. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:

а) сознание – функция мозга по отражению действительности;

б) сознание – божественный дар;

в) сознание – свойство человеческого организма;

г) сознание – душа.

6. Философское понятие рефлексии относится к феномену:

а) эмпирического познания;

б) логического познания;

в) интуитивного познания;

г) самосознания;

д) подсознания.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 297.