1. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:
а) философия;
б) мифология;
в) наука;
г) религия.
2. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:
а) в научной;
б) в религиозной;
в) в мифологической;
г) в философской;
д) в обыденной.
3. Соотношение философии и науки заключается в том, что:
а) философия является частью науки;
б) наука является частью философии;
в) философия и наука частично включаются друг в друга;
г) философия и наука исключают друг друга;
д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.
4.Философия – это (подберите наиболее правильный ответ):
а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;
б) собрание теорий, концепций философов;
в) наука, исследующая язык;
г) учение о познаваемости мира;
д) учение об устройстве мира.
5. Предмет философии отражает в себе:
а) устройство мира;
б) всеобщность мира;
в) полезность мира;
г) упорядоченность мира;
д) красоту мира.
6. Философии присущи функции:
а) мировоззренческая и познавательная;
б) методологическая и прогностическая;
в) аксиологическая и ориентационная;
г) все эти функции вместе взятые.
7. Философия объясняет мир с помощью:
а) мифологических образов;
б) откровения;
в) интуитивного прозрения;
г) рациональной аргументации;
д) математики.
8. Философия – это:
а) мировоззрение;
б) мирочувствование;
в) мироощущение;
г) мировосприятие.
9. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы
бытия
а) этика;
б) аксиология;
в) эсхатология;
г) онтология;
д) антропология;
е) социология.
10. Основные разделы философии (укажите все возможные варианты):
а) онтология;
б) фразеология;
в) политология;
г) аксиология;
д) социология;
е) антропология;
ж) гносеология.
11. Способ существования философии:
а) вера;
б) разум;
в) чувство;
г) интуиция;
д) опыт.
12. Термин «философия» означает:
а) рассуждение;
б) компетентное мнение;
в) профессиональную деятельность;
г) любовь к мудрости;
д) логика
13. Ответы на философские вопросы ищут в:
а) религиозных верованиях;
б) мифологических представлениях;
в) научных исследованиях;
г) доводах и умозаключениях разума;
д) в божественном откровении.
14. Философское учение о всеобщих законах познания – это:
а) гносеология;
б) онтология;
в) эстетика;
г) этика;
д) эмпиризм.
15. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям,
– это:
а) мировосприятие;
г) мироощущение;
б) мирочувствование;
д) мировидение.
в) мировоззрение;
16. Аксиология – это учение о:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о красоте;
в) о добре и зле;
г) о духовной культуре общества и человека;
д) учение о сущности человеческой истории.
История философии
1. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»
а) знать все и невозможно;
б) попытаюсь узнать;
в) знания увеличивают скорбь;
г) другие не знают и этого.
д) знать что-то вовсе и не нужно;
2. Майевтика – это:
а) ироничное подтрунивание;
б) форма назидания;
в) легкая беседа «ни о чем»;
г) эксперимент;
д) общение с собеседником с целью обретения им истины.
3. «Государство» Платона было:
а) демократическим государством равных возможностей;
б) религиозным государством;
в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;
г) абсолютной монархией;
д) деспотией восточного типа.
4. Истинное познание по Платону есть:
а) логически четкое, рациональное познание;
б) мистический опыт;
в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;
г) знание, основанное на эксперименте;
д) истинное познание невозможно.
5. Число в пифагорейской школе это:
а) абстракция;
б) первоначало мира, тождественное вещи;
в) создание разума;
г) творение Бога;
д) психическая иллюзия.
6. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».
а) Анаксимен;
б) Эмпедокл;
в) Фалес;
г) Платон;
д) Аристотель.
7. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:
а) небытие;
б) первоначало;
в) бытие;
г) сомневаемся;
д) материю.
8. Этот античный мыслитель является основоположником атомизма:
а) Сократ;
б) Демокрит, Левкипп;
в) Платон;
г) Аристотель;
д) Демокрит.
9. Идея, согласно Платону:
а) материальна и умопостигаема;
б) нематериальна, но умопостигаема;
в) материальна, но неумопостигаема;
г) нематериальна и неумопостигаема;
д) конструкция сознания.
10. Этому античному мыслителю принадлежит авторство принципа «Все во всем» и понятия «Ум» (Нус), управляющего всем миром:
а) Гераклит;
б) Демокрит;
в) Анаксагор;
г) Аристотель;
д) Эпикур.
11. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Демокрит;
г) Парменид;
д) Гераклит.
12. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:
а) диалектических мыслей Гераклита;
б) метафизической концепции Парменида;
в) релятивизма софистов;
г) логики Аристотеля;
д) критической позиции скептиков.
13. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
а) Протагор;
б) Сократ;
в) Ксенофан;
г) Эпикур;
д) Демокрит.
14. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
а) диалектический материализм;
б) механистический материализм;
в) антропологический материализм;
г) стихийный материализм.
15. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
а) бедных, состоятельных, богатых;
б) крестьян, ремесленников, мещан;
в) дворян, священников, крестьян;
г) философов, воинов, ремесленников;
д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.
16. В центре внимания школы Пифагора было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:
а) порядок;
б) Бог;
в) разум;
г) число;
д) материя.
17. По мнению Аристотеля всякая вещь есть:
а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;
б) чувственный образ идеи;
в) единство материи и формы;
г) создано из воды;
д) конструкция сознания.
18. Категорию Логос в античной философии впервые ввел:
а) Парменид;
б) Фалес;
в) Демокрит;
г) Гераклит;
д) Анаксимен.
19. Августин Аврелий ввел в христианство элементы учения:
а) софистов;
б) Платона;
в) Аристотеля;
г) Демокрита;
д) Эпикура.
20. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:
а) укрепил христианскую теологию;
б) подготовил почву для отделения теологии от философии;
в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;
г) затормозил формирование позитивизма Нового времени;
д) дал толчок развитию мистики.
21. Средневековая философская мысль:
а) отвергала полностью античную философию;
б) продолжала традиции античных философов;
в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с собственными запросами;
г) использовала мотивы античной мифологии;
д) не знала античной философии.
22. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;
б) сформулировали атомистическую концепцию;
в) открыто утверждали примат материи над духом;
г) отрицали возможность познания мира.
д) отрицали наличие материального;
23. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:
а) «О причине, начале и едином»;
б) «О достоинстве и приращении наук»;
в) «Об ученом незнании»;
г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;
д) «О величии души».
24. В основе средневековой гносеологии лежит идея:
а) творения;
б) предопределения;
в) откровения;
г) грехопадения;
д) спасения.
25. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма;
б) объективизма и скептицизма;
в) материализма и эмпиризма;
г) позитивизма и прагматизма;
д) панматематизма.
26. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез;
д) диалектический метод.
27. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
а) логический;
б) эмпирический;
в) геометрический;
г) семантический;
д) диалектический.
28. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:
а) внешняя причина;
б) множество конечных вещей;
в) мышление и протяжение;
г) воздействие и связь;
д) энергия и материя.
29. С помощью закона единства и борьбы противоположностей Гегель обосновывает:
а) идею саморазвития;
б) невозможность познания истины;
в) связь чувственного и рационального познания;
г) существование бога;
д) отсутствие бога.
30. Философия Гегеля – это:
а) реализм;
б) абсолютный объективный идеализм;
в) материализм;
г) эмпиризм;
д) трансцендентальный идеализм.
31. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе;
б) феномен;
в) ноумен;
г) иллюзия;
д) интуитивное схватывание.
32. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:
а) сознание определяет бытие;
б) общественное сознание определяет бытие;
в) бытие определяет сознание;
г) бытие есть сознание.
д) общественное бытие определяет сознание;
33. Фейербах главным объектом познания считал:
а) природу;
б) бога;
в) человека;
г) познание;
д) общество.
34. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания;
б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса;
г) взаимодействия бога и природы;
д) взаимодействия бога и человека.
35. Одним из этапов развития позитивизма был:
а) неотомизм;
б) берклианство;
в) трансцендентализм;
г) эмпириокритицизм;
д) экзистенциализм.
36. Известное утверждение прагматизма:
а) истина – то, что доказано;
б) истина – то, что полезно;
в) истина – то, что привычно;
г) истина – то, что непостижимо;
д) истина – это откровение.
37. Идеальный человек будущего по Ницше это:
а) человек-коллективист;
б) человек-масса;
в) маргинальный человек;
г) человек-машина;
д) сверхчеловек.
38. Русский философ, основавший философскую школу «всеединства»:
а) Бердяев;
б) Соловьев;
в) Ильин;
г) Сковорода;
д) Франк.
Онтология. Теория развития
1. Детерминизм является учением:
а) о божественной предопределенности;
б) о всеобщей познаваемости мира;
в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;
г) о непознаваемости мира;
д) о сотворении мира.
2. Материалисты утверждают, что:
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) мир создан Богом из ничего.
3. Идеалисты утверждают, что:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д) мир создан Богом из ничего.
4. Пантеизм – это:
а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества и человека;
г) о сущности познания, о путях постижения истины.
д) о сущности человеческой истории.
5. Гилозоизм – это:
а) учение о природе;
б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
д) учение о духовной культуре общества и человека.
6. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:
а) бытие творящее и бытие сотворенное;
б) бытие как экзистенция;
в) бытие как Единое;
г) бытие как определенность материального мира.
7. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях
а) Дух;
б) Сознание;
в) Материя;
г) Логос;
д) Опыт.
8. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это
а) Движение;
б) Прогресс;
в) Регресс;
г) Развитие;
д) Трансформация;
е) Деформация.
9. Онтология – это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
г) о духовной культуре общества и человека.
д) о сущности человеческой истории.
10.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания.
а) Термины;
б) Категории;
в) Символы;
г) Законы;
д) Парадигмы;
е) Универсалии.
11. Способом существования материи является:
а) пространство;
б) время;
в)
г) движение;
д) организация;
е) система.
12. Сущность любых объектов мира проявляется
а) В их внутренних качествах;
б) В их внешних признаках;
в) В их обособленности;
г) Во взаимодействии с другими объектами.
13. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем
а) время;
б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие;
е) детерминизм.
13. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем
а) время;
б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие;
е) детерминизм.
14. Форма бытия материи, характеризующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах
а) время;
б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие;
е) детерминизм.
15. Универсальной формой существования материи является
а) неподвижность;
б) сознание;
в) движение;
г) определенный набор форм;
д) ограниченность в пространстве;
е) сотваренность.
16. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы:
а) психологические и эмоциональные;
б) гравитационные и электромагнитные;
в) энергетические и информационные;
г) социальные и институциональные.
17. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это
а) явление;
б) закон;
в) условие;
г) качество;
д) детерминизм;
е) диалектика.
18. Диалектика – это:
а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;
б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;
в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;
г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д) учение о божественном предопределении.
Сознание, бессознательное
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) экзистенциализм;
д) томизм.
2. «Бессознательное» в современной философии это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) опыт, не поддающийся логическому анализу;
г) нечто, присущее только отдельному человеку;
д) общественное, социальное в личности.
3. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) экзистенциализм;
д) томизм.
4. Бессознательное в философии– это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;
б) понятие, тождественное психическому;
в) высший уровень психики человека;
г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;
д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.
5. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:
а) сознание – функция мозга по отражению действительности;
б) сознание – божественный дар;
в) сознание – свойство человеческого организма;
г) сознание – душа.
6. Философское понятие рефлексии относится к феномену:
а) эмпирического познания;
б) логического познания;
в) интуитивного познания;
г) самосознания;
д) подсознания.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 297.