Вопросы семинара
1. Аксиология и ценности.
1.1. Понятие «ценность» и причины его возникновения.
1.2. Проблема общечеловеческих ценностей.
1.3. Проблема единства истины, добра и красоты.
2. Этика и нравственные ценности.
2.1. Этика, мораль, нравственность.
2.2. Особенности функционирования морали. Золотое правило нравственности.
2.3. Общие моральные понятия: идеал, добро, любовь (привязанность, дружба, влюбленность, милосердие), ненасилие, свобода и ответственность.
3. Мораль, справедливость, право.
4. Эстетика и эстетические ценности.
Тема 15. Познание (4 часа)
Вопросы семинара
1. Понятие познания. Субъект и объект познания.
2. Многозначность понятия «знания» и его основные значения.
3. Познание, творчество, практика.
4. Вера и знание.
4.1. Виды веры. Сходства и отличия веры в религии и научном познании.
4.2. Значение веры и доверия в жизни человека.
4.3. Вера и предрассудок. Х.-Г.Гадамер о роли предрассудка в познании.
5. Понимание и объяснение. Герменевтика.
5.1. Роль понимания и объяснения в познании мира духовного и природного.
5.2. Понимание в структуре познания: метод или искусство?
5.3. Диалогическая природа понимания.
6. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
7. Проблема истины в философии.
7.1. Классическая (корреспондентная) концепция истины как соответствия знания и предмета: Аристотель.
7.2. Когерентная концепция истины как взаимосогласованная система утверждений: И.Кант, логический позитивизм.
7.3. Истина как полезность: Дж. Дьюи, прагматизм.
7.4. Истина как идеологический феномен: А.Богданов, современная социология научного познания.
8. Проблема критериев истины.
Тема 16. Наука (4 часа)
Вопросы семинара
1. Понятие науки (Наука как деятельность. Наука как процесс познания и совокупность знаний. Наука как социальный институт).
2. Проблема возникновения науки. Экстерналистские и интерналистские концепции.
3. Научные революции и смены типов рациональности.
3.1. Идея парадигмы и ее роль для научного сообщества.
3.2. Понятие научной революции, их типы и содержание.
4. Научное и ненаучное знание. Дилемма сциентизма-антисциентизма.
5. Научная, философская и религиозная картины мира. Эволюция научной картины мира и метафизика. Социокультурная детерминация науки.
6. Критерии научности (непротиворечивость, доказательность, проверяемость (верифицируемость), системность).
7. Структура научного познания.
7.1. Критерии различения эмпирического и теоретического.
7.2. Структура эмпирического и теоретического уровней знания.
8. Методы и формы научного познания. (Статистические и динамические закономерности, общелогические методы познания, научные методы эмпирического и теоретического исследования).
9. Особенности социально-гуманитарных наук.
10. Роль науки и техники в жизни человека.
При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:
– изучить рекомендованную учебную литературу;
– дополнить конспекты лекций;
– изучить и законспектировать первоисточники по теме;
– подготовить ответы на все вопросы семинара.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Описываются виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля, дается учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины. Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. (Приложение 1)
Тематика контрольных работ
1.Истоки философии Востока: мифы, легенды, знания.
2.Техника йоги и психическая саморегуляция человека.
3.Философия Агни-Йоги.
4.Соотношение религии и философии в буддизме.
5.Этико-политическое учение Конфуция.
6.Запад и Восток: диалог культур.
7.Учение пифагорейцев о гармонии и числе.
8.Апории Зенона в свете современной логики.
9. «Человек есть мера всех вещей».
10.Этический рационализм Сократа.
11.Проблема души и тела в философии Платона.
12.Логика Аристотеля.
13.Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца.
14.Принцип наслаждения в этике Эпикура.
15.Титаны Возрождения.
16.Политическая философия Н. Макиавелли.
17.Эстетика Ренессанса.
18.Социальные утопии Возрождения.
19.Скептицизм М. Монтеня.
20.Теория «идолов» познания Ф. Бэкона.
21.Проблема интуиции в гносеологии Р. Декарта.
22.Детерминизм и свобода в этике Б. Спинозы.
23. «Величие и ничтожество человека» в рационализме Б. Паскаля.
24.Концепция «естественного права» Т. Гоббса.
25.Дж. Беркли: «Мир как комплекс ощущений».
26. «Исповедь» Ж. -Ж. Руссо: соотношение науки и морали.
27. «О духе законов»: Ш. Монтескье.
28.Философия в «Энциклопедии» Дидро и
Даламбера.
29. «Человек – машина» Ж. Ламетри.
30. «Система природы» П. Гольбаха.
31. «Закат Европы» О.Шпенглера и современная культура.
32. «Протестантская этика и дух капитализма»: М.Вебер.
33.Генеалогия морали Ф.Ницше.
34.Концепция «одномерного человека» Г. Маркузе.
35.Русские философы о материи и идее.
36.Социальное пространство и время.
37.Диалектика и синергетика.
38.Творческая сущность человека.
39.Структура и виды человеческой деятельности.
40.Социальное бытие как деятельность людей.
41.Понятие общества в истории философии.
42.Общество как система.
43.Представление о государстве в истории философии.
44.Роль субъекта в концепции Ж.Пиаже.
45.Проблема познания в герменевтике.
46.Субъектно-объектный подход и многомерность познания.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 262.