ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

6.1 Контрольные вопросы для подготовки к зачету

1. Функции культуры. Происхождение и содержание термина «культура». Понятие мировой и отечественной культуры.

2. Содержание культуры. Искусство и религия как основа духовной культуры.

3. Особенности первобытного искусства.

4. Ранние формы религии.

5. Особенности культуры Древнего Востока

6. Основные достижения культуры Древнего Египта

7. Культура Древней Месопотамии.

8. Индуизм- духовная основа индской цивилизации.

9. Особенности индийской культуры.

10. Мировоззренческо - ценностные основания китайской культуры: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм, конфуцианство, буддизм.

11. Основные достижения культуры Древнего Китая.

12. Особенности японской культуры, ее периодизация.

13. Истоки античной культуры. Периодизация и распространение.

14. Мировые достижения античной культуры.

15. Культура эпохи эллинизма.

16. Исторические условия развития римской культуры, периодизация.

17. Ислам как духовная основа арабо-мусульманского мира. Наука и художественная культура.

18. Место средневековья в истории культуры.

19. Периодизация и истоки средневековой культуры.

20. Христианское вероучение - основа средневековой культуры.

21. Романский и готический художественные стили в архитектуре Средневековья.

22. Эпоха Ренессанса, ее хронология. Сущностные черты культуры Ренессанса. 23.
Культура эпохи Возрождения (Италия).

24. Культура эпохи Возрождения (Франция).

25. Понятие и направленность Реформации.

26. Караваджо - основатель реализма в европейской живописи. Караваджизм и караваджисты.

27. Литература и музыка эпохи Просвещения

28. Характерные черты европейской культуры нового времени.

29. Философско-эстетические особенности эпохи Просвещения: идеи Вольтера, Дидро, и Руссо.

30. Понятие «классицизм». Формирование основ культуры классицизма.

31. Особенности духовной культуры в XIX в.

32. Импрессионизм в музыкальной культуре XIX-XX вв.

33. Вклад модернизма в мировую художественную культуру первой пол. ХХ в.

34. Постмодернизм как форма существования европейской культуры вт. пол. ХХ в., его основные черты.

35. Культура США. Верования и убеждения американцев.

36. Образование и наука в США.

37. Общая характеристика культуры Древнерусского государства.

38. Письменность. Просвещение. Книжная культура. Основные памятники письменности и книжной культуры.

39. Знания в культуре Древней Руси.

40. Архитектура Киева, Новгорода, Владимира и других крупнейших городов Древнерусского государства.

41. Кремль. Детинец. Его архитектура, значение.

42. Наследие древнерусской культуры в мировом пространстве.

43. Научные и исторические знания. Общественно-политическая мысль в XIII-XV вв.

44. Просвещение в XIII-XV вв.

45. Начало книгопечатания в России.

46. Архитектура. Зодчество XIII-XVI вв.

47. Взаимодействие русской культуры и культур народов, вошедших в состав Русского государства.

48. Условия развития культуры и основные черты историко-культурного процесса в XIX в.

49. Золотой век русской культуры.

50. Передовые мыслители - деятели науки XIX в.

51. Серебряный век как социокультурная эпоха.

52. Развитие науки в к. XIX - нач. XX в.

53. Развитие периодической печати и книгоиздания. Крупнейшие книгоиздатели нач. XX в.

54. Создание кинематографа.

55. Обогащение мировой культуры выдающимися достижениями русской науки, техники,

литературы и искусства в нач. ХХ в.

56. Перестройка деятельности учреждений культуры в новых условиях военного времени.

57. Значение средств массовой информации в годы Великой Отечественной войны.

58. Вузы, школы и другие учебные заведения в годы войны.

59. Развитие отечественной культуры во вт. пол. ХХ в.

60. Состояние культуры современной России.

6.2 Образцы тестов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной

работы обучающегося

1 вариант

1. Дайте определение следующим понятиям: а) тотемизм б) анимизм в) фетишизм

2. Характерными моментами мифа является:

а) отождествление субъективной и объективной реальности; б) понятие сущности; в) устное вербальное общение?

3. Что является наиболее ранней формой анимизма? а) вера в духов; б) поклонение животным; в) вера в рай и ад?

4. Когда была сооружена первая ступенчатая пирамида фараона Джосера? а) в нач. 3 тыс. до н.э; б) в кон. 4 тыс. до н.э; в) в 1 тыс. до н.э?

5. Соотнесите определения и соответствующие им понятия:

 

1.Джосер а) архитектор пирамиды фараона Хеопса;

2.Имхотеп б) широкое, скуластое каменное лицо, возможно,

имеет портретное сходство с фараоном;

3. Хеопс в) он славился как врач и зодчий, как покровитель

писцов, письменности и знаний.

4. Хемиун г) долгое время его шестиступенчатая пирамида

считалась самой древней

5. Сфинкс д) его пирамида до 1889 г. считалась самым

высоким сооружением в мире.

6. Дайте характеристику амарнского искусства.

7. Подлинной жемчужиной Ассиро-Вавилонского царства в 7 в. до н.э становится: а) создание литературного произведения «Повесть о Гильгамеше» б) библиотека Ашшурбанапала; в) висячие сады Семирамиды?

8. Какие архитектурные сооружения и формы были изобретены шумерийцами? а) арка; б) портик;

в) свод;

г) зиккурат;

 

9. Как назывались 5 книг, которые являлись сущностью китайской классической
образованности?

а) «Пятикнижия» б) Пятипалка» в) «Пятерка»?

 

10. Основной формой конфуцианского культа был культ:

а) животного; б) предков
в) всего земного?

11. «Золотой век» японской культуры приходится на: а)
период Асука -VI-VII вв. н.э.

б) период Хэйан - IX-XII вв. н.э.

в) период Нара- VII - VIII вв н.э?

 

 

2 вариант

1. Дайте определение следующим понятиям: а) дольмены б) кромлехи в) менгиры

2. Как по мнению английского этнографа Дж. Фрезера можно перевести слово «табу»? а) «запрещающий» б) «замкнутый» в) «особый)?

3. Почему встречаются только женские палеолитические скульптурные фигурки?

4. Самая высокая пирамида фараона Хеопса достигает: а) 213 м; б) 147 м;

в) 82 м?

 

5. Найдите каждому слову его значение:

1.Менес а) бог Солнца;

2.Гор б) научил людей земледелию, виноградарству, пению;

3.Осирис в) сотворил богов и мир, основал города;

4.Птах г) бог зла и разрушения;

5.Сет д) нашла мужа и оживила его;

6.Исида е) первый фараон Египта

7.Ра ж) прародитель египетских фараонов

 

 

6. Что являлось самым замечательным открытием древнеегипетского искусства?

 

а) появление театра; б) появление архитектуры;

в) скульптурный портрет?

7. Самым ранним скульптурным центром Двуречья являлось: а) Древневавилонское царство; б) Шумеро-Аккадское царство; в) Нововавилонское царство?

8. Какие из научных открытий принадлежат шумерам? а) открыли закон притяжения Земли; б) определили время; в) создали карту звездного неба;

г) составили медицинский справочник?

9. С какого века существует китайская цивилизация?
а) со 2 тыс. до н.э; б) с 5 тыс. до н.э.; в) с 4 тыс. до

н.э?

10. Культ чего выходит на первый план в XI в. до н.э. в эпоху династии Чжоу? а) солнца; б) неба; в) воды?

11. Какое учение определило во многом кодекс самурайской чести:

а) конфуцианство; б) дзен-буддизм; в) буддизм?






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

7.1 основная:

1. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008.

2. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. Минск, 2009.

3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ. 2010.

4. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура: Учебное пособие. М.: Nota Bene,

2007.

5. История мировой культуры / Научная разработка и сост. Ф. С. Капицы; под ред. Л. В. Кашинской, В. В. Славкина. - М., 2007.

6. Пархоменко И.Т., Радугин А. А. История мировой и отечественной культуры. М.: Центр, 2008.

 

7.2.дополнительная:

1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М.: Правл. Общества «Знание» России. 1993.

2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М.:Высшая школа. 1990.

3. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. - М.: Просвещение. 1990.

4. Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. - М.:Наука, изд. фирма «Восточная литература». 1994.

 

7. Артамонов С.Д. Литература средних веков. - М. :Просвещение.1992.

8. Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. - М.: Просвещение.1994.

9. Арутюнов С.А., Джарылгасинова Р.Ш. Япония: народ и культура. - М.: Знание. 1991.

10. Асеев Ю.Э. Архитектура Древнего Киева. - Киев: Буддвельник. 1982.

11. Афанасьев В.К. Искусство Древнего Востока. - М.: Искусство. 1975.

12. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М.: Искусство.1993.

13. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. - М.: Искусство.1991.

14. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.

соандлнюМ.ЕИсксвязвос 1 Ш3ременными духовными и6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука.1990.

17. Бердяев Н.А. Кризис искусства.- М.: Интерпринт. 1995.

18. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3. - М.: Искусство. 1992.

19. Боннар А. Культура Древнего Рима. Т 1. - М.: Просвещение. 1885.

20. Бродянский Д.Л. Человек. Культура. Общество. - Владивосток : Изд-во ДВГУ. 1995.

21. Брюсова В.Г. Андрей Рублев. - М.: Искусство. 1995.

22. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М.: Искусство. 1984.

23. Бычков В.В. Византийская эстетика. - М.: Просвещение. 1981.

24. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М.: Искусство. 1993.

25. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. - СПб.:ТО «Пальмира». 1992.

26. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.:Высшая школа. 1983. 27.
Вебер А. Кризис европейской культуры. - СПб.: ТО «Пальмира». 1999. 28.
Вернадский В.И. Природа и общество. - М.: Прогресс. 1968.

29. Виды и жанры искусства. - М.: Искусство. 1989.

30. Виноградова Н. А., Николаева Н.С. Искусство стран Древнего Ближнего Востока. - М.: Искусство. 1986.

31. Винничук Л Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.— М., 1988

32. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков.— М., 1994

33. Гиро П. Быт и нравы древних римлян.— Смоленск, 2000.

34. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. - М.: Современник. 1997.

35. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. - М.: Искусство. 1994.

36. Грибунина Н. Г. История мировой художественной культуры. - Тверь: Ком. информпечати. 1993.

37. Грэхем Л. Очерки истории российской и советской науки. - М.: Янус-К. 1997.

38. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 1992.

39. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. - М.: ТОО «Пассим». 1994.

40. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. - Л.:Изд-во ЛГУ. 1990.

41. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М.: Айрис-ПРЕСС.1994.

42. Девятова С.В. Современное христианство и наука. - М.: Наука. 1994.

 

52. Древнерусская литература / Сост. Е.Б. Рогачевская. - М.: Школа-пресс. 1993.

53. Дюби Ж. Европа в средние века. - М.: Наука. 1995.

54. Дюрант В. Жизнь Греции.— М.. 1997.

55. Егоров В.В. Золотая орда: мифы и реальность. - М.: Знание. 1996.

56. Емоханова Л.Г.Мировая художественная культура. - М.:Просвещение. 1998.

57. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М.: Изд-во «Восточная литература» .1990.

58. Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели XYII века. - М.:Просвещение. 1972.

59. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. - М.Высшая школа.1993.

60. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Искусство. 1993.

61. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. - М.: Изд-во «Восточная литература».

1991..

62. История Византии. /Отв. ред. З.В.Удальцова. - М.: Высшая школа.1988-1994.

63. История Латинской Америки: Доколумбова эпоха - 70-е годы XIX в. /Отв. ред. Н.М.Лавров - М.:Высшая школа. 1991.

64. История русской архитектуры / Под общей ред. Ю.С. Ушакова, Т.А.Славиной. - СПб: Высшая школа. 1994.

65. История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. /Под ред. Ю.В. Бромлея. - М.: Высшая школа. 1986.

66. История мировой культуры / Научная разработка и сост. Ф. С. Капицы; под ред. Л. В. Кашинской, В. В. Славкина. - М., 1996.

67. История мировой культуры: Курс лекций / Рос. гос. гуманит. университет; отв. ред. С. Д. Серебряный. - М., 1998.

68. Каган М.С. Философия культуры. - СПб: Петрополис. 1996.

69. Карпушина С. В., Карпушин В. А. История мировой культуры: Учебник для вузов. -

М., 1998.

70. Карсавин Л. П. Культура средних веков. - Киев, 1995.

71. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в историю человеческой культуры . - М.:

Наука. 1997.

72. Кефели И.Ф. История науки и техники. - СПб.: Петрополис. 1995.

73. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М.: Знание. 1994.

74. Конрад Н.И. Очерки истории культуры средневековой Японии. - М.: Знание. 1970.

75. Коран. / Пер. с араб. Крачковского И.Ю. - М.: Наука.1990.

76. Косидовский Зенон. Библейские сказания. Сказания Евангелистов. - М.: Наука.1991.

77. Костомаров Н.И. Русские нравы. - М.: Просвещение. 1995.

78. Кравцова М. Е. История культуры Китая. - СПб., 1999.

79. Кукаркин А.А. Буржуазная массовая культура. - М.: Знание. 1985.

80. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа. 1990.

81. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. - Л.: Изд-во ЛГУ. 1988.

82. Кулаков В. Е. Религии мира: Методическое пособие для учителя. - М., 1991.

83. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001.

84. Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. - М.: Искусство. 1992.

85. Линдблад Я. Человек - ты, я и первозданный. - М.: Янус-К. 1991.

86. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. - М.: Наука. 1970.

87. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Наука. 1991.

88. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб.: Искусство СПб. 1995.

89. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение. 1996.

90. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. - М.: Просвещение. 1996.

 

92. Майкопар А.Е. Новый Завет в искусстве: Очерки иконографии западного искусства. - М.: Искусство. 1998.

93. Массэ А. Ислам. Очерки истории. - М.: Просвещение. 1981.

94. Милюков П.В. Очерки по истории русской культуры. Т.1-3. - М.: Просвещение. 1993­1995.

95. Мистерия Дао. - М.: Сфера. 1996.

96. Муравьев А.В., Сахаров А.М.

97. Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. - М.: Изобразительное искусство.

1989.

98. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. - М.: Гослитиздат. 1987.

99. Оппенхейм Л.А. Древняя Месопотамия. - М.: Наука. 1980.

100. Повесть Временных лет. СПб., 1996.

101. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс. 1980.

102. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М.: Наука. 1991.

103. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука: Издательский центр «Терра». 1995.

104. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения.- СПб: Абрис.1991.

105. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС. 1998.

106. Рапацкая Л.А. Художественная культура России: от Древней Руси к золотому веку.

- М.: Вентана - граф. 2000.

107. Рапацкая Л.А. История русской музыки. - М.: Гумм. Изд. центр ВЛАДОС. 2001.

108. Рерих Н.К. О вечном... - М.: Республика. 1991.

109. Русская художественная культура второй половины XIX века. - М.: Наука. 1988.

110. Русское православие: вехи истории / Под ред. А.И.Клибанова. - М.: РБГ. 1989.

111. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука. 1987.

112. Самосознание европейской культуры. XX век. - М.: Политиздат. 1991.

113. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.: Изд-во

МГУ. 1993.

114. Сенкевич Э.В. Молодежная культура: за и против. - М.: Просвещение. 1990.

115. Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. - М.: Прогресс. 1980.

116. Средневековая и Новая Россия. СПб., 1996.

117. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. - М.: Искусство. 1985.

118. Токарев С. А. Религии в культуре народов мира. - М.: Политиздат. 1976.

119. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: ИНИОН. 1990.

120. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. - М.: Наука. 1991.

121. Федоров Е.В. Люди императорского Рима. - М.: Изд-во МГУ. 1990.

122. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М.: Издательский дом «Терра». 1989.

123. Флоренский П. А. Христианство и культура. - М., 2001.

 

7.3 интернет- ресурсы

 

Библиотека ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» предлагает бакалаврам следующие Интернет-ресурсы:

- Базы данных российских библиотек;

- Базы данных зарубежных библиотек;

- Полнотекстовые базы данных;

- Электронные варианты авторефератов и диссертаций;

- Коллекции электронных дисков;

- Научные поисковые системы;

 

 

7.5 Методические указания к лабораторным занятиям

 

Лабораторные занятия не предусматриваются учебным планом.

 

7.6 Методические указания к практическим занятиям

 

Семинарские занятия являются важнейшей формой обучения в вузе. Их основная задача - дополнение и углубление знаний, приобретенных студентами на лекциях, а также получение необходимых навыков самостоятельной работы с историческими источниками и литературой.

Семинары по «Русскому миру» проводятся в виде коллективного обсуждения узловых проблем общего курса. Предварительно студенты получают тему, план семинара с рекомендованными источниками и литературой. После их конспектирования каждый студент до начала семинара должен обдумать поставленные в плане вопросы и попытаться раскрыть их в ходе самостоятельной подготовки.

В процессе семинара один из студентов в течение 10—15 минут излагает свое понимание конкретного вопроса. Затем другие студенты дополняют его ответ в ходе кратких выступлений, задают


вопросы, выражают свое согласие или несогласие с выступлением основного докладчика. Дискуссия завершается краткой оценкой преподавателя выступлений студентов. После этого начинается обсуждение, других вопросов данного семинара. В конце занятия преподаватель делает вывод о полноте и глубине раскрытия обсуждавшихся вопросов, в том числе и оценкой выступлений студентов.

Необходимым условием успешной работы данной формы семинара является обязательная самостоятельная предварительная подготовка к нему студентов, т.е. конспектирование рекомендованных источников и литературы к каждому занятию.

7.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам

самостоятельной работы.

 

Курсовая работа учебным планом не предусматривается

 

7.8 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

 

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов:

- табличный процессор Microsoft Excel,

- текстовый редактор Microsoft Word.

 




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТА

Курс охватывает множество событий, интересен, но достаточно сложен и требует от студентов больших усилий. Изучение начинается на аудиторных занятиях (лекциях и семинарах), а затем продолжается в процессе самостоятельной работы. Последний вид деятельности включает подготовку к аудиторным занятиям, изучение и конспектирование исторических источников и литературы, написание докладов, рефератов. Значение самостоятельной работы весьма важно, так как студенты овладевают необходимыми знаниями и приобретают навыки научно-исследовательской деятельности, умение пользоваться научной и справочной литературой.

Работа на лекции. В рамках подготовки к лекции необходимо приобрести тетрадь для записи лекций и цветные карандаши для подчеркивания наиболее важных моментов.

В процессе лекции сначала следует записывать дату, название темы, план лекции, рекомендуемую литературу и источники. Содержание лекции фиксировать разборчиво и с необходимыми сокращениями отдельных слов, предложений. При этом следует стремиться отразить в конспекте лекции ключевые, основные идеи данной темы.

При работе над конспектом лекции следует изучить сделанные записи и выделить принципиальные моменты путем подчеркивания. После этого надо проанализировать и законспектировать основное содержание рекомендованных источников и литературы. Затем следует осмыслить содержание темы лекции в целом.

Подготовка к семинарским занятиям.

Семинарские занятия являются важнейшей формой обучения в вузе. Их основная задача - дополнение и углубление знаний, приобретенных студентами на лекциях, а также получение необходимых навыков самостоятельной работы с историческими источниками и литературой.Семинары проводятся в виде коллективного обсуждения узловых проблем общего курса. Предварительно студенты получают тему, план семинара с рекомендованными источниками и литературой. После их конспектирования каждый студент до начала семинара должен обдумать поставленные в плане вопросы и попытаться раскрыть их в ходе самостоятельной подготовки. В процессе семинара один из студентов в течение 10—15 минут излагает свое понимание конкретного вопроса. Затем другие студенты дополняют его ответ в ходе кратких выступлений, задают вопросы, выражают свое согласие или несогласие с выступлением основного докладчика. Дискуссия завершается краткой оценкой преподавателя выступлений студентов. После этого начинается обсуждение, других вопросов данного семинара. В конце занятия преподаватель делает вывод о полноте и глубине раскрытия обсуждавшихся вопросов, в том числе и оценкой выступлений студентов.

Необходимым условием успешной работы данной формы семинара является обязательная самостоятельная предварительная подготовка к нему студентов, т.е. конспектирование рекомендованных источников и литературы к каждому занятию.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 202.