Оценка уровней освоения компетенций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии факультета протокол от 31 августа 2015 г. № 1

    доцент, к.и.н.             (подпись)     М.Л. Мусорина    (И.О. Фамилия)

 

Бирск 2015


Содержание

 

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЛЬНОЙПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА.. 3

3 ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготов- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); 3

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); 4

- способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10); 5

- владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11); 7

4 СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 9

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 14

6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 14

7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 17

       - ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ...........................................................................................17

       - ИНТЕРНЕТ- РЕСУРЫ ......................................................................................................20

- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТА.......................................................21

8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 22

9. РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИН История мировых цивилизаций. 23

 




ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Главная цель курса - актуализировать у студентов познавательную и духовную потребность понимать человека иной (и, конечно же, своей) ментальности, «вживаясь» в его социальный и культурный опыт и понимая смысловое поле повседневной жизни разных эпох, а также "вооружить" эту потребность необходимым для ее реализации гуманитарным инструментарием.

Основные задачи курса вытекают из целевой установки.

Образовательная задача состоит в формировании у студентов исторически конкретного представления об отечественной культуре как динамичной и целостной системе, разворачивающейся во времени.

Познавательно-исследовательская задача состоит в овладении навыками работы с ценностно-смысловыми структурами, создании представления о разнообразии методологических подходов к культурным явлениям, раскрытии многоуровневых культурных рефлексий, а также расширение интеллектуального и духовного багажа студентов.

Педагогическая стратегия состоит в преодолении поверхностных представлений о культуре и осознании современных установок «главенства культуры», «опасной культуры», «глобализации культуры», «конфликта культур», овладении языком «культурной истории».

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРА ЛЬНОЙПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

Данная учебная дисциплина входит в раздел Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 0811100.62 «История мировых цивилизаций».

 

ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(ОК-1); (ОК-2);

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготов- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

Компоненты компетенции Технологии формирования
Знает принципы организации самостоятельной работы, методы анализа информации Самостоятельная работа, лабораторные занятия, решение тестовых и кейс-заданий
Умеет использовать современные информационно-коммуникативные ресурсы для подготовки к занятиям, для выполнения самостоятельной работы. Практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий
Владеет культурой научного мышления, навыками самостоятельной работы Практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

    подходов к истории культуры. Основные подходы и методы в исследовании истории культуры.  
2. Особенности первобытного типа культуры Первобытная культура как фундамент истории культуры. Происхождение и ранние формы культуры. Особенности духовной жизни древнего человека. Происхождение древних верований. Возникновение искусства. 2
3. Культура Индии, Китая, Японии Характеристика протоиндийской цивилизации. Ведический период в истории древней Индии. «Веды» как источник научного знания о социальной структуре и идеологических представлениях индоарийского общества. Ведический пантеон. Идеология брахманизма. Брахманство -носитель религиозно-этических функций. Идеологические истоки индуизма Учение о карме. Мифология и ритуал. Буддизм: буддийский канон, его структура и содержание, «четыре благородные истины» как основа догматики. Развитие идей буддизма в художественной культуре Индии. Происхождение и основные этапы развития китайской цивилизации. Формирование религиозных представлений, их отражение в священных книгах Древнего Китая. Практический характер древнекитайской мифологии. Культ предков и разработка идей загробной жизни. 2
4. Культура античности Становление ранней цивилизации на Крите и в Микенах. Особенности критской и микенской культур, их судьбы. Зарождение и расцвет культуры греческих полисов. Важнейшие достижения в области философии, естествознания и истории. Основные черты древнегреческого искусства. Архитектура, эпос, скульптура, театр как ведущие виды античного искусства. Теория эстетического воспитания. Кризис древнегреческой культуры в эпоху Александра Македонского. Эллинистическая культура и ее особенности. Становление цивилизации на Аппенинском полуострове. 2
5. Арабо- мусульманская культура. Доисламская Аравия: религиозные представления, устная поэзия. Возникновение ислама. Основы вероучения. Шариат - система мусульманского права. Коран - священная книга мусульман. Основные направления в исламе. Распространение ислама и образование Арабского государства. Освоение арабами наследия античной культуры. Культура Арабского халифата. Достижения арабов в области точного и естественнонаучного знания, философии, архитектуре и строительстве, литературе. Влияние ислама на художественную культуру и бытовое поведение людей. 3
6. Культура западноевропейского Средневековья Географические и временные рамки. Основные черты средневековой культуры. Религия как 3
    главенствующий компонент духовной жизни средневекового общества. Канон, символ, аллегория как важные средства выразительности искусства. Клерикальная литература. Готика как символ средневековой культуры. Литургическое действо как синтез искусств. Влияние на европейскую культуру крестовых походов и реформации. Народная культура. Значение средневековой культуры в мировом историческом процессе.  
7. Культура Средневекового Востока и Африки Средневековый Китай. Культурный расцвет. Развитие просвещения, расцвет философской мысли, открытия в области естественнонаучного знания. Культура Индии в средние века. Индуизм -традиционная религия Индии, его влияние на средневековую индийскую культуру. Сословная структура индийского общества. Мусульманские завоевания и их влияние на культуру Индии. История африканских культур с эпохи Великих географических открытий ^V^) до середины XIX в. Страны Бенинского залива и Верхней Гвинеи с начала II тыс. н.э. до XIX в.: культуры Бенина, Ифэ и Дагомеи. Империя Конго. 2
8. Культура Европы эпохи Абсолютизма и века Просвещения Культура эпохи абсолютизма. Барокко. Классицизм и реализм. Материальная культура и образ жизни. Новые научные центры. Технические новации. Открытия и изобретения. Эпоха Просвещения. Главные ценности эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII в. Культура новейшего времени. 2
9. Культура Доколумбовой Америки. Заселение Америки. Образ жизни индейцев, находившихся на родоплеменной стадии развития общества. Основные очаги цивилизаций. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Материальная культура и технология, представления о мире. Искусство. Культура США. Возникновение американской цивилизации. Верования и убеждения американцев. Образование и наука. Массовая художественная культура. Архитектура. Скульптура. Живопись. Литература. Театр. Музыкальная культура. 2
10. Западноевропейская культура XIX-XX вв. Интернационализация культуры. Постмодернизм. Элитарные и неэлитарные тенденции в развитии культуры новейшего времени. Массовая культура, ее сущность и особенности. Кризис культуры. Научно-технический прогресс - важнейшая проблема современности. Экология культуры. Развитие науки и искусства в эпоху новейшего времени. Религиозная ситуация. 2
11. Зарождение русской культуры Язычество Древней Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии. Христианизация населения. Двоеверие и особый характер историко-культурного процесса. Борьба 2
    православной церкви с язычеством, народный вариант православия.  
12. Культура Древнерусского государства (IX - XIII вв.) Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси. Отсутствие оппозиции духовной и светской традиций. Переводная литература, фонд литературных памятников Slavia Orthodoxa. Проблема грамотности населения. Берестяные грамоты. Глаголица и кириллица. Характеристика ранних датированных рукописей, хранящихся в российских книгохранилищах. Памятники древнерусской литературы Киевского периода: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона, Поучение Владимира Мономаха, Киево-Печерский патерик. Эстетическое сознание Древней Руси. 2
13. Русская культура XVIII в. Культурные реформы в системе преобразований Петра I. Основание Петербурга - культурно-исторический феномен, декларативно знаменующий направление реформаторской деятельности Петра I как сознательный отказ от опоры на национальные традиции. Процесс секуляризации русской культуры. Оформление идеологии русского абсолютизма. Феофан Прокопович как идеолог, публицист, драматург, поэт и теоретик литературы. Литературная культура Петровской эпохи. Литературная политика Петра I и переводная литература. Петр I и формирование русского литературного языка. Особенности русского классицизма. 2
14. Культурная жизнь России в XIX - ХХ вв. Особенности культурной жизни в России в первой четверти XIX в. Реформа системы образования в начале XIX в., новый Цензурный устав, новый Университетский устав. Заключительный этап формирования русского литературного языка 3
15. Культура современной России Вызревание условий для принципиального обновления государственной системы. Роль в этом интеллигенции. Положение культуры в канун «перестройки». Перестройка как предтеча краха советского строя в начале 1990-х гг. Положение учреждений образования -школьного, профессионального, высшего. Демократизация культуры. Развитие науки. Достижения крупных научных школ, развитие оборонных направлений. Успехи и слабости творческой деятельности современных писателей, художников, драматургов. Деятельность театров, развитие российской кинематографии на современном этапе. 3
  ИТОГО   34

 

В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно­графического задания (РГЗ), домашнего задания (ДЗ) написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), рубежный контроль (РК), тестирование (Т) и т.д.

 

4.2 Объем дисциплины и виды учебной работы

заочная форма обучения

Вид работы

Трудоемкость, часов

  2 семестр Всего
Общая трудоемкость 108 108
Аудиторная работа:  18  18
Лекции (Л)  6 6
Практические занятия (ПЗ)  4  4
Лабораторные работы (ЛР)  - -
КСР  8 8
Самостоятельная работа: 86 86
Самостоятельное изучение разделов 22 22
Контрольная работа (К)2 22 22
Самоподготовка (проработка и повторение    
лекционного материала и материала учебников и    
учебных пособий, подготовка к лабораторным и 22 22
практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному    
контролю и т.д.)    
Подготовка и сдача зачета 20 20
Вид итогового контроля:    
зачет    

 

4.3 Лабораторные работы


Лабораторные работы не предусматриваются учебным планом.

12. 12. Культура Древнерусского государства (IX - XIII вв.) 3
13. 13. Русская культура XVIII в. 3
14. 14. Культурная жизнь России в XIX - ХХ вв. 2
15. 15. Культура современной России 2
    ИТОГО 34

 

4.5 Курсовой проект (курсовая работа)

 

Курсовая работа учебным планом не предусматривается.

 

4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины

 

 

 

№ раздела

  Кол-
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение во
  часов
1. Введение. Что такое культура.  
2. Особенности первобытного типа культуры  
3. Культура Индии, Китая, Японии  
4. Культура античности  
5. Арабо- мусульманская культура.  
6. Культура западноевропейского Средневековья  
7. Культура Средневекового Востока и Африки  
8. Культура Европы эпохи Абсолютизма и века Просвещения  
9. Культура Доколумбовой Америки.  
10. Западноевропейская культура XIX-XX вв.  
11. Зарождение русской культуры  
12. Культура Древнерусского государства (IX - XIII вв.)  
13. Русская культура XVIII в.  
14. Культурная жизнь России в XIX - ХХ вв.  
15. Культура современной России  
  ИТОГО  

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

 

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  ПР Выступление студентов с докладами с видео-презентацией 20

Итого:

20

Передача необходимых теоретических знаний и формирование основных представлений по каждой теме дисциплины «История мировых цивилизаций» происходит с использованием лекционных занятий. Лекционный материал закрепляется в ходе практических занятий, на которых выполняются групповые или индивидуальные задания по пройденной теме. Принимаемые решения при выполнении заданий обсуждаются с участием студентов для обеспечения их понимания и развития необходимых умений. Изучение дисциплины сопровождается самостоятельной работой студентов в форме изучения пройденного лекционного материала, подготовки к практическим занятиям и выполнения практических работ в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. С целью освоения данной дисциплины лекционные и практические занятия для обучающихся представлены в различных формах: интерактивные лекции, обучающие фильмы, разбор конкретных ситуаций, лекции в диалоговом режиме, защита проектов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

7.1 основная:

1. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008.

2. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. Минск, 2009.

3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ. 2010.

4. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура: Учебное пособие. М.: Nota Bene,

2007.

5. История мировой культуры / Научная разработка и сост. Ф. С. Капицы; под ред. Л. В. Кашинской, В. В. Славкина. - М., 2007.

6. Пархоменко И.Т., Радугин А. А. История мировой и отечественной культуры. М.: Центр, 2008.

 

7.2.дополнительная:

1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М.: Правл. Общества «Знание» России. 1993.

2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М.:Высшая школа. 1990.

3. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. - М.: Просвещение. 1990.

4. Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. - М.:Наука, изд. фирма «Восточная литература». 1994.

 

7. Артамонов С.Д. Литература средних веков. - М. :Просвещение.1992.

8. Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. - М.: Просвещение.1994.

9. Арутюнов С.А., Джарылгасинова Р.Ш. Япония: народ и культура. - М.: Знание. 1991.

10. Асеев Ю.Э. Архитектура Древнего Киева. - Киев: Буддвельник. 1982.

11. Афанасьев В.К. Искусство Древнего Востока. - М.: Искусство. 1975.

12. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М.: Искусство.1993.

13. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. - М.: Искусство.1991.

14. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.

соандлнюМ.ЕИсксвязвос 1 Ш3ременными духовными и6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука.1990.

17. Бердяев Н.А. Кризис искусства.- М.: Интерпринт. 1995.

18. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3. - М.: Искусство. 1992.

19. Боннар А. Культура Древнего Рима. Т 1. - М.: Просвещение. 1885.

20. Бродянский Д.Л. Человек. Культура. Общество. - Владивосток : Изд-во ДВГУ. 1995.

21. Брюсова В.Г. Андрей Рублев. - М.: Искусство. 1995.

22. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М.: Искусство. 1984.

23. Бычков В.В. Византийская эстетика. - М.: Просвещение. 1981.

24. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М.: Искусство. 1993.

25. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. - СПб.:ТО «Пальмира». 1992.

26. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.:Высшая школа. 1983. 27.
Вебер А. Кризис европейской культуры. - СПб.: ТО «Пальмира». 1999. 28.
Вернадский В.И. Природа и общество. - М.: Прогресс. 1968.

29. Виды и жанры искусства. - М.: Искусство. 1989.

30. Виноградова Н. А., Николаева Н.С. Искусство стран Древнего Ближнего Востока. - М.: Искусство. 1986.

31. Винничук Л Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.— М., 1988

32. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков.— М., 1994

33. Гиро П. Быт и нравы древних римлян.— Смоленск, 2000.

34. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. - М.: Современник. 1997.

35. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. - М.: Искусство. 1994.

36. Грибунина Н. Г. История мировой художественной культуры. - Тверь: Ком. информпечати. 1993.

37. Грэхем Л. Очерки истории российской и советской науки. - М.: Янус-К. 1997.

38. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 1992.

39. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. - М.: ТОО «Пассим». 1994.

40. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. - Л.:Изд-во ЛГУ. 1990.

41. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М.: Айрис-ПРЕСС.1994.

42. Девятова С.В. Современное христианство и наука. - М.: Наука. 1994.

 

52. Древнерусская литература / Сост. Е.Б. Рогачевская. - М.: Школа-пресс. 1993.

53. Дюби Ж. Европа в средние века. - М.: Наука. 1995.

54. Дюрант В. Жизнь Греции.— М.. 1997.

55. Егоров В.В. Золотая орда: мифы и реальность. - М.: Знание. 1996.

56. Емоханова Л.Г.Мировая художественная культура. - М.:Просвещение. 1998.

57. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М.: Изд-во «Восточная литература» .1990.

58. Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели XYII века. - М.:Просвещение. 1972.

59. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. - М.Высшая школа.1993.

60. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Искусство. 1993.

61. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. - М.: Изд-во «Восточная литература».

1991..

62. История Византии. /Отв. ред. З.В.Удальцова. - М.: Высшая школа.1988-1994.

63. История Латинской Америки: Доколумбова эпоха - 70-е годы XIX в. /Отв. ред. Н.М.Лавров - М.:Высшая школа. 1991.

64. История русской архитектуры / Под общей ред. Ю.С. Ушакова, Т.А.Славиной. - СПб: Высшая школа. 1994.

65. История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. /Под ред. Ю.В. Бромлея. - М.: Высшая школа. 1986.

66. История мировой культуры / Научная разработка и сост. Ф. С. Капицы; под ред. Л. В. Кашинской, В. В. Славкина. - М., 1996.

67. История мировой культуры: Курс лекций / Рос. гос. гуманит. университет; отв. ред. С. Д. Серебряный. - М., 1998.

68. Каган М.С. Философия культуры. - СПб: Петрополис. 1996.

69. Карпушина С. В., Карпушин В. А. История мировой культуры: Учебник для вузов. -

М., 1998.

70. Карсавин Л. П. Культура средних веков. - Киев, 1995.

71. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в историю человеческой культуры . - М.:

Наука. 1997.

72. Кефели И.Ф. История науки и техники. - СПб.: Петрополис. 1995.

73. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М.: Знание. 1994.

74. Конрад Н.И. Очерки истории культуры средневековой Японии. - М.: Знание. 1970.

75. Коран. / Пер. с араб. Крачковского И.Ю. - М.: Наука.1990.

76. Косидовский Зенон. Библейские сказания. Сказания Евангелистов. - М.: Наука.1991.

77. Костомаров Н.И. Русские нравы. - М.: Просвещение. 1995.

78. Кравцова М. Е. История культуры Китая. - СПб., 1999.

79. Кукаркин А.А. Буржуазная массовая культура. - М.: Знание. 1985.

80. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа. 1990.

81. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. - Л.: Изд-во ЛГУ. 1988.

82. Кулаков В. Е. Религии мира: Методическое пособие для учителя. - М., 1991.

83. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001.

84. Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. - М.: Искусство. 1992.

85. Линдблад Я. Человек - ты, я и первозданный. - М.: Янус-К. 1991.

86. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. - М.: Наука. 1970.

87. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Наука. 1991.

88. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб.: Искусство СПб. 1995.

89. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение. 1996.

90. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. - М.: Просвещение. 1996.

 

92. Майкопар А.Е. Новый Завет в искусстве: Очерки иконографии западного искусства. - М.: Искусство. 1998.

93. Массэ А. Ислам. Очерки истории. - М.: Просвещение. 1981.

94. Милюков П.В. Очерки по истории русской культуры. Т.1-3. - М.: Просвещение. 1993­1995.

95. Мистерия Дао. - М.: Сфера. 1996.

96. Муравьев А.В., Сахаров А.М.

97. Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. - М.: Изобразительное искусство.

1989.

98. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. - М.: Гослитиздат. 1987.

99. Оппенхейм Л.А. Древняя Месопотамия. - М.: Наука. 1980.

100. Повесть Временных лет. СПб., 1996.

101. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс. 1980.

102. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М.: Наука. 1991.

103. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб: Азбука: Издательский центр «Терра». 1995.

104. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения.- СПб: Абрис.1991.

105. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС. 1998.

106. Рапацкая Л.А. Художественная культура России: от Древней Руси к золотому веку.

- М.: Вентана - граф. 2000.

107. Рапацкая Л.А. История русской музыки. - М.: Гумм. Изд. центр ВЛАДОС. 2001.

108. Рерих Н.К. О вечном... - М.: Республика. 1991.

109. Русская художественная культура второй половины XIX века. - М.: Наука. 1988.

110. Русское православие: вехи истории / Под ред. А.И.Клибанова. - М.: РБГ. 1989.

111. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука. 1987.

112. Самосознание европейской культуры. XX век. - М.: Политиздат. 1991.

113. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.: Изд-во

МГУ. 1993.

114. Сенкевич Э.В. Молодежная культура: за и против. - М.: Просвещение. 1990.

115. Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. - М.: Прогресс. 1980.

116. Средневековая и Новая Россия. СПб., 1996.

117. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. - М.: Искусство. 1985.

118. Токарев С. А. Религии в культуре народов мира. - М.: Политиздат. 1976.

119. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: ИНИОН. 1990.

120. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. - М.: Наука. 1991.

121. Федоров Е.В. Люди императорского Рима. - М.: Изд-во МГУ. 1990.

122. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М.: Издательский дом «Терра». 1989.

123. Флоренский П. А. Христианство и культура. - М., 2001.

 

7.3 интернет- ресурсы

 

Библиотека ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» предлагает бакалаврам следующие Интернет-ресурсы:

- Базы данных российских библиотек;

- Базы данных зарубежных библиотек;

- Полнотекстовые базы данных;

- Электронные варианты авторефератов и диссертаций;

- Коллекции электронных дисков;

- Научные поисковые системы;

 

 

7.5 Методические указания к лабораторным занятиям

 

Лабораторные занятия не предусматриваются учебным планом.

 

7.6 Методические указания к практическим занятиям

 

Семинарские занятия являются важнейшей формой обучения в вузе. Их основная задача - дополнение и углубление знаний, приобретенных студентами на лекциях, а также получение необходимых навыков самостоятельной работы с историческими источниками и литературой.

Семинары по «Русскому миру» проводятся в виде коллективного обсуждения узловых проблем общего курса. Предварительно студенты получают тему, план семинара с рекомендованными источниками и литературой. После их конспектирования каждый студент до начала семинара должен обдумать поставленные в плане вопросы и попытаться раскрыть их в ходе самостоятельной подготовки.

В процессе семинара один из студентов в течение 10—15 минут излагает свое понимание конкретного вопроса. Затем другие студенты дополняют его ответ в ходе кратких выступлений, задают


вопросы, выражают свое согласие или несогласие с выступлением основного докладчика. Дискуссия завершается краткой оценкой преподавателя выступлений студентов. После этого начинается обсуждение, других вопросов данного семинара. В конце занятия преподаватель делает вывод о полноте и глубине раскрытия обсуждавшихся вопросов, в том числе и оценкой выступлений студентов.

Необходимым условием успешной работы данной формы семинара является обязательная самостоятельная предварительная подготовка к нему студентов, т.е. конспектирование рекомендованных источников и литературы к каждому занятию.

7.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам

самостоятельной работы.

 

Курсовая работа учебным планом не предусматривается

 

7.8 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

 

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов:

- табличный процессор Microsoft Excel,

- текстовый редактор Microsoft Word.

 




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТА

Курс охватывает множество событий, интересен, но достаточно сложен и требует от студентов больших усилий. Изучение начинается на аудиторных занятиях (лекциях и семинарах), а затем продолжается в процессе самостоятельной работы. Последний вид деятельности включает подготовку к аудиторным занятиям, изучение и конспектирование исторических источников и литературы, написание докладов, рефератов. Значение самостоятельной работы весьма важно, так как студенты овладевают необходимыми знаниями и приобретают навыки научно-исследовательской деятельности, умение пользоваться научной и справочной литературой.

Работа на лекции. В рамках подготовки к лекции необходимо приобрести тетрадь для записи лекций и цветные карандаши для подчеркивания наиболее важных моментов.

В процессе лекции сначала следует записывать дату, название темы, план лекции, рекомендуемую литературу и источники. Содержание лекции фиксировать разборчиво и с необходимыми сокращениями отдельных слов, предложений. При этом следует стремиться отразить в конспекте лекции ключевые, основные идеи данной темы.

При работе над конспектом лекции следует изучить сделанные записи и выделить принципиальные моменты путем подчеркивания. После этого надо проанализировать и законспектировать основное содержание рекомендованных источников и литературы. Затем следует осмыслить содержание темы лекции в целом.

Подготовка к семинарским занятиям.

Семинарские занятия являются важнейшей формой обучения в вузе. Их основная задача - дополнение и углубление знаний, приобретенных студентами на лекциях, а также получение необходимых навыков самостоятельной работы с историческими источниками и литературой.Семинары проводятся в виде коллективного обсуждения узловых проблем общего курса. Предварительно студенты получают тему, план семинара с рекомендованными источниками и литературой. После их конспектирования каждый студент до начала семинара должен обдумать поставленные в плане вопросы и попытаться раскрыть их в ходе самостоятельной подготовки. В процессе семинара один из студентов в течение 10—15 минут излагает свое понимание конкретного вопроса. Затем другие студенты дополняют его ответ в ходе кратких выступлений, задают вопросы, выражают свое согласие или несогласие с выступлением основного докладчика. Дискуссия завершается краткой оценкой преподавателя выступлений студентов. После этого начинается обсуждение, других вопросов данного семинара. В конце занятия преподаватель делает вывод о полноте и глубине раскрытия обсуждавшихся вопросов, в том числе и оценкой выступлений студентов.

Необходимым условием успешной работы данной формы семинара является обязательная самостоятельная предварительная подготовка к нему студентов, т.е. конспектирование рекомендованных источников и литературы к каждому занятию.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1) компьютер;

2) проектор;

3) экран.



РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИН История мировых цивилизаций

Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» Курс 1, семестр 2 2015/2016 уч.год.

.

Число Баллы

Виды учебной деятельности студентов Балл за конкретное задание заданий за семестр Минимальный Максимальный

Модуль 1 История МЦ с древнейших времен до конца XIX в.

Текущий контроль     0 25
1. Аудиторная работа 4 4 0 16
2. Тестовый контроль 9   0 9
Рубежный контроль        
1 .Письменная контрольная работа 25 1   25
         

Модуль 2 История МЦ с н. XX в. - kXXI в.

Текущий контроль     0 25
1. Аудиторная работа 3 5 0 15
2. Тестовый контроль 10   0 10
Рубежный контроль        
1 .Письменная контрольная работа 25 1   25

Поощрительные баллы

   
1. Участие в конференциях       5
2. Публикация статей       5

Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов)

1. Посещение лекционных занятий       -
2. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий)       10

Итоговый контроль

Зачет

ВСЕГО:       (включая 10 поощрительных баллов)

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии факультета протокол от 31 августа 2015 г. № 1

    доцент, к.и.н.             (подпись)     М.Л. Мусорина    (И.О. Фамилия)

 

Бирск 2015


Содержание

 

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЛЬНОЙПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА.. 3

3 ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготов- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); 3

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); 4

- способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10); 5

- владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11); 7

4 СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 9

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 14

6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 14

7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 17

       - ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ...........................................................................................17

       - ИНТЕРНЕТ- РЕСУРЫ ......................................................................................................20

- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТА.......................................................21

8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 22

9. РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИН История мировых цивилизаций. 23

 




ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Главная цель курса - актуализировать у студентов познавательную и духовную потребность понимать человека иной (и, конечно же, своей) ментальности, «вживаясь» в его социальный и культурный опыт и понимая смысловое поле повседневной жизни разных эпох, а также "вооружить" эту потребность необходимым для ее реализации гуманитарным инструментарием.

Основные задачи курса вытекают из целевой установки.

Образовательная задача состоит в формировании у студентов исторически конкретного представления об отечественной культуре как динамичной и целостной системе, разворачивающейся во времени.

Познавательно-исследовательская задача состоит в овладении навыками работы с ценностно-смысловыми структурами, создании представления о разнообразии методологических подходов к культурным явлениям, раскрытии многоуровневых культурных рефлексий, а также расширение интеллектуального и духовного багажа студентов.

Педагогическая стратегия состоит в преодолении поверхностных представлений о культуре и осознании современных установок «главенства культуры», «опасной культуры», «глобализации культуры», «конфликта культур», овладении языком «культурной истории».

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРА ЛЬНОЙПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

Данная учебная дисциплина входит в раздел Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 0811100.62 «История мировых цивилизаций».

 

ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(ОК-1); (ОК-2);

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготов- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

Компоненты компетенции Технологии формирования
Знает принципы организации самостоятельной работы, методы анализа информации Самостоятельная работа, лабораторные занятия, решение тестовых и кейс-заданий
Умеет использовать современные информационно-коммуникативные ресурсы для подготовки к занятиям, для выполнения самостоятельной работы. Практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий
Владеет культурой научного мышления, навыками самостоятельной работы Практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий

 

Оценка уровней освоения компетенций

 

Уровни освоения компетенции Знает Умеет Владеет Средства оценивания
Пороговый уровень Основы принципы организации самостоятельной работы Организовывать самостоятельную работу Культурой научного мышления, навыками самостоятельной работы, Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, экзамен
Средний уровень Основы принципы организации самостоятельной работы, методы сбора и обработки информации Организовывать самостоятельную работу, оценивать и анализировать информацию навыками самостоятельной работы с использованием различных источников. Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, коллоквиум, экзамен
Продвинутый уровень Принципы организации самостоятельной работы, методы обработки информации Организовывать самостоятельную работу, оценивать и анализировать информацию, в том числе полученную экспериментальным путем Навыками обработки теоретической информации, а также информации полученной в результате эксперимента, Тесты: №№…, кейс-задания №№…, практические работы, коллоквиум, экзамен.

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

Компоненты компетенции Формы и средства формирования
Знает основы профессиональной солидарности и корпоративности, понимание долга и чести Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий
Умеет решать производственные вопросы на профессиональном уровне, найти контакт со всеми членами коллектива Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий
Владеет знаниями профессиональной этики в объеме, позволяющем вести организационно-управленческую работу в коллективе на высоком современном уровне Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 220.