(к разделу 6)
Вопросы:
1. Типологический и чертологический подходы к описанию личности и характера: сравнительная характеристика.
2. Типология личности К. Юнга.
3. Психоаналитические типологии.
4. Экзистенциальные типологии.
5. Типология манипулятивных характеров Э. Шострома.
6. Клинические типологии характеров.
7. Факторные теории личности.
Задания:
1. Составление аналитической таблицы «Теории личности». Разделы таблицы: теория (направление), основные представители, основные идеи, возможности применения в психолого-педагогической практике, ограничения.
2. Описание личности известного персонажа (литературного или кино-героя, политика, артиста и т.п.) с опорой на типологии личности и характера.
3. Написание эссе «Личность и характер в отечественной и зарубежной психологии: общее и различное».
4. Составление аннотированного каталога методик диагностики личности и характера. Разделы: методологический подход (типологический или чертологический), сведения о надежности и валидности, модификации, возрастные ограничения, возможности применения в практике образования.
Практикум:
1. Диагностика типа личности на основе типологии Майерс-Бриггс с помощью опросника Кейрси.
2. Диагностика черт личности с помощью самоактуализационного теста (САТ). Подготовка развернутого диагностического заключения с рекомендациями.
Пол и гендер (к разделу 7)
Вопросы:
1. Становление полоролевой идентичности: основные подходы.
2. Гендерные стереотипы.
3. Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна.
4. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса.
Задания:
1. Проведение опроса «Мужчина и женщина в современном обществе». Формулирование выводов о доминирующих гендерных стереотипах, их оценка с позиций гендерной психологии.
2. Написание эссе «Гендерные различия в образовательном процессе» или «Особенности женской карьеры» (по выбору студента).
Практикум:
Анализ становления гендерной идентичности с помощью методики «Гендерная автобиография» И.С. Клециной.
Задания и методические указания
По выполнению контрольных работ
Выполнение контрольных работ по курсу «Основы дифференциальной психологии» – один из видов межсессионной самостоятельной работы студентов заочного отделения. Выполнение заданий – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психолого-педагогических проблем.
Контрольные работы студенты заочного отделения выполняют после прослушивания установочных лекций. При составлении заданий, определении их характера, объема и сложности учитывалось то, что студенты уже обрели достаточные навыки по изучению специальной психологической и педагогической литературы. Эти навыки должны быть использованы и при выполнении контрольных работ.
Ниже приводятся темы контрольных работ и список литературы, помогающий выполнить данную работу. Тему задания следует выбирать самостоятельно, руководствуясь своими интересами, способностями, накопленным опытом и имеющимися материалами. Не исключается возможность частичного изменения рекомендуемых тем.
В зависимости от содержания темы объем контрольной работы может содержать 20-25 страниц формата А-4 печатного текста.
Контрольная работа должна быть представлена на рассмотрение преподавателя за 5 дней до зачета.
Преподаватель дисциплины оказывает информационную и научно-методическую помощь, контроль выполнения работы в соответствии с определенными сроками, проверку ее содержания.
План
1. Подобрать литературу по теме и изучить ее.
2. Осмыслить правильность и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников.
3. Обобщить материал и составить план выполнения контрольной работы.
4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы.
5. В заключение работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности.
Структура контрольной работы и требования к ее оформлению
Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.
Требования к элементам содержания контрольной работы:
1.Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1.
2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2.
3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.
4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру.
Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).
По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.
Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.
5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
6. Список литературы . Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3.
Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.
Темы контрольных работ
1. Направления дифференциально-психологических исследований
2. Развитие дифференциальной психологии в 19-20 веках.
3. Место дифференциальной психологии в системе психологических наук.
4. Характеристика собственно психологических методов в дифференциальной психологии.
5. Общенаучные методы в дифференциально-психологическом исследовании.
6. Предпосылки выделения дифференциальной психологии в отдельную науку.
7. Составляющие предмета дифференциальной психологии.
8. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы познания в психологии.
9. Общая характеристика (классификация) методов дифференциальной психологии.
10. Особенности развития дифференциальной психологии в России.
11. Характерология, психогностика и физиогномика как направления донаучной эмпирической мысли.
12. Графология как наука о почерке и характере.
13. Психогенетические методы в дифференциальной психологии.
14. Психологическая норма: история изучения.
15. Обзор типологий, основывающихся на индивидуально-психологических различиях.
16. Специальная теория индивидуальности Русалова.
17. Межполушарная асимметрия и ее проявления.
18. Темперамент как свойство индивидуальности.
19. Конституциональные теории темперамента.
20. Психологические теории темперамента.
21. Характер в структуре индивидуальности.
22. Теории характера.
23. Типология личности Нэнси Мак-Вильямс.
24. Эволюционная теория пола В. А. Геодакяна.
25. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса.
26. Профессиональная самореализация мужчин и женщин.
27. Понятие психологического преодоления и его вариации.
28. Понятие когнитивного стиля в психологии индивидуальности.
29. Общее, особенное и единичное в психике человека.
30. Различия между индивидами и между группами.
31. Типы нервной деятельности у животных и человека.
32. Когнитивный стиль и социальное мышление.
33. Особые способности и психика человека.
34. Проблема гениальности и социальной адаптации личности.
35. Темперамент и его отражение в этнических стереотипах.
36. Строение тела и характер.
37. Акцентуация характера и жизненный сценарий человека.
38. Представления о «нормальном» характере.
39. Характеристика понятия «личность».
40. Характеристика понятия «индивид».
41. Характеристика понятия «индивидуальность».
42. Асимметрия полушарий головного мозга.
43. Теории темперамента.
44. Исследования интеллектуальных способностей.
45. Теории черт личности.
46. Характеристика типов акцентуаций.
47. Особенности общенаучных методов в дифференциальной психологии.
48. Психогенетические методы и показания к их применению.
49. Возрастно-психологические методы в дифференциальной психологии.
50. Социологические и социально-психологические методы в дифференциальной психологии.
51. Источники формирования индивидуальности человека.
52. Психология среды.
53. Этологическое обоснование индивидуальных различий.
54. Проблема соотношения формально-динамических и предметно-содержательных характеристик индивидуальности.
55. Специальная теория индивидуальности и ее значение для дифференциальной психологии.
56. Основные подходы к понятию темперамента.
57. Структура темперамента в различных теориях.
58. Акцентуация характера – психологический смысл понятия.
59. Акцентуации характера и воспитание.
60. Понятие нормального характера, неврозы и психозы.
61. Способности к искусствам и их развитие.
62. Факторы развития и проявления интеллектуальности.
63. Креативность и творческое мышление.
64. Способности и компенсация.
65. Теории черт личности.
66. Методы диагностики типов личности.
67. Эмпирические и теоретические типологии личности.
68. Профессиональные склонности, их диагностика.
69. Средства диагностики интересов человека.
70. Учение Л.С. Выготского о высших психических функциях.
71. И.П. Павлов как человек и как ученый.
72. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности.
73. Личность – психологический носитель социальных свойств.
74. Структура индивидуальности.
75. Индивидуальная специфика психических процессов.
76. Координаты индивидуальности человека.
77. Наследственность и среда в детерминации интеллектуальных различий.
78. Интеллект в структуре индивидуальных свойств.
79. Концепции личностных черт.
80. Некоторые аспекты половой дифференциации.
81. Критерии различий между социальными группами.
82. Психологический тип и стиль руководства.
83. Индивидуальные стили реагирования.
84. Дифференциальная психокоррекция.
Задания и методические указания по организации
самостоятельной работы студента
Темы рефератов и эссе
для подготовки к практическим занятиям
Реферат – это изложение в письменном виде информации из различных литературных источников (книг, статей, научных сборников и др.), которые раскрывают заданную тему.
Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Темы рефератов и эссе
1. Источники индивидуальных различий психики.
2. Теории развития, относимые к двухфакторным. Среда и наследственность в концепции Л.С. Выготского.
3. Соотношение понятий индивид, индивидуальность и личность.
4. Надындивидуальные свойства человека.
6. Психологический смысл специальной теории интегральной индивидуальности.
7. Биологическая обусловленность психики человека в свете последних разработок дифференциальной психофизиологии.
8. Соотнесение дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии.
9. Классификация методов дифференциальной психологии.
10. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование.
11. Психогенетические методы.
12. Исторические методы.
13. Собственно психологические методы.
14. Психодиагностическое изучение индивидуальных различий.
15. Статистическая оценка изучаемых явлений.
16. Взаимодействие среды и наследственности.
17. Биологическая обусловленность как судьба.
18. Близнецы как природный эксперимент.
19. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории.
20. Современное понимание наследственности и среды.
21. Теория Бронфенбреннера об экологии развития ребенка.
22. Понятия индивида, личности, интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).
23. Структура индивидуальности в различных подходах.
24. Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий.
25. Специальная теория интегральной индивидуальности (В.М. Русалов).
26. Организм – телесный фактор индивидуальности.
27. Индивид – предпосылка к личности.
28. Универсальные дихотомии человекознания: дифференциально-психологический объект.
29. Индивидуальность – интегральная биопсихосоциальная характеристика человека.
30. Виды межполушарной асимметрии.
31. Связь межполушарной асимметрии с темпераментом.
32. Телесные проявления темперамента.
33. Темперамент как физиологический фактор поведения.
34. Исследования структуры темперамента.
35. Свойства нервной системы как предпосылка темперамента.
36. Регулятивная теория темперамента.
37. Концепция структуры темперамента.
38. Учет особенностей темперамента в учебной и трудовой деятельности.
39. Феноменология характера.
40. Наследственность и среда в формировании характера.
41. Структура характера.
42. Характер и другие свойства индивидуальности.
43. Личность и характер в отечественной и зарубежной психологии: общее и различное.
44. IQ и способность к обучению.
45. Формальный анализ интеллекта: от общего фактора к иерархическим моделям.
46. Устойчивость интеллектуальных измерений.
47. Наследственность и среда в детерминации интеллектуальных различий.
48. Интеллект в структуре индивидуальных различий.
49. Проблема детской одаренности.
50. Феномен непризнанного гения.
51. Феномен вундеркиндов в различных областях.
52. Черты как психологическая категория. Способы выделения черт.
53. Теория черт, разработанная Г. Айзенком.
54. Теория черт личности в теории Р. Кеттелла.
55. Модель Большой Пятерки и подтверждения ее валидности и надежности.
56. Достоинства и недостатки подхода с позиции черт.
57. Прогностическая сила черт, уравнение спецификации Р. Кеттелла.
58. Конституциональные типологии личности и характера.
59. Личностные типы.
60. Понятие ИСД (индивидуальный стиль деятельности) и его разрешающие возможности.
61. Интеллектуальная компетентность в процессе высшего образования.
62. Личностные предпосылки профессиональной компетентности.
63. Лидер: психологический тип и стиль руководства.
64. Стратегия жизненного успеха.
65. Эвристические возможности понятия «стиль деятельности» – когнитивный, профессиональный, жизненный.
66. Когнитивный стиль и его характеристики.
67. Стиль и стратегия общения.
68. Стили руководства, родительского воспитания и педагогического общения.
69. Индивидуальный стиль деятельности психолога образования.
70. Индивидуальный стиль учебной деятельности.
71. Пространство стилевых проявлений: перцепция, когниция, личность.
72. Феноменология когнитивного стиля.
73. Объяснительные концепции и интерпретация стилевых параметров.
74. Компоненты индивидуального стиля деятельности.
75. Гендерные различия в образовательном процессе.
76. Особенности женской карьеры.
6.4. Вопросы для подготовки к зачету
1. Дифференциальная психология как наука, ее предмет и задачи.
2. История формирования дифференциальной психологии как науки.
3. Методы дифференциальной психологии.
4. Источники индивидуальных различий. Проблемы среды и наследственности, биологического и социального в развитии человека.
5. Проблемы индивидуальности в трудах Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, В.М. Русалова.
6. Проблемы диагностики разноуровневых свойств индивидуальности.
7. Темперамент как свойство индивидуальности. История учения о темпераменте.
8. Конституциональные теории темперамента.
9. Свойства нервной системы как основа темперамента. Работы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына.
10. Психологические концепции темперамента (В.С. Мерлин, Я. Стреляу, В.М. Русалов).
11. Отличителъные свойства темперамента и методики их диагностики.
12. Характер в структуре индивидуальности.Типологии характера.
13. Проблема способностей в дифференциальной психологии.
14. Одаренность, ее виды и методы развития.
15. Способности и интеллект. Теории интеллекта.
16. Понятие о типологии личности. Типологии К. Юнга, Майерс-Бриггс, психоаналитические типологии, экзистенциальные типологии.
17. Теория черт личности. Классификации черт Г. Айзенка, Р. Кеттелла и др. Модель «большой пятерки».
18. Психологические различия между самоактуализирующейся и манипулятивной личностью.
19. Пол в структуре индивидуальности. Половой дипсихизм. Психологические различия полов. Этология пола.
20. Теории развития гендерной идентичности (психоаналитический, бихевиористский, когнитивно-генетический подход). Модель С. Бем.
21. Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна.
22. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса.
23. Гендерные стереотипы и механизмы их формирования.
24. Индивидуальность и профессия. Индивидуальный стиль и проблемы его формирования.
25. Индивидуальные различия в познавательных процессах. Понятие когнитивного стиля.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
Дерманова И.Б. Дифференциальная психология. М.: Академия, 2015. 190 с.
Корниенко Д.С. Дифференциальная психология [Электронный ресурс]. Москва: Флинта, 2013. 64 с. (ЭБС Лань)
Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф Российской академии образования] Москва: Флинта, 2016. 280 с. (ЭБС Лань)
Дополнительная литература
Акимова М.К. Интеллектуальные тесты // Психология индиви-дуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 122-128.
Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 172-178.
Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М., 2001.
Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. М., 1982.
Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. От темперамента к характеру и типологии личности. М., 2001.
Берн Ш. Гендерная психология. М., 2001
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
Волков П. Разнообразие человеческих миров. М., 2000.
Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000
Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 262-269.
Гозман, Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993
Грановская, P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
Гриншпун, И.Б. Введение в психологию. М.: Международная, 1994.
Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М., 1998
Гуревич К.М. Проблема социального и биологического в диффе-ренциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 53-58.
Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
Зинченко, В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7. С. 109-125.
Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб, 2008.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб, 2000
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб, 2004.
Кант, И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 148-152.
Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 167-171.
Кон И. С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 78-83.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 219-247.
Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 179-198.
Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 69-73.
Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 140-147.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов на Дону, 2000.
Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 15-20.
Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000.
Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.
Машков В.Н. Дифференциальная психология человека: учебное пособие для вузов. СПб, 2008.
Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб, 1998.
Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 84-100.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М, 1986.
Мерлин B.C. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 160–166.
Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 153-159.
Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.
Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 21-23.
Психология индивидуальных различий. Тексты / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М., 2008 (1982).
Психология конституциональных различий У. Шелдона (резюме) // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 248-251.
Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 101-121.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М, 1999.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.
Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. М., 1992.
Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2000.
Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. М., 1989.
Теплов, Б. М. Способности и одаренность // Психология индиви-дуальных различий. Тексты. – М., 1982. – С. 129–139.
Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 24-31.
Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 32-38.
Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 252-261.
Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М., 1998.
Шнейдер Л.Б. Основы психодиагностики. Ч. 1. М., 1995.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., Прогресс, 1996.
Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М., 2001.
Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности (Биосоциальные факторы повышенной умственной активности) // Человек. 1997. № 2-6; 1998. № 1.
Юнг Г.-К. Психологические типы. СПб, М., 1995.
Юн, Г.-К. Психология бессознательного. М., 1994.
Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
Периодические издания (журналы):
Вопросы психологии.
Детский психолог.
Иностранная психология.
Журнал практического психолога.
Журнал практической психологии и психоанализа.
Клиническая и специальная психология.
Клиническая психология и психотерапия.
Мир психологии.
Мир психологии и психология в мире.
Мой психолог.
Педагогическая диагностика.
Прикладная психология.
Прикладная психология и психоанализ.
Психологическая диагностика.
Психологическая консультация.
Психологическая наука и образование.
Психологический журнал.
Психологическое обозрение.
Образование и наука.
Российский психологический журнал.
Сибирский психологический журнал.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 255.