Раздел 2. Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы ……………..4

3. Результаты освоения дисциплины ……………………………………………7

4. Структура и содержание дисциплины ………………………………………..11

5. Образовательные технологии………… ………………………………………18

6. Учебно-методические материалы……………………………………………..19

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий                                                                                                          19

6.2. Задания и методические указания по выполнению контрольных работ ….22

6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента …………………………………………………………………………….28

6.4. Вопросы для подготовки к зачёту ……………………………………………31

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение …………………32

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………….36

Приложения…………………………………………………………………………38


 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения дисциплины «Основы дифференциальной психологии» является ознакомление студентов с основными сведениями об индивидуальных, типологических и групповых различиях в психике, методах их изучения, диагностики и учета в различных областях практики образования.

Задачи дисциплины:

· формирование представлений об основных факторах развития индивидуальности, о соотношении дифференциально-психологического подхода к психике человека с общепсихологическим;

· усвоение знаний о структуре индивидуальности и взаимосвязях между ее уровнями; об основных приемах методологического анализа индивидуальных свойств и содержания новых понятий психологии индивидуальных различий;

· формирование навыков решения диагностических и психокоррекционных задач практической психологии образования, а также реализации индивидуального подхода в коммуникациях различного содержания.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина «Основы дифференциальной психологии» является дисциплиной по выбору вариативной части учебного цикла по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Дисциплина реализуется в Институте психолого-педагогического образования кафедрой психологии и физиологии.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и владения, формируемые предшествующими дисциплинами.

Из курса «Общая психология»:

Знать:

· особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;

· психологию личности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;

· психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;

· особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения.

Уметь:

· применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской и практической деятельности;

· определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов;

· разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

· учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

· давать психологическую характеристику личности;

· регулировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания;

· использовать полученные знания в системе и комплексно по выявлению проблем развития человека;

· выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;

· анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

Владеть:

· методами исследований в области психологии;

· способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности;

·  приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей;

· методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности;

· способами индивидуализации психологического воздействия на детей и подростков с учетом их особенностей.

Из курса «Психолого-педагогическая диагностика»:

Знать:

· методологические основания измерения в психологии;

· основные диагностические подходы и методы психологической диагностики;

· психометрические критерии научности психодиагностического инструмента;

· основные диагностические методики и процедуры их проведения для определения актуального состояния участников образовательного процесса;

· этические нормы диагностической деятельности.

Уметь:

· планировать и организовывать индивидуальное и групповое диагностическое обследование участников образовательного процесса;

· применять стандартизованные методики;

· организовывать сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками;

· обрабатывать диагностические данные с помощью методов математической статистики;

· интерпретировать результаты диагностики и составлять диагностические заключения на языке клиента.

Владеть:

· способностью оценивать психометрические характеристики диагностических методик;

· технологиями выбора диагностического инструмента для решения конкретной практической или исследовательской задачи;

· приемами осуществления всех этапов диагностического процесса, в том числе способами мотивирования и инструктажа диагностируемых;

· способами адекватного применения диагностического инструмента;

· методами математической обработки данных.

Из курса « Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований »:

Знать:

· основные методологические подходы (количественный и качественный), принципы и методы производства эмпирического знания в психолого-педагогических исследованиях;

· общие представления о математических методах анализа и обработки информации;

· основные алгоритмы математико-статистической обработки эмпирических данных.

Уметь:

· использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;

· применять статистические программы для обработки и анализа данных психолого-педагогических исследований;

· обрабатывать данные с использованием соответствующих формул, алгоритмов и критериев.

Владеть:

· качественными и количественными методами психологических и педагогических исследований;

· современным компьютерным пакетом статистического анализа данных «IBM SPSS Statistics».

 

Дисциплина «Основы дифференциальной психологии» является дисциплиной, необходимой для освоения таких дисциплин, как «Психологическое консультирование», «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», «Психология образовательной среды». Компетенции, полученные при изучении дисциплины, будут востребованы при прохождении педагогических практик и выполнении выпускной квалификационной работы.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

для профиля «Психология образования»

· ОПК-2 – готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;

· ОПК-13 – способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

для профиля «Психология профессионального образования»

· ПК-22 – готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

· ПСК-1 – способность анализировать эффективность использования технологий образовательной деятельности при определении безопасности и комфортности образовательной среды;

· ПСК-4 – способность применять психолого-педагогические технологии решений типовых задач социально-профессионального развития и обучения учащихся, а при необходимости корректировать деструктивные тенденции развития;

для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»

· ОПК-2 – готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;

· ОПК-3 – готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

· ПК-5 – способность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

В результате освоения дисциплины «Основы дифференциальной психологии» обучающийся должен:

Знать:

З1 – терминологию зарубежной и отечественной психологии индивидуальности;

З2 – основные подходы к систематизации психологических типов, типологии, основывающиеся на индивидуально-психологических различиях;

З3 – психологические типы в рамках некоторых классификаций и связанные с ними свойства и качества в разных сферах психики человека в его более широком психологическом портрете;

З4 – теории формирования индивидуальности;

З5 – источники индивидуальных различий;

З6 – иерархическую структуру индивидуальности;

З7 – современные теории личности;

З8 – индивидуальные различия личностной, эмоционально-волевой и когнитивной сфер;

З9 – индивидуальные различия темперамента, характера, способностей;

З10 – закономерности, выявленные в психологических исследованиях различий между полами.

Уметь:

У1 – организовывать исследование индивидуальности;

У2 – осуществлять комплексный подход при описании индивидуальности;

У3 – применять на практике методы дифференциально-психологических исследований;

У4 – оценивать пригодность диагностических приемов и методов;

У5 – применять основные математические категории, используемые для описания индивидуальных различий (распределение частот и его характеристики);

У6 – идентифицировать и трактовать индивидуальные и типологические особенности человека;

У7 – оценивать риски и ресурсы развития индивидуальности.

Владеть:

В1 – технологией применения полученных теоретических знаний для решения диагностических и психокоррекционных задач практической деятельности;

В2 – индивидуальным подходом в психолого-педагогической деятельности;

В3 – навыками подбора способов и средств диагностики своеобразия личности;

В4 – навыками диагностики индивидуальных особенностей;

В5 – навыками прогноза развития индивидуальности и выработки рекомендаций относительно безопасной среды для развития личности;

В6 – навыками применения современных научно-обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей личности учащегося.

 

Таблица 1

Результаты освоения дисциплины для профиля «Психология образования»

Коды компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОПК-2 готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях Знать: З5, З6, З8, З9, З10 Уметь: У3, У4, У5 Владеть: В1, В3, В4
ОПК-13 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Знать: З1, З2, З3, З4, З7 Уметь: У1, У2, У6, У7 Владеть: В2, В5, В6

Таблица 2

Результаты освоения дисциплины для профиля

«Психология профессионального образования»

Коды компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ПК-22 готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи Знать: З1, З2, З4, З7 Уметь: У1, У2, У4, У5 Владеть: В1, В3, В4
ПСК-1 способность анализировать эффективность использования технологий образовательной деятельности при определении безопасности и комфортности образовательной среды Знать: З3, З8, З9, З10 Уметь: У7 Владеть: В2, В5
ПСК-4 способность применять психолого-педагогические технологии решений типовых задач социально-профессионального развития и обучения учащихся, а при необходимости корректировать деструктивные тенденции развития Знать: З5, З6 Уметь: У3, У6 Владеть: В6

Таблица 3

Результаты освоения дисциплины для профиля

«Психология и педагогика дошкольного образования»

Коды компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОПК-2 готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях Знать: З2 Уметь: У1, У2, У3, У4, У5 Владеть: В3
ОПК-3 готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов Знать: З5, З7 Уметь: У7 Владеть: В1, В5
ПК-5 способность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками Знать: З1, З3, З4, З6, З8, З9 Уметь: У6 Владеть: В2, В4, В6

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа), их распределение по видам работ представлено в таблицах № 4-6.

Таблица 4

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

для профиля «Психология образования»

 

Набор 2014 года

Набор 2015 года

Вид работы

Форма обучения

очная заочная заочная

Семестр изучения

7 9 9
Кол-во часов Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 72 72
Контактная работа, в том числе: 30 8
Лекции 14 2 2
Практические занятия 16 6 6
Лабораторные работы
Консультации
Другие виды контактной работы
Самостоятельная работа, в том числе: 42 64 64
Изучение теоретического курса 11 34 34
Самоподготовка к текущему контролю знаний 11
Домашние задания 10
Контрольная работа 20 20
Подготовка к зачету 10 10 10

Таблица 5

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

для профиля «Психология профессионального образования»

  Набор 2014 года

Набор 2015 года

Вид работы

Форма обучения

заочная очная заочная

Семестр изучения

8 7 8
Кол-во часов Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 72 72 72
Контактная работа, в том числе: 8 30 8
Лекции 2 14 2
Практические занятия 6 16 6
Лабораторные работы
Консультации
Другие виды контактной работы
Самостоятельная работа, в том числе: 64 42 64
Изучение теоретического курса 34 11 34
Самоподготовка к текущему контролю знаний 11
Домашние задания 10
Контрольная работа 20 20
Подготовка к зачету 10 10 10


Таблица 6

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»

  Набор 2014 года Набор 2015 года

Вид работы

Форма обучения

заочная заочная

Семестр изучения

7 3
Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 72 72
Контактная работа, в том числе: 10 10
Лекции 4 4
Практические занятия 6 6
Лабораторные работы
Консультации
Другие виды контактной работы
Самостоятельная работа, в том числе: 62 62
Изучение теоретического курса 32 32
Самоподготовка к текущему контролю знаний
Домашние задания
Контрольная работа 20 20
Подготовка к зачету 10 10


4.2. Содержание и тематическое планирование

дисциплины «Основы дифференциальной психологии»

Таблица 7

Тематический план дисциплины

Наименование разделов и тем дисциплины

Семестр

Всего, час.

Вид контактной работы, час.

Самостоятельная работа, час.

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практ. занятия Лаб. работы Др. формы контактной работы Из них, в интерактивной форме
Раздел 1. Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Методы дифференциальной психологии 7 9 2 2 2 5

Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; контрольные работы (тестовый контроль);

составление классификационных и аналитических схем и таблиц; составление аннотированных каталогов; решение психологических задач; подготовка рефератов и эссе;

отчет по практическим работам.

Итоговый тест

Раздел 2. Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность 7 9 2 2 2 5
Раздел 3. Дифференциальные различия в познавательных процессах 7 9 2 2 7
Раздел 4. Темперамент как свойство индивидуальности 7 11 2 2 2 7
Раздел 5. Способности в структуре индивидуальности 7 9 2 2 2 5
Раздел 6. Личность и характер в дифференциальной психологии 7 16 4 4 4 8
Раздел 7. Пол в структуре индивидуальности 7 9 2 2 2 5
Итого по дисциплине 72 14 16 16 42 Зачет

Таблица 8

Практические занятия

№ раздела Наименование практических работ Кол-во ауд. часов
1 Дифференциальная психология как наука и практика 2
2 Психология индивидуальности 2
3 Индивидуальные различия познавательных процессов 2
4 Психология темперамента 2
5 Психология способностей 2
6 Подходы к изучению личности и характера 4
7 Пол и гендер 2

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины

Раздел 1. Предмет, история и основные направления дифференциаль­ной психологии. Методы дифференциальной психологии

Дифференциальная психология как наука. Области пересечения с другими науками, роль в практической психологии. Этапы развития диф­ференциальной психологии. Донаучный этап, естественнонаучный и гуманитарный периоды. Взаимодействие научных парадигм. Донаучное знание (краниоскопия, характерология, графология, физиогномика). Предпосылки превращения дифференциальной психологии в отдельную науку. Понятие психологической нормы. Направления дифференциально-психологических исследований.

Классификация методов дифференциальной психологии. Группа об­щенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Дос­тоинства и недостатки методов. Психогенетические методы: генеало­гический, метод приемных детей, близнецовый. Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобиографический. Собственно психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастно-психологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические. L-, T-, Q-данные. Приемы и способы научной классификации.





ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование в преподавании «Основ дифференциальной психологии» используются следующие формы учебных занятий:

§ Лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы.

§ Семинары, где обсуждаются наиболее проблемные вопросы лекций, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами, докладываются результаты выполнения домашних заданий, законспектированных научных статей, реферированной литературы.

§ Практические занятия, связанные с изучением психологических феноменов, знакомство с диагностическими методиками. 

§ Практические занятия, связанные с проведением психологического обследования студентов и самообследования.

§ Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

§ Проблемное задание, в котором студентам предлагается осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивной формах по дисциплине «Основы дифференциальной психологии» составляет 50 %.

 

Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий

Пол и гендер (к разделу 7)

Вопросы:

1. Становление полоролевой идентичности: основные подходы.

2. Гендерные стереотипы.

3. Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна.

4. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса.

Задания:

1. Проведение опроса «Мужчина и женщина в современном обществе». Формулирование выводов о доминирующих гендерных стереотипах, их оценка с позиций гендерной психологии.

2. Написание эссе «Гендерные различия в образовательном процессе» или «Особенности женской карьеры» (по выбору студента).

Практикум:

Анализ становления гендерной идентичности с помощью методики «Гендерная автобиография» И.С. Клециной.

 

Задания и методические указания

План

1. Подобрать литературу по теме и изучить ее.

2. Осмыслить правильность и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников.

3. Обобщить материал и составить план выполнения контрольной работы.

4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы.

5. В заключение работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Структура контрольной работы и требования к ее оформлению

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.

Требования к элементам содержания контрольной работы:

1.Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1.

2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2.

3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.

4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру.

Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).

По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.

Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.

5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

6. Список литературы . Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3.

Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.

 

Темы контрольных работ

1. Направления дифференциально-психологических исследований

2. Развитие дифференциальной психологии в 19-20 веках.

3. Место дифференциальной психологии в системе психологических наук.

4. Характеристика собственно психологических методов в дифференциальной психологии.

5. Общенаучные методы в дифференциально-психологическом исследовании.

6. Предпосылки выделения дифференциальной психологии в отдельную науку.

7. Составляющие предмета дифференциальной психологии.

8. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы познания в психологии.

9. Общая характеристика (классификация) методов дифференциальной психологии.

10. Особенности развития дифференциальной психологии в России.

11. Характерология, психогностика и физиогномика как направления донаучной эмпирической мысли.

12. Графология как наука о почерке и характере.

13. Психогенетические методы в дифференциальной психологии.

14. Психологическая норма: история изучения.

15. Обзор типологий, основывающихся на индивидуально-психологических различиях.

16. Специальная теория индивидуальности Русалова.

17. Межполушарная асимметрия и ее проявления.

18. Темперамент как свойство индивидуальности.

19. Конституциональные теории темперамента.

20. Психологические теории темперамента.

21. Характер в структуре индивидуальности.

22. Теории характера.

23. Типология личности Нэнси Мак-Вильямс.

24. Эволюционная теория пола В. А. Геодакяна.

25. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса.

26. Профессиональная самореализация мужчин и женщин.

27. Понятие психологического преодоления и его вариации.

28. Понятие когнитивного стиля в психологии индивидуальности.

29. Общее, особенное и единичное в психике человека.

30. Различия между индивидами и между группами.

31. Типы нервной деятельности у животных и человека.

32. Когнитивный стиль и социальное мышление.

33. Особые способности и психика человека.

34. Проблема гениальности и социальной адаптации личности.

35. Темперамент и его отражение в этнических стереотипах.

36. Строение тела и характер.

37. Акцентуация характера и жизненный сценарий человека.

38. Представления о «нормальном» характере.

39. Характеристика понятия «личность».

40. Характеристика понятия «индивид».

41. Характеристика понятия «индивидуальность».

42. Асимметрия полушарий головного мозга.

43. Теории темперамента.

44. Исследования интеллектуальных способностей.

45. Теории черт личности.

46. Характеристика типов акцентуаций.

47. Особенности общенаучных методов в дифференциальной психологии.

48. Психогенетические методы и показания к их применению.

49. Возрастно-психологические методы в дифференциальной психологии.

50. Социологические и социально-психологические методы в дифференциальной психологии.

51. Источники формирования индивидуальности человека.

52. Психология среды.

53. Этологическое обоснование индивидуальных различий.

54. Проблема соотношения формально-динамических и предметно-содержательных характеристик индивидуальности.

55. Специальная теория индивидуальности и ее значение для дифференциальной психологии.

56. Основные подходы к понятию темперамента.

57. Структура темперамента в различных теориях.

58. Акцентуация характера – психологический смысл понятия.

59. Акцентуации характера и воспитание.

60. Понятие нормального характера, неврозы и психозы.

61. Способности к искусствам и их развитие.

62. Факторы развития и проявления интеллектуальности.

63. Креативность и творческое мышление.

64. Способности и компенсация.

65. Теории черт личности.

66. Методы диагностики типов личности.

67. Эмпирические и теоретические типологии личности.

68. Профессиональные склонности, их диагностика.

69. Средства диагностики интересов человека.

70. Учение Л.С. Выготского о высших психических функциях.

71. И.П. Павлов как человек и как ученый.

72. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности.

73. Личность – психологический носитель социальных свойств.

74. Структура индивидуальности.

75. Индивидуальная специфика психических процессов.

76. Координаты индивидуальности человека.

77. Наследственность и среда в детерминации интеллектуальных различий.

78. Интеллект в структуре индивидуальных свойств.

79. Концепции личностных черт.

80. Некоторые аспекты половой дифференциации.

81. Критерии различий между социальными группами.

82. Психологический тип и стиль руководства.

83. Индивидуальные стили реагирования.

84. Дифференциальная психокоррекция.

Задания и методические указания по организации

 самостоятельной работы студента

Темы рефератов и эссе

для подготовки к практическим занятиям

Реферат – это изложение в письменном виде информации из различных литературных источников (книг, статей, научных сборников и др.), которые раскрывают заданную тему.

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Темы рефератов и эссе

1. Источники индивидуальных различий психики.

2. Теории развития, относимые к двухфакторным. Среда и наследственность в концепции Л.С. Выготского.

3. Соотношение понятий индивид, индивидуальность и личность.

4. Надындивидуальные свойства человека.

6. Психологический смысл специальной теории интегральной индивидуальности.

7. Биологическая обусловленность психики человека в свете последних разработок дифференциальной психофизиологии.

8. Соотнесение дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии.

9. Классификация методов дифференциальной психологии.

10. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование.

11. Психогенетические методы.

12. Исторические методы.

13. Собственно психологические методы.

14. Психодиагностическое изучение индивидуальных различий.

15. Статистическая оценка изучаемых явлений.

16. Взаимодействие среды и наследственности.

17. Биологическая обусловленность как судьба.

18. Близнецы как природный эксперимент.

19. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории.

20. Современное понимание наследственности и среды.

21. Теория Бронфенбреннера об экологии развития ребенка.

22. Понятия индивида, личности, интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).

23. Структура индивидуальности в различных подходах.

24. Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий.

25. Специальная теория интегральной индивидуальности (В.М. Русалов).

26. Организм – телесный фактор индивидуальности.

27.  Индивид – предпосылка к личности.

28.  Универсальные дихотомии человекознания: дифференциально-психологический объект.

29.  Индивидуальность – интегральная биопсихосоциальная характеристика человека.

30. Виды межполушарной асимметрии.

31. Связь межполушарной асимметрии с темпераментом.

32. Телесные проявления темперамента.

33. Темперамент как физиологический фактор поведения.

34. Исследования структуры темперамента.

35. Свойства нервной системы как предпосылка темперамента.

36. Регулятивная теория темперамента.

37. Концепция структуры темперамента.

38. Учет особенностей темперамента в учебной и трудовой деятельности.

39. Феноменология характера.

40. Наследственность и среда в формировании характера.

41. Структура характера.

42. Характер и другие свойства индивидуальности.

43. Личность и характер в отечественной и зарубежной психологии: общее и различное.

44. IQ и способность к обучению.

45. Формальный анализ интеллекта: от общего фактора к иерархическим моделям.

46. Устойчивость интеллектуальных измерений.

47. Наследственность и среда в детерминации интеллектуальных различий.

48. Интеллект в структуре индивидуальных различий.

49. Проблема детской одаренности.

50. Феномен непризнанного гения.

51. Феномен вундеркиндов в различных областях.

52. Черты как психологическая категория. Способы выделения черт.

53. Теория черт, разработанная Г. Айзенком.

54. Теория черт личности в теории Р. Кеттелла.

55. Модель Большой Пятерки и подтверждения ее валидности и надежности.

56. Достоинства и недостатки подхода с позиции черт.

57. Прогностическая сила черт, уравнение спецификации Р. Кеттелла.

58. Конституциональные типологии личности и характера.

59. Личностные типы.

60. Понятие ИСД (индивидуальный стиль деятельности) и его разрешающие возможности.

61. Интеллектуальная компетентность в процессе высшего образования.

62. Личностные предпосылки профессиональной компетентности.

63. Лидер: психологический тип и стиль руководства.

64. Стратегия жизненного успеха.

65. Эвристические возможности понятия «стиль деятельности» – когнитивный, профессиональный, жизненный.

66. Когнитивный стиль и его характеристики.

67. Стиль и стратегия общения.

68. Стили руководства, родительского воспитания и педагогического общения.

69. Индивидуальный стиль деятельности психолога образования.

70. Индивидуальный стиль учебной деятельности.

71. Пространство стилевых проявлений: перцепция, когниция, личность.

72. Феноменология когнитивного стиля.

73. Объяснительные концепции и интерпретация стилевых параметров.

74. Компоненты индивидуального стиля деятельности.

75. Гендерные различия в образовательном процессе.

76. Особенности женской карьеры.

 

6.4. Вопросы для подготовки к зачету

1. Дифференциальная психология как наука, ее предмет и задачи.

2. История формирования дифференциальной психологии как науки.

3. Методы дифференциальной психологии.

4. Источники индивидуальных различий. Проблемы среды и наследственности, биологического и социального в развитии человека.

5. Проблемы индивидуальности в трудах Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, В.М. Русалова.

6. Проблемы диагностики разноуровневых свойств индивидуальности.

7. Темперамент как свойство индивидуальности. История учения о темпераменте.

8. Конституциональные теории темперамента.

9. Свойства нервной системы как основа темперамента. Работы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына.

10. Психологические концепции темперамента (В.С. Мерлин, Я. Стреляу, В.М. Русалов).

11. Отличителъные свойства темперамента и методики их диагностики.

12. Характер в структуре индивидуальности.Типологии характера.

13. Проблема способностей в дифференциальной психологии.

14. Одаренность, ее виды и методы развития.

15. Способности и интеллект. Теории интеллекта.

16. Понятие о типологии личности. Типологии К. Юнга, Майерс-Бриггс, психоаналитические типологии, экзистенциальные типологии.

17. Теория черт личности. Классификации черт Г. Айзенка, Р. Кеттелла и др. Модель «большой пятерки».

18. Психологические различия между самоактуализирующейся и манипулятивной личностью.

19. Пол в структуре индивидуальности. Половой дипсихизм. Психологические различия полов. Этология пола.

20. Теории развития гендерной идентичности (психоаналитический, бихевиористский, когнитивно-генетический подход). Модель С. Бем.

21. Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна.

22. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса.

23. Гендерные стереотипы и механизмы их формирования.

24. Индивидуальность и профессия. Индивидуальный стиль и проблемы его формирования.

25. Индивидуальные различия в познавательных процессах. Понятие когнитивного стиля.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

Дерманова И.Б. Дифференциальная психология. М.: Академия, 2015. 190 с.

Корниенко Д.С. Дифференциальная психология [Электронный ресурс]. Москва: Флинта, 2013. 64 с. (ЭБС Лань)

Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф Российской академии образования] Москва: Флинта, 2016. 280 с. (ЭБС Лань)

Дополнительная литература

Акимова М.К. Интеллектуальные тесты // Психология индиви-дуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 122-128.

Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 172-178.

Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М., 2001.

Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. М., 1982.

Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. От темперамента к характеру и типологии личности. М., 2001.

Берн Ш. Гендерная психология. М., 2001

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986

Волков П. Разнообразие человеческих миров. М., 2000.

Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000

Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 262-269.

Гозман, Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993

Грановская, P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.

Гриншпун, И.Б. Введение в психологию. М.: Международная, 1994.

Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М., 1998

Гуревич К.М. Проблема социального и биологического в диффе-ренциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 53-58.

Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.

Зинченко, В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7. С. 109-125.

Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб, 2008.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб, 2000

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб, 2004.

Кант, И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 148-152.

Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 167-171.

Кон И. С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 78-83.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 219-247.

Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 179-198.

Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 69-73.

Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 140-147.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов на Дону, 2000.

Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 15-20.

Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000.

Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.

Машков В.Н. Дифференциальная психология человека: учебное пособие для вузов. СПб, 2008.

Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб, 1998.

Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 84-100.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М, 1986.

Мерлин B.C. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 160–166.

Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 153-159.

Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.

Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 21-23.

Психология индивидуальных различий. Тексты / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М., 2008 (1982).

Психология конституциональных различий У. Шелдона (резюме) // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 248-251.

Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 101-121.

Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М, 1999.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.

Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. М., 1992.

Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2000.

Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. М., 1989.

Теплов, Б. М. Способности и одаренность // Психология индиви-дуальных различий. Тексты. – М., 1982. – С. 129–139.

Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 24-31.

Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 32-38.

Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 252-261.

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М., 1998.

Шнейдер Л.Б. Основы психодиагностики. Ч. 1. М., 1995.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., Прогресс, 1996.

Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М., 2001.

Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности (Биосоциальные факторы повышенной умственной активности) // Человек. 1997. № 2-6; 1998. № 1.

Юнг Г.-К. Психологические типы. СПб, М., 1995.

Юн, Г.-К. Психология бессознательного. М., 1994.

Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

Периодические издания (журналы):

Вопросы психологии.

Детский психолог.

Иностранная психология.

Журнал практического психолога.

Журнал практической психологии и психоанализа.

Клиническая и специальная психология.

Клиническая психология и психотерапия.

Мир психологии.

Мир психологии и психология в мире.

Мой психолог.

Педагогическая диагностика.

Прикладная психология.

Прикладная психология и психоанализ.

Психологическая диагностика.

Психологическая консультация.

Психологическая наука и образование.

Психологический журнал.

Психологическое обозрение.

Образование и наука.

Российский психологический журнал.

Сибирский психологический журнал.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для проведения занятий по дисциплине «Основы дифференциальной психологии», предусмотренной учебным планом подготовки бакалавров, имеется необходимая материально-техническая база:

§ учебные аудитории, оснащенные мультимедийными проекторами, интерактивными досками для демонстрации учебного материала;

§ специализированные компьютерные классы с подключенным к ним периферийным устройством и оборудованием;

§ переносные мультимедийные средства;

§ учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения;

§ учебно-методические комплексы, электронные учебники, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, банк компьютерных презентаций по тематике разделов дисциплины;

§ библиотека института с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму.

 

Требования к аудиториям (помещениям, местам)

 для проведения занятий

Для проведения лекций – лекционный зал, оборудованный техническими средствами обучения для просмотра мультимедийных материалов (презентаций, выполненных в компьютерной программе Microsoft Office Power Point, схем, а также видеофильмов и видеосюжетов), по соответствующим темам дисциплины. Для организации и проведения практических занятий – аудитории, оборудованные техническими средствами обучения.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


План

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Общее представление об одаренности в психологии ....…........5

Глава 2. Виды одаренности …………………………………...................10

Глава 3. Проблемы выявления детской одаренности ............................15

Глава 4. Возможности развития детской одаренности…………………20

Заключение ………………………………………………………………..25

Литература ………………………………………………………………27

Приложение……………………………………………………………….29

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА

Савенков А.И. Психология детской одаренности. Москва: Генезис, 2010. 440 с.

Степанов В.Г. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. 2000. №3. С.140−143.

Фримен Дж. Обучение одаренных детей в западной Европе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu/2011/n4/48664.shtml (дата обращения 01.09.2016)


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

 

Подписано в печать _______. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ___ экз. Заказ № ___.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы ……………..4

3. Результаты освоения дисциплины ……………………………………………7

4. Структура и содержание дисциплины ………………………………………..11

5. Образовательные технологии………… ………………………………………18

6. Учебно-методические материалы……………………………………………..19

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий                                                                                                          19

6.2. Задания и методические указания по выполнению контрольных работ ….22

6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента …………………………………………………………………………….28

6.4. Вопросы для подготовки к зачёту ……………………………………………31

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение …………………32

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………….36

Приложения…………………………………………………………………………38


 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения дисциплины «Основы дифференциальной психологии» является ознакомление студентов с основными сведениями об индивидуальных, типологических и групповых различиях в психике, методах их изучения, диагностики и учета в различных областях практики образования.

Задачи дисциплины:

· формирование представлений об основных факторах развития индивидуальности, о соотношении дифференциально-психологического подхода к психике человека с общепсихологическим;

· усвоение знаний о структуре индивидуальности и взаимосвязях между ее уровнями; об основных приемах методологического анализа индивидуальных свойств и содержания новых понятий психологии индивидуальных различий;

· формирование навыков решения диагностических и психокоррекционных задач практической психологии образования, а также реализации индивидуального подхода в коммуникациях различного содержания.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина «Основы дифференциальной психологии» является дисциплиной по выбору вариативной части учебного цикла по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Дисциплина реализуется в Институте психолого-педагогического образования кафедрой психологии и физиологии.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и владения, формируемые предшествующими дисциплинами.

Из курса «Общая психология»:

Знать:

· особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;

· психологию личности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;

· психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;

· особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения.

Уметь:

· применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской и практической деятельности;

· определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов;

· разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

· учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

· давать психологическую характеристику личности;

· регулировать собственное поведение, эмоциональное состояние, процесс познания;

· использовать полученные знания в системе и комплексно по выявлению проблем развития человека;

· выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;

· анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

Владеть:

· методами исследований в области психологии;

· способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности;

·  приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей;

· методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности;

· способами индивидуализации психологического воздействия на детей и подростков с учетом их особенностей.

Из курса «Психолого-педагогическая диагностика»:

Знать:

· методологические основания измерения в психологии;

· основные диагностические подходы и методы психологической диагностики;

· психометрические критерии научности психодиагностического инструмента;

· основные диагностические методики и процедуры их проведения для определения актуального состояния участников образовательного процесса;

· этические нормы диагностической деятельности.

Уметь:

· планировать и организовывать индивидуальное и групповое диагностическое обследование участников образовательного процесса;

· применять стандартизованные методики;

· организовывать сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками;

· обрабатывать диагностические данные с помощью методов математической статистики;

· интерпретировать результаты диагностики и составлять диагностические заключения на языке клиента.

Владеть:

· способностью оценивать психометрические характеристики диагностических методик;

· технологиями выбора диагностического инструмента для решения конкретной практической или исследовательской задачи;

· приемами осуществления всех этапов диагностического процесса, в том числе способами мотивирования и инструктажа диагностируемых;

· способами адекватного применения диагностического инструмента;

· методами математической обработки данных.

Из курса « Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований »:

Знать:

· основные методологические подходы (количественный и качественный), принципы и методы производства эмпирического знания в психолого-педагогических исследованиях;

· общие представления о математических методах анализа и обработки информации;

· основные алгоритмы математико-статистической обработки эмпирических данных.

Уметь:

· использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;

· применять статистические программы для обработки и анализа данных психолого-педагогических исследований;

· обрабатывать данные с использованием соответствующих формул, алгоритмов и критериев.

Владеть:

· качественными и количественными методами психологических и педагогических исследований;

· современным компьютерным пакетом статистического анализа данных «IBM SPSS Statistics».

 

Дисциплина «Основы дифференциальной психологии» является дисциплиной, необходимой для освоения таких дисциплин, как «Психологическое консультирование», «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», «Психология образовательной среды». Компетенции, полученные при изучении дисциплины, будут востребованы при прохождении педагогических практик и выполнении выпускной квалификационной работы.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

для профиля «Психология образования»

· ОПК-2 – готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;

· ОПК-13 – способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

для профиля «Психология профессионального образования»

· ПК-22 – готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

· ПСК-1 – способность анализировать эффективность использования технологий образовательной деятельности при определении безопасности и комфортности образовательной среды;

· ПСК-4 – способность применять психолого-педагогические технологии решений типовых задач социально-профессионального развития и обучения учащихся, а при необходимости корректировать деструктивные тенденции развития;

для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»

· ОПК-2 – готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;

· ОПК-3 – готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

· ПК-5 – способность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

В результате освоения дисциплины «Основы дифференциальной психологии» обучающийся должен:

Знать:

З1 – терминологию зарубежной и отечественной психологии индивидуальности;

З2 – основные подходы к систематизации психологических типов, типологии, основывающиеся на индивидуально-психологических различиях;

З3 – психологические типы в рамках некоторых классификаций и связанные с ними свойства и качества в разных сферах психики человека в его более широком психологическом портрете;

З4 – теории формирования индивидуальности;

З5 – источники индивидуальных различий;

З6 – иерархическую структуру индивидуальности;

З7 – современные теории личности;

З8 – индивидуальные различия личностной, эмоционально-волевой и когнитивной сфер;

З9 – индивидуальные различия темперамента, характера, способностей;

З10 – закономерности, выявленные в психологических исследованиях различий между полами.

Уметь:

У1 – организовывать исследование индивидуальности;

У2 – осуществлять комплексный подход при описании индивидуальности;

У3 – применять на практике методы дифференциально-психологических исследований;

У4 – оценивать пригодность диагностических приемов и методов;

У5 – применять основные математические категории, используемые для описания индивидуальных различий (распределение частот и его характеристики);

У6 – идентифицировать и трактовать индивидуальные и типологические особенности человека;

У7 – оценивать риски и ресурсы развития индивидуальности.

Владеть:

В1 – технологией применения полученных теоретических знаний для решения диагностических и психокоррекционных задач практической деятельности;

В2 – индивидуальным подходом в психолого-педагогической деятельности;

В3 – навыками подбора способов и средств диагностики своеобразия личности;

В4 – навыками диагностики индивидуальных особенностей;

В5 – навыками прогноза развития индивидуальности и выработки рекомендаций относительно безопасной среды для развития личности;

В6 – навыками применения современных научно-обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей личности учащегося.

 

Таблица 1

Результаты освоения дисциплины для профиля «Психология образования»

Коды компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОПК-2 готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях Знать: З5, З6, З8, З9, З10 Уметь: У3, У4, У5 Владеть: В1, В3, В4
ОПК-13 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Знать: З1, З2, З3, З4, З7 Уметь: У1, У2, У6, У7 Владеть: В2, В5, В6

Таблица 2

Результаты освоения дисциплины для профиля

«Психология профессионального образования»

Коды компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ПК-22 готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи Знать: З1, З2, З4, З7 Уметь: У1, У2, У4, У5 Владеть: В1, В3, В4
ПСК-1 способность анализировать эффективность использования технологий образовательной деятельности при определении безопасности и комфортности образовательной среды Знать: З3, З8, З9, З10 Уметь: У7 Владеть: В2, В5
ПСК-4 способность применять психолого-педагогические технологии решений типовых задач социально-профессионального развития и обучения учащихся, а при необходимости корректировать деструктивные тенденции развития Знать: З5, З6 Уметь: У3, У6 Владеть: В6

Таблица 3

Результаты освоения дисциплины для профиля

«Психология и педагогика дошкольного образования»

Коды компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОПК-2 готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях Знать: З2 Уметь: У1, У2, У3, У4, У5 Владеть: В3
ОПК-3 готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов Знать: З5, З7 Уметь: У7 Владеть: В1, В5
ПК-5 способность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками Знать: З1, З3, З4, З6, З8, З9 Уметь: У6 Владеть: В2, В4, В6

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа), их распределение по видам работ представлено в таблицах № 4-6.

Таблица 4

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

для профиля «Психология образования»

 

Набор 2014 года

Набор 2015 года

Вид работы

Форма обучения

очная заочная заочная

Семестр изучения

7 9 9
Кол-во часов Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 72 72
Контактная работа, в том числе: 30 8
Лекции 14 2 2
Практические занятия 16 6 6
Лабораторные работы
Консультации
Другие виды контактной работы
Самостоятельная работа, в том числе: 42 64 64
Изучение теоретического курса 11 34 34
Самоподготовка к текущему контролю знаний 11
Домашние задания 10
Контрольная работа 20 20
Подготовка к зачету 10 10 10

Таблица 5

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

для профиля «Психология профессионального образования»

  Набор 2014 года

Набор 2015 года

Вид работы

Форма обучения

заочная очная заочная

Семестр изучения

8 7 8
Кол-во часов Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 72 72 72
Контактная работа, в том числе: 8 30 8
Лекции 2 14 2
Практические занятия 6 16 6
Лабораторные работы
Консультации
Другие виды контактной работы
Самостоятельная работа, в том числе: 64 42 64
Изучение теоретического курса 34 11 34
Самоподготовка к текущему контролю знаний 11
Домашние задания 10
Контрольная работа 20 20
Подготовка к зачету 10 10 10


Таблица 6

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»

  Набор 2014 года Набор 2015 года

Вид работы

Форма обучения

заочная заочная

Семестр изучения

7 3
Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 72 72
Контактная работа, в том числе: 10 10
Лекции 4 4
Практические занятия 6 6
Лабораторные работы
Консультации
Другие виды контактной работы
Самостоятельная работа, в том числе: 62 62
Изучение теоретического курса 32 32
Самоподготовка к текущему контролю знаний
Домашние задания
Контрольная работа 20 20
Подготовка к зачету 10 10


4.2. Содержание и тематическое планирование

дисциплины «Основы дифференциальной психологии»

Таблица 7

Тематический план дисциплины

Наименование разделов и тем дисциплины

Семестр

Всего, час.

Вид контактной работы, час.

Самостоятельная работа, час.

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практ. занятия Лаб. работы Др. формы контактной работы Из них, в интерактивной форме
Раздел 1. Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Методы дифференциальной психологии 7 9 2 2 2 5

Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; контрольные работы (тестовый контроль);

составление классификационных и аналитических схем и таблиц; составление аннотированных каталогов; решение психологических задач; подготовка рефератов и эссе;

отчет по практическим работам.

Итоговый тест

Раздел 2. Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность 7 9 2 2 2 5
Раздел 3. Дифференциальные различия в познавательных процессах 7 9 2 2 7
Раздел 4. Темперамент как свойство индивидуальности 7 11 2 2 2 7
Раздел 5. Способности в структуре индивидуальности 7 9 2 2 2 5
Раздел 6. Личность и характер в дифференциальной психологии 7 16 4 4 4 8
Раздел 7. Пол в структуре индивидуальности 7 9 2 2 2 5
Итого по дисциплине 72 14 16 16 42 Зачет

Таблица 8

Практические занятия

№ раздела Наименование практических работ Кол-во ауд. часов
1 Дифференциальная психология как наука и практика 2
2 Психология индивидуальности 2
3 Индивидуальные различия познавательных процессов 2
4 Психология темперамента 2
5 Психология способностей 2
6 Подходы к изучению личности и характера 4
7 Пол и гендер 2

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины

Раздел 1. Предмет, история и основные направления дифференциаль­ной психологии. Методы дифференциальной психологии

Дифференциальная психология как наука. Области пересечения с другими науками, роль в практической психологии. Этапы развития диф­ференциальной психологии. Донаучный этап, естественнонаучный и гуманитарный периоды. Взаимодействие научных парадигм. Донаучное знание (краниоскопия, характерология, графология, физиогномика). Предпосылки превращения дифференциальной психологии в отдельную науку. Понятие психологической нормы. Направления дифференциально-психологических исследований.

Классификация методов дифференциальной психологии. Группа об­щенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Дос­тоинства и недостатки методов. Психогенетические методы: генеало­гический, метод приемных детей, близнецовый. Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобиографический. Собственно психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастно-психологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические. L-, T-, Q-данные. Приемы и способы научной классификации.





Раздел 2. Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность

Индивидуальные, типологические и групповые различия. Взаимодействие среды и наследственности. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории. Учение Л.С. Выготского. Современное понимание наследственности и среды. Сложная структура среды. Теория У. Бронфенбреннера об экологии развития ребенка. Понятия индивида, личности, интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). Структура индивидуальности в различных подходах. Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий. Специальная теория интегральной индивидуальности (В.М. Русалов).

Механизмы формирования индивидуальности: наличие иерархических предпочтений, идентификация факторов более высокого порядка, выделение симптомокомплексов отдельных подсистем, потребность в высоком уровне регуляции и др.

Индивидуальный стиль в структуре интегральной индивидуальности. Активность в структуре интегральной индивидуальности.

Метаиндивидуальность.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.