Тема 10. Основы финансового права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание темы

1. Финансовое право как отрасль права 

2. Основы бюджетного права

3. Основы налогового права

4. Основы страхового права

5. Основы банковского права

6. Основы валютного права

Методические указания  

Цель темы: ознакомление с основами финансовой политики государства, формами и методами ее реализации; содержанием и организацией финансовой деятельности государства; понятием, системой финансового права и содержанием основных его институтов; формирование знаний основных категорий и понятий финансового права и основных положений действующего федерального финансового законодательства.

Финансовое право является одной из основных самостоятельных отраслей российского права. Финансовое право регулирует разнообразные отношения – бюджетные; налоговые; отношения, связанные с функционированием внебюджетных фондов; отношения, существующие в сфере государственного (муниципального) долга и возникновение, изменение и прекращение этих отношений обусловлено необходимостью формирования государственных (муниципальных) денежных фондов для обеспечения финансовой основы существования государства, реализации его функций, в том числе для решения социальных задач.

Изучение основ финансового права имеет важное значение для студентов, обучающихся по экономическим направлениям.

Вопрос первый предполагает рассмотрение следующих подвопросов:

1) Понятие и предмет финансового права

2) Система и источники финансового права

При этом необходимо обратиться к следующей литературе:

1. Российское право: учебник /Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – М.: Норма, 2009. – 784 с. (есть в библиотеке)

2. Юрасюк Н.В., Ремболович Ж.В. Финансовое право. Учебное пособие. – Калининград, КГТУ, 2008

Финансовое право (как отрасль права) – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации соответствующих задач.

Предметом финансового права являются общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Под системой финансового права понимаются единство, взаимосвязь и дифференциация финансово-правовых норм по подотраслям и институтам с учётом особенностей содержания регулируемых ими общественных отношений. При этом нормы финансового права группируются в две части – Общую и Особенную.

Общая часть финансового права включает в себя нормы:

1) определяющие принципы финансового права;

2) регулирующие структуру, порядок функционирования финансовой системы РФ;

3) определяющие состав финансового законодательства;

4) устанавливающие порядок осуществления финансового контроля;

5) устанавливающие особенности привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.

Особенная часть финансового права включает нормы, регулирующие особенности функционирования финансовой системы и её составных элементов:

1) бюджетной системы – отношения в этой сфере регулируются бюджетным правом;

2) налоговой системы – отношения в этой сфере регулируются налоговым правом;

3) платёжной (расчётно-денежной) системы – отношения в этой сфере регулируются нормами банковского права;

4) валютной системы – отношения в этой сфере регулируются нормами валютного и банковского права.

Вопрос второй предполагает рассмотрение следующих подвопросов:

1) Понятие бюджета

2) Бюджетное право и его источники

3) Бюджетное устройство РФ

4) Бюджетный процесс

Литература:

1. Российское право: учебник /Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – М.: Норма, 2009. – 784 с. (есть в библиотеке)

2. Юрасюк Н.В., Ремболович Ж.В. Финансовое право. Учебное пособие. – Калининград, КГТУ, 2008

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

БК РФ (ст. 6) определя­ет бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Вместе с тем более полному представлению о сущности и роли бюджета способствует рассмотрение его понятия в разных аспектах.

Бюджетное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере бюджетного процесса по поводу планирования формирования, распределения и использования федерального, регионального и местного бюджетов, а также государственных и местных (муниципальных) внебюджетных фондов, осуществлению бюджетного контроля и защите бюджетных прав и законных интересов участников таких отношений.

Предмет бюджетного права составляют общественные отношения по поводу планирования формирования, распределения и эффективного использования бюджетов, а также государственных и местных (муниципальных) внебюджетных фондов, которые в совокупности называются бюджетными правоотношениями. Последние, как правило, возникают, преобразуются и прекращаются в рамках бюджетного процесса.

Источники бюджетного права:

1) Конституция РФ (определяет основы организации бюджетной деятельности государства)

2) Бюджетный кодекс РФ (устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, правила бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства)

3) Ежегодно принимаемые законы о бюджете на соответствующий период

4) Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ

5) нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований.

Бюджетное устройство включает бюджетную систему РФ и принципы её функционирования.

Бюджетный кодекс РФ (ст.6) определяет бюджетную систему Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Фе­дерации, регулируемую нормами права совокупность феде­рального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, мест­ных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Можно выделить различные виды бюджетов бюджетной системы РФ.

Исходя из структуры бюджетной системы РФ:

· федеральный бюджет;

· бюджет субъекта РФ;

· бюджет муниципального образования.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ следующие:

1. единство бюджетной системы;

2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

3. самостоятельность бюджетов разных уровней;

4. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5. сбалансированность бюджета;

6. эффективность и экономность использования бюджетных средств;

7. общее покрытие расходов бюджета;

8. гласность;

9. достоверность бюджета;

10. адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

 

Бюджетный процесс – это регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета.

Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчёта о его исполнении длится около трёх с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета.

Кроме того, в качестве одной из стадий бюджетного процесса (в качестве завершающей его стадии) отдельные учёные выделяют отчётную стадию, или стадию контроля над исполнением бюджета.

Вопрос третий предполагает рассмотрение подвопросов:

1) Понятие и виды налогов

2) Предмет и источники налогового права

Литература по третьему вопросу:

1. Российское право: учебник /Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – М.: Норма, 2009. – 784 с. (есть в библиотеке)

2. Юрасюк Н.В., Ремболович Ж.В. Финансовое право. Учебное пособие. – Калининград, КГТУ, 2008

3. Налоговый кодекс Российской Федерации http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

Налог –  обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансо­вого обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Характерные черты налога как платежа (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ) следующие:

· обязательность;

· индивидуальная безвозмездность;

· отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

· направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Классификация налогов и сборов:

I .По субъектам (плательщикам)

1. Налоги с организаций (привести пример)

2. Налоги с физических лиц (привести пример)

3. Общие (например, государственная пошлина)

Дата: 2019-02-02, просмотров: 210.