Содержание темы
1. Предмет, метод, источники экологического права
2. Принципы и объекты охраны окружающей среды
3. Экологические права и обязанности физических и юридических лиц
4. Экологический контроль и мониторинг
5. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Методические указания
Цель темы: получение студентами комплексных знаний об основных нормах, понятиях и институтах экологического права, особенностях правового регулирования экологических правоотношений, системе действующего экологического законодательства.
Экологическое право является комплексной отраслью права. Оно включает нормы других отраслей, таких как административное, гражданское, уголовное право. Данная особенность отрасли находит своё отражение в предмете правового регулирования, методе и источниках экологического права.
Вопрос первый следует рассматривать по материалам учебника:
Экологическое право: учебник /под ред. С. А. Боголюбова. ‒ М.: Издательство Юрайт, 2011. ‒ 482 с. http://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/YEkologicheskoe-pravo2.pdf
Предмет современного экологического права образуют общественные отношения:
· собственности на природные объекты и ресурсы;
· по природопользованию;
· по охране окружающей среды от деградации;
· по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
В настоящее время все отрасли российского права оперируют в основном двумя методами правового регулирования, а именно императивным (административно-правовым) и диспозитивным (гражданско-правовым).
Императивный метод правового регулирования представляет собой метод властных предписаний, за нарушение которых следуют установленные санкции (преобладает в экологическом праве). Характерной чертой императивного метода является наличие элементов власти и подчинения. Участникам правоотношений не предоставляется выбора вариантов поведения.
Диспозитивный метод дает субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона, основан на равноправии сторон. В настоящее время в экологическом праве диспозитивный метод начинает получать определенное распространение.
Экологическое право – это отрасль российского права, регулирующая отношения в области использования и охраны окружающей среды, а также отношения по защите экологических прав физических и юридических лиц.
Под источником экологического права следует понимать способ выражения решений правотворческих органов о принятии норм права, касающихся природопользования и охраны окружающей среды, в совокупности со способом доведения их до заинтересованных лиц.
В Российской Федерации правовые нормы об охране окружающей среды и природопользовании устанавливаются законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, которые должны соответствовать положениям, провозглашенным Конституцией РФ (ст. 15).
Систему источников экологического права можно представить следующим образом:
1) Конституция РФ,
2) Федеральные конституционные законы,
3) Федеральные законы
· кодифицированные (ГК, УК, КоАП)
· некодифицированные (О животном мире)
4) Указы Президента РФ,
5) Постановления Правительства РФ,
6) Акты федеральных органов исполнительной власти,
7) Нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Вопрос второй достаточно подробно изложен в следующем источнике:
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.11.2002 № 7-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
К принципам охраны окружающей среды ФЗ «Об охране окружающей среды» относит:
1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
5) ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
6) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
7) независимость контроля в области охраны окружающей среды;
8) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
9) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
10) обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
13) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
14) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
15) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
16) сохранение биологического разнообразия;
17) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
18) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
20) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
21) организация и развитие системы экологического образования и воспитания, формирование экологической культуры;
22) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
23) международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Под объектами правовой охраны окружающей среды понимаются её составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом, поскольку представляют экономический, экологический, эстетический интерес.
Объекты правовой охраны окружающей среды можно классифицировать по трём группам.
Первая группа объектов правовой охраны состоит из основных отдельных природных объектов, которых шесть: земля; ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух.
Ко второй группе относятся подлежащие охране в первоочередном порядке естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, имеющие глобальное значение.
Третью группу составляют объекты особой охраны. Все достигаемые природные объекты – компоненты окружающей среды подлежат охране, но особой охраны заслуживают специально выделенные в законодательстве территории и части природы:
· объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;
· заповедники, национальные, природные и дендрологические парки, заказники, ботанические сады, памятники природы, растений и животных, другие организмы, места их обитания, особенно занесенные в Красную книгу;
· континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ.
Вопрос третий и четвёртый предполагает обращение к тексту учебника
Экологическое право: учебник /под ред. С. А. Боголюбова. ‒ М.: Издательство Юрайт, 2011. ‒ 482 с. http://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/YEkologicheskoe-pravo2.pdf
Экологические права физических лиц:
1. Право на благоприятную окружающую среду
2. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
3. Право на возмещение вреда окружающей среде
4. Право граждан на принятие экологически значимых решений
5. Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением
6. Право требовать в судебном порядке ограничения, приостановления, прекращения деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
7. Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды
8. Направлять обращения в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране
9. Принимать участие в акциях по охране окружающей среды: митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах
10. Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке
11. Оказывать содействие органам государственной власти РФ и её субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды
12. Предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде.
Экологические обязанности физических лиц:
1. Соблюдать требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования
2. Осуществлять мероприятия по охране окружающей среды
3. Возмещать в установленном законом порядке вред окружающей среде.
Юридические лица, помимо прав, предоставленных гражданам, обладают следующими экологическими правами:
1. Разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды
2. Защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды
3. Привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды
4. За счёт собственных и привлечённых средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности
5. Организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями
6. Вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды
7. Обращаться в органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления с целью получения информации о состоянии окружающей среды, о мерах по её охране
8. Участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду
9. Организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования и размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде
10. Организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу
11. Рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы
12. Подавать в органы государственной власти РФ и её субъектов обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, эксплуатации объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде.
Экологические обязанности юридических лиц:
1. Соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности
2. Информировать государственные органы и население об аварийных ситуациях, которые нанесли или могут нанести значительный вред окружающей среде и здоровью граждан
3. В случае причинения вреда окружающей среде юридическое лицо обязано возместить вред в соответствии с действующим законодательством.
Экологический контроль следует понимать в нескольких аспектах:
1) как институт экологического права – это совокупность норм экологического законодательства;
2) как систему мер, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Классификация экологического контроля:
1) Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды»
· государственный
· муниципальный
· общественный
· производственный
2) В зависимости от стадии контрольной деятельности
· предупредительный
· текущий
· последующий.
3) В зависимости от метода, порядка проведения контрольных мероприятий
· инспекционный
· аналитический
· инструментальный (лабораторный)
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на:
· федеральный
· региональный
· локальный
Вопрос пятый предполагает изучение следующих источников:
1. Экологическое право: учебник /под ред. С. А. Боголюбова. ‒ М.: Издательство Юрайт, 2011. ‒ 482 с. http://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/YEkologicheskoe-pravo2.pdf
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм., вступ. в силу с 10.08.2017) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34661/
Юридическая ответственность граждан и организаций за экологические правонарушения наступает в соответствии с действующим законодательством.
КоАП РФ предусматривает административную ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8 Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования):
За совершение перечисленных правонарушений закон устанавливает следующие виды административных наказаний:
1) Предупреждение – вид административного наказания, который выражается в официальном порицании физического или юридического лица и выносится в письменной форме. Предупреждение налагается за совершение малозначительного административного правонарушения и в том случае, если данная санкция содержится в нормах Особенной части КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
2) Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. рублей; для должностных лиц – 50 тыс. рублей; для юридических лиц – 1 млн. рублей. Административный штраф также может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения; налогов, сборов или таможенных пошлин; сумме незаконной валютной операции либо иным суммам денежных средств, определенным ст. 3.5 КоАП.
3) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как административное наказание носит имущественный характер и представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
4) Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Уголовный кодекс РФ (глава 26) предусматривает следующие составы экологических преступлений:
1) Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246);
2) Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
3) Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинам (ст. 248);
4) Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);
5) Загрязнение вод (ст. 250);
6) Загрязнение атмосферы (ст. 251);
7) Загрязнение морской среды (ст. 252);
8) Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);
9) Порча земли (ст. 254);
10) Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
11) Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256);
12) Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257);
13) Незаконная охота (ст. 258);
14) Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
15) Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260);
16) Уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261);
17) Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262);
18) Экоцид (глава 34, статья 358).
За совершение перечисленных преступлений УК РФ устанавливает следующие виды наказаний:
1) Штраф;
2) Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью;
3) Обязательные работы;
4) Исправительные работы;
5) Арест;
6) Лишение свободы на определённый срок,
Уголовные наказания применяются исключительно к физическим лицам (гражданам).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 253.