Содержание темы
1. Административное право как отрасль права
2. Органы исполнительной власти РФ
3. Основы государственной службы РФ
4. Административные правонарушения и административная ответственность
Методические указания
Цель темы: получить представление об особенностях административного права как отрасли публичного права.
Первый вопрос предполагает рассмотрение следующих юридических категорий:
1) Предмет административного права
2) Метод административного права
3) Система административного права
4) Источники административного права
Литература по первому вопросу:
1. Административное право: учебник /Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2009. – 928 с. http://www.law.vsu.ru/structure/admlaw/personal/books/starilov_18.pdf
2. Юрасюк Н.В. Административное право. Учебное пособие. – Калининград: Издательство ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2011. – 88 с.
Административное право является одной из ведущих отраслей российского права. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в области государственного управления, в сфере деятельности публичной администрации. Данная отрасль права регулирует отношения с участием большого круга субъектов. К ним относятся граждане, органы публичной власти, организации любых форм собственности. Именно административное право закрепляет обязанности и права участников этих отношений, их властных и невластных субъектов.
Предмет административного права – совокупность общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся в сфере функционирования субъектов исполнительной власти и осуществления административного судопроизводства, а также в связи с осуществлением иными государственными органами внутриорганизационной деятельности управленческого характера.
В механизме правового регулирования выделяются два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный.
Императивный метод представляет собой метод, в котором преобладают властные предписания. Указанный метод отличается тем, что регулирование в его рамках осуществляется на началах субординации с применением властно-императивных способов регламентации отношений. Императивный метод не оставляет возможности для выбора варианта поведения, он его предписывает либо запрещает. Этот метод, безусловно, характерен, прежде всего, для административного права, а также для большинства отраслей публичного права.
Диспозитивный метод отличается от императивного метода своим координационным характером. В рамках данного метода правового регулирования государство выступает координатором действий равных субъектов урегулированного правом отношения. Как правило, этот метод связан с такой формой юридического факта, как договор, в котором находят отражение согласованные сторонами их взаимные права, обязанности и ответственность. Право в данном случае лишь регулирует порядок оформления договорных отношений, а также предусматривает решение вопросов правового характера на тот случай, если стороны не договорились о них самостоятельно. Естественно, что такой метод правового регулирования характерен для частноправовых отраслей, и в том числе права гражданского.
Таким образом, административно-правовой метод – это императивный метод воздействия на общественные отношения, характеризующиеся субординацией (властеотношения), основанный на таких способах правового регулирования, как предписание и запрет.
Административное право – это целостная, логически завершённая система, состоящая из правовых норм и институтов, объединённых общим предметом, методом, принципами и целью регулирования общественных отношений.
Составными элементами системы административного права являются общая и особенная части. В состав общей части включены нормы, которые охватывают управление в целом.
Нормы особенной части действуют в пределах отдельных сфер или отраслей функционирования исполнительной власти. Например: государственное управление экономической сферой; государственное управление социально-культурной сферой.
Второй вопрос включает:
1) Понятие органа исполнительной власти
2) Классификацию органов исполнительной власти
3) Полномочия Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти
Наиболее полная информация по второму вопросу содержится в литературе:
1. Административное право Российской Федерации: учебник /под ред. А.В. Мелехина. – М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. – 624 с. http://www.knorus.ru/upload/knorus_new/pdf/7913.pdf
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/
Органы исполнительной власти – это создаваемые в системе исполнительной власти государственные органы, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.
В административно-правовой литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти.
1. По территории деятельности:
· федеральные органы исполнительной власти;
· органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. По основаниям образования:
· органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ;
· органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ.
3. По способу образования:
· избираемые органы исполнительной власти (председатели правительства ряда субъектов РФ, главы субъектов РФ);
· органы исполнительной власти, создаваемые на основе законодательства и иных нормативных правовых актов.
4. По характеру компетенции:
· органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краев, областей);
· органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные отраслевые органы исполнительной власти);
· органы исполнительной власти межотраслевой компетенции,
которые в своей сфере деятельности координируют деятельность
иных органов исполнительной власти (федеральные министерства;
федеральные службы);
· органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (федеральные службы).
5. По порядку разрешения подведомственных вопросов:
· коллегиальные органы исполнительной власти (правительства);
· единоначальные органы исполнительной власти (министерства
и другие органы исполнительной власти).
6. По организационно-правовой форме:
· министерства;
· иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства);
· органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Вопросы деятельности Правительства РФ определяются федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ – Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Правительство РФ осуществляет следующие общие полномочия:
1. организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
2. осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
3. обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
4. формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их
реализацию;
5. реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
При рассмотрении третьего вопроса необходимо:
1) Дать определение государственной службы (Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (по состоянию на 2017 год))
2) Раскрыть понятие системы государственной службы (Административное право Российской Федерации: учебник /под ред. А.В. Мелехина. – М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. – 624 с. http://www.knorus.ru/upload/knorus_new/pdf/7913.pdf)
3) Перечислить её принципы (Административное право Российской Федерации: учебник /под ред. А.В. Мелехина. – М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. – 624 с. http://www.knorus.ru/upload/knorus_new/pdf/7913.pdf)
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба – это профессиональная служебная деятельность:
1. российских граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации;
2. федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
3. субъектов Российской Федерации;
4. органов государственной власти и иных государственных органов субъектов Федерации;
5. лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации);
6. лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Согласно ст. 2 ФЗ «О системе государственной службы РФ», система государственной службы включает следующие виды:
1) государственная гражданская служба;
2) военная служба;
3) правоохранительная служба.
Государственная служба, как любой институт административного права, имеет свои принципы – базисные правовые установления, на которых строится система и порядок функционирования государственной службы.
Принципами гражданской службы являются:
1. федерализм;
2. законность;
3. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
4. равный доступ граждан к государственной службе;
5. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
6. профессионализм и компетентность гражданских служащих;
7. стабильность гражданской службы;
8. доступность информации о гражданской службе;
9. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
10. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Четвёртый вопрос целесообразно раскрывать по материалам КоАП РФ. При этом следует:
1) Дать определение административного правонарушения
2) Перечислить виды административных правонарушений
3) Дать определение административного наказания
4) Перечислить виды административных наказаний.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В качестве критерия деления административных правонарушений на виды выступает родовой объект, т. е. общественные отношения в конкретной области государственной и общественной жизни, государственного управления. Формально виды административных правонарушений, в зависимости от родового объекта, объединены в КоАП в главы раздела II Особенной части.
На основе данного критерия можно выделить следующие виды административных правонарушений.
1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (глава 5, ст. 5.1 – 5.58).
2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6, ст. 6.1 – 6.16).
3. Административные правонарушения в области охраны собственности (глава 7, ст. 7.1 – 7.34).
4. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8, ст. 8.1 – 8.42).
5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9, ст. 9.1 – 9.20).
6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10, ст. 10.1 – 10.14).
7. Административные правонарушения на транспорте (глава 11,
ст. 11.1 – 11.30).
8. Административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12, ст. 12.1 – 12.37).
9. Административные правонарушения в области связи и информации (глава 13, ст. 13.1 – 13.28).
10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (глава 14, ст. 14.1 – 14.42).
11. Административные правонарушения в области финансов, налогов
и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (глава 15, ст. 15.1 – 15.35).
12. Административные правонарушения в области таможенного
дела (нарушения таможенных правил) (глава 16, ст. 16.1 – 16.23).
13. Административные правонарушения, посягающие на институты
государственной власти (глава 17, ст. 17.1 – 17.15).
14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (глава 18, ст. 18.1 – 18.17).
15. Административные правонарушения против порядка управления
(глава 19, ст. 19.1 – 19.32).
16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (глава 20, ст. 20.1 – 20.29).
17. Административные правонарушения в области воинского учета
(глава 21, ст. 21.1 – 21.7).
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП):
1. Предупреждение.
2. Административный штраф.
3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
5. Административный арест.
6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
7. Дисквалификация.
8. Административное приостановление деятельности.
9. Обязательные работы
10. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения
Дата: 2019-02-02, просмотров: 250.