Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка.
Методическая деятельность.
Для оптимизации социально-педагогической деятельности в создании благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи учащимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и особенностей разработана программа
«Формирование правовой культуры школьников».
Для создания условий для организации жизни и деятельности учащихся, как одного из основных факторов здоровья разработана и реализовывается «Формирование ЗОЖ у школьников и профилактика асоциального поведения, правонарушений среди детей и подростков»
Для оптимизации социально-педагогической деятельности в оказании подростку комплексной помощи в саморазвитии, самореализации и включения его в значимую деятельность, в подготовке к самостоятельной жизни реализовываются программы: «Профориентация как средство социализации школьников» и
«Семья -основа общества».
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»
Пояснительная записка.
Программа «Формирование основ правовой культуры школьников» представляет собой курс правового просвещения школьников, рассчитана на 5 лет. Программа направлена на формирование основ правовой культуры школьников. Правовое просвещение воспитанников — одно из направлений многогранной деятельности социального педагога. В письме Министра образования Российской федерации №391/11 от 19 марта 1996г. «О гражданско — правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» отмечается , что реализация «стратегии в области гражданско- правового образования начинается с детского сада и начальной школы, где вводятся элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, ребенка, нормах нравственности, и продолжается до 11 класса».
В современной России гражданское общество находится в процессе становления, демократические традиции и институты недостаточны развиты, поэтому формированию правовой культуры личности следует уделять особое внимание. К сожалению, для нашего общества характерен «правовой нигилизм» - неуважение к закону, нежелание его выполнять.
Опыт показывает, что большинство людей, не нарушающих законы, обычно их не знают. Что же позволяет им не нарушать законы? Ответ прост — их нравственные нормы и представления о естественной справедливости.
Вся программа состоит из трех модулей, которые объединяют от 4 до 6 основных тем. Базовыми компонентами трех модулей являются:
1. Работа с сознанием воспитанников.
2. Организация общения детей с детьми, с родителями, с другими родителями, учителями.
3. Включение в практическую воспитательную работу.
Вся работа по формированию правовой культуры учащихся, предложенная в программе, строится на основе учета следующих принципов:
Ø Системности и дополнительности (в ней действительно все друг с другом связано и все друг другом связаны: педагоги, дети, родители, ученые педагоги и т.д. и все дополняют друг друга);
Ø Теоретически и практически (все в работе по педагогизации сознания осуществляется опора на практику, но практика была продолжением теории, как и теории, результатом практики, непременным условием при педагогизации сознания родителей является формирование у них потребности в чтении хорошей педагогической и психологической литературы, в обращении к историческим истокам педагогики);
Ø Согласованности процесса педагогизации сознания родителей с этапами нравственно психологического становления ребенка (то, о чем было сказано выше: все педагогические усилия воспитателей эффективны, когда они своевременны и разумны).
Основная цель правового просвещения учащихся - воспитание чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других.
Для осуществления этой цели необходимо решение следующих задач:
Ø формирование у школьников системы представлений о личном достоинство человека, о его правах и способах их защиты;
Ø создание условий для формирования убеждений, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки;
Ø выработка навыков оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения;
Ø создание условий, в которых дети смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон — не цель , а средство для нормального функционирования общества.
Программа состоит из трех модулей, которые объединяют от 6 до 15 основных тем, и направлена на формирование правовой культуры у учащихся.
Первый модуль «Формирование целостного образа мира в сознании ребенка»
Знание о мире и культуре человека.
Знание о мире как ориентиры, необходимые, чтобы уметь успешно жить и действовать в этом мире, в согласии с ним, с уважением к его законам.
Законы жизни семьи, жизни школы, жизни класса.
В содержании данного модуля входят следующие темы:
Ø Что такое человеческие ценности.
Ø Все люди разные, но права одинаковые.
Ø Конвенция ООН о правах ребенка.
Ø Права и обязанности учащихся в школе и в общественном месте.
Ø Семья -маленькое государство. Права и обязанности членов семьи.
Ø Всемирная Организация Здравоохранения и Российские ученые об алкоголе и табаке.
Ø Разрушительное влияние алкоголя и табака на человека, семью и общество.
Ø Основания постановки на педагогический учет, на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.
Ø Последствия постановки на педагогический учет, на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.
Второй модуль «Я и другие».
Данный модуль направлен:
- на формирование убеждений, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки;
- на формирование четырех обобщенных базисных умений: умение общаться, умение трудиться, умение учиться, умение думать.
В его содержание входят такие темы:
Ø Приемы установления контакта.
Ø Умеете ли вы слушать.
Ø Ответственность за административные правонарушения и потребления ПАВ
Ø Недопустимость совершения правонарушений на улице и потребления ПАВ
Ø Основания постановки на педагогический учет, на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.
Ø Как приобретаются вредные привычки и как освободиться от них.
Ø В чем секрет лидера.
Ø Внешние условия и программирование сознания человека под их воздействием.
Третий модуль «Развитие коммуникативных навыков».
Противоречия с социальной средой.
Освоение адекватных способов самовыражения.
Преодоление внутренних барьеров.
Формирование адекватной самооценки.
Темы:
Ø Индивидуальность.
Ø Ответственность за административные правонарушения и потребления ПАВ.
Ø Внешние условия и программирование сознания человека под их воздействием.
Ø Коммуникативные тренинги.
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ, ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
включает в себя три модуля:
Первый модуль: « Здоровье – основа жизни»
Второй модуль : «Я сохраню своё здоровье»
Третий модуль: « Здоровое поколение выбирает…..»
Первый модуль «Здоровье – основа жизни» (1-4 классы)
Цель программы:
Создание условий для организации жизни и деятельности учащихся, как одного из основных факторов здоровья.
Задачи программы:
1. Развитие эмоционально – ценностного отношения учащихся к здоровью, к здоровому образу жизни, занятиям культурой и спортом.
2. Формирование у учащихся системы знаний об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма, о психических свойствах и процессах, об основах гигиены, о мерах безопасности жизнедеятельности.
3. Развитие волевых и спортивно – физиологических качеств, психической уравновешенности, овладения учащимися способами оздоровления.
4. Формирования эмоционально – волевой сферы личности каждого ребенка.
Второй модуль : «Я сохраню своё здоровье» ( 5-7 классы)
Цель:
Сформировать позицию у учащихся о том, что они являются творцом собственного здоровья.
Задачи:
1.Научить детей практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье.
2. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений ПАВ.
3.Формирование представления о негативном воздействии ПАВ на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие.
Третий модуль: « Здоровое поколение выбирает…..» ( 8-9 классы)
Цель: Создание в подростковой среде условий, препятствующих употреблению и распространению ПАВ и наркотических веществ, становление активно отрицательной позиции по отношению к вредным привычкам.
Задачи:
1 Формирование навыков отказа от употребления ПАВ ;умение противостоять пагубным привычкам.
2. Обучение подростков умению противостоять потребности к употреблению наркотических веществ и ПАВ.
3. Развитие личностного навыка контроля над ситуацией умению выбирать стратегию своего поведения.
«ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ».
Пояснительная записка.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
В подготовке специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников – социально-значимый раздел обучения.
Актуальность профориентации определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Профориентация – система общественного и педагогического воздействия, с целью подготовки к сознательному выбору профессии, система мероприятий, обеспечивающая обоснованный выбор профессии.
Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется на 2-х уровнях – общественном и личностном.
Цель:
подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.
Задачи:
1 Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.