Тема 6. Социализация личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человек – понятие, которое употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие, подчёркивающее наличие в мире особой общности – человечество.

Биологическая эволюция человека длилась 2,5 млн. лет и прекратилась 40 тыс. лет назад.
Признаки, отличающие человека от животных:

1.прямохождение;

2.наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания;

 3.более продолжительное детство;

 4.овладение орудиями труда и огнём; 5.более крупный и сложный мозг.

Индивид – единичный представитель рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.
Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

 Личность – итог развития индивида.

Факторы формирования личности:

1.биологическая наследственность;

2.физическое окружение (климат, географические особенности);

3.культурные особенности данного общества;

4. групповой опыт; индивидуальный опыт.

 Социальный статус – положение человека в системе общественных отношений.

Типы социальных статусов:

1.предписанный – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности, обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй (пол, национальность, раса, социальное происхождение);

2.личный статус – положение индивида в малой группе (первичной) в зависимости от того, как он в ней оценивается членами этой группы – родителями, родными, знакомыми (сын, дочь, лидер компании, отец, мать)

3 достигаемый – приобретается в результате личных усилий и находится под контролем человека (президент, банкир, студент, профессор, муж, жена).

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества с другими позициями через систему прав и обязанностей

 

 


Социальный статус характеризуется набором ролей. Каждая роль требует особой манеры поведения.
Социальная роль - совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицу, занимающему определенный социальный статус. Социальная роль связана с социальной позицией, занимаемой личностью в социально-стратификационной структуре общества.
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм, ценностей его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.
Стадии социализации (жизненные циклы):

 

Первичная Детство   Юность Вторичная Зрелость  Старость

 

 

Сфера межличностных отношений   Сфера социальных отношений
Родители; братья; сестры; бабушки; дедушки; сверстники; учителя; врачи.   Агенты социализации Представители администрации школы, ВУЗа, предприятия, армии, полиции, государства, сотрудники телевидения, печати
Семья, дошкольные учреждения, школа, спортивные секции Институты социализации Производство, государство, армия, суд, средства массовой информации

 

Проходя этапы социализации, человек многому переобучается.

Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация – обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения.
Средством социальной регуляции поведения людей выступает социальный контроль. Социальный контроль – это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа регулирует поведение и поддерживает общественный порядок. Выполняет охранительную и стабилизирующую функции.

Функции социальных норм:

регулируют общий ход социализации;

интегрируют людей в группы и общество;

служат образцами, эталонами поведения;

контролируют отклоняющееся поведение.

Девиантное поведение (социальное отклонение) – поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Социальные отклонения могут принимать самые разные формы (преступники, отшельники, аскеты, гении и т.д.).

Серьезное нарушение закона, влекущее за собой уголовное наказание, называется делинквентным поведением. Оно может принимать такие формы как наркомания, воровство, бандитизм.

Отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от этого все формы девиации можно разделить на:

максимально одобряемые – героизм, выдающий талант, спортивные и трудовые достижения, научные открытия, политическое лидерство; максимально неодобряемые – терроризм, предательство, преступления, вандализм.

 








Тема 7. Личность и общество

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

 Личность – итог развития индивида.

Факторы формирования личности:

1.биологическая наследственность;

2.физическое окружение (климат, географические особенности);

3.культурные особенности данного общества;

4. групповой опыт; индивидуальный опыт.

Человек является элементом целостной системы, включающей в себя природу (мир физических объектов) и человеческое общество. Вне этой системы его существование невозможно, поскольку именно здесь он находит все необходимые для своего бытия условия. Поэтому социальное бытие человека предполагает взаимодействие его с окружающим миром физических объектов (природных или созданных человеком предметов и явлений) и с людьми. Оно представляет собой целостную жизненную активность, которая может иметь форму предметной деятельности (взаимодействия типа «субъект - объект») и общения (взаимодействия типа «субъект-субъект»).
Деятельностью называется жизненная активность человека, направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных или духовных). В качестве примера можно назвать профессиональную деятельность инженера, водителя, хирурга, агронома, программиста и др. Деятельность является сущностной характеристикой человека.

Она имеет важное значение для личности:

1. Социальная деятельность человека является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность предполагает определенный способ удовлетворения, представляющий собой систему особых действий и операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами.
2. С помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток.
3. В процессе социальной деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели. Любой образ или мысль по своему содержанию представляет собой не что иное, как субъективный аналог соответствующего объекта, построенный на основе внутренней психической деятельности: прецептивной, мнемической, умственной и т.д.
4. Социальная деятельность человека выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения, способностей и т.д. Исследования показывают, что ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии. Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя.
5. Активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности. Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине теряется профессиональная квалификация у специалистов, длительное время не занимающихся профессиональной деятельностью.
6. Творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования.

По мере развития рыночных отношений в нашей стране стали формироваться новые интересы, ценностные ориентации, стереотипы поведения. Исследователи отмечают появление таких психологических феноменов, как «рыночная ориентация» и «личностный рынок». Теперь, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать знаниями, талантом, мастерством, искренностью и порядочностью. Успех зависит от того, насколько человек умеет подать себя на рынке, насколько привлекательна его «упаковка», насколько он способен выдержать конкурентную борьбу. Это ставит перед личностью ряд проблем, связанных с освоением новых моделей взаимодействия с кардинально изменившейся социальной средой.

Личность – субъект и объект политики.

Субъект – сознательный проводник политики. Быть субъектом политики личность может только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие демократические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности.

К условиям становления личности как политического субъекта относятся также: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность .

При тоталитарном и авторитарном режимах личность выступает лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли.

Личность, как объект политики в условиях демократического режима выступает постольку, поскольку она обязана выполнять конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития.

 

 


Тема 8. Общество как социальная система

Общество – широкое по объему и абстрактное по характеру понятие; сложное явление; историческое понятие; стыковое понятие разных наук.

Понятие «общество» используются как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле под обществом понимается конкретный вид общества в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство).

 В широком смысле под обществом понимается мировое сообщество или мировая система (все человечество как целое).

 Страна – территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом

 Государство – политическая организация страны. Государство управляет взаимоотношениями людей.

Общество – социальная организация страны, нации, народности, племени, исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений.
Общество – динамическая система. «Система» (греч.) – «целое, составленное из частей», «совокупность». Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы.

Подсистемы:

 1. экономическая (отношения в процессе материального производства);

2. социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп);

3. политическая (деятельность государственных партий);

4.духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).

Каждая сфера общественной жизни – сложное образование: составляющие ее элементы дают представление об обществе в целом.

Социальная система — совокупность людей со всем мно­гообразием их связей, взаимодействий и отношений.

Люди являются теми единицами, деятельность которых образует динамическую модель общества. Но одно из главных условий ее эффективности состоит в том, что такая деятельность должна носить постоянный, устойчивый характер. Между людьми в обществе складываются определен­ные социальные связи. Они выражаются в тех услови­ях, в которых осуществляется взаимодействие людей.

Социальная структура - совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

Основные элементы социальной структуры:

ü  социальные общности:

ü социальные институты;

ü социальные группы;

ü социальные организации.

 

Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения.

Типы социальных общностей:

-территориальные (горожане, селяне, земляки и т.д.);

-этнические (расы, нации, народности, племена, классы);

-стратификационные (классы, сословия, касты);

-демографические (мужчины, женщины, дети, старики и т.д.);

-профессиональные (шахтёры, врачи, учителя и т.д.);

религиозные (мусульмане, православные, католики)

Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Классификация социальных групп:

В зависимости от размеров:

Большие – группы, в которых отсутствуют непосредственные личные контакты между всеми их членами. Контроль осуществляется сверху вниз. Малые – группы, в которых общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Состоят из небольшого числа людей.
- ученики школы;  – работники завода - ученики класса; – производственная бригада

 

 

В зависимости от характера взаимоотношений между индивидами:

Первичные – группы, в которых происходит первоначальная социализация индивидов и отношения носят личностный, неформальный характер.  семья;  – группа друзей;  – спортивная команда .   Вторичные – группы, в которых социальные контакты и отношения между их членами носят безличный характер. Они направлены, как правило, на достижение общих целей и при их отсутствии распадаются. - студенты курса, факультета, института; – производственный коллектив; – политическая партия и т.  

 

Социальные институты – те опоры, на которых держится здание общества.

Социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Функции социальных институтов:

1.функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

2.регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества; 3.интегративная – сплочение и взаимозависимость членов социальных групп, происходящие в рамках институционализированных норм, правил, санкций; 4.транслирующая – передача социального опыта;

5.коммуникативная – распространение информации, произведенной социальным институтом.

Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов.

 Семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

С одной стороны, семья – социальный институт, с другой – малая группа.

Семья зависит от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений. С институтом семьи тесно связан институт брака.

Брак – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительный признак семьи – совместное ведение домашнего хозяйства.

 Основа семьи – брачная пара (диада).

Триада – семья из трех человек.

Виды семей: нуклеарные (родители и дети), расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.).










Типы семьи:

Традиционная (или патриархальная) семья – под одной крышей существуют минимум три поколения, роль лидера отводится старшему мужчине.

 Нетрадиционная семья – в ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но без достаточных на то объективных экономических оснований.

Эгалитарная семья (семья равных) – для нее характерны:
1.справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи;

 2. обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

 3. эмоциональная насыщенность отношений.

Функции семьи:

 репродуктивная – воспроизводство в детях численности родителей; воспитательная функция;

 хозяйственно – экономическая функция.

Неравенство – характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества между различными слоями населения.

Естественное неравенство – различия между людьми по биологическим и психологическим (темперамент, интеллект) особенностям.

 Социальное неравенство – различия, которые порождаются такими факторами, как разделение труда (умственный и физический), уклад жизни, социальные роли (отец, сын) Экономическое неравенство – выражается в том, что самые высокие доходы получает меньшая часть общества, а средние и наименьшие – большинство населения.

 «Стратификация» (лат.) – stratum («слой»), ficio («делаю»).

Стратификация – вертикальная последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархия.

 

П. Сорокин предложил 4 измерительные линейки стратификации:

доход измеряется количеством денег, которое получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени;

образование измеряется числом лет обучения;

власть измеряется численностью людей, на которых распространяется принимаемое решение;

престиж - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

 

Исторические типы стратификации: Тип общества Тип стратификации
Закрытое – общество, где социальное перемещение из низших страт в высшие либо запрещены, либо ограничены.   Рабство – форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Касты – социальные группы, принадлежностью к которым люди обязаны исключительно своим рождением. Закреплены религией индуизма. Сословия – социальные группы, обладающие закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Открытое – общество, где перемещение из одной страты в другую официально не ограничены.   Классы – социальные страты, отличающиеся друг от друга доходом, образованием, властью и престижем. Отражают экономическое положение людей, способных передвигаться вверх и вниз.

 

Средний класс расположен между очень богатыми и очень бедными. Он появился в XX веке и выполняет функцию стабилизатора общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать социальные катаклизмы.
Социальная мобильность – любой переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой.

Типы социальной мобильности
Горизонтальная                                                           

 – смена работы в той же должности;

– смена места жительства…
Вертикальная

– повышение в должности;

Индивидуальная мобильность – перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других.

 Групповая мобильность – перемещения происходят коллективно.

Причины групповой мобильности:

– социальные революции;

 – иностранные интервенции;

 – межгосударственные войны;

 – гражданские войны;

 – военные перевороты;

 – смена политических режимов

Социальное развитие – такое изменение общества, которое связано со структурными преобразованиями, ведущими к появлению новых, более прогрессивных, общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

С каждой новой исторической эпохой человечество поднимается на более высокую ступень развития (прогресс).

В обществе действуют и такие силы, которые препятствуют социальному развитию (регресс).
Прогрессирует то общество, в котором:

 – все большее число людей живет лучше и дольше;

 – создается такой общественный строй, которой дает возможность каждому жителю получать все большее количество общественного продукта;

– обеспечивается свободное и всестороннее развитие личности; – расширяется демократизация, социальные и политические права и свободы.

Социальный прогресс – всемирно – исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.
Формы социального прогресса:

Революционный                                                 Комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни. Скачкообразный характер преобразований. Затрагивает основы существующего строя Реформистский Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества. Постепенные преобразования. Не затрагивает основы существующего строя.

Типы общества:

- дописьменные и письменные;

-простые и сложные;

-первобытное, кочевое, аграрное, индустриальное, постиндустриальное

 

Традиционное общество Технологически примитивное. Бедное. Незначительные разделение труда и специализация. Большинство ролей связано с родством. Каждый индивид выполняет немного ролей. Отсутствие письменности, коммуникация устная. Сельское. Натуральное хозяйство.  Однородная культура.   Индустриальное общество Технологически развитое. Процветающее. Сложное разделение труда и глубокая специализация. Кровнородственные роли отошли на второй план. Каждый выполняет много ролей. Письменность. Широкое распространение СМИ. Городское. Рыночное хозяйство. Разнородная культура.  

 







Дата: 2019-02-02, просмотров: 225.