Общественные отношения- это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.
Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс. Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения.
Социальные отношения - это система многообразных устойчивых взаимосвязей, возникающих между отдельными индивидами, группами, организациями и общностями в процессе их экономической, политической, культурной деятельности и реализации их социальных статусов и ролей.
Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения.
Типы социальных общностей:
-территориальные (горожане, селяне, земляки и т.д.);
-этнические (расы, нации, народности, племена, классы);
-стратификационные (классы, сословия, касты);
-демографические (мужчины, женщины, дети, старики и т.д.);
-профессиональные (шахтёры, врачи, учителя и т.д.);
-религиозные (мусульмане, православные, католики)
Теория социального обмена -Джордж Хоманс (1910-1989)
В основе социального обмена, по мнению Хоманса, лежат четыре принципа:
§ принцип успеха - чем чаще вознаграждается определенный тип действия человека, тем выше вероятность его повторения;
§ принцип стимула - если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие;
§ принцип ценности - чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие;
§ принцип «насыщения» - когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает меньше усилий для их удовлетворения.
Различают два основных типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (конкуренция).
Сотрудничество предполагает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей с взаимной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействие на основе соперничества включая попытки воспроизведения, опережение или подавления соперника, стремящегося к идентичным целей.
Взаимодействие на основе соперничества включая попытки опережение или подавления соперника, стремящегося к идентичным целей. Это может привести к открытому противостоянию между членами взаимодействия, которое возникает в результате взаимоисключающих интересов и позиций, то есть к конфликту.
Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой.
С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов:
1) внутриличностный (может иметь следующие формы: ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями);
2) межличностный (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным);
3) между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы);
4) межгрупповой.
Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедеятельности на политические, социально-экономические, национально-этнические и другие.
В современной конфликтологии можно выделить два типа успешного завершения конфликта: компромисс и консенсус.
Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.
Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 476.